Культура общения как фактор успешности в профессиональной деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 декабря, печатный экземпляр отправим 22 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №19 (257) май 2019 г.

Дата публикации: 13.05.2019

Статья просмотрена: 541 раз

Библиографическое описание:

Морохова, О. А. Культура общения как фактор успешности в профессиональной деятельности / О. А. Морохова, В. А. Аносов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 19 (257). — С. 406-408. — URL: https://moluch.ru/archive/257/58862/ (дата обращения: 08.12.2021).



В статье представлены результаты исследования по речевому взаимодействию в профессиональной сфере. Авторы статьи дают характеристику таких явлений, характерных для общения сотрудников уголовно-исполнительной системы, как соблюдение норм служебного общения, правил речевого этикета, способов оценочных выражений. Особое внимание при характеристике оценочных выражений уделено способам выражения критики и похвалы в профессиональном общении. В статье рассматривается речевая агрессия как недопустимая форма речевого общения, авторы выделяют способы противодействия речевой агрессии.

Ключевые слова: конструктивное речевое взаимодействие, сфера профессионального общения, уголовно-исполнительная система, нормы служебного общения, правила речевого этикета, критика в профессиональном общении, похвала в профессиональном общении, речевая агрессия, противодействие речевой агрессии.

На сегодняшний день изучение особенностей речевого общения в профессиональной сфере актуально, т.к. касается практических вопросов взаимодействия сотрудников в повседневной профессиональной деятельности. От речевого общения сотрудников зависит эффективность их взаимодействия на рабочем месте и результативность профессиональной деятельности.

Научному освещению вопросов речевого взаимодействия посвящены современные исследования Е.Ю. Ионкиной, Н.Н. Кирилловой, Н.А. Куракиной, и других ученых.

Задача настоящей статьи – проанализировать аспекты речевого общения, характерные для профессиональной сферы, выделить черты, характерные для конструктивного речевого поведения.

В профессиональной деятельности важную роль играют такие аспекты речевого общения как соблюдение норм служебного общения, правил речевого этикета, способов оценочных выражений.

Речевой этикет представляет собой словесные формулы выражения вежливых отношений между людьми в обществе. Наряду с общегражданским этикетом существует служебный этикет. Служебный этикет работника УИС – это система исторически сложившихся традиционных правил поведения в повседневной служебной обстановке, а также при проведении торжественных церемоний и ритуалов.

Важной составляющей речевого общения в профессиональной деятельности являются оценочные выражения похвалы и критики.

От того, насколько корректно и точно мы используем оценочные высказывания, от их эмоциональной направленности зависит эффективность взаимодействия участников общения в ситуациях профессионального общения.

В научной литературе выражение критики в профессиональной сфере рассматривается неоднозначно. При рассмотрении способов выражения критики в профессиональной сфере выделяют конструктивную и неконструктивную критику. Однако И.А. Стернин, формулируя «закон отторжения публичной критики», отмечает, что любой человек имеет высокую внутреннюю самооценку, поэтому любое поучение, критика или непрошенный совет в процессе общения воспринимается человеком как минимум настороженно – как покушение на его самостоятельность, демонстративное сомнение в его компетентности и способности принимать самостоятельные решения. В условиях, когда критика осуществляется в присутствии других людей, она отвергается субъектом практически в 100% случаев [1].

Для выражения похвалы служат деловые комплименты, которые открыто выражают одобрение или восхищение собеседником, его внешностью или манерой поведения. Например, «Знаете, Ваша энергия просто заряжает нас!», «Меня всегда поражает широта Вашего кругозора!», «Как же приятно с Вами разговаривать!», «Я поражаюсь Вашему трудолюбию!», «Общаясь с Вами, можно многому научиться», «Пожалуй, я пошел бы с Вами в разведку!». Такие речевые формулы создают положительный настрой и позволяют добиться желаемых результатов.

Для выражения просьбы в деловом общении используются более мягкие выражения не в форме приказа, а в форме вопроса: «Не могли бы Вы закрыть дверь?». Такое общение больше характерно для общегражданских норм речевого поведения. Следует отметить, что для сотрудников уголовно-исполнительной системы, работающими с осужденными, необходимо уметь отдавать ясные, четкие указания.

Профессиональное общение выступает одним из видов деятельности, в котором часто возникают споры, противоречия. Для поиска компромиссов, уравновешивания различных позиций собеседников, достижения согласия, взаимопонимания и, как следствие, повышения эффективности профессиональной коммуникации актуальны такие регистры делового общения, как переговоры, совещания, деловые беседы.

