В данной статье рассматриваются особенности экономической безопасности Калининградской области в связи с неравномерным развитием АТО.
Ключевые слова: Калининградская область, экономическая безопасность Калининградской области, экономическая безопасность АТО Калининградской области.
Калининградская область является уникальным регионом России с точки зрения своего территориального размещения, геополитического значения, природно-климатических условий и прочих факторов.
Удобная близость региона к развитым странам Европы и развивающееся приграничное сотрудничество имеют для хозяйства региона двоякое значение. С одной стороны, область быстрее, чем другие регионы получает из-за рубежа новые технологии и оборудование и быстрее осваивает их. С другой стороны, в силу этой близости многие сегменты экономики области находятся под большим конкурентным давлением со стороны экономик приграничных государств, что сдерживает их рост.
Такое неординарное положение региона ставит перед ним все более заметной проблему ассиметричного развития по сравнению как с европейскими странами, которые уже на много лет опередили по социально-экономическому развитию Калининградскую область, так и с «материковой» Россией.
Проблема дифференциации регионов и административно-территориальных образований (АТО) внутри регионов обусловлена совокупностью различных уникальных условий — географическим положением, климатом, природными ресурсами, численностью населения, инфраструктурой, нормативно-правовой базой и т. д.
В рамках исследований экономической безопасности региона проведен сравнительный анализ развития его АТО по социально-демографическим, производственно-хозяйственным и финансово-бюджетным показателям, которые традиционно применяются для оценки экономической безопасности регионов.
С 1 января 2019 года административно-территориальное деление области представлено двадцатью двумя городскими округами (ГО).
По совокупности показателей наиболее кризисная ситуация в 2017 г. сложилась в Краснознаменском, Неманском и Нестеровском ГО.
Например, в Неманском районе произошел спад по всем основным демографическим показателям (таблица 1). За последние 3 года здесь естественная убыль населения возросла в 2,6 раза, при этом миграционный отток увеличился в 3,7 раза.
Таблица 1
Демографические показатели Неманского ГО [4]
Показатели, чел |
Год |
||
2015 |
2016 |
2017 |
|
Средняя численность постоянного населения |
19 953 |
19 792 |
19 459 |
Число родившихся |
299 |
297 |
256 |
Число умерших |
341 |
359 |
367 |
Естественный прирост (+), убыль (-) |
-42 |
-62 |
-111 |
Миграционный прирост (+), убыль (-) |
-95 |
-123 |
-352 |
Количество занятого в экономике населения в Неманском ГО за 3 года сократилась на 25 % (рис. 1).
Рис. 1. Среднесписочная численность работников организаций в Неманском ГО, чел. [4]
Следует, однако, отметить, что в 2010 г. в Неманском ГО был зафиксирован высокий миграционный приток — 16 человек на 1000 жителей. Таким образом, данный район занимал второе место в области (после Гурьевска) по миграционной привлекательности. Утрата миграционной привлекательности территории является ярким свидетельством ухудшения состояния экономической безопасности АТО.
Проведенное исследование выявило много неожиданных фактов, которые идут в разрез с общим состоянием административно-территориальных образований. Например, Янтарный ГО, находящийся в непростой экономической ситуации, имеет самый высокий уровень средних зарплат в области — 40341 руб. (рис. 2).
Рис. 2. Среднемесячная заработная плата работников организаций, (без субъектов малого предпринимательства) в 2017 г., руб. [4]
Второе место занимает Светловский ГО — 38060 руб., и на третьем месте Калининград — 34142 руб. Самый низкий уровень этого показателя отмечен в 2016 г. в Гвардейском ГО — 21 823 руб. Заработная плата в районах области в среднем на 35 % ниже, чем в городских округах. Таким образом, дифференциация заработной платы по АТО Калининградской области достигает 200 %.
Привлекательность тех или иных АТО Калининградской области определяется, в первую очередь, доступностью жилья и социально-экономическими условиями жизнедеятельности. Структура обеспеченности жильем в течение последних 10 лет заметно менялась (рис. 3).
Рис. 3. Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя в среднем по Калининградской области (кв.м) [4]
Наибольший объем площади жилых помещений, введённой в действие за 2017 год, отмечен в Гурьевском, Зеленоградском, Светлогорском, Пионерском городских округах (рис. 4).
Рис. 4. Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя по АТО Калининградской области за 2017 год [6]
По обеспеченности жильем лидировал Гурьевский и Светлогорский ГО, обогнали областной центр по данному показателю в 2017 г. на 32,6 %. Это объясняется активным строительством в данном районе и возможностью строительства жилья в относительно экологически благополучной и менее дорогой зоне.
Гурьевск продолжает развиваться — здесь приходится по 42,6 кв.м на человека (таблица 2). Аналогичного значения достиг Светлогорский ГО, обогнав областной центр на 32,6 %. Следует отметить, что большой удельный вес нового жилья оказывается малодоступным для местного населения из-за высокой стоимости. Основными приобретателями выступают жители Москвы и Санкт-Петербурга. Почетное третье место занимает Зеленоградский ГО (39 кв.м/чел.), где жилье приобретают как жители области, так и переселенцы из других регионов России.
