В данной статье рассматриваются некоторые теневые составляющие экономики Калининградской области, а также их влияние на состояние национальной и экономической безопасности как региона, так и на экономику страны в целом.
Ключевые слова: Калининградская область, теневая экономика, Польша, регион, безопасность.
This article examines some of the shadow components of the economy of the Kaliningrad region, as well as their impact on the state of national and economic security, and on the country's economy as a whole.
Keywords: Kaliningrad region, shadow economy, Poland, region, security.
В нынешних реалиях теневая экономика представляет собой по-настоящему системную угрозу, которая может серьезно подорвать социальную и экономическую стабильность как региона, так и страны. Если говорить о конкретных факторах, которые действительно вызывают теневые процессы, то среди них можно отметить рост числа безработного населения, «утечка мозгов» за рубеж, уменьшение темпов производства, территориальная концентрация бедности, распад внутреннего рынка — это лишь немногих предпосылки для развития и увеличения доли теневой экономики в стране и регионах. В каждом регионе России можно отметить большое количество именно региональных проблем, но остро стоит вопрос о том, насколько пагубно влияет теневая экономика на безопасность региона в целом.
Основными предпосылками для развития теневой среды в регионе являются такие аспекты как: средний уровень заработной платы в регионе находится в низкой отметке, высокий уровень взяточничества (коррупция), сильная налоговая нагрузка на слои населения с низким достатком, несовершенство законодательства, пробелами в котором пользуются с целью выгоды, общее неравенство населения перед законом. Несмотря на то, что в данный момент Калининградская область привлекательна для инвестирования (15 место по стране), но все эти факторы вносят свой вклад в дестабилизацию экономики и создают проблемы для инвесторов, а, следовательно, если инвестору «не интересно» инвестировать внутри своей страны, то происходит отток капитала либо в другой регион, либо за рубеж. Уже немалое количество времени Калининградская область работает в режиме особой экономической зоны. Данный режим, безусловно, положительно отражается на развитии региона, но в тоже время создает поле деятельности для теневых преступников. Если рассматривать официальные данные, то Калининградская область несколько уступает от многих регионов по объемам инвестиций, по общему уровню благосостояния населения, общий уровень ВВП на душу населения в 1.5 раза ниже от среднего по стране. Но это лишь сухая статистика, если посмотреть объективно, то в области функционируют дорогие магазины и рестораны (и пользуются спросом), ведется активное строительство элитного жилья. Это говорит о том, что теневой сектор имеет весомую долю в экономике региона и официальные данные во многом не отражают полной картины происходящего.
Основной причиной распространения теневой экономики в области является недостаточная занятость населения. Несмотря на официальный уровень безработицы в 4,7 % (порядка 24,7 тыс. человек), реальный же уровень безработицы порядком больше, поскольку 24,7 тыс. человек — это лишь официально зарегистрированные безработные. Зачастую люди вынуждены прибегать к незаконным методам добычи денежных средств.
Рассмотрим данные о правонарушениях (по составу лиц) в Калининградской области за 2014–2019 год, указанные на Рисунке 1. [1]
Рис. 1. Правонарушения Калининградском области по составу лиц, их совершивших
Несмотря на то, что число правонарушений, совершенных безработными или лицами, без постоянного источника дохода, по сравнению с 2014 годом в 2019 году снизилось более чем на 12 %, общая доля всё равно остается внушительной: в 2019 году 67,6 % всех правонарушений совершены либо безработными, либо лицами без постоянного источника дохода. Снижение общей доли безработных за последние 5 лет, конечно, вызваны созданием новых рабочих мест и правительство Калининградская области во главе с Алихановым Антоном Андреевичем, старается поддерживать население области, но не стоит забывать, что создание тех же рабочих мест, требует огромных вложений. Стоит также отметить, что Калининградская область является дотационным регионом и без должной поддержки «центра» невозможно реализовать все программы и стратегии развития области. В связи с Чемпионатом Мира по Футболу FIFA 2018, в период с 2016–2018 год было создано немало рабочих мест в сфере строительства футбольной инфраструктуры, но к сожалению рабочие места в большей степени были временным явлением и до 2020 года осталась лишь их малая доля.
Рассмотрим, еще одну причину развития теневого сектора в регионе. Калининградская область окружена двумя странами ЕС Польшей и Литвой, а как известно, в приграничных регионах проблема контрабанды всегда была и будет. По разным оценкам в этой деятельности заняты от 25 тыс. до 100. тыс. человек при общей численности населения области чуть более 1 млн. чел. Понятие контрабанда относится к криминальному виду деятельности, но в условиях Калининградской области, где приграничные районы и их жители не обеспечены рабочими местами и данный вид деятельности, а именно мелкая контрабанда (в основном в Польшу) является чуть ли не единственным способом заработка, оно не совсем уместно. Основными нелегально перевозимыми товарами выступают сигареты, крепкие спиртные напитки, сахар, особняком стоит янтарь. Мелкая контрабанда не воспринимается её участниками как преступное деяние и по большому счету представляет собой своеобразный вид самозанятости. Назвать такую контрабанду преступностью не совсем корректно, это лишь реакция определенной доли населения на нехватку рабочих мест в регионе.
