Особенности самосознания подростков | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 20 марта, печатный экземпляр отправим 24 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №19 (257) май 2019 г.

Дата публикации: 09.05.2019

Статья просмотрена: 1928 раз

Библиографическое описание:

Чернова, А. Д. Особенности самосознания подростков / А. Д. Чернова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 19 (257). — С. 324-325. — URL: https://moluch.ru/archive/257/58826/ (дата обращения: 06.03.2021).



В данной статье рассмотрено понятие самосознания, дана характеристика подросткового возраста, а также изучены особенности становления и развития самосознания в этом периоде.

Ключевые слова: подросток, самосознание, личность.

В научной психологической литературе самосознание определяется как осознанное отношение человека, в нашем случае подростка, к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поступков, мыслям и переживаниям. Самосознание проявляется в смысловой оценке своих возможностей, которая становится критерием поступков подростка. Самосознание, по мнению ученых, состоит из «Я-образа» или «Я-концепции». Это является своего рода продуктом самосознания. Самосознание принято различать на процесс и продукт. Данная классификация была введена У. Джемсом в виде различения «чистого Я» (познающего) и «эмпирического Я» (познаваемого).

Подростковый период является одним из самых важных периодов в жизни. Это своего рода переходный этап между детством и взрослостью. Этот период обозначает переход от зависимости от приближенных взрослых к полной самостоятельности и ответственность за свои поступки, деяния, и всю жизнь. Таким образом, происходит завершение физического и социального созревания. Под этим подразумевается половое созревание, достижение социальной зрелости и так далее. Учеными отмечено, что в современном мире границы подросткового возраста начали расширяться, то есть этот период стал наступать намного раньше.

По мнению Л. С. Выготского внутренний мир личности формируется путем усвоения, интериоризации внешних форм социальной деятельности, и выражением его является самосознание.

Ученые отмечают, что каждая стадия в развитии самосознания имеет определенный уровень и свойственное для данного уровня своеобразие возможностей познания себя, способности к самооценке и саморегуляции деятельности и поведения. Например, на онтогенетических уровнях самосознания происходит развитие памяти, мышления, речи, произвольных действий, чувств и т. д. Так как все акты самосознания формируются и осуществляются на основе этих процессов и через них.

Самосознание подростка рассматривается не только как феномен его личности и сознания, но и как момент развития личности. Данный момент, по мнению ученых, обоснован биологически и социально подготовлен всей предшествующей его историей. В организации нервной системы заложены возможности самосознания, но для того, чтобы эти возможности были реализованы, необходимы соответствующие психологические и социальные изменения. Такие изменения происходят следующим образом: сперва происходит накопление представлений о самом себе. Таким образом, подросток все больше узнает себя более обоснованное и более связано. Затем, по мере обобщения этих представлений, происходит их интериоризация. То есть формирование внутренних структур человеческой психики, посредством усвоения внешней социальной деятельности, присвоения жизненного опыта. В дальнейшем интеграция самосознания подростка приводит его к осознанию себя в единстве всех проявлений, к осознанию своей особенности, оригинальности, наконец, появляется способность суждения в отношении себя и оценки своей личности.

Другой известный отечественный ученый, Б. Г. Ананьев, считает, что сознание, пройдя через многие объекты отношений, само становится объектом самосознания. Таким образом, оно завершает структуру характера, обеспечивает его целостность, способствует образованию и стабилизации личности. Исходя из всего вышесказанного, подросток начинает осознавать свою особенность и неповторимость, в его сознании происходит постепенная переориентация внешних оценок на внутренние. Таким образом, постепенно формируется своя Я-концепция, которая способствует дальнейшему, осознанному или неосознанному, построению поведения молодого человека.

С точки зрения Л. С. Выготского, идеальная Я-концепция обеспечивает формирование жизненного плана молодых людей. Подросток в определении своих жизненных планов субъективен, и поэтому они являются идеалистическими. Так как в этом возрасте подростки воспринимают все близко, полностью еще не знают всех сложностей взрослой жизни, думают, что легкими путями можно добиться своей цели так далее. Многими учеными выделены два типа целей: конечные (идеальные) и вспомогательные (реальные, конкретные). Конечные цели представляют собой идеалы, понимаемые как ценности, эти цели стабильны. Реальные цели характеризуются конкретностью и досягаемостью, они могут изменяться в зависимости от успехов и неудач [1].

Исследователи отмечают, что перестройка самосознания связана не столько с умственным развитием подростка (когнитивные предпосылки для нее созданы раньше), сколько с появлением у него новых вопросов о себе и новых контекстов и углов зрения, под которыми он себя рассматривает. Главное психологическое приобретение ранней юности — открытие своего внутреннего мира. 14–15-летний человек начинает воспринимать и осмысливать свои эмоции уже не как производные от каких-то внешних событий, а как состояния собственного «Я».

Самосознание существует как постоянное повторение актов сравнения себя с некоторым образом, который хранится где-то в его душе. Этот образ представляет собою множество свойств, которые соотносятся и крепко срослись с его именем. Он выступает как скелет самосознания, используемый для сравнения. Развитие самосознания в подростковом и раннем юношеском возрасте ярко и наглядно: примерно в 11 лет у подростка возникает интерес к собственному внутреннему миру, затем отмечается постепенное усложнение и углубление самопознания, одновременно происходит усиление его дифференцированности и обобщенности, что приводит в раннем юношеском возрасте (15–16 лет) к становлению относительно устойчивого представления о самом себе, Я — концепции; к 16–17 годам возникает особое личностное новообразование, которое в психологической литературе обозначается термином «самоопределение» [2].

