Профессиональное совершенствование педагога — залог эффективности образовательного процесса | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №19 (257) май 2019 г.

Дата публикации: 11.05.2019

Статья просмотрена: 1304 раза

Библиографическое описание:

Фортова, Л. К. Профессиональное совершенствование педагога — залог эффективности образовательного процесса / Л. К. Фортова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 19 (257). — С. 374-375. — URL: https://moluch.ru/archive/257/58987/ (дата обращения: 27.04.2024).



Статья посвящена рассмотрению необходимости профессионального совершенствования профессорско-преподавательского состава современного вуза. Особый акцент делается на значимости формирования у педагога акмеологических компетенций, находящих свое выражение в профессионально-личностном росте, который включает в себя: трансформацию мотивационной сферы педагога, в содержании которой начинают доминировать общечеловеческие ценности; развитие навыков планирования и реализации поведенческих аттитюдов, гармонично отражающих имеющуюся систему ценностей; совершенствование умений самоконцентрации и нацеливания на решение значимых витальных проблем, препятствующих самореализации.

Ключевые слова: педагог, совершенствование, акмеологические компетенции, профессионализм, профессионально-личностный рост, конструктивная жизненная стратегия, ценности.

Сегодня происходящее реформирование системы образования в России, социальные и политические перемены во внутренней и внешней среде закономерным образом порождают потребность в высококвалифицированных специалистах, подготовку которых осуществляют отечественные вузы. В свою очередь, качество образовательного процесса и сформированность необходимых компетенций обучающихся находятся в прямой зависимости от профессионализма профессорско-преподавательского состава.

В современных реалиях педагог должен обладать развитыми знаниями, умениями и навыками, широким кругозором, обладать готовностью к личностному и профессиональному росту, быть настоящим профессионалом в своей сфере, стремящимся к постоянному саморазвитию и самосовершенствованию, готовым посвятить себя избранной профессии, что делиться с обучающимися не только имеющимися знаниями, но и формировать у них высокие морально-нравственные качества, просоциальную систему ценностей, развивать умение самостоятельно выстраивать конструктивную жизненную стратегию.

В данном контексте одно из ключевых значений приобретает акмеологический аспект подготовки специалистов.

Сегодня в России уделяется большое внимание профессии педагога, уровню его материальной и социальной защищенности, а также профессиональной подготовленности.

В современных условиях реформирования социума традиционные образовательные технологии не могут обеспечить переход от учебной работы к учебной деятельности, трансформировать способ мышления, совершенствовать у обучающихся творческие и познавательные качества. Важно понимать, что интеллектуальное и морально-нравственное развитие обучающихся будет эффективным при условии его самостоятельной дидактической и социально-полезной активности.

Научные аспекты этой деятельности в настоящее время разработаны не в полной мере, что детерминирует постановку задачи поиска и осмысления теоретико-экспериментальных систем и подходов, среди которых особое место занимает акмеологический подход.

Совершенствование личности педагога в процессе его образовательной деятельности, как правило, выступает ключевым фактором формирования высокой степени его подготовленности. Анализ профессионализма педагога опирается на уровень подготовленности обучающихся, степень сформированности знаний, умений и навыков, которые являются результатом взаимодействия субъектов образовательной деятельности (в системе педагог — обучающийся). В данном контексте акмеологический подход создает благоприятные условия для изучения хода и результатов совершенствования личности педагога и обучающихся в неразрывной связи, что в свою очередь, порождает возможность для рефлексии.

В педагогической практике, к сожалению, встречаются проблемные вопросы, связанные с профессиональным развитием педагога. Нередко они возникают, как не странно, в связи с изучением и использованием передового педагогического опыта, на основе которого многие педагоги стремятся усовершенствовать имеющийся дидактический и методологический инструментарий. Однако механический перенос понравившихся, запомнившихся педагогических стратегий и приемов не всегда гарантирует их постоянную высокую эффективность, поскольку такое «совершенствование» не является системным и последовательным. Копирование части элементов из педагогической системы, выстроенной на принципиально другом теоретико-методическом базисе, не позволит постоянно так же органично использовать их в других условиях. Важно понимать, что заимствованию может подлежать лишь основная дидактическая идея, концепция, а технико-методологические компоненты выбираются преподавателем с учетом предметной основы, а также имеющихся психофизиологических особенностей педагога и коллектива обучающихся.

