Повышение качества подготовки специалиста как условие его конкурентоспособности | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Теория и практика образования в современном мире» (Санкт-Петербург, декабрь 2014)

Дата публикации: 05.11.2014

Статья просмотрена: 10316 раз

Библиографическое описание:

Дралюк, И. А. Повышение качества подготовки специалиста как условие его конкурентоспособности / И. А. Дралюк, Р. С. Дралюк. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 297-300. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/145/6541/ (дата обращения: 20.04.2024).

Качество профессиональной подготовки специалиста стоит в центре реформирования системы профессионального образования. В соответствии с основными направлениями модернизации профессионального образования основой и в тоже время оценкой итоговой подготовки будет выступать компетенция. В работе рассмотрены условия повышения качества профессиональной подготовки в соответствие с содержанием компетенций.

 

Основная цель профессионального образования — подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности; удовлетворение потребностей личности в получении соответствующего образования.

В современной России иной стала не только потребность в специалистах — изменились и требования к качеству их подготовки: появились новые требования и видоизменились некоторые традиционные. Новые требования к качеству подготовки ориентированы на компетенции, т. е. обеспечение готовности специалистов к самостоятельному решению профессиональных практических задач и способности к творческой деятельности на рабочем месте; на формирование потребности повышения уровня знаний, квалификации и непрерывного самообразования; на умение работать в коллективе и руководить им; на формирование умений работать с современной вычислительной техникой в сфере новых информационных технологий; на подготовленность специалистов к жизни и профессиональной деятельности в современных динамичных условиях на основе гуманного отношения к окружающим людям и ответственного отношения к окружающей среде.
Качество профессионального образования носит конкретно-исторический характер. На каждом этапе общественного развития оно имеет свое конкретное наполнение. Если в 50-х годах XX века оно сводилось, прежде всего, к качеству сформированных знаний, умений, навыков, то в начале XXI века этого уже явно недостаточно. В условиях рыночной экономики у профессионального образования сформировался полисубъектный потребитель образовательных услуг: обучающийся; работодатель (рынок труда с его ситуативными импульсами); общество и сама система профессионального образования.
Очевидно, что ожидания от образования со стороны этих потребителей различны. Современный специалист — это активная, творческая, профессионально и социально зрелая личность. Для формирования такой личности необходима существенная модернизация не только содержания общественной и профессиональной подготовки, но и характера учебной деятельности с учетом индивидуальных особенностей учащихся, их интеллектуального, творческого потенциала.
В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года (Приказ Минобразования России № 393 от 11.02.2002) и Национальной доктрине образования в РФ особое внимание уделяется вопросу создания условий для повышения качества профессионального образования [2]. Государство, согласно рассматриваемому документу, возвращается в образование как гарант качества образовательных программ и услуг, предоставляемых как общеобразовательными, так и профессиональными образовательными учреждениями, независимо от организационно-правовых форм.
Существенная модернизация содержания и структуры профессионального образования осуществляется в настоящее время в России в соответствии с требованиями основных отраслей промышленности, сферы услуг, культуры, армии, государственной службы и др.
Качество профессионального образования зависит от значительного количества взаимодействующих компетенций и включает в себя множество компонентов. При этом основным аспектом качества образования является адекватность результата образования существующим потребностям участников образовательной среды. Чтобы процесс повышения качества профессиональной подготовки протекал адекватно социокультурным и нравственным ценностям нашего общества, необходимо должным образом организовать профессиональную подготовку будущих конкурентоспособных специалистов.
Эффективный процесс повышения качества профессиональной подготовки предполагает активную деятельность не только преподавателей, но и студентов. Студент выступает не только как объект, но и одновременно как субъект профессиональной подготовки. Деятельная активность будущего специалиста предопределяется уже тем, что он по своей человеческой природе — как система уникальная и универсальная — способен развивать себя и обеспечивать постоянное самосовершенствование.

Повышение качества профессиональной подготовки, по нашему мнению, возможно при создании определенных организационно-педагогических условий, формирующих компетенции. На основании анализа результатов психолого-педагогических исследований, практики деятельности различных типов учреждений профессионального образования мы можем выделить две группы условий — внешние и внутренние.

