Методические рекомендации по проведению занятий в вузах на тему «Трагедия Гете «Фауст» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №20 (258) май 2019 г.

Дата публикации: 21.05.2019

Статья просмотрена: 450 раз

Библиографическое описание:

Ашурова, Ш. Ш. Методические рекомендации по проведению занятий в вузах на тему «Трагедия Гете «Фауст» / Ш. Ш. Ашурова, М. Б. Широва. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 20 (258). — С. 458-460. — URL: https://moluch.ru/archive/258/58981/ (дата обращения: 16.11.2024).



Германия ХVIII в. выдвинула немало гениальных людей, благодаря которым немецкая культура приобрела мировое значение. В области музыки это Моцарт и Бетховен. В области философии — Кант, Гегель. Литература выдвинула таких гигантов, как Лессинг, Шиллер, Гёте.

Величайшей эпопеей предстает история исканий Фауста, нашедшего в конце долгого и трудного пути “конечный вывод мудрости земной:

Лишь тот достоин жизни и свободы-,

Кто каждый день за них идет на бой!

“Фауст” Гете является одним из немногих произведений зарубежной литературы, включенных в программу филологических факультетов в вузах. Задачей учителя является раскрыть перед учащимися идейное богатство и художественное своеобразие этого величайшего произведения, созданного гением Гете.

Перед учителем, приобщающим учащихся к произведениям зарубежной классики — будь то “Гамлет” Шекспира, “Гобсек” Бальзака, “Дон Кихот” Сервантеса и др. стоит немало сложных проблем. Но наиболее сложным, философичным из всех произведений школьной программы является “Фауст” — одно из значительнейших произведений мировой литературы.

Начальным этапом в изучении “Фауста” может стать общая характеристика творчества Гете, определение его места в немецкой и европейской просветительской литературе.

Следует обратить внимание на форму произведения, соединяющую в себе драму, лирику и эпос. Написанное в форме диалогов и монологов персонажей, оно разбито на отдельные сцены, подобно драмам. Речи персонажей нередко подобны лирическим стихотворениям. Обширность действия придает “Фаусту” эпический характер.

Гете соединил в себе и умственные, и эстетические стремления своего времени и высшим выражением этого явился его “Фауст”.

Первый урок целесообразно провести в форме лекции учителя. В ней необходимо кратко охарактеризовать эпоху Просвещения в Германии и рассказать о Гете как крупнейшем представителе немецкой литературы этого периода. При этом следует с акцентировать внимание на трагедии “Фауст”, отразившей идейные и художественные искания писателя на протяжении всего его творческого пути. Для более углубленного знакомства с личностью выдающегося писателя следует порекомендовать учащимся почитать книгу Эккермана “Разговоры с Гете”. В ней изложены заметки человека, хорошо знакомого с духовным миром поэта, в высшей степени способного воспринимать гетевские идеи и своей книгой стремившегося словно бы воздвигнуть ему памятник.

Вопрос о смысле и цели человеческой жизни составляет основную тему произведения. Фауст стремится к постижению смысла жизни посредством активного участия в ней, ибо жизнь познают лишь люди, принимающие в ней деятельное участие, готовые отдать себя борьбе за насущные потребности и интересы.

Второй урок следует посвятить комментированному чтению основных глав трагедии.

В “Прологе на небе” необходимо разъяснить смысл спора между Господом и Мефистофелем. В их споре выявляются два противоположных взгляда на человека. Мефистофель считает людей ничтожными существами. Люди настолько испорчены и так по — варварски относятся к природе, к жизни, что дьяволу нет необходимости творить зло на земле.

С точки зрения Мефистофеля Фауст — безумный мечтатель, желающий невозможного, и его можно легко сбить с пути.

В отличие от Мефистофеля Господь считает человека великим созданием, величие его заключено в разуме. Бог уверен, что положительные качества в Фаусте сильнее любых низменных соблазнов.

В трагедии противопоставлены две жизненные концепции — оптимизм и пессимизм, созидание и разрушение. Она пронизана гетевской мыслью о ценности реальной жизни. Эта мысль отчетливо проявляется в сцене “Рабочая комната Фауста”. В жизни Фауста его договор с Мефистофелем становится важнейшим моментом. Заключив пари с Мефистофелем, он уверен, что будет вечно стремиться истине, никогда не успокаиваясь на достигнутом, никогда не воскликнет слова: “Остановись, мгновенье, ты прекрасно!”.

