Компетентность в общении педагога как фактор эффективности образовательной деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №19 (257) май 2019 г.

Дата публикации: 10.05.2019

Статья просмотрена: 1935 раз

Библиографическое описание:

Чернова, А. Д. Компетентность в общении педагога как фактор эффективности образовательной деятельности / А. Д. Чернова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 19 (257). — С. 325-327. — URL: https://moluch.ru/archive/257/58861/ (дата обращения: 16.12.2024).



В современном мире профессия «педагог» имеет огромный смысл. По мнению общества, педагог должен обладать различными качествами, знаниями, навыками и умениями для того, чтобы обучать воспитывать детей. Для преподавателя очень важны его профессионально важные качества. Такие качества формируются еще на профессиональной ступени образования. Этот термин обозначает индивидуальные свойства личности педагога, как субъекта деятельности, которые необходимы и достаточны для осуществления профессиональной деятельности на нормативно заданном уровне. Многие исследователи говорят о том, что профессионально важные качества могут рассматриваться совместно с результативными параметрами деятельности, то есть качеством, производительностью, надежностью и так далее. В профессионально важные качества педагога входят различные компетенции. Компетенция — это совокупность знаний, умений, навыков, формируемых в процессе обучения на том или ином уровне, а также способность к выполнению определенной деятельности на основе полученных знаний, умений и навыков. А также компетентность определяется как многоплановая интегративная характеристика личности, которая не идентична сумме предметных знаний, умений, навыков. То есть компетентность является комплексным личностным ресурсом педагога, который приобретается в процессе практической деятельности, а также обусловливается процессом интериоризации теоретического и практического опыта.

Профессионально-педагогическая компетентность — совокупность компетенций и профессионально значимых качеств личности, обеспечивающих способность и готовность специалиста к продуктивной профессионально-педагогической деятельности.

А. К. Маркова выделяет четыре вида профессиональной компетентности:

  1. Специальная, или деятельностная профкомпетентность. Этот компонент означает владение своей деятельностью на высоком профессиональном уровне. А также включает не только наличие специальных знаний, но и умение применить их на практике.
  2. Социальная профкомпетентность. Данная составляющая характеризует владение способами совместной профессиональной педагогической деятельности и сотрудничества, принятыми в профессиональном сообществе педагогов. Также сюда относят владение приемами профессионального общения.
  3. Личностная профкомпетентность. Этот компонент характеризует владение способами самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональной деформации. А также в этот компонент входят способность педагога планировать свою профессиональную деятельность, самостоятельно принимать решения, видеть проблему.
  4. Индивидуальная профкомпетентность. Сюда относится владение педагогом приемами саморегуляции, готовность к профессиональному росту, неподверженность профессиональному старению, наличие устойчивой профессиональной мотивации.

Помимо этого, автор отмечает, что способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, а также использовать их в практической деятельности также считается одной из профессиональных компетенций.

Теперь обратимся к понятию компетентность в общении педагога. Под этим термином понимается способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, преимущественно с учениками, родителями, администрацией и коллективом. В психологии этот термин приравнивается к понятию коммуникативной компетентности.

Майкл Аргайл выделил следующие компоненты коммуникативной компетентности:

− межличностная сенситивность. То есть способность педагога точно владеть межличностным восприятием.

− социальная идентификация. Это означает умение педагога поставить себя на место другого человека, увидеть ситуацию его глазами.

− умение давать позитивную обратную связь. То есть наличие у педагога навыков выражения одобрения и оказания поддержки.

