Средства, методы и приемы обучения речевому этикету | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №1 (48) январь 2013 г.

Статья просмотрена: 3240 раз

Библиографическое описание:

Таубалдиева, Жуматай. Средства, методы и приемы обучения речевому этикету / Жуматай Таубалдиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 1 (48). — С. 371-374. — URL: https://moluch.ru/archive/48/6121/ (дата обращения: 25.04.2024).

Статья посвящена средствам, методам и приемам обучения речевому этикету на английском языке. Рассмотрены принципы обучения устной речи при обучении иностранным языкам.

Ключевые слова: общение, речевой этикет, коммуникативные ситуации, принципы обучения устной речи.


В основе современных методов обучения речевому этикету лежат такие категории общения как: ситуация, роль, позиция, общность, вид и сфера коммуникации, которые рассматриваются в современной науке, как модели речевой коммуникации. Важнейшей из перечисленных методов обучения является коммуникативная (речевая) ситуация. Коммуникативная ситуация, как метод обучения речевому этикету, состоит из четырех факторов: обстоятельств действительности (обстановка), в которых осуществляется коммуникация (включая наличие посторонних лиц); отношений между коммуникантами (субъективно — личность собеседника); речевого побуждения; реализации самого акта общения, создающего новое положение, стимулы к речи. Каждый из указанных факторов, рассматриваемого метода обучения речевому этикету, оказывает на речь собеседников определенное влияние.

Современная система обучения иностранному языку исходит из того, что для методики обучения иностранным языкам имеют значение не коммуникативные ситуации как таковые, ежесекундно случающиеся в языковом коллективе и практически не поддающиеся учету, а лишь повторяющиеся, наиболее типичные, или стандартные ситуации. Под термином типичная коммуникативная ситуация понимается некоторое воображаемое построение или модель реального контакта, в котором реализуется речевое поведение собеседников в их типичных социально-коммуникативных ролях.

Другой важной составляющей метода обучения речевому этикету является вид общения. Речевые контакты людей происходят в условиях, различающихся количеством участвующих в общении индивидов, характером отношений между ними, наличием смены ролей говорящего и слушающего в пределах одного акта коммуникации.

Существует 3 вида общения: индивидуальное, групповое и публичное, которые определяют специфику методологии обучения речевому этикету.

В индивидуальном общении участвуют два человека. Оно характеризуется непосредственностью, доверительностью. Здесь партнеры по коммуникации равноправны в доле своего участия в общем речевом «продукте». Каждый из них может поддержать предложенную тему или заменить ее другой. Если любой из партнеров индивидуального общения прекращает разговор, коммуникативный акт заканчивается.

При групповом общении в едином акте коммуникации участвует несколько человек. В таком общении вставить слово, а тем более своим высказыванием заинтересовать слушающих иногда трудно и требует от говорящего дополнительных качеств. Понятно, что роль пассивного участника группового общения (слушающего) проще, чем в индивидуальном общении, хотя «управлять» приемом информации в этих условиях намного сложнее.

Публичное общение протекает при сравнительно большом количестве индивидов. По этой причине коммуникативные роли участников публичного общения обычно предопределены: незначительное число их выступает в качестве ораторов, остальные — в фиксированных ролях слушающих.

По характеру отношений между коммуникантами различают общение официальное и неофициальное.

Официальное общение возникает между лицами, отношения между которыми определяются выполнением ими некоторых социальных функций. Официальный характер присущ публичному общению в любой его форме.

Неофициальное общение характеризуется непринужденностью, раскованностью, нередко фамильярностью, как в поведении индивидов, так и в тоне их речи, свободой в выборе языковых средств.

Современная методология обучения речевому этикету различает два вида неофициального общения — деловой разговор и свободная беседа.

Деловой разговор можно рассматривать как необходимое звено во внеречевой деятельности, как средство решения вытекающих из невербальных действий проблем.

Свободная беседа, представляет собой самостоятельную деятельность общения, или такую деятельность, целью которой является установление контакта, взаимопонимания, воздействие на знания, умения, систему социальных ценностей (убеждений), эмоциональное состояние другого человека. Свободная беседа характеризуется большим разнообразием речевых стимулов, побуждающих к общению ее участников.

Таким образом, обобщая вышесказанное, можно констатировать, что современная методология обучения иностранному языку различает следующие виды модели речевой коммуникации: официальный и индивидуальный контакт; деловой разговор; свободную беседу; групповую официальную беседу; монолог в групповой беседе; публичное общение.

