Понятие и признаки объектов авторского права | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 марта, печатный экземпляр отправим 10 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №20 (258) май 2019 г.

Дата публикации: 17.05.2019

Статья просмотрена: 2847 раз

Библиографическое описание:

Макин, Т. Е. Понятие и признаки объектов авторского права / Т. Е. Макин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 20 (258). — С. 340-342. — URL: https://moluch.ru/archive/258/59158/ (дата обращения: 25.02.2021).



Статья посвящена вопросу понятия и признаков объектов авторского права, служащих критерием охраноспособности произведений.

Ключевые слова: авторское право, объекты авторского права, признаки объектов авторского права.

Установление понятия и признаков объекта авторского права является одной из важнейших задач гражданского права, поскольку от ее решения зависит возможность определения круга субъектов авторского права, объема их правомочий, а также возможности предоставления авторско-правовой охраны.

Анализ норм действующего гражданского законодательства позволяет сформулировать определение объекта авторского права, под которым понимается произведение науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, выраженное в объективной форме. Наряду с этим, легальное определение «произведение» в законодательстве не раскрывается, однако указаны признаки, которыми оно должно обладать, чтобы пользоваться правовой охраной нормами авторского права.

Широкое распространение в дореволюционной науке гражданского права получило понятие, сформулированное Г. Ф. Шершеневичем: «Объектом авторского права является литературное произведение, как продукт духовного творчества, облеченный в письменную или словесную форму и предназначенный к обращению в обществе» [1, с. 256].

Вместе с тем наряду с литературными произведениями в качестве объектов авторского права он выделял художественные и музыкальные произведения, однако в основу последующих изысканий других специалистов было положено непосредственно вышеуказанное понятие. Так, позднее данное Г. Ф. Шершеневичем определение было дополнено и расширено: «Объектом авторского права, — писал А. Я. Канторович, — общим образом говоря, является продукт духовного творчества, облеченный в определенную форму и предназначенный к обращению в обществе» [2, с. 109].

Среди специалистов авторского права общепризнанным стало понятие произведения, сформулированное советским ученым-юристом В. И. Серебровским: «Произведение, — утверждал он, — можно было бы определить, как совокупность идей, мыслей и образов, получивших в результате творческой деятельности автора свое выражение в доступной для восприятия человеческими чувствами конкретной форме, допускающей возможность воспроизведения» [3, с. 32].

Таким образом, подчеркивается, что произведение является нематериальным благом, результатом мыслительной деятельности человека, в связи с этим, необходимо отличать само произведение и материальную форму его воплощения, например, рисунок или книга.

Не вызывает сомнений, что произведение как объект авторского права по своей природе относится к нематериальным благам, тем не менее, признание его таковым недостаточно, поскольку к охраняемым законом нематериальным благам относятся и другие блага, в частности нематериальные блага неотделимые от личности субъекта права (честь и доброе имя, деловая репутация и пр.). Следовательно, для правильного определения сущности объекта авторского права, необходимо выделить конкретные признаки, позволяющие его отделить от других нематериальных благ. В настоящий момент, к таким признакам относятся творческий характер произведения и объективная форма его выражения.

Представляется, что наиболее удачным является понятие, которое сформулировал И. А. Зенин: «Творческой, — утверждал он, — считается любая самостоятельная умственная (мыслительная, духовная, интеллектуальная) деятельность, завершающаяся созданием, как принято говорить применительно к авторскому праву, «творчески самостоятельного результата» науки, литературы или искусства» [4, с. 35].

По мнению большинства специалистов авторского права, показателем творческого характера произведения являются новизна, оригинальность и уникальность произведения, что может выражаться в новом содержании или новой форме произведения, оригинальной идее или уникальной концепции.

Вторым признаком объекта авторского права, как уже отмечалось, является объективная форма его выражения. Произведение становится объектом авторского права лишь в том случае, когда оно не только создано творческим трудом, но и выражено в какой-либо объективной форме, которая может быть воспринята вовне другими лицами. Законодатель при этом указывает, что объективное выражение может быть осуществлено в одной из следующих форм:

1) письменной, например, рукопись или нотная запись;

2) устной, например, публичное произнесение или исполнение;

3) изображения, например, рисунок или эскиз;

4) звуко- или видеозаписи, например, цифровой или оптической;

5) объемно-пространственной, например, скульптура, макет или сооружение.

Таким образом, подчеркивается, что пока произведение не получило конкретной формы выражения, отделенной от личности автора и доступной для восприятия другими лицами, не существует и объекта авторского права. При этом законом в равной степени охраняются как законченные, так и незавершенные произведения (эскизы, планы и иные промежуточные результаты) используемые авторами при создании произведений [5, с. 35].