− эмоциональная устойчивость. Это означает, что педагог должен уметь сохранять эмоциональное равновесие, спокойствие в эмоционально трудных коммуникативных ситуациях.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, о том, что общее понятие компетентности состоит в наличии знаний и умений в области межличностного взаимодействия, владении приемами профессионального общения и поведения. Компетентность во взаимодействии с ребенком — одно из основных составляющих его профессионализма, поскольку развитие ребенка происходит именно в общении. И от того, как построен процесс общения, зависят результаты образования. Педагог желающий установить хорошую атмосферу в общении, должен предложить ребенку предмет разговора, который ему интересен, т. е. нужно знать реальные интересы ребенка или группы детей. При общении с детьми очень важно выбрать нужный тон и стиль общения. В отношениях с ребенком также важны такие составляющие как простота и естественность. Учитель компетентный в общении не будет разговаривать с детьми ни назидательным, ни искусственным тоном, не допустит панибратства. Составляющим элементом компетентности учителя является умение управлять своим вниманием и вниманием детей. Очень важно умение по внешним признакам определять душевное состояние ребенка и, уже затем выбирать педагогические действия. Это качество является составляющей основой педагогического такта. Компетентному педагогу присуще и чувство темпа. Особую роль в общении играют поза, мимика, жесты, взгляд. Учеными доказано, что поглаживания, прикосновения, рукопожатия являются биологически необходимой формой стимуляции. Взаимодействуя с ребенком, необходимо также учитывать возможность разных позиций в процессе общения. Наиболее благоприятную атмосферу общения создает позиция равноправного партнерства.

Таким образом, наибольшее значение в процессе обучения имеют взаимоотношения педагога с учеником, и то, каким будет качество этого взаимодействия, настолько эффективным будет процесс формирования и развития познавательных процессов учеников и уровень их мотивации. Полноценное сотрудничество между учителем и учеником, наличие эффективной коммуникации оказывает влияние на стремление к творчеству, учебному процессу, постановке и достижении целей, постановке задач и работы над ними, желании экспериментировать, вести исследовательскую деятельность, участвовать в конференциях, олимпиадах. Таким образом, понятие компетентности в общении педагога напрямую связано с профессиональным мастерством преподавателя и является средством достижения педагогического мастерства.

Литература:

  1. Алдашева А. А. Профессиональная компетентность: понятие и структура // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2012.№ 4
  2. Ликсонова Э. Л. Психологическая компетентность педагога в общении// Сибирский учитель, 2018. № 2.
Основные термины (генерируются автоматически): умение, владение приемами, владение способами, знание, качество, коммуникативная компетентность, компетентность, общение, общение педагога, практическая деятельность, профессиональная деятельность, профессиональное общение, процесс обучения, процесс общения, ребенок, способность педагога.


Похожие статьи

Психологическая компетентность современного педагога как условие качественного освоения образовательной программы

Формирование коммуникативной компетентности как условие профессиональной подготовки студентов в педагогическом вузе

Формирование ценностного отношения педагога к профессии в условиях его профессиональной социализации

Тьюторская позиция педагога-воспитателя как инновационный параметр качества профессиональной деятельности

Имидж как фактор успешной профессиональной деятельности педагога-психолога

Роль преподавателя в стимулировании коммуникативной компетентности будущего специалиста

Коммуникативность как составная часть методической компетентности педагога профессионального колледжа

Культура профессионального общения как фактор профессиональной компетентности педагога-психолога

Исследовательская компетентность как основной компонент профессионализма педагога

Социальная ответственность руководителя современного образовательного комплекса как фактор, влияющий на психологический климат коллектива

Похожие статьи

Психологическая компетентность современного педагога как условие качественного освоения образовательной программы

Формирование коммуникативной компетентности как условие профессиональной подготовки студентов в педагогическом вузе

Формирование ценностного отношения педагога к профессии в условиях его профессиональной социализации

Тьюторская позиция педагога-воспитателя как инновационный параметр качества профессиональной деятельности

Имидж как фактор успешной профессиональной деятельности педагога-психолога

Роль преподавателя в стимулировании коммуникативной компетентности будущего специалиста

Коммуникативность как составная часть методической компетентности педагога профессионального колледжа

Культура профессионального общения как фактор профессиональной компетентности педагога-психолога

Исследовательская компетентность как основной компонент профессионализма педагога

Социальная ответственность руководителя современного образовательного комплекса как фактор, влияющий на психологический климат коллектива

Задать вопрос