В “Фаусте”, отличающемся глубокой философичностью есть эпизоды, способные глубоко взволновать учащихся. Это сюжетная линия, связанная с “трагедией Маргариты”.

Фауст покорил Маргариту своим умом. Девушка, проникнутая предрассудками своей среды, принимающая мир таким, каков он есть, из речей Фауста узнает о существовании неведомого ей широкого мира, мира мысли.

В процессе третьего урока можно выяснить степень усвоения учащимся основных моментов первой части трагедии. Затем, для более полного впечатления о «Фаусте», учителю следует обратиться к заключительной сцене второй части трагедии. Кратко изложив основные этапы исканий героя, следует с акцентироваться на мысли о том, что Фауст увидел смысл человеческой жизни в созидательном труде на благо миллионов людей, в борьбе за лучшие идеалы человека. В этом и заключалась та истина, которую искал Фауст на протяжении всей своей долгой жизни.

Следует обстоятельно прокомментировать предсмертный монолог Фауста, подтвердить текстом момент обретения Фаустом истинной цели жизни. Необходимо заострить внимание на том, что Фауст, переживая «прекрасное мгновенье», мысленно обращается к будущему. Следовательно, он не остановился в движении вперед, не отказался от высоких идеалов, а поэтому, победа на его стороне.

Прославлением силы и величия человеческого разума заканчивает Гете свое великое творение, которое можно поставить в один ряд с лучшими шедеврами классической литературы.

Литература:

  1. «Добро и зло в трагедии И. В. Гете «Фауст» П. А. Горохов, Вестник Оренбургского ГУ — 2000
  2. «История о Фаусте и черте» М.Письменный, «Детская литература» Москва — 2010
Основные термины (генерируются автоматически): жизнь, часть трагедии, человеческая жизнь.


Похожие статьи

Методическая рекомендация педагогическим работникам и родителям на тему «Развитие эмоционального интеллекта средствами музыки»

Учебно-исследовательская деятельность учащихся на уроке химии: организация и проведение по теме «Растворы»

Методическая разработка образовательной деятельности педагога с детьми по теме «Веселое соревнование»

О методическом подходе к формированию практических занятий для студентов направления подготовки 050100.62 «Педагогическое образование» (профиль «Безопасность жизнедеятельности»)

Консультация для педагогов на тему «Книги и детское чтение как источник творческого развития дошкольников»

План-конспект занятия с детьми среднего дошкольного возраста по образовательной области «Познавательное развитие» на тему «Дикие животные весной»

Конспект итоговой образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе с применением технологии В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры»

Методическая разработка интегрированного занятия на тему «Русская зима» для детей старшей группы в ДОУ

Конспект непосредственной образовательной деятельности детей в средней группе на тему: «Путешествие в страну профессий»

Методическая разработка урока русского языка в 1-м классе по теме «Имя собственное»

Похожие статьи

Методическая рекомендация педагогическим работникам и родителям на тему «Развитие эмоционального интеллекта средствами музыки»

Учебно-исследовательская деятельность учащихся на уроке химии: организация и проведение по теме «Растворы»

Методическая разработка образовательной деятельности педагога с детьми по теме «Веселое соревнование»

О методическом подходе к формированию практических занятий для студентов направления подготовки 050100.62 «Педагогическое образование» (профиль «Безопасность жизнедеятельности»)

Консультация для педагогов на тему «Книги и детское чтение как источник творческого развития дошкольников»

План-конспект занятия с детьми среднего дошкольного возраста по образовательной области «Познавательное развитие» на тему «Дикие животные весной»

Конспект итоговой образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе с применением технологии В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры»

Методическая разработка интегрированного занятия на тему «Русская зима» для детей старшей группы в ДОУ

Конспект непосредственной образовательной деятельности детей в средней группе на тему: «Путешествие в страну профессий»

Методическая разработка урока русского языка в 1-м классе по теме «Имя собственное»

Задать вопрос