Что касается незаконного мелкого «импорта», то по данным Россельхознадзора, в течение 2018 года было уничтожено 2,5 тонны продуктов, обнаруженных в сумках и чемоданах частных лиц. По сравнению с 2017 годом объемы утилизированной мелкой контрабанды выросли на 56 %. В областном Россельхознадзоре уточнили, что изъятые товары запрещено ввозить в соответствии с указом президента № 391 от 29 июля 2015 года (касается государств, которые ввели экономические санкции против России). [2]
Конечно, получение прибыли которая скрыта от налогообложения свойственно для всех регионов Российской Федерации, но в Калининградской области ситуация куда серьезнее и некоторые эксперты называют её второй экономикой. Калининградская область особый случай, так как если в России теневые средства «крутятся» в тех же отраслях деятельности, где и официальные, хотя их доля в каждой отрасли разнится, то в Калининградской области организовались специальные полулегальные сегменты рынка и являются они «детищем» региональной экономической модели. По мнениям экспертов, суть данной модели состоит в поддержке региона за счет компенсации его слабостей путем специальных «эксклюзивных» льгот. Введение режима особой экономической зоны повлекло за собой создание искусственной монопольной ренты, отсюда и появление новых видов теневой деятельности, где оседают неучтенные доходы. Неудивительно, что в корне нездоровая экономика отбрасывает беспрецедентную по масштабам тень.
Итак, всю теневую деятельность региона можно условно разделить на 4 сектора. Первый сектор — малая приграничная торговля, её также иногда называют челночной. Она представляет собой перепродажу потребительских товаров (90 % подакцизных) и получение выгоды за счет разницы цен. Основными «поставщиками» продукции являются Польша и Литва. До недавних времен такой способ заработка позволял некоторой доле населения оставаться экономически активным населением, но на сегодняшний момент, после того как Польша и Литва ужесточили контроль на границах, такие «серые» рынки сократились в масштабах, но полностью никуда не исчезли.
Второй сектор — сфера деятельности средних и крупных торговых компаний, которые обеспечивают подавляющую часть Калининградских импортных закупок. Они присутствуют на рынке в виде сетей многочисленных мелких фирм и частных предприятий без образования юридического лица, то есть намеренно дробят свои операции ради уклонения от налогов.
Третий сектор — сфера производственной доработки импорта, где промышленные предприятия извлекают теневые доходы не столько за счет неофициального выпуска дополнительной продукции, сколько путем завышения номинальной стоимости импортных комплектующих в цене товаров, которые считаются произведенными в ОЭЗ и направляются на российские рынки без уплаты таможенных платежей. Проще говоря, речь идет о поставках из Калининграда в Россию завуалированного импорта, именуемых «импортозамещением».
Наконец четвертый сектор — сфера заключения ложных внешнеторговых контрактов российскими и зарубежными участниками внешнеэкономической деятельности. Благодаря параллельному действию на территории калининградской ОЭЗ нескольких таможенных режимов регион используется в качестве удобной площадки для оформления внешнеторговой документации. Контракты, формально заключенные в Калининграде, на самом деле могут исполняться на территориях других стран и служить маскировкой для сложных цепочек лжеимпорта и лжеэкспорта.
Таким образом, можно сказать, что Калининградская область является привлекательной средой для теневой деятельности. Приграничное положение, шаговая доступность в страны ЕС, режим свободной экономической зоны — всё это помогает преступникам от мала до велика успешно вести свою незаконную деятельность. Поэтому, целесообразно создание стратегии по защите региона от теневых структур путем создания рабочих мест, улучшение законодательства, а также поиск и упразднение лазеек в нем. Необходимо провести комплексную работу по нейтрализации взяточничества на пограничных переходах, в органах, регулирующих ВЭД. Другие ключевые позиции по борьбе с теневой экономикой имеют также отражение в Указе Президента РФ о Стратегии экономической безопасности. Несмотря на свое положение Калининградская область в силах самостоятельно снизить влияние теневых структур на экономику региона и страны в целом.
Литература:
- Калининградская область в цифрах. 2019: Краткий статистический сборник/ Калининградстат — Калининград, 2019–61 с.
- РБЦ. Интернет версия. Электронный источник https://clck.ru/NSSVN
- Указ Президента РФ от 29 июля 2015 г. N 391 «Об отдельных специальных экономических мерах, применяемых в целях обеспечения безопасности Российской Федерации»
- Указ Президента РФ О Стратегии Экономической Безопасности Российской Федерации на период до 2030 года