В авторско-правовой доктрине существуют две позиции относительно связи таких признаков как объективная форма выражения произведения и возможность его воспроизведения. По мнению первой группы специалистов, указанные категории составляют единый признак произведения, иными словами произведение, обладающее объективной формой выражения, может быть воспроизведено.

Вторая группа специалистов считает воспроизводимость самостоятельным признаком произведения, утверждая при этом, что нормами авторского права охраняется произведение, объективная форма которого обеспечивает возможность воспроизведения без участия самого автора. Необходимо отметить, представители указанной группы не отрицают наличия устной формы выражения произведений, в противном случае они не могли бы быть восприняты людьми. Они лишь указывают на то, что такая форма, несвязанная с материальным носителем неустойчива и может быть утрачена и искажена.

В соответствии с п. 6 ст. 1259 ГК РФ, существуют результаты интеллектуальной деятельности, обладающие признаками, которые присущи объектам авторского права, но неохраняемые им, в силу прямого указания закона.

Во-первых, не пользуются правовой охраной авторского права официальные документы, в том числе международных организаций и их официальные переводы. К официальным документам законодатель относит законы и иные нормативные акты, судебные решения и иные материалы законодательного, административного и судебного характера.

Во-вторых, из сферы правовой охраны авторского права исключены государственные символы и знаки, в том числе символы и знаки муниципальных образований.

Исключение первых двух категорий из объектов авторского права объясняется необходимостью обеспечения возможности их наиболее широкого использования в полном соответствии с назначением.

В-третьих, в силу прямого указания закона не охраняются авторским правом произведения народного творчества (фольклор), не имеющих конкретных авторов, из-за чего в отношении этих произведений невозможно возникновение субъективных авторских прав.

В-четвертых, не признаются объектами авторского права сообщения о событиях и фактах, обладающих исключительно информационным характером (например, новости, программы телепередач и прочее).

Наряду с вышеназванными категориями, не подлежат авторско-правовой охране идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования, геологическая информация о недрах (п. 5 ст. 1259 ГК РФ).

В ст. 1259 ГК РФ дан перечень объектов авторского права, в числе которых указаны литературные, драматические, хореографические, музыкальные, аудиовизуальные и ряд других произведений.

Таким образом, отсутствие законодательно закрепленных признаков, по которым можно отнести тот или иной объект к группе авторских прав, приводит к неоднозначной практике: суды по-разному оценивают относимость того или иного объекта к объектам авторского права и по-разному решают вопрос о его правовой охране.

Литература:

  1. Шершеневич Г. Ф. Учебник русского гражданского права. — М.: Бр. Башмаковых, 1911. — 852 с.
  2. Канторович А. Я. Авторское право на литературные, музыкальные, художественные и фотографические произведения. — Петроград: Брокгауз-Ефрон, 1916. — 781 с.
  3. Серебровский В. И. Вопросы советского авторского права. — М.: Акад. наук СССР, 1956. — 283 с.
  4. Зенин И. А. Проблемы российского права интеллектуальной собственности (избранные труды). — М.: Статут, 2015. — 525 с.
  5. Сергеев А. П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации: учебник. — М.: ПБОЮЛ Гриженско Е. М., 2001. — 752 с.
Основные термины (генерируются автоматически): произведение, объективная форма, правовая охрана, признак, благо, ГК РФ, группа специалистов, духовное творчество, прямое указание, творческий характер произведения.


Ключевые слова

авторское право, объекты авторского права, признаки объектов авторского права

Похожие статьи

Охраняемые элементы произведения: часть произведения...

Для произведения в целом таковыми являлись творческий характер и объективная форма

Фридман В.Э. Охрана частей и структурных элементов произведения как объектов авторского права в

творческий характер — фан-произведения по своей природе направленны на...

Понятие и признаки музыкального произведения как объекта...

Основные термины (генерируются автоматически): творческая деятельность, произведение, ГК РФ, признак творчества, музыкальное

Правовая охрана авторских прав на музыкальное произведение. Кроме того, у музыкального произведения должна быть объективная форма...

Произведения фанатского творчества как объекты авторского...

Произведение фанатского творчества — это произведение, созданное фанатом оригинальной работы

творческий характер — фан-произведения по своей природе направленны на

– способность к выражению в любой объективной форме, в том числе отличной от...

Осуществление и охрана личных неимущественных прав автора...

произведение, Кодекс Франции, российское законодательство, французское законодательство, Гражданский Кодекс

Основные термины (генерируются автоматически): произведение, персонаж, Часть произведения, творческий труд автора, правовая охрана.

