К вопросу о медицинских информационных системах в психиатрии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Информационные технологии

Опубликовано в Молодой учёный №19 (257) май 2019 г.

Дата публикации: 08.05.2019

Статья просмотрена: 335 раз

Библиографическое описание:

Мышкин, А. П. К вопросу о медицинских информационных системах в психиатрии / А. П. Мышкин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 19 (257). — С. 14-15. — URL: https://moluch.ru/archive/257/58803/ (дата обращения: 18.12.2024).



Ключевые слова: медицинская информационная система (МИС), психическое здоровье, психиатрическая помощь, область психиатрии, элемент данных, информация, услуга.

Информация необходима специалистам в области психиатрии для принятия обоснованных решений. Некоторая информация может быть с пользой собрана и обработана на специальной основе с помощью перекрёстных опросов или цикла аудита. Однако существует важная информация об услугах в области психиатрии и потребностях обслуживаемого населения, которая требует регулярного и последовательного обзора, с тем чтобы те, кто управляет услугами и предоставляет их, могли принимать обоснованные решения в целях повышения эффективности и качества ухода. Это особенно актуально в настоящее время в контексте продолжающихся мероприятий по совершенствованию и реформированию служб охраны психического здоровья населения. В 2005 году ВОЗ опубликовала руководство по информационным системам в области психиатрии в рамках своего "Руководства по политике и услугам в области психиатрии" [1]. Расходы и технические знания, необходимые для создания МИС в области психиатрии, могут показаться чрезмерно высокими.

Медицинская информационная система в психиатрии представляет собой систему для сбора, обработки и анализа информации о психическом здоровье и психиатрической помощи, а также для передачи результатов в форме, доступной и полезной для тех, кто может ее использовать. МИС способствует эффективному планированию, бюджетированию, оказанию психиатрической помощи. Из книги Developing Mental Health Policy следует, что: "информационная структура должна указывать группы людей (например, возраст, пол, этническая группа, социальный класс), которые получают помощь, их конкретные типы проблем психического здоровья, помощь, которую они получают, результаты этой помощи и насколько они удовлетворены” [2].

В идеале Психиатрические информационные системы должны собирать информацию со всех уровней оказания психиатрической помощи, то есть от домашнего ухода до первичного медико-санитарного обслуживания и специализированных психиатрических амбулаторий. На домашнем уровне – это обеспечение ухода за собой и рекомендации по семейному уходу. На уровне первичной медико-санитарной помощи существуют скрытые и очевидные потребности, а также соответствующее медицинское, психологическое и социальное вмешательство. Специализированные психиатрические услуги могут включать услуги по месту жительства, больницу общего профиля и учреждения длительного пребывания. В действительности, попытка создать всеобъемлющую информационную систему для охвата всех этих областей была бы неподъёмной задачей. Исторически даже в самых богатых странах попытки разработать и внедрить крупномасштабные медико-санитарные информационные системы терпели неудачу, поскольку они были громоздкими и слишком дорогостоящими. Более практично начинать в меньшем масштабе, использовать существующие возможности, пользоваться опытом разработки существующих МИС, а также встраивать информационные системы в новые разработки и реформы.

Способ сбора, обработки и использования информации может быть обобщен в виде информационного цикла. Цикл начинается со сбора необработанных элементов данных. Затем они обрабатываются для получения ключевых показателей. Показатели анализируются и готовятся к распространению в виде отчётов. Полученные результаты могут затем способствовать улучшению услуг, которые могут контролироваться, когда цикл начинается снова со следующего цикла сбора данных. Каждый шаг в цикле должен быть выполнен должным образом, чтобы весь процесс был эффективным. Поэтому обучение и обеспечение качества необходимы на протяжении всего цикла. Технический персонал, задействованный на каждом этапе, нуждается в соответствующей подготовке по вводу данных, контролю процесса, передачи данных, методам обработки и формирования отчетности, а также конфиденциальности.

МИС потенциально может предоставить информацию, которая будет полезна для политиков, менеджеров и поставщиков услуг. Однако каждому из этих потребителей информации требуются разные типы информации. Например, поставщики услуг больше всего интересуются информацией об эпизодах оказания помощи и ухода за пациентами. Руководители с большей вероятностью будут использовать информацию о персонале и учреждении в целом, в то время как политики, будут наиболее заинтересованы в информации на системном уровне, чтобы заниматься разработкой реформ в области психиатрии. Для решения этих различных задач МИС должна включать в себя как систему регистрации пациентов для сбора данных о них, так и систему управления услугами для сбора информации об услугах, которую можно использовать для управления и планирования.

МИС собирает набор необработанных данных или элементов данных. На уровне пациента элементы данных могут включать социально-демографическую и клиническую информацию. Последнее включает диагноз, степень тяжести, продолжительность, инвалидность, семейный анамнез, результаты исследования, использование услуги и клинический результат.

Для того, чтобы быть полезными, данные элементы используются для построения показателей. Показатели представляют собой сводные показатели службы психического здоровья и обслуживаемого населения. Построение показателя обычно включает в себя применение формулы для стандартизации элемента с учетом численности населения или периода времени. Например, элемент данных о количестве поступающих может быть использован для построения показателя количества поступающих в год на 10 000 человек, относящихся к группе риска. Индикаторы свидетельствуют о текущей ситуации и, если они повторяются, могут использоваться для мониторинга изменений. Показатели являются валютой МИС, и поэтому определение соответствующих и полезных показателей должно быть отправной точкой, прежде чем указывать элементы информации, которые должны собираться в наборе данных МИС.

Индикаторы подразделяются на четыре основных типа: потребность, вклад, процесс и результат. Индикаторы потребности суммируют потребности в психиатрической помощи или уходе, например: процент с хроническими и постоянными проблемами