Таблица 2
Общая площадь жилых помещений в 2017г., тыс. кв.м [4]
Городской округ |
Численность населения, чел. |
Площадь жилых помещений |
|
тыс. кв.м |
кв.м/чел. |
||
г. Калининград |
459 540 |
12 726 |
28,7 |
Гвардейский |
29 231 |
641 |
22,2 |
Гурьевский |
64 676 |
2 349 |
42,6 |
Гусевский |
37 557 |
783 |
21,0 |
Мамоновский |
8 247 |
182 |
22,9 |
Озерский |
14 051 |
333 |
24,6 |
Пионерский |
11 352 |
349 |
34,6 |
Светловский |
29 049 |
656 |
23,0 |
Советский |
40 486 |
990 |
25,1 |
Янтарный |
6 438 |
171 |
29,8 |
Багратионовский |
33 101 |
676 |
21,1 |
Балтийский |
36 553 |
703 |
20,1 |
Зеленоградский |
35 754 |
1 206 |
39,0 |
Неманский |
19 075 |
470 |
24,8 |
Нестеровский |
15 336 |
354 |
23,4 |
Полесский |
18 461 |
417 |
22,9 |
Светлогорский |
17 158 |
668 |
42,6 |
Оценка состояния экономической безопасности с точки зрения финансово-бюджетной составляющей свидетельствует о существенных различиях. Наиболее устойчивое положение в Калининграде и Светловском ГО, состояние которых оценивается как нормальное (таблица 3).
Таблица 3
Исполнение местного бюджета АТО Калининградской области в 2017г., млн. рублей [4]
Городской район |
Доходы |
Расходы |
Профицит (+), дефицит (-) |
г. Калининград |
29 195,9 |
29 113,8 |
82,1 |
Гвардейский |
782,4 |
788,1 |
-5,7 |
Гурьевский |
2 229,0 |
2 206,2 |
22,8 |
Гусевский |
731,6 |
810,0 |
-78,4 |
Мамоновский |
172,3 |
211,9 |
-39,6 |
Озерский |
966,2 |
971,8 |
-5,6 |
Пионерский |
324,8 |
339,4 |
-14,6 |
Светловский |
1 397,6 |
1 333,7 |
63,9 |
Советский |
1 107,5 |
1 136,8 |
33,7 |
Янтарный |
192,2 |
200,2 |
-8,0 |
Багратионовский |
860,3 |
882,0 |
-21,7 |
Балтийский |
759,1 |
763,6 |
-4,5 |
Зеленоградский |
1 114,3 |
1 060,0 |
54,3 |
Неманский |
493,5 |
499,5 |
-6,0 |
Нестеровский |
990,1 |
993,6 |
-3,5 |
Полесский |
987,6 |
979,1 |
8,5 |
Светлогорский |
578,1 |
536,1 |
42,0 |
Черняховский |
1 038,2 |
1 034,3 |
3,9 |
Разница состояния экономической безопасности АТО Калининградской области по финансово-бюджетному критерию оценивается в 400 %.
В таблице 4 представлена итоговая информация о степени дифференциации состояния экономической безопасности АТО Калининградской области и ее динамика за период с 2010–2017 гг.
Таблица 4
Дифференциация АТО по показателям экономической безопасности [3]
Критерий |
Значение отклонения,% |
|
2010 |
2017 |
|
Демографический |
82,3 |
200 |
Социальный |
150 |
200 |
Экономический |
60,8 |
450 |
Финансово-бюджетный |
90,4 |
400 |
Итого среднее отклонение по совокупности критериев |
96 |
340 |
Представленные данные свидетельствуют, что в среднем дифференциация между АТО в 2017 г. составляла 3,4 раза, и за последние 7 лет она возросла в 3,5 раза. Таким образом, состояние экономической безопасности Калининградской области по критерию «равномерность развития АТО» перешла из пороговой зоны в кризисную (пороговое значение показателя — 1,5, или 150 %). Можно констатировать, что тенденция неравномерного развития АТО Калининградской области, которая в 2010 г. рассматривалась как потенциальная угроза, реализовалась.
В результате в регионе все больше АТО перестают быть привлекательными для жизни. Население перемещается в областной центр и близлежащие города — Гурьевск, Светлогорск, Зеленоградск. Безусловно, государство финансирует строительство инфраструктурных объектов в рамках реализации «Федеральной целевой программы развития Калининградской области на период до 2020 года» [2], но, к сожалению, при отсутствии градообразующих производств ни физкультурно-оздоровительные комплексы, ни реконструированные системы водоснабжения, ни развитие туризма не являются достаточными условиями для сохранения и профессионального развития экономически активного населения в удаленных от Калининграда районах области.
Полученные результаты свидетельствуют о крайне неравномерном развитии городов и районов области, 45 % из которых с точки зрения экономической безопасности находятся в кризисной и критической ситуации.
В ходе исследования была проведена оценка состояния экономической безопасности отдельных АТО. Результаты показывают необходимость гармоничного развития всех АТО для повышения уровня экономической безопасности Калининградской области учитывая их сырьевые, природно-климатические, геополитические, инфраструктурные возможности и специфические угрозы.
Литература:
- Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
- Постановление Правительства РФ от 07.12.2001 N 866 (ред. от 02.03.2019) «О Федеральной целевой программе развития Калининградской области на период до 2020 года»
- Приказ Минфина России от 15.11.2017 № 1029 «Об утверждении перечней субъектов Российской Федерации в соответствии с положениями пункта 5 статьи 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации»
- Ланская Т. М. Неравномерное развитие административно-территориальных образований как угроза экономический безопасности Калининградской области // Вестник балтийского федерального университета им. И. Канта. — 2017. — № 3. — С. 37–45.
- Калининград в цифрах: краткий статистический сборник // Калининград в цифрах. URL: http://kaliningrad.gks.ru (дата обращения: 08.05.2019).
- Правительство Калининградской области: официальный портал // Правительство Калининградской области. URL: https://gov39.ru (дата обращения: 01.05.2019).