Мы исходим из понимания творчества как высочайшего развития человеческой активности, ориентированной на корректировку социальной среды и созидание общественно значимых результатов труда. Педагог, который творит и созидает должен постоянно определять новые педагогические задачи, постоянно проявлять настойчивость в их решении, обладать душевной широтой, с помощью которой он распознает в каждом обучающемся полноценную индивидуальность и выявить способности и потенциал о которых сам человек мог и не догадываться.

Полагаем, что акмеологическое понимание педагогической деятельности преподавателя должно включать в себя:

умение найти оригинальный подход к дидактическим проблемным вопросам, креативность в выборе методов, форм и способов построения стратегии взаимодействия с обучающимися;

перманентная устремленность на поиск и освоение инновационных педагогических методик, позволяющих усовершенствовать образовательный процесс;

умение адекватно анализировать педагогические ситуации, оперативно принимать разумные конструктивные решения;

способность к рефлексии и самоанализу;

навыки выстраивания конструктивной жизненной стратегии и умение раскрыть ее привлекательность для обучающихся.

Изложенное детерминирует необходимость личностно-профессионального роста преподавателя вуза, т. е. процесса и результата усовершенствования личности, направленный на значительное развитие в профессиональном и личностном плане, витальную самореализацию.

Данный процесс должен быть перманентным и целеустремленным, а также заключаться:

в трансформации мотивационной сферы педагога, в содержании которой начинают доминировать общечеловеческие ценности;

в развитии навыков планирования и реализации поведенческих аттитюдов, гармонично отражающих имеющуюся систему ценностей;

в совершенствовании умений самоконцентрации и нацеливания на решение значимых витальных проблем, препятствующих самореализации.

Полагаем, что методику формирования и развития указанных качеств и способностей необходимо рассматривать в качестве системы сведений и технологии успешной реализации преподавателем конгломерата профессиональных качеств, в том числе акмеологической направленности.

Считаем, что высококвалифицированный педагог должен:

иметь способность к использованию приемов самопознания, саморазвития и самосовершенствования;

уметь актуализировать свои сильные и значимые качества, с одновременным нивелированием слабых и асоциальных;

иметь навыки развития и укрепления своего интеллектуального, ценностного, морально-нравственного, коммуникативного и витального уровней;

личным примером демонстрировать обучающимся аттитюды просоциальной практики.

Изложенное позволяет сделать вывод, что гармоничное развитие у современного преподавателя образовательной организации акмеологических компетенций позволит ему постоянно повышать свое педагогическое мастерство, максимально раскрыть имеющийся потенциал и актуализировать у обучающихся потребность в перманентном саморазвитии и самосовершенствовании.

Литература:

  1. Филонова Н. А. Методологические подходы к изучению акмеологической компетенции преподавателя // Наука и современность. 2010. № 7–1. С. 259–264.
  2. Лаптева О. И. Роль акмеологической среды в развитии профессиональных компетенций субъектов непрерывного образования // Философия образования. 2012. № 6 (45). С. 238–243.
  3. Фортова Л. К., Фабриков М. С. Превенция деформации правового сознания обучающихся // Молодой ученый. — 2016. — № 15. — С. 518–519. — URL https://moluch.ru/archive/119/33054/ (дата обращения: 28.03.2019).
Основные термины (генерируются автоматически): конструктивная жизненная стратегия, обучающийся, имеющаяся система ценностей, качество, мотивационная сфера педагога, образовательная деятельность, образовательный процесс, педагог, профессионально-личностный рост, профессорско-преподавательский состав, развитие навыков планирования, Россия, совершенствование умений самоконцентрации, умение.


Ключевые слова

ценности, профессионализм, педагог, совершенствование, акмеологические компетенции, профессионально-личностный рост, конструктивная жизненная стратегия

Похожие статьи

Личностный рост педагога как основа профессионального...

Личностно-профессиональный рост и самосовершенствование на протяжении всего периода педагогической деятельности – непременное условие успешной деятельности педагога. Здесь любой сбой, любой спад активности обязательно замечается участниками педагогического...