Внешние условия отражают как общие подходы к организации образовательного процесса, так и взаимодействие профессионального образование с внешней средой.

В эту группу условий входят:

-         демократизация, гуманизация и личностная ориентация образовательного процесса в профессиональной школе;

-         учет региональной специфики в профессиональной подготовке;

-         осуществление межведомственного взаимодействия;

-         социокультурное обеспечение качества профессиональной подготовки студентов;

-         разработка систем менеджмента качества в учреждениях профессионального образования и другие.

Внутренние условия отражают различные компоненты образовательного процесса в профессиональной школе, такие, как цели, содержание и организацию (методы, формы, средства) осуществления образовательного процесса в профессиональной школе.

К этой группе условий можно отнести:

-         интеграцию учебных дисциплин, входящих в образовательную программу профессиональной подготовки;

-         использование широкого спектра образовательных технологий.

Охарактеризуем выделенные условия более подробно.

Осуществление педагогического процесса на основах демократизации, гуманизации и личностной ориентации является одним из условий повышения качества образовательного процесса в профессиональной школе.

С позиций реализации данного условия центральным системообразующим фактором учебного процесса выступает сама личность студента — индивидуально-неповторимая, устремленная к свободной реализации своих творческих потенций, что с необходимостью предполагает соблюдение целого ряда требований: признание самоценности формирующейся личности как носителя высоких гуманистических начал; осознание права учащихся на свободное творческое развитие; представление о природе учебно-познавательной деятельности, понимание необходимости для ее реализации духовных затрат и самосовершенствования студента как субъекта образовательного процесса; развитие гуманитарной культуры студента как комплекса качеств личности, основанных на единстве внутренней (нравственной) сущности и внешней (поведенческой) выразительности, тонком восприятии прекрасного и безобразного в человеческих отношениях и окружающем мире, эмпатии (способности сопереживать, сострадать), чуткости, отзывчивости, оптимизма, доброты.

Осуществление профессиональной подготовки должно осуществляться не путем передачи информации о нем субъекту (студенту), а в ходе его собственной активности. Это предполагает учет следующих факторов:

-         в центр педагогического процесса должна стоять личность студента во всем многообразии его индивидуальных свойств и проявлений;

-         организация учебного процесса должна основываться на субъект-субъектных отношениях студентов и преподавателей, подразумевающих равноправное сотрудничество и партнерство в решении учебных задач;

-         учебный процесс должен предоставлять каждому студенту возможность индивидуально воспринимать мир, творчески его преобразовывать, широко использовать субъектный опыт в интерпретации и оценке фактов, явлений, событий окружающей действительности на основе личностно значимых ценностей и внутренних установок;

-         свою главную педагогическую задачу преподаватель должен видеть в фасилитации, т. е. облегчении, стимулировании, активизации развития студентов, введения их в ситуации, при которых возникает потребность в самовыражении средствами изучаемого учебного предмета

Следующим условием повышения качества профессионального образования является учет требований региона, в котором будут работать выпускники конкретного учебного заведения. Для этого необходимы:

-         разработка и внедрение в учебный процесс специальных дисциплин национально-регионального компонента, отражающих региональные особенности;

-         целевая направленность научных исследований студентов и профессорско-преподавательского состава, методического материала (учебных программ, учебников, пособий др.);

-         обмен опытом работы с представителями работодателей, органами местного самоуправления;

-         практико-ориентированное содержание профессиональной подготовки, усиливающее многопрофильность знаний и умений студентов.

Значимую роль при этом играет эффективное межведомственное взаимодействие.

Повышение качества профессиональной подготовки возможно при создании необходимых организационно-педагогических условий, учитывающих социокультурный фактор в системе профессионального образования.

В основе современной профессиональной школы находится сегодня идея развития целостной гуманной личности, возвращения человека самому себе, имеющая общечеловеческий смысл и общечеловеческую ценность. Вместе с тем, профессиональная школа в условиях рынка становится все более разнообразной. Она приобретает свои индивидуальные черты за счет национальной специфики, усиления внимания к изучению родного края, региональных традиций. Естественно, профессиональная школа не может не учесть изменяющиеся социально-экономические процессы. В связи с этим правомерен социокультурный подход к повышению качества профессиональной подготовки будущих специалистов.