Правовая охрана авторских прав на музыкальное произведение

На мой взгляд, музыкальное произведение — это произведение, созданное в результате

Кроме того, у музыкального произведения должна быть объективная форма выражения, то

интеллектуальная собственность, ГК РФ, защита авторских, российское законодательство...

Кавер-версия (cover-version) музыкального произведения как...

Законодательство Российской Федерации не содержит в себе таких понятий как «музыкальное произведения» и «Кавер», однако

В случае с музыкальными произведениями, правовой охране подлежит только внешняя форма произведения, так как внешняя форма...

Сравнительный анализ объектов авторского права российского...

Как в Гражданском Кодексе РФ, так и в Кодексе Франции закреплен определенный перечень объектов авторских прав. Объектами авторских прав в соответствии со статьей 1259 ГК РФ признаются: литературные произведения; драматические и музыкально-драматические...

К вопросу о соотношении понятий «нематериальные блага»...

В Конституции Российской Федерации содержится ряд норм, регулирующих неимущественные отношения.

Следующий признак нематериальных благ вытекает из положений п.1 ст.150 ГК РФ, где закрепляется, что нематериальные блага неотчуждаемы и непередаваемы.

Дипломная работа выпускника вуза как объект авторского права

Ст. 1225 ГК РФ к охраняемым объектам интеллектуальной деятельности отнесены произведения науки, литературы, искусства, программы для ЭВМ, базы данных, изобретения и др. В соответствии со ст. 1259 ГК РФ к объектам авторского права относится любое...

Особенности правовой защиты смежных прав на территории...

Еременко В. И. Особенности правовой охраны смежных прав в российской федерации

Правовая охрана авторских прав на музыкальное произведение.

отвечают требованиям, установленным пунктом 3 настоящей статьи (выражение в какой-либо объективной форме).

Похожие статьи

Охраняемые элементы произведения: часть произведения...

Для произведения в целом таковыми являлись творческий характер и объективная форма

Фридман В.Э. Охрана частей и структурных элементов произведения как объектов авторского права в

творческий характер — фан-произведения по своей природе направленны на...

Понятие и признаки музыкального произведения как объекта...

Основные термины (генерируются автоматически): творческая деятельность, произведение, ГК РФ, признак творчества, музыкальное

Правовая охрана авторских прав на музыкальное произведение. Кроме того, у музыкального произведения должна быть объективная форма...

Произведения фанатского творчества как объекты авторского...

Произведение фанатского творчества — это произведение, созданное фанатом оригинальной работы

творческий характер — фан-произведения по своей природе направленны на

– способность к выражению в любой объективной форме, в том числе отличной от...

Осуществление и охрана личных неимущественных прав автора...

произведение, Кодекс Франции, российское законодательство, французское законодательство, Гражданский Кодекс

Основные термины (генерируются автоматически): произведение, персонаж, Часть произведения, творческий труд автора, правовая охрана.

Правовая охрана авторских прав на музыкальное произведение

На мой взгляд, музыкальное произведение — это произведение, созданное в результате

Кроме того, у музыкального произведения должна быть объективная форма выражения, то

интеллектуальная собственность, ГК РФ, защита авторских, российское законодательство...

Кавер-версия (cover-version) музыкального произведения как...

Законодательство Российской Федерации не содержит в себе таких понятий как «музыкальное произведения» и «Кавер», однако

В случае с музыкальными произведениями, правовой охране подлежит только внешняя форма произведения, так как внешняя форма...

Сравнительный анализ объектов авторского права российского...

Как в Гражданском Кодексе РФ, так и в Кодексе Франции закреплен определенный перечень объектов авторских прав. Объектами авторских прав в соответствии со статьей 1259 ГК РФ признаются: литературные произведения; драматические и музыкально-драматические...

К вопросу о соотношении понятий «нематериальные блага»...

В Конституции Российской Федерации содержится ряд норм, регулирующих неимущественные отношения.

Следующий признак нематериальных благ вытекает из положений п.1 ст.150 ГК РФ, где закрепляется, что нематериальные блага неотчуждаемы и непередаваемы.

Дипломная работа выпускника вуза как объект авторского права

Ст. 1225 ГК РФ к охраняемым объектам интеллектуальной деятельности отнесены произведения науки, литературы, искусства, программы для ЭВМ, базы данных, изобретения и др. В соответствии со ст. 1259 ГК РФ к объектам авторского права относится любое...

Особенности правовой защиты смежных прав на территории...

Еременко В. И. Особенности правовой охраны смежных прав в российской федерации

Правовая охрана авторских прав на музыкальное произведение.

отвечают требованиям, установленным пунктом 3 настоящей статьи (выражение в какой-либо объективной форме).

Задать вопрос