Современная методология преподавания иностранных языков базируется на следующих принципах обучения устной речи: принцип коммуникативной направленности; принцип моделирования типичной коммуникативной ситуации; принцип коммуникативной деятельности; принцип интенсивной практики; принцип поэтапности речевых умений.

Принцип коммуникативной направленности. Важность его для обучения иностранным языкам и особенно устной речи в настоящее время общепризнанна. Рассматриваемый принцип пронизывает все основные этапы организации обучения речи. При следовании принципу коммуникативной направленности вся система работы учителя подчинена созданию у ученика мотивированной потребности в иноязычно-речевой деятельности.

Принцип моделирования типичной коммуникативной ситуации. Рассматриваемый принцип требует, чтобы программа обучения устной речи строилась, прежде всего, как последовательная серия ТКС, отобранных и обработанных в соответствии с воспитательными, коммуникативными и дидактическими положениями. Любая включенная в программу тема должна раскрываться как набор определенных коммуникативных ситуаций.

Принцип коммуникативной деятельности. Коммуникативная задача говорящего — завладеть вниманием слушающего, добиться приема своего сообщения, получить на него реакцию, учитывать при производстве высказываний ситуацию общения, личность слушающего. Следовательно, обучение иноязычной речи предполагает также овладение определенной коммуникативной техникой.

Принцип интенсивной практики. Психофизиологической базой речевой деятельности служит навык, или автоматизированное умение, ставшее в результате многократных повторений наиболее экономным и свободным способом исполнения данного действия.

Принцип поэтапности речевых умений. Данный принцип определяет, что овладение языковым материалом и операциями с ним в речи осуществляется поэтапно. Это означает решение на каждой данной ступени обучения только одной задачи, развития лишь одной стороны речевого умения. Рассматриваемый принцип лежит в основе дифференциации типов упражнений — тренировочных — I тип и коммуникативных (речевых) — II тип.

Рассмотренные выше принципы являются методической интерпретацией положений дидактики, языкознания, психологии и коммуникации.

В английском речевом этикете существуют достаточно эффективные приемы, с помощью которых реализуется принцип вежливости в вопросительных речевых актах. Рассмотрим, как они применяются в различных коммуникативных ситуациях.

Во-первых, вежливость предписывает соблюдение определенных ограничений на тематическое содержание вопроса. Именно в таких ситуациях слушающему чаще всего приходится прибегать к уклончивым ответам, например: «But do you love him?" asked Dorothy. «It isn't a question of loving him. ' said Ursula; «Where would you go?" — «I know a place»; «And what do you do, Mr. Rowe?" — «Oh», he said, «I sit and think».

Во-вторых, при выборе вопросительной формы, уместной в определенном коммуникативном контексте, необходимо учитывать прагматический потенциал различных типов вопросительных высказываний, который является следствием их грамматической семантики.

В этом отношении наименее вежливыми являются повелительные вопросительные высказывания с предикатами речи (типа Tell me, I want you to tell me). В тех случаях, когда побуждение выражается императивными формами, налицо нарушение принципа невмешательства в сферу существования слушающего, что позволяет употреблять такие высказывания лишь при очень близких отношениях равных по статусу коммуникантов либо при обращении старшего к младшему. В любом случае такая форма будет невежливой. Однако категоричность побуждения значительно смягчается благодаря использованию конструкций типа Can/Could you tell me...?. Такие высказывания рассматриваются как вежливые способы получения информации, в особенности при общении незнакомых или малознакомых людей. Например: (приезжий горожанину) Can you tell me where this road goes?; (гость хозяину) Would you mind telling me what college you were?.

Прямой вопрос, так же как и повелительные вопросительные высказывания с предикатами речи, побуждает слушающего к ответной реакции. При этом среди прямых вопросов особое место занимают отрицательно-вопросительные предложения, которые основаны на положительной пресуппозиции. т. е. предполагают, что до момента речи у говорящего было мнение о предмете разговора; таким образом, после данного вопроса ожидается положительная реакция со стороны слушающего, например: «Isn't I: more wonderful than ever?" she asked him radiant like a newly opened flower, with tears like dew. «It is always more wonderful». Ограничивая свободу выбора спрашиваемого, такие вопросы могут быть использованы, например, в публицистике как «обходной маневр» для «прорыва обороны слушающего». Однако при устной коммуникации возможны различные ответные реплики в зависимости от истинного положения дел, возможна и «реакция от противного», т. е. активизация оборонительного инстинкта слушающего, например: «Lord Petherton — on Mr. Mitcheff?" The Duchess stared but rather in amusement than in horror. «Why, hasn't he a property?" — «The loveliest Mr. Mitcheff is his property. Didn't you know?" There was an artless wail of surprise in her voice. «How should I know about all social scandals and things?". И, наконец, данные вопросы часто имеют Дополнительный эмоциональный оттенок — выражение удивления говорящим, когда он обнаруживает несоответствие своих ожиданий реальному положению дел.

