Особенности «имени» речевого жанра отзыва потребителя в интернете | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №20 (258) май 2019 г.

Дата публикации: 19.05.2019

Статья просмотрена: 145 раз

Библиографическое описание:

Шавлохова, Ф. В. Особенности «имени» речевого жанра отзыва потребителя в интернете / Ф. В. Шавлохова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 20 (258). — С. 581-583. — URL: https://moluch.ru/archive/258/59172/ (дата обращения: 19.12.2024).



Рассмотрение особенностей жанра следует начать с точки зрения лингвистического подхода, т. е. исходя из семантики названия жанра.

Если обратиться к «Толковому словарю великорусского языка» В. И. Даля, то мы не обнаружим отдельной дефиниции для лексемы «отзыв», но ее определение можно найти в словарной статье, посвященной слову «отзывать»: «ОТЗЫВАТЬ, отозвать кого, откуда, вызывать, звать прочь, в сторону, в иное место. Я ныне отозван к обеду. Отзови собак, отмани их подальше…. отзов или отзыв, отзыв м. отзывка ж. об. действ. по глаг. О'тзыв, ответ. Напиши ему отзыв. Ни призыва, ни отзыва нет! Отзыв, отзов посла. Это одна пустая отзывка, отговорка. Об нем отзывы нехороши, дурно говорят. Отзывное письмо…» [2, с. 758].

Здесь слово «отзыв» стоит в одном синонимическом ряду со словом «ответ», т. е. он служил неким откликом на какое-либо событие, мнение, реплику и т. д.

Обращая внимание на этимологию слова, нетрудно обнаружить, что оно восходит к действительному глаголу «звать» (или зывать), т. е. нарекать, говорить. Образовано с помощью приставки «от» плюс основа глагола. Приставка «от» имеет значение «явление, подобное тому, что названо исходным словом, но происходящее после него, часто имеет ответное, противоположенное направление».

Сделаем вывод: отзыв — ответная, подобная, отталкивающегося от предыдущего, речевая единица.

С. И. Ожегов в «Толковом словаре русского языка» дает следующее определение слова «отзыв»: «ОТЗЫВ, -а, м. 1. Отзвук (в 1 знач.), эхо (устар.).

О. грома в горах. 2. То же, что отзвук (в 3 знач.). 3. Мнение о ком-чем-н., оценка кого-чего-н. Критический о. о книге. 4. Условный секретный ответ на пароль» [4, с. 666].

Стоит отметить, что в отличие от первого словаря, в данном больший акцент делается на оценочном характере отзыва. Значит, что может иметь эмоциональную окраску, как положительную, так и отрицательную. У значения слова могут появляться коннотации в зависимости от контекста.

Далее исследуем словарную дефиницию в «Большом толковом словаре русских существительных 21 века»:

Отзыв- 1. Оценка чего-либо, кого-либо.2. Перен. То же что и отклик [1, с. 211].

Итак, в этом словаре мы видим, что первым значением лексемы «отзыв» стала оценка. Таким образом, можно сказать, что семантика слова изменилась, в первую очередь внимание теперь обращается на оценочный характер «отзыва».

В энциклопедии-справочнике «Культура русской речи» отмечается: «Отзыв — это мнение о ком-либо или о чем-либо, представленный письменно или устно в виде высказывания или текста» [3, с. 474].

Итак, исходя из этого, мы можем говорить еще и о социокультурном, диалогическом значении «отзыва», вытекающем из значения слова, т. е. он влияет на общественную оценку того, о чем говориться в тексе. И возвращаясь к методологии Т. В. Шмелевой, которая уделяла этому вопросу большое внимание, делаем вывод: отзыв — оценочный жанр, цель которого дать понять отношение к чему-либо участникам общения (т. е. потребителя и производителя), используя принятую шкалу ценностей.

Теперь рассмотрим слова «потребитель».

В словаре В. И. Ожегова можно найти дефиницию слова «потребитель»: «ПОТРЕБИТЕЛЬ, -я, м, 1. Лицо или организация, потребляющие продукты чьего-н. производства. Запросы потребителя.

Защита прав потребителя. 2. перен. Человек, к-рый стремится жить, больше получая от других, чем отдавая им (неодобр.). Бездумная психология потребителя» [4, с. 544].

В словаре 21 века дано следующее определение:

«Потребитель, офиц. Человек (а также семья, коллектив) как член общества, использующий (потребляющий) продукт чьего-л. производства, чьей-л. деятельности (в том числе и свой)» [3, с. 211].

Таким образом, потребитель — это тот, кто потребляет, требует, т. е. на базе интересов которого создается та или иная продукция, тот, кто непосредственно пользуется товарами и услугами. И как раз для того, чтобы обозначить мнение потребителя, его оценку о том или ином товаре или услуге и было введено понятие «отзыв потребителя».

Сравним семантику слов «отзыв» и «рецензия».

«РЕЦЕНЗИЯ, -и, ж. Критический отзыв о каком-н. сочинении, спектакле, фильме. Р. на книгу или о книге. Отдать статью на рецензию. Отрицательная, положительная р. II прил. рецензионный, -ая, -ое» [4, с. 698].

Итак, из определения следует, что семантика «отзыва» гораздо шире, чем у слова «рецензия» даже потому, что отзыв оценка не только чего-либо,

Перейдем к целостному толкованию «имени жанра».

«Отзыв потребителя — речевое произведение, основанное на выражении эмоционально-оценочного отношения к приобретённому. Главным в отзыве является выражение личностного отношения к товару, аргументированная оценка продуктам, техники, качеству обслуживания и т.д» [5].

Сейчас отзыв потребителя — это неотъемлемая часть маркетинга, он помогает привлечь покупателя, теперь это не просто наименование, а знак качества. В связи с этим появилось множество рекламных слоганов с использованием определения этого «имени». Например, «Отзывы потребителей — наша гарантия качества» или «Отзыв потребителя — движущая сила деятельности» и др.

Итак, семантика имени жанра позволяет выделить следующие особенности:

− несомненный оценочный характер;

− социокультурная значимость как следствие (т. к. пользуется системой ценностей, принятых в обществе: «плохо», «хорошо», «дискомфортно», «неприемлемо»;

− диалогический характер жанра.

Итак, особенность «имени» этого жанра заключается в том, что в своей семантике оно носит диалогический смысл. Отзыв возникает как речевая «реакция» на что-либо и подразумевает под собой ответную, исходную из оценки (улучшение, изменение, обращение внимания), т. е. семантика подчеркивает его лингвистическую прагматику.

Литература:

  1. Бабенко Л. Г. Большой толковый словарь русских существительных: Издательство: «АСТ-Пресс Книга», 2009. — 864с.
  2. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х томах. — Издательство Русский язык, 1978. — 2736 с.
  3. Иванов Л. Ю. Культура русской речи: Энциклопедический словарь-справочник/ Иванов Л. Ю., Сковородников А. П., Ширяев Е. Н. и др. (редакторы). М.: Флинта: Наука, 2003. — 840 с.
  4. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка М.: Мир и Образование, Оникс, 2011. — 736 с.
  5. http://fb.ru [Электронный ресурс]
Основные термины (генерируются автоматически): отзыв, Отзыв потребителя, значение слова, оценка, потребитель, слово, Толковый словарь.


Задать вопрос