С точки зрения самосознания субъекта оно характеризуется осознанием себя в качестве члена общества и конкретизируется в новой, общественно значимой позиции. Рост самосознания и интереса к собственному «я» у подростков вытекает непосредственно из процессов полового созревания, физического развития, которое является одновременно социальными символам, знаками взросления и возмужания, на которые обращают внимание и за которыми пристально следят другие, взрослые и сверстники.

Литература:

  1. Макаров В. К., Борисова Е. А. Особенности самосознания подростков // Вестник СПбГУ. Серия 12. Социология. 2008.
  2. Кон И. С. Психология юношеского возраста. М.: Просвещение, 2011.
  3. Казанская В. Г. Подросток. Трудности взросления. М.:Питер, 2008.
Основные термины (генерируются автоматически): развитие самосознания, самосознание, образ, подростковый возраст, подросток, половое созревание, ранний юношеский возраст.


Похожие статьи

К проблеме формирования личности в юношеском возрасте

В этом возрасте происходит физическое созревание и развитие человека как личности, задатки

Ведь подростки в этом возрасте более наблюдательны и улавливают противоречия в

Важным этапом для формирования самосознания является юношеский возраст.

Формирование «Я – концепции» в детском, подростковом...

Характеризуя подростковый возраст, Л.И. Божович писала: «В течение этого периода ломаются и перестраиваются все прежние отношения ребенка к миру и к самому себе, и развиваются процессы самосознания и самоопределения, приводящие, в конечном счете, к...

К вопросу о развитии самосознания подростков | Статья...

В статье рассмотрен вопрос развития самосознания подростков как важной составляющей их личности, которая определяет их деятельность, представлены результаты диагностического исследования таких его составляющих как самоотношение и самооценка.

Психологические особенности и развитие эмоциональной сферы...

Это развитие самосознания проходит на фоне формирования у индивида с одной стороны, своей

Юношеский возрастпериод жизни человека между подростковым возрастом и

Это значит, что в обучении подростка нельзя не учитывать психологические особенности...

Личностное становление в юношеском возрасте через участие...

Развитию самосознания и личности отводил в юности центральную роль Л.С. Выготский. По утверждению Б.Г. Ананьева юношеский

Важнейший психологический процесс юношеского возраста – становление самосознания и устойчивого образа своей личности, своего «Я».

Проблема разноуровневого взросления девочек и мальчиков...

Основные термины (генерируются автоматически): подростковый возраст, девочка, мальчик, социальный педагог, различная скорость, половое созревание, пол, подросток, Дифференциальная

В этом возрасте у детей закрепляется половое самосознание, дети...

Особенности формирования идентичности личности спортсменов...

Но именно в подростковом и юношеском возрастах происходит формирование идентичности личности.

Отношения со сверстниками в раннем подростковом возрасте приобретают особо важное значение. По мере взросления возникает необходимость в более тесных и...

Я – концепция в юношеском возрасте | Статья в сборнике...

Важным этапом для формирования самосознания является юношеский возраст. Так как в этот период у юноши складывается представление об окружающей

Данное исследование показало, что у молодых людей в юношеском возрасте не сформирован образ Я, самооценка.

Структура самосознания подростков с разным уровнем...

Подростковый возраст отмечен изменением отдельных структур самосознания и взаимосвязей между ними, возникновением нового уровня самосознания, характерной чертой которого является появление у подростка новых потребностей, удовлетворение которых...

Похожие статьи

К проблеме формирования личности в юношеском возрасте

В этом возрасте происходит физическое созревание и развитие человека как личности, задатки

Ведь подростки в этом возрасте более наблюдательны и улавливают противоречия в

Важным этапом для формирования самосознания является юношеский возраст.

Формирование «Я – концепции» в детском, подростковом...

Характеризуя подростковый возраст, Л.И. Божович писала: «В течение этого периода ломаются и перестраиваются все прежние отношения ребенка к миру и к самому себе, и развиваются процессы самосознания и самоопределения, приводящие, в конечном счете, к...

К вопросу о развитии самосознания подростков | Статья...

В статье рассмотрен вопрос развития самосознания подростков как важной составляющей их личности, которая определяет их деятельность, представлены результаты диагностического исследования таких его составляющих как самоотношение и самооценка.

Психологические особенности и развитие эмоциональной сферы...

Это развитие самосознания проходит на фоне формирования у индивида с одной стороны, своей

Юношеский возрастпериод жизни человека между подростковым возрастом и

Это значит, что в обучении подростка нельзя не учитывать психологические особенности...

Личностное становление в юношеском возрасте через участие...

Развитию самосознания и личности отводил в юности центральную роль Л.С. Выготский. По утверждению Б.Г. Ананьева юношеский

Важнейший психологический процесс юношеского возраста – становление самосознания и устойчивого образа своей личности, своего «Я».

Проблема разноуровневого взросления девочек и мальчиков...

Основные термины (генерируются автоматически): подростковый возраст, девочка, мальчик, социальный педагог, различная скорость, половое созревание, пол, подросток, Дифференциальная

В этом возрасте у детей закрепляется половое самосознание, дети...

Особенности формирования идентичности личности спортсменов...

Но именно в подростковом и юношеском возрастах происходит формирование идентичности личности.

Отношения со сверстниками в раннем подростковом возрасте приобретают особо важное значение. По мере взросления возникает необходимость в более тесных и...

Я – концепция в юношеском возрасте | Статья в сборнике...

Важным этапом для формирования самосознания является юношеский возраст. Так как в этот период у юноши складывается представление об окружающей

Данное исследование показало, что у молодых людей в юношеском возрасте не сформирован образ Я, самооценка.

Структура самосознания подростков с разным уровнем...

Подростковый возраст отмечен изменением отдельных структур самосознания и взаимосвязей между ними, возникновением нового уровня самосознания, характерной чертой которого является появление у подростка новых потребностей, удовлетворение которых...

Задать вопрос