Под «социокультурным обеспечением качества профессиональной подготовки» понимается создание социально-психолого-педагогических условий для освоения совокупности социокультурных ценностей, гарантирующих достижение такого уровня социальной и профессиональной подготовки будущих специалистов, которые отвечают заданным обществом нормативам, критериям и стандартам. [4]

Социокультурное обеспечение повышения качества подготовки студентов к профессиональной деятельности обусловлено следующими положениями:

-         осознанием новизны требований социально-экономического развития общества к качеству профессиональной подготовки специалистов;

-         пониманием значимости социокультурного обеспечения повышения качества подготовки специалиста как фактора гармонизации отношений между личностью и обществом.

Следующим условием повышения качества профессиональной подготовки выступает разработка систем менеджмента качества в учреждениях профессионального образования.

Согласно Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, п. 1.4. «главная задача российской образовательной политики — обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства». [2] Для этого, согласно п. 2.3 Концепции, уже реализуется ряд мер, направленных на повышение требований к качеству профессионального образования.

Одним из показателей, принимаемых во внимание при комплексной оценке деятельности учебного заведения, являются сведения о качестве подготовки выпускников и характеристика системы контроля качества подготовки внутри учебного заведения.

Таким образом, федеральные органы исполнительной власти в сфере образования пытаются стимулировать учебные заведения профессионального образования к поиску современных методов управления, определения ориентиров в области развития систем обеспечения качества подготовки специалистов.

Достичь необходимого уровня качества, удовлетворяющего требованиям всех заинтересованных сторон, можно с помощью созданной, внедренной и сертифицированной третьей стороной системы менеджмента качества (СМК). [1]

Успех СМК в учреждениях профессионального образования в значительной степени будет зависеть от постепенной, «мягкой», поэтапной организации процесса создания, внедрения, сертификации и поддержания СМК в актуальном состоянии. При этом должна быть реализована технологичность процесса, возможность совершенствования разработки, реализации последующего менеджмента проекта и по возможности распространения результатов. Удовлетворить этим требованиям можно, используя для разработки проекта создания СМК логико-структурный анализ (ЛСА). [5] ЛСА был разработан Агентством международного развития США в конце 60-х годов и с тех пор активно используется при разработке и реализации проектов, в частности, в программе ЕС ТЕМПУС. ЛСА состоит из аналитической фазы и фазы планирования, основным результатом ЛСА является логико-структурная матрица.

Аналитическая фаза представлена тремя этапами. 1. Анализ заинтересованных сторон (идентификация всех заинтересованных сторон, их ключевых проблем, изучение ограничений и возможностей). 2. Анализ проблем (формулирование проблем, построение причинно-следственных связей и дерева проблем). 3. Анализ целей (построение иерархии целей на основе анализа проблем, построение соотношений <средства достижения — конечный результат>, определение стратегии проекта).

Фаза планирования представлена еще пятью этапами. 4. Выведение логики реализации (структуризация проекта, формулирование измеримых целей). 5. Указание допущений и факторов риска (выявление условий, могущих оказать отрицательное влияние на реализацию проекта и не поддающихся контролю со стороны менеджмента проекта). 6. Определение показателей (формулирование показателей и определение методов и средств их измерения). 7. Составление графика мероприятий (установление последовательности, длительности мероприятий и распределение ответственности). 8. Составление плана расходов (разработка бюджета и графика расходов).

Характерной чертой образовательного процесса профессиональной школы на современном этапе является его полидисциплинарная модель обучения. Необходимая для будущей профессиональной деятельности информация распределяется по отдельным дисциплинам, а затем растворяется в ее общем потоке. Сложившаяся дискретно-дисциплинарная система преподавания недостаточно обеспечивает не только целостную подготовку к профессиональной деятельности, но и целостного представления о ней. Поэтому, не смотря на то, что в совокупности эти дисциплины полностью охватывают профессиональную деятельность, в сознании студентов они остаются разрозненными дисциплинами, по каждой из них формируется своя, отдельная система знаний. В то время как интегративный характер профессиональной деятельности настоятельно требует от студентов интегративных знаний, полученных по различным учебным дисциплинам.