Достаточно распространенной формой выражения вопросительного речевого акта является присоединительный вопрос, структурно состоящий из двух частей. В первой части содержится мнение говорящего о некотором положении дел. Во второй — апелляция к слушающему, призывающая его выразить свое отношение к высказанному в первой части суждению, например: You're a pretty bright boy, aren't you?: «I wonder what she'll be like», he said. «She won't be stupid, will she?"

Прагматической характеристикой присоединительных вопросов является их ориентированность на подтверждающую реакцию со стороны слушающего, что сближает их с отрицательно-вопросительными предложениями. Однако в отличие от отрицательно-вопросительных предложений высказывания данного типа выражают скорее просьбу, мольбу, а не требование согласиться, например: «We're going away tomorrow», said Al. She looked at him startled. Well, we're gonna get married, aren't we?"

Более сильной формой смягчения императивного компонента вопросительного высказывания является общий вопрос с неинвертированным порядком слов — так называемый декларативный вопрос (ДВ), в котором вопросительная функция осуществляется с помощью повышающейся интонации (на письме ей соответствует вопросительный знак), например: You got fourteen days as well?.

Семантическая особенность ДВ состоит в том, что в нем содержится как предположение о некотором положении дел, так и скрытое побуждение к слушающему оценить правильность высказываемого предположения. ДВ предоставляет говорящему широкие возможности для выражения степени уверенности высказываемого предположения за счет введения в него модальных модификаторов: вводно-модальных слов и фраз типа perhaps, of course, maybe, surely, I suppose, I think, I imagine. I hope, модальных глаголов в функции предположения, а также показателей логического вывода типа so, then, and, but, as far as I can see, например: Your father was, perhaps, distressed by her death?, «I suppose you will all stay to supper?" he said in a politest unpressing tone; You may still be seen?; «What did you do in the war, dear?" — «I was at school».«Oh, then, you're a teacher?" Вариантом вежливого вопроса является также «вопрос в вопросе», в котором собственно информативный вопрос включен в качестве дополнения в состав обще вопросительного высказывания, запрашивающего о степени информированности слушающего. Такие высказывания дают слушающему хороший шанс «выйти из игры», ответив лишь на формально выраженный вопрос, например: «Do you happen to know when it is open?" — «Oh, no, no. I haven't been there myself».

Надежным способом реализации принципа вежливости служит выражение коммуникативного намерения в виде просьбы его осуществить. Возможны разные способы выражения такой просьбы: с помощью отдельного высказывания, части высказывания, сложного предложения, например: May I ask you where you are staying; Might I inquire if you are the owner?; What are your таin ideas so far, sir, if you don't mind me asking?: I should be very much obliged if you would tell me as exact as possible how Mrs. Haddo, died; Would it bother you, if I asked you a question about how you lost your job with Axminster?

При обучении иноязычной речи в средней школе тратятся огромные усилия на овладение навыками употребления прямого инвертированного вопроса. Более того, часто только такие вопросы признаются корректными, и это в свою очередь формирует определенный навык ведения беседы.

Мы попытались показать в данной статье, что подобные формы являются не только малоупотребительными, но с точки зрения английского речевого этикета и социально мало приемлемыми. Конечно, для освоения искусства вести беседу требуется не только овладение коммуникативно-адекватными грамматическими формами, но начинать надо именно с них. Косвенность выражения, смягчение повелительных интонаций вопросительного высказывания и в целом смягчение категоричности выражения служат надежными способами приобщения личности к иноязычным нормам речевого поведения в процессе обучения английскому языку.


Литература:

  1. Адам Д. Х. Словарь делового английского языка. Изд-во “Лонгман”, 2008г., с. 25–32.

  2. Артемов В. А. Психология обучения иностранным языкам. М., Высшая школа, 2007г., с. 256.

Основные термины (генерируются автоматически): речевой этикет, устная речь, публичное общение, свободная беседа, вопросительное высказывание, деловой разговор, индивидуальное общение, коммуникативная направленность, принцип обучения, типичная коммуникативная ситуация.


