В статье рассматривается продолжительный демографический спад в Республике Польша. Автор анализирует возможные причины и последствия, опираясь на социально-экономические события и показатели страны.
Ключевые слова: Польша, демографическая ситуация, экономический рост, сокращение населения, безработица.
Общая численность населения в Евросоюзе с каждым годом растет, однако в отдельных странах наблюдается обратный тренд. В число стран, у которых наблюдается отрицательный демографический рост с 2011 по 2020 год, входят Польша, Греция, Португалия, Болгария, Латвия, Литва и другие. На данный момент в Республике Польша ситуация не такая серьезная как в Португалии или Литве, однако в долгосрочной перспективе, при населении 37,9 млн человек [2], демографический спад может усилиться и породить новые проблемы, связанные, преимущественно, с экономикой.
Внутренний валовый продукт, экономически активное население и их покупательная способность растет, что говорит о позитивной тенденции в экономике страны, но одновременно с этим, численность населения уменьшается. С одной стороны, такие тенденции позитивно сказываются на статистике государства, макро- и микроэкономических показателях, с другой стороны, еще в 2019 году, многоуважаемый эксперт и нобелевский лауреат в области экономики Джозеф Юджин Стиглиц в интервью журналу The Guardian задался вопросом: «Что, если ВВП растет, а жителям становится хуже?» [5]. Он хотел подчеркнуть важность расстановки приоритетов в современном мире: экономические показатели должны быть менее важны для государства, если присутствуют экологические, социальные или иные проблемы. Его слова абсолютно точно подходят под текущую ситуацию в Республике Польша — при положительных тенденциях в экономике, численность населения страны падает, подвергая риску будущее развитие страны.
По нашему мнению, демографический кризис является первостепенной проблемой для любого территориального субъекта. В случае снижения численности, или сильного увеличения среднего возраста, количество экономически активного населения, соответственно, тоже уменьшится, что повлечет за собой высокие расходы государства на социальные выплаты для пенсионеров, уменьшится количество предприятий и новой рабочей силы. Также уменьшится скорость появления стартапов, производство и экспортная составляющая в государстве, а это напрямую влияет на экономический рост и потенциал внутри страны и на мировой арене.
Обратимся к экономическим показателям Польши: по данным Евростата, внутренний валовый продукт вырос на 106 млрд долларов, или на 22 % за последние 10 лет. ВВП на душу населения увеличился с 12.5 тыс. долл. США до 15.5 тыс. долл. США. Это не такой быстрорастущий показатель, если сравнивать с Китаем или Индией, однако, этот рост постоянен и практически не подвергался колебаниям даже в кризисные ситуации. При этом уровень инфляции в Польше стабильно держится на уровне 2.5 % последние 15 лет, и имеет лишь незначительные колебания, согласно политике Европейского Центрального Банка [3]. За последние 6 лет безработица в Польше снизилась с 9 % до 3.3 %, что является одним из лучших показателей в Европе. Конечно, к основным причинам снижения безработицы относятся улучшение уровня жизни, появления новых рабочих мест, увеличение средней заработной платы, но численность населения, несомненно, играет свою роль.
Такой продолжительный отрицательный тренд численности населения может быть связан с теорией демографического перехода, согласно которой происходит замещение поколений, и в некоторые этапы наблюдается высокая смертность [7, с. 250–259]. Исследование польского ученого Завомира Курека основывается на данной теории и статистических данных послевоенного периода, из которых видно начало стадии демографического перехода, характеризующейся низкой рождаемостью начиная с 2000 годов: «В 2003 году число новорожденных (351 тысяча) на 50 % меньше чем в 1983 (724 тысячи)…». [4, с. 389–396] Этап демографического «взрыва» происходил с 1960 по 1980-е годы, причиной которого являлось быстроразвивающиеся системы здравоохранения, которые способствовали уменьшению смертности, и восстановление экономик после второй мировой войны.
О проблеме демографического роста польский ученый писал еще в 2011 году, и его прогноз о будущих тенденциях оказался правдивым. За последние 10 лет в Республике Польша мы наблюдаем снижение численности всего на 100 тысяч человек, однако этот спад начался еще в начале 2000-х годов. Поэтому данная проблема может превратиться в демографическую катастрофу в долгосрочном периоде.
Также, особо важным показателем, который характеризует численность населения, является миграция. По данным портала официальной статистики Польши, с 1966 по 2017 год чистая миграция была отрицательной, что говорит об оттоке людей из страны. В среднем каждый год из Польши уезжает 17136 человек, однако после 2014 года наблюдалось увеличение иммиграции, а в 2018 году чистая миграция впервые стала положительной (рис. 1). В этот же период, как было сказано ранее, резко сократилась безработица (на 5,7 %), образуя обратную корреляцию с количеством эмигрирующих людей.
Из этого можно сделать вывод, что страна стала более привлекательной для иностранных и отечественных граждан, появилось большое количество рабочих мест и увеличилась заработная плата, что поспособствовало увеличению чистой миграции, однако смотря на общую картину, в данные периоды спад численности продолжался.
Рис. 1. Эмиграция и иммиграция в Польше с 1966 года [9]
По данным Всемирного банка, в 1950 году средний возраст населения в Польше составлял 25.8 лет, в 2012 году — 38.2 года, а к 2050 эта цифра достигнет 51 года. С таким быстрорастущем средним возрастом, к 2050 году ожидается снижение населения с 38 до 32 миллионов человек.
На данный момент рождаемость составляет 1.3 ребенка на женщину, что является крайне низким показателем по сравнению с другими странами Европы. Прогнозы Всемирного банка говорят о том, что при таком тренде, рост внутреннего валового продукта на душу населения снизиться с 4.7 % до 3 % после 2021 года, но данные прогнозы оказались неточными: в 2017 и 2018 годы прирост ВВП на душу населения составлял 11 %, однако годами ранее он достигал -12 %, что также связано с демографическим спадом и миграцией.