В связи с этим интеграция учебных дисциплин является одним из условий повышения качества профессиональной подготовки.

Это осуществимо за счет реализации внутрипредметных и межпредметных связей, введения интегрированных учебных курсов, осуществления научно-исследовательской деятельности интегративного характера.

Все виды практик, предусмотренных государственными образовательными стандартами профессионального образования, также имеют мощный потенциал в осуществлении задач интеграции учебных дисциплин.

Педагогическая теория и практика, опыт мировой педагогики дают возможность применения в образовательном процессе профессиональной школы современных образовательных технологий, позволяющих повысить качество подготовки студентов.

Традиционному образованию присуща дисциплинарная модель обучения. При этом дисциплины перегружены избыточной информацией, слишком наукообразны и скучны для молодых умов. Все это объясняется фундаментализацией образования, — что, конечно, весьма важно. Однако, происходящие в России социально-экономические преобразования требуют большей прагматичности в сфере образования. Это возможно при системно-деятельностном подходе к изучению учебных предметов. Разумное сочетание фундаментализации с прагматичностью может построить новую модель образования.

Характерные черты стратегии инновационного обучения на основе современных образовательных технологий.

1.   Личность преподавателя или организатора образования по-прежнему выступает как ведущий элемент, но при этом изменяется его позиция по отношению к студенту, к себе самому. Преподаватель выступает не только как провозвестник предметно-дисциплинарных знаний, носитель информации, хранитель норм и традиций, но и как помощник в становлении и развитии личности студента, утверждающий эту личность независимо от меры его приобщенности к знанию, меры его понимания или непонимания. Изменяется характер управления, воздействия на студента. Позиция авторитарной власти, право старшего и сильного утрачиваются, взамен их утверждается позиция демократического взаимодействия, сотрудничества, помощи, вдохновения, внимания к инициативе студента, к становлению и развитию его личности. Изменяется и позиция студента, который переориентируется с результата усвоения, с полученной оценки на активное взаимодействие с преподавателем и своими сокурсниками.

2.   Изменение в функции знаний, которые осваиваются в вузе, и способов организации процесса их усвоения. Знание должно быть представлено как системное, междисциплинарное, обобщенное. Процесс его усвоения перестает носить характер рутинного заучивания, репродукции и организуется в многообразных формах поисковой мыслительной деятельности как продуктивный творческий процесс.

3.   Выдвижение на первый план социальной природы всякого обучения и развития личности, с чем связана ориентация не на индивидуальные, а на групповые формы обучения, совместную деятельность, на многообразие форм взаимодействия, межличностных отношений и обобщения, на естественное выращивание индивидуальности из «коллективного субъекта».

В современной профессиональной школе применяются различные образовательные технологии — технология контекстного обучения, новые информационные технологии, технологии развития критического мышления, анализа конкретных ситуаций, активного обучения, проектные технологии и другие.

Таким образом, мы рассмотрели различные условия повышения качества профессиональной подготовки конкурентоспособного специалиста. Перечисленные условия, несомненно, не являются исчерпывающими в связи с многообразием теории и практики профессионального образования.

 

Литература:

 

1.      ГОСТ Р ИСО 9000–2001 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. — М: ИПК Издательство стандартов, 2001. — 25 с.

2.      Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (Приложение к приказу Минобразования России от 11.02.2002 № 393 [Электронный ресурс]. — Режим доступа http://www.informika.ru/text/goscom/dokum/doc02/393.html#1

3.      Крейг, Р. Дж. ИСО 9000: Руководство по получению сертификата о регистрации / Р. Дж. Крейг; Пер. с англ. Н. П. Плетневой. — М.: РИА «Стандарты и качество», 2001. — 184 с. (Сер. «Дом качества», вып. 9)

4.      Одинабекова, Р. М. Социокультурное обеспечение качества профессиональной подготовки студентов в техническом колледже: Автореф. дис.... канд. пед. наук: 13.00.01 / Р. М. Одинабекова. — Казань, 2005. — 20 с.

5.      Целенаправленная разработка и менеджмент проектов: пособие ТЕМПУС. — М.: Изд-во Европейского фонда профессионального образования, 2001. — 77с.