К речевому общению в профессиональной деятельности относится и конфликтное взаимодействие, т.е. столкновение интересов и взглядов, приводящих к серьезным разногласиям. К конфликтному взаимодействию относятся различные жанры, такие как упрек, осуждение, несогласие. Несмотря на то что конфликт иногда производит положительный эффект и приводит к разрядке обстановки, снятию напряжения, он может вылиться в ожесточенный спор, сопровождающийся взаимными обвинениями, угрозами, оскорблениями и обидами. Единственной тактикой, направленной на решение конфликтов, является ведение конструктивного диалога, в котором партнеры воспринимаются не как враги, а как сотрудники, открыто обосновывающие свои позиции, готовые к достижению компромисса.

Кроме этого, преодолению конфликтного общения служит развитие у говорящего навыков убеждения и аргументативной культуры, которая предполагает достижение баланса между логическими и эмоциональными составляющими общения.

К недопустимым явлениям в речевом общении следует отнести речевую агрессию. Речевая агрессия определяется как «словесное выражение негативных чувств, эмоций, намерений в неприемлемой в данной речевой ситуации форме, оказывающее отрицательное воздействие на собеседника» [2]. К речевой агрессии относятся речевые действия, обусловленные эмоционально негативными установками, например, брань, оскорбления, угрозы. Речевая агрессия может иметь разную степень проявления, что отражается в ее определении как грубой, бранной, оскорбительной, ругательной, унижающей, обидной, неприязненной, невежливой, подавляющей. Вербальное оскорбление имеет место тогда, когда нарушаются этико-языковые оценки, а не языковые нормы.

Речевая агрессия обусловлена совокупностью экстралингвистических факторов. Основными из них, по мнению исследователей, являются высокая степень напряженности межличностных отношений в современном обществе, связанная с нестабильностью экономического и политического положения социума; снижение уровня общей культуры, обусловленное изменением ценностных ориентаций индивида и социума в целом; деструктивное влияние СМИ на индивида, приводящее к усилению чувства неуверенности и нестабильности под воздействием потоков негативной информации [3].

Для противодействия агрессивному речевому поведению существуют различные стратегии, например, игнорирование или переключение внимания, т.е. попытка отвлечь «речевого агрессора» от агрессивного намерения или изменить его отрицательное эмоциональное состояние, попытаться изменить враждебное настроение собеседника, например, перевести разговор на другую тему.

Подведем итоги. Речевое поведение в профессиональной сфере имеет социально-ролевую обусловленность. Наиболее конструктивное речевое поведение в профессиональной сфере можно охарактеризовать следующим образом. Проявление сдержанности и уважения к собеседнику выражается в проявлении интереса, благодарности и признательности, сдержанного юмора, одобрения, избегания оценок, а также в использовании приемов активного слушания. Выражение похвалы в адрес собеседника служит формированию доброжелательных отношений. Для изменения негативного настроя собеседника, разрешения противоречий используются тактики извинения, разъяснения, совместного поиска решений проблем.

Спецификой речевого поведения сотрудников уголовно-исполнительной системы является знание и использование речевых формул служебного общения, умение четко отдавать подчиненным приказы.

Таким образом, речевое взаимодействие, направленное на сотрудничество, а не конфронтацию, повышают эффективность профессиональной деятельности.

Литература:

  1. Шпомер Е. А. Принцип критики в коммуникативном поведении: к проблеме соотношения коммуникативных законов и типологии языковых личностей коммуникантов // Армия и общество. 2011. №1 (25). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/printsip-kritiki-v-kommunikativnom-povedenii-k-probleme-sootnosheniya-kommunikativnyh-zakonov-i-tipologii-yazykovyh-lichnostey (дата обращения: 23.04.2019).
  2. Баженова И. В. Речевая агрессия как проблема лингвистической безопасности // Армия и общество. 2012. №2 (30). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rechevaya-agressiya-kak-problema-lingvisticheskoy-bezopasnosti (дата обращения: 23.04.2019).
  3. Карабань Н.А. Роль категории вежливости в письменных жанрах делового общения // Известия ВГПУ. 2010. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-kategorii-vezhlivosti-v-pismennyh-zhanrah-delovogo-obscheniya (дата обращения: 20.03.2019).
Основные термины (генерируются автоматически): речевая агрессия, профессиональная сфера, речевое общение, профессиональное общение, профессиональная деятельность, речевой этикет, служебное общение, уголовно-исполнительная система, речевое взаимодействие, деловое общение.


Ключевые слова

уголовно-исполнительная система, речевая агрессия, конструктивное речевое взаимодействие, сфера профессионального общения, нормы служебного общения, правила речевого этикета, критика в профессиональном общении, похвала в профессиональном общении, противодействие речевой агрессии

Похожие статьи

Коммуникативные неудачи как следствие нарушения речевого...

Речевой этикет – разработанные правила речевого поведения, система речевых формул общения. В различных сферах человеческой деятельности этикетные средства используются различно. Речевой этикет формируется под воздействием ряда факторов.