Ключевые слова

общение, речевой этикет, коммуникативные ситуации, принципы обучения устной речи., принципы обучения устной речи

Похожие статьи

Коммуникативное поведение как аспект обучения иностранному...

коммуникативное поведение, иностранный язык, русский речевой этикет, норма, межкультурная коммуникация, окончательное решение, русское общение, устная речь, особенность общения, Американец.

Коммуникативные неудачи как следствие нарушения речевого...

речевой этикет, культура общения, общение, коммуникативная неудача, деловое общение, участник общения, слово, отношение, собеседник, речевая агрессия.

Изучение профессионального русского языка как важнейшее...

Устная деловая речь. Понятие деловой беседы, деловых переговоров.Речевые тактики в устном диалогическом общении формального и неформального видов.

Этикет деловой речи и профессионального общения. Стили речевого общения.

Нормы речевого этикета в интернет-коммуникации (на примере...)

Однако новое коммуникативное пространство Интернета требует иных форм вежливости.

Знаки речевого этикета по денотативному содержанию и их применение в различных сферах общения.

Говорение как один из способов формирования коммуникативной...

Устное монологическое высказывание по тексту: а) озаглавить. б) тема.

Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, коммуникативная компетенция, речевая деятельность, речевая ситуация, Казахстан, формирование, образовательный процесс...

Типы учебно-речевых ситуаций и их место при обучении...

Дидактические возможности деловой игры в контекстном обучении будущих специалистов иноязычному деловому общению. Наглядность как средство создания коммуникативной мотивации при обучении устному иноязычному общению.

Обучение диалогической речи в контексте...

диалогическая речь, иностранный язык, коммуникативная компетенция, речевая деятельность, речь, речевое общение, речевая ситуация, диалог, профессионально-ориентированное обучение, язык.

Реализация принципа коммуникативной направленности...

Реализация принципа коммуникативной направленности обучения в курсе русского языка в начальной школе.

Для формирования навыков общения необходимо в процессе обучения создавать условия речевого общения.

Речевой этикет: нормы и правила | Статья в журнале...

6) на организационно-коммуникативном уровне: запрет перебивать собеседника, вмешиваться в чужой разговор и т. д. [Ларина, 2009].

Так или иначе речевой этикет привязывается к ситуации речевого общения и ее параметрам: месту, времени, теме, мотиву, цели общения и...

Похожие статьи

Коммуникативное поведение как аспект обучения иностранному...

коммуникативное поведение, иностранный язык, русский речевой этикет, норма, межкультурная коммуникация, окончательное решение, русское общение, устная речь, особенность общения, Американец.

Коммуникативные неудачи как следствие нарушения речевого...

речевой этикет, культура общения, общение, коммуникативная неудача, деловое общение, участник общения, слово, отношение, собеседник, речевая агрессия.

Изучение профессионального русского языка как важнейшее...

Устная деловая речь. Понятие деловой беседы, деловых переговоров.Речевые тактики в устном диалогическом общении формального и неформального видов.

Этикет деловой речи и профессионального общения. Стили речевого общения.

Нормы речевого этикета в интернет-коммуникации (на примере...)

Однако новое коммуникативное пространство Интернета требует иных форм вежливости.

Знаки речевого этикета по денотативному содержанию и их применение в различных сферах общения.

Говорение как один из способов формирования коммуникативной...

Устное монологическое высказывание по тексту: а) озаглавить. б) тема.

Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, коммуникативная компетенция, речевая деятельность, речевая ситуация, Казахстан, формирование, образовательный процесс...

Типы учебно-речевых ситуаций и их место при обучении...

Дидактические возможности деловой игры в контекстном обучении будущих специалистов иноязычному деловому общению. Наглядность как средство создания коммуникативной мотивации при обучении устному иноязычному общению.

Обучение диалогической речи в контексте...

диалогическая речь, иностранный язык, коммуникативная компетенция, речевая деятельность, речь, речевое общение, речевая ситуация, диалог, профессионально-ориентированное обучение, язык.

Реализация принципа коммуникативной направленности...

Реализация принципа коммуникативной направленности обучения в курсе русского языка в начальной школе.

Для формирования навыков общения необходимо в процессе обучения создавать условия речевого общения.

Речевой этикет: нормы и правила | Статья в журнале...

6) на организационно-коммуникативном уровне: запрет перебивать собеседника, вмешиваться в чужой разговор и т. д. [Ларина, 2009].

Так или иначе речевой этикет привязывается к ситуации речевого общения и ее параметрам: месту, времени, теме, мотиву, цели общения и...

Задать вопрос