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональное образование, профессиональная подготовка, профессиональная школа, образовательный процесс, профессиональная деятельность, условие повышения качества, повышение качества, группа условий, учебное заведение, учебный процесс.

Похожие статьи

Проблема повышения качества образования в вузе

профессиональное образование, профессиональная подготовка, профессиональная школа, образовательный процесс, условие повышения качества, профессиональная деятельность, повышение качества...

Повышение качества образования через повышение уровня...

профессиональная компетентность, профессиональная компетентность педагога, дошкольное образование, умение, педагогическая деятельность, знание, компетентность, образовательный процесс... Анализ уровня профессиональной компетентности учителей...

Управление качеством образования в образовательном...

…Управление качеством в школе начинается с работы с человеком и, прежде всего с учителем, и заканчивается работой с кадрами, повышением их профессионального уровня. Других путей нет… Ю. А. Конаржевский.

Подготовка педагогов профессионального обучения с учётом...

...профессиональное обучение, профессиональное образование, учебный процесс, средство обучения, профессиональная деятельность, производственное обучение, педагогическая задача, техническое творчество, учебно-производственная деятельность...

Актуальные вопросы качества профессионального образования

профессиональное образование, образовательное учреждение, образовательный процесс, качество, всеобщее управление, качество образования, образовательное пространство, обратная связь, профессиональная...

Условия повышения качества обучения в школе

Для повышения качества условий образовательного процесса: − Профессиональная готовность учителя, его мотивированность на достижение запланированных результатов; − Возможность методической поддержки учителя

Особенности учебно-методического обеспечения в колледже

профессиональное образование, профессиональная подготовка, профессиональная школа, образовательный процесс, условие повышения качества, профессиональная деятельность, повышение качества...

Качество подготовки специалиста в системе высшего...

Проблема «вхождения» молодежи, получившей профессиональное образование, в рынок труда во многом обусловлена социально-психологическими факторами, связанными с тем, что представления выпускников о перспективах трудоустройства и о будущей трудовой...

О роли преподавателя в подготовке специалистов технического...

профессиональное образование, преподаватель, технический профиль, студент, дисциплина, процесс обучения, повышение качества подготовки специалистов, учебный материал, учебное заведение, знание.

Похожие статьи

Проблема повышения качества образования в вузе

профессиональное образование, профессиональная подготовка, профессиональная школа, образовательный процесс, условие повышения качества, профессиональная деятельность, повышение качества...

Повышение качества образования через повышение уровня...

профессиональная компетентность, профессиональная компетентность педагога, дошкольное образование, умение, педагогическая деятельность, знание, компетентность, образовательный процесс... Анализ уровня профессиональной компетентности учителей...

Управление качеством образования в образовательном...

…Управление качеством в школе начинается с работы с человеком и, прежде всего с учителем, и заканчивается работой с кадрами, повышением их профессионального уровня. Других путей нет… Ю. А. Конаржевский.

Подготовка педагогов профессионального обучения с учётом...

...профессиональное обучение, профессиональное образование, учебный процесс, средство обучения, профессиональная деятельность, производственное обучение, педагогическая задача, техническое творчество, учебно-производственная деятельность...

Актуальные вопросы качества профессионального образования

профессиональное образование, образовательное учреждение, образовательный процесс, качество, всеобщее управление, качество образования, образовательное пространство, обратная связь, профессиональная...

Условия повышения качества обучения в школе

Для повышения качества условий образовательного процесса: − Профессиональная готовность учителя, его мотивированность на достижение запланированных результатов; − Возможность методической поддержки учителя

Особенности учебно-методического обеспечения в колледже

профессиональное образование, профессиональная подготовка, профессиональная школа, образовательный процесс, условие повышения качества, профессиональная деятельность, повышение качества...

Качество подготовки специалиста в системе высшего...

Проблема «вхождения» молодежи, получившей профессиональное образование, в рынок труда во многом обусловлена социально-психологическими факторами, связанными с тем, что представления выпускников о перспективах трудоустройства и о будущей трудовой...

О роли преподавателя в подготовке специалистов технического...

профессиональное образование, преподаватель, технический профиль, студент, дисциплина, процесс обучения, повышение качества подготовки специалистов, учебный материал, учебное заведение, знание.