Средства, методы и приемы обучения речевому этикету

Ключевые слова: общение, речевой этикет, коммуникативные ситуации, принципы обучения устной речи. В основе современных методов обучения речевому этикету лежат такие категории общения как: ситуация, роль, позиция, общность, вид и сфера коммуникации...

Реализация фатической функции в деловых переговорах

Речевой этикет – разработанные правила речевого поведения, система речевых формул общения. В различных сферах человеческой деятельности этикетные средства используются различно. Речевой этикет формируется под воздействием ряда факторов.

Деловое общение как психолого-педагогическая проблема

Ключевые слова: общение, деловое общение. Изменения, происходящие на современном этапе развития нашего общества во всех сферах его

Общение — чрезвычайно многогранный процесс, реализующийся в разных сферах и на разных уровнях социальных отношений и...

Культура речевого общения руководителя дошкольной...

Культура речевого общения предполагает соблюдение определенного речевого этикета.

Общение в сфере рабочих отношений требует оптимального речевого этикета.

Не менее важно учитывать профессиональные возможности и индивидуальные особенности характера...

Об определении этико-речевой компетенции, её соотношении со...

коммуникативная компетенция, культурно-речевая компетенция, этическая норма, умение, социальное взаимодействие, речевой этикет

коммуникативная компетентность, коммуникативная деятельность, деловое общение, профессионально-деловое общение...

Изучение профессионального русского языка как важнейшее...

Этикет деловой речи и профессионального общения. Стили речевого общения. Нейтральный стиль.

профессиональное общение, профессиональный русский язык, избранная специальность, профессиональная речь, речевая деятельность, русский язык...

Речевой этикет в современном русском языке | Статья в журнале...

Речевой этикет строится с учетом особенностей партнеров, вступающих в деловые отношения, ведущих деловой разговор: социального статуса субъекта и адресата общения, их места в служебной иерархии, их профессии, национальности, возраста, пола, характера.

Речевое поведение в различных культурах | Статья в журнале...

Речевой этикет – разработанные правила речевого поведения, система речевых формул общения. В различных сферах человеческой деятельности этикетные средства используются различно. Речевой этикет формируется под воздействием ряда факторов.

Похожие статьи

Коммуникативные неудачи как следствие нарушения речевого...

Речевой этикет – разработанные правила речевого поведения, система речевых формул общения. В различных сферах человеческой деятельности этикетные средства используются различно. Речевой этикет формируется под воздействием ряда факторов.

Средства, методы и приемы обучения речевому этикету

Ключевые слова: общение, речевой этикет, коммуникативные ситуации, принципы обучения устной речи. В основе современных методов обучения речевому этикету лежат такие категории общения как: ситуация, роль, позиция, общность, вид и сфера коммуникации...

Реализация фатической функции в деловых переговорах

Речевой этикет – разработанные правила речевого поведения, система речевых формул общения. В различных сферах человеческой деятельности этикетные средства используются различно. Речевой этикет формируется под воздействием ряда факторов.

Деловое общение как психолого-педагогическая проблема

Ключевые слова: общение, деловое общение. Изменения, происходящие на современном этапе развития нашего общества во всех сферах его

Общение — чрезвычайно многогранный процесс, реализующийся в разных сферах и на разных уровнях социальных отношений и...

Культура речевого общения руководителя дошкольной...

Культура речевого общения предполагает соблюдение определенного речевого этикета.

Общение в сфере рабочих отношений требует оптимального речевого этикета.

Не менее важно учитывать профессиональные возможности и индивидуальные особенности характера...

Об определении этико-речевой компетенции, её соотношении со...

коммуникативная компетенция, культурно-речевая компетенция, этическая норма, умение, социальное взаимодействие, речевой этикет

коммуникативная компетентность, коммуникативная деятельность, деловое общение, профессионально-деловое общение...

Изучение профессионального русского языка как важнейшее...

Этикет деловой речи и профессионального общения. Стили речевого общения. Нейтральный стиль.

профессиональное общение, профессиональный русский язык, избранная специальность, профессиональная речь, речевая деятельность, русский язык...

Речевой этикет в современном русском языке | Статья в журнале...

Речевой этикет строится с учетом особенностей партнеров, вступающих в деловые отношения, ведущих деловой разговор: социального статуса субъекта и адресата общения, их места в служебной иерархии, их профессии, национальности, возраста, пола, характера.

Речевое поведение в различных культурах | Статья в журнале...

Речевой этикет – разработанные правила речевого поведения, система речевых формул общения. В различных сферах человеческой деятельности этикетные средства используются различно. Речевой этикет формируется под воздействием ряда факторов.

Задать вопрос