Одним из предложений Всемирно банка являлось повышение пенсионного возраста, который позволит увеличить количество рабочей силы и снизить расходы государства для поддержания стабильности в экономике при уменьшении численности населения [1]. Данная практика уже представлена в Российской Федерации, основной причиной которой было увеличение среднего возраста населения. Население страны, конечно, отрицательно относится к повышению пенсионного возраста, однако в некоторых ситуациях эта мера необходима, так как нацелена на долгосрочные социальные и экономические перспективы.
Следующие причины, которые мы выделили, взаимосвязаны между собой. В XXI веке численность городского населения в развитых и развивающихся странах стремительно растет (рис. 2), и именно городские жители менее склонны к образованию семьи в раннем возрасте. Чаще всего это связано с высокими темпами жизни, необходимостью получить образование, стабильную работу, и прочими факторами, из-за которых дети появляются в более позднем возрасте.
Данная тенденция прослеживается не только в Польше, но и по всему миру. Правительства разных стран пытаются бороться с этим, подготавливая и издавая законы о различных льготах, материнском капитале, пособиях для многодетных семей, и регулярно увеличивают финансирование именно для таких групп населения.
Рис. 2. Численность городского населения в Польше (% от общего населения) [6]
С 2016 года, в качестве стимулирующих мер Правительство Польши стало выделять по 120 евро ежемесячно на каждого ребенка, если их количество в семье 2 и более. На июнь 2020 года средняя заработная плата составляет 1300 евро, а если в семье 3 ребенка, данный показатель вырастает до 1420 евро на каждого родителя. Данные стимулирующие меры поднимают средний доход на 8 %, что позволило увеличить количество родившихся детей на 1 женщину с 1,21 до 1,43.
В научных работах, официальных прогнозах статистических центров, прогнозах Всемирного банка, говориться о будущей убыли населения. Конкретного решения, которое могло бы поспособствовать восстановлению роста населения в Польше пока нет. По данным ООН, к 2100 году численность населения Земли увеличится на 3,5 миллиарда — до 11.2 миллиардов человек, однако для Польши прогнозы противоположные. Прогноз демографической ситуации Польши приведен в таблице 1.
Таблица 1
Прогноз численности населения Польши.
Год |
2020 |
2030 |
2040 |
2050 |
2060 |
2070 |
2080 |
2090 |
2100 |
Женщины (тыс. человек) |
19 509 |
19 052 |
18 169 |
17 067 |
15 937 |
14 714 |
13 455 |
12 436 |
11 667 |
Мужчины (тыс. человек) |
18 338 |
17 892 |
17 113 |
16 228 |
15 231 |
14 085 |
12 962 |
12 074 |
11 366 |
Снижение численности населения до 2020 года было не такое существенное для Польши, каким оно может быть в будущем. Если считать 2020 год за базисный, через 30 лет прогнозируемое снижение численности населения составит 13 %, через 60 лет — 31 %, а к 2100 году численность составит всего 23 миллиона, что на 40 % меньше чем в 2020 году. Однако соотношение мужчин и женщин при этом будет сохраняться на равном уровне с погрешностью в 1–2 %. Данные прогнозы должны послужить важным индикатором для Правительства Польской Республики и международных организаций, так как при данном тренде через несколько сотен лет может исчезнуть целая национальность.
Вывод. Польскому государству необходимо стимулировать рост населения. Предпринятые в 2016 году программы хорошо повлияли на количество новорожденных, однако необходимо осуществлять дополнительные меры, которые позволят повысить численность населения и коэффициент рождаемости в Польше. При правильной социальной политике и увеличении уровня жизни, данный коэффициент должен стремиться к значению 2 и более, чтобы убыль населения прекратилась. При коэффициенте равном 2 демографический спад должен прекратиться, однако также крайне необходимо сдерживать отток людей из страны. Данную проблему нельзя оставлять без внимания несмотря на то, что потери пока не так значительны, так как в долгосрочной перспективе, это сильно повлияет на экономическую и социальную сферы страны.
Литература:
- Devictor X. Poland: Aging and the Economy. — The World Bank. — 2012.
- Eurostat. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://appsso.eurostat.ec.europa.eu/nui/submitViewTableAction.do (дата обращения: 21.04.2021).
- Monetary policy. — Текст: электронный // European Central Bank: [сайт]. — URL: https://www.ecb.europa.eu/mopo/html/index.en.html (дата обращения: 21.04.2021).
- Kurek S. Population changes in Poland: A second demographic transition view. — Procedia — Social and Behavioral Sciences. — 2011. Vol. 19. — p. 389–396.
- Stiglitz J. It’s time to retire metrics like GDP. They don’t measure everything that matters. // The Guardian (24.09.2019). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.theguardian.com/commentisfree/2019/nov/24/metrics-gdp-economic-performance-social-progress (дата обращения: 21.04.2021).
- The World Bank. Urban population. URL: https://data.worldbank.org/indicator/SP.URB.TOTL.IN.ZS?end=2019&locations=PL (date of access: 06.04.2021)
- Thompson W. S. The distribution of Population. –The ANNALS of the American Academy of Political and Social Science. — 1936. Vol. 188(1). — p.250–259.
- Poland population. — Текст: электронный // United Nations: [сайт]. — URL: https://population.un.org/wpp/DataQuery/ (дата обращения: 21.04.2021).
- Main directions of emigration and immigration. — Текст: электронный // Statistics Poland: [сайт]. — URL: https://stat.gov.pl/ (дата обращения: 21.04.2021).