Статья посвящена освещению вопроса улучшения подготовки к процедуре государственной аккредитации в высших учебных заведениях на примере Сибирского федерального университета.
Ключевые слова: государственная аккредитация, нормативный документ, Болонский процесс, база данных.
Государственная аккредитация ВУЗа — это признание уполномоченными государственными органами качества образовательного учреждения, его соответствия установленным стандартам. Как правило, аккредитация учебных заведений проводится один раз в 5 лет. Вновь организованные университеты или отдельные филиалы, новые специальности имеют возможность получить государственную аккредитацию только после первого выпуска.
Проводя анализ двадцатилетней практики становления и развития аккредитации в системе высшего образования Российской Федерации, можно выделить три этапа:
– инновационный (1995–2004);
– «европеизации» (2004–2009);
– дифференциации процедур оценки (2009 — по настоящее время).
Первая аккредитационная коллегия министерства образования была проведена 22 апреля 1997 года, и первые двадцать семь вузов прошли госаккредитацию. Далее работа коллегии приобрела характер регулярного типа: восемь раз в год, третий четверг месяца. А сама процедура оптимизировалась: началось совмещение по срокам трех ее составляющих — лицензирование, аттестация и государственная аккредитация. Такая комплексная оценка, которая была введена в 2000 году, достаточно облегчила жизнь вуза. Все процедуры проводились в одно время силами объединенной комиссии, и решение по лицензированию, аттестации и государственной аккредитации принималось практически одновременно [1].
Лицензирование, аттестация и государственная аккредитация для России были процедурами новыми и не совсем ясными, особенно для государственных вузов: всегда работали без всяких лицензий и всегда выдавали одинаковые дипломы. Но в условиях разнородности вузов по организационно-правовому статусу (государственные, муниципальные, частные) нужны были единые механизмы регламентации и признания.
В 2003 году произошло присоединение России к Болонскому процессу, что оказало очень сильное воздействие на систему госаккредитации:
– организация широкого информирования общественности: созданы информационные ресурсы, которые содержат необходимые сведения о процедурах аккредитации и аккредитованных вузах в печатных и электронных форматах;
– осуществление многосторонней поддержки вузов, их административного персонала, относительно формирования внутривузовских систем менеджмента качества и сбора информации, прохождения процедур государственной аккредитации;
– с 2000 года была разработана система повышения квалификации для специалистов, которые работают в области экспертизы качества высшего образования;
– с 2006 года введен такой аккредитационный показатель как «Воспитательная деятельность вуза» и технология анкетирования студентов при прохождении государственной аккредитации;
– интенсивное развитие международных связей в области оценки качества высшего образования с помощью участия в международных проектах и ассоциациях, приглашение коллег из зарубежа в качестве наблюдателей в экспертные комиссии [2].
Очень важным для системы аккредитации в РФ стал 2009 год. Произошел резкий спад демографического роста: начиная с 2008 года ежегодно высшая школа стала недосчитывать 10 % абитуриентов. Проблемы набора абитуриентов обострили конкуренцию среди вузов, особенно негосударственных. Выросла потребность государства и общества по поводу падения качества высшего образования.
Изменение целевых установок государственной аккредитации было закреплено в законодательстве и нормативных правовых документах 2011 года и фактически без изменений вошло в новый федеральный закон — «Об образовании в Российской Федерации», № 273. Важнейшим изменением стало отсутствие возможности установления (для вновь создаваемых вузов) и изменения (для действующих) государственного аккредитационного статуса. Государственная аккредитация теперь будет проводится не в отношении вуза, а в отношении его деятельности по отдельным образовательным программам [1]. Целью оценки теперь является установление соответствия содержания и качества обучения в вузе требованиям федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), как и при плановом (или внеплановом) государственном контроле качества.
Для подготовки вуза к аккредитации очень важно иметь нормативные документы, четко регламентирующие порядок подготовки и представления комплектов документов на всех стадиях подготовки к аккредитационной процедуре. Для этого был разработан ряд документов, в частности регламент с указанием этапов. Структурная схема этапов представлена на рисунке.
Рис. 1. Этапы государственной аккредитации вуза
Сегодня аккредитация — это признание эффективности деятельности образовательного учреждения, установления (подтверждение, изменение) его государственного статуса (типа, вида), передача ему на определенный срок установленных законодательством прав и полномочий.
В Сибирском федеральном университете ведется работа по созданию баз данных, которые обеспечат получение быстрой и достоверной информации при подготовке к аккредитации. Формирование баз данных предполагает сбор всех структурных подразделений университета, которые будут зафиксированы в нормативных документах, с последующим периодическим обновлением. Наличие нормативной документации, утвержденной в университете, позволит в будущем безболезненно подготовиться к процедуре государственной аккредитации.
Литература:
- Практика аккредитации в системе высшего образования России / В. Г. Наводнов, Г. Н. Мотова // Высшее образование в России. 2017. № 5. С. 12–20.
- Болонский процесс и сотрудничество в области обеспечения качества образования: опыт Российской Федерации / Е. Н. Геворкян, Г. Н. Мотова // Вопросы образования. 2018. № 4. С. 150–165.