Усовершенствование процесса обучения, направленного на...

Рис. 1 Модель процесса организации и реализации учебного процесса, направленного на формирование и развитие педагогического мастерства будущего преподавателя в сфере профессионального образования. Остановимся на основных компонентах этой модели.

Требования к профессиональному развитию педагогов...

Современная образовательная система требует повышения профессионального уровня педагогических кадров. Необходимо совершенствование содержания последипломного образования...

Инновационные механизмы управления качеством...

Качество результатов образовательного процесса определяется степенью обученности и личностным ростом студентов. При этом предполагается не только развитие личностных функций обучаемых, но и приращение их мотивационной сферы, обеспечивающей...

Мотивация профессионального совершенствования педагогов...

Мотивационные линии выражают содержание жизненных стратегий субъекта профессиональной деятельности. Базовые ценности опредмечиваются в предметах и явлениях профессионального пространства и позиционируются в виде мотивов-целей.

Повышение качества подготовки специалиста как условие его...

Качество профессиональной подготовки специалиста стоит в центре реформирования системы профессионального образования. В соответствии с основными направлениями модернизации профессионального образования основой и в тоже время оценкой итоговой...

Мотивация профессионального развития педагогов как...

В статье представлены результаты исследования мотивации профессионального развития педагогов школы. Ключевые слова: мотивация, профессиональное развитие, саморазвитие. При управлении организацией, в том числе и образовательной...

Развитие профессиональных качеств будущих учителей...

В статье анализируется процесс развития профессионально важных качеств будущих

Решение этой проблемы возможно через формирование в высших образовательных

Следовательно, развитие профессионально важных качеств будущих учителей средствами...

Повышение качества образования через повышение уровня...

Роль профессиональной компетентности педагога дошкольного... Готовность к педагогической деятельности педагога опирается на профессиональную компетентность, выражающуюся в наличии специальных знаний, умений, навыков, а также в особом свойстве личности педагога.

Похожие статьи

Личностный рост педагога как основа профессионального...

Личностно-профессиональный рост и самосовершенствование на протяжении всего периода педагогической деятельности – непременное условие успешной деятельности педагога. Здесь любой сбой, любой спад активности обязательно замечается участниками педагогического...

Усовершенствование процесса обучения, направленного на...

Рис. 1 Модель процесса организации и реализации учебного процесса, направленного на формирование и развитие педагогического мастерства будущего преподавателя в сфере профессионального образования. Остановимся на основных компонентах этой модели.

Требования к профессиональному развитию педагогов...

Современная образовательная система требует повышения профессионального уровня педагогических кадров. Необходимо совершенствование содержания последипломного образования...

Инновационные механизмы управления качеством...

Качество результатов образовательного процесса определяется степенью обученности и личностным ростом студентов. При этом предполагается не только развитие личностных функций обучаемых, но и приращение их мотивационной сферы, обеспечивающей...

Мотивация профессионального совершенствования педагогов...

Мотивационные линии выражают содержание жизненных стратегий субъекта профессиональной деятельности. Базовые ценности опредмечиваются в предметах и явлениях профессионального пространства и позиционируются в виде мотивов-целей.

Повышение качества подготовки специалиста как условие его...

Качество профессиональной подготовки специалиста стоит в центре реформирования системы профессионального образования. В соответствии с основными направлениями модернизации профессионального образования основой и в тоже время оценкой итоговой...

Мотивация профессионального развития педагогов как...

В статье представлены результаты исследования мотивации профессионального развития педагогов школы. Ключевые слова: мотивация, профессиональное развитие, саморазвитие. При управлении организацией, в том числе и образовательной...

Развитие профессиональных качеств будущих учителей...

В статье анализируется процесс развития профессионально важных качеств будущих

Решение этой проблемы возможно через формирование в высших образовательных

Следовательно, развитие профессионально важных качеств будущих учителей средствами...

Повышение качества образования через повышение уровня...

Роль профессиональной компетентности педагога дошкольного... Готовность к педагогической деятельности педагога опирается на профессиональную компетентность, выражающуюся в наличии специальных знаний, умений, навыков, а также в особом свойстве личности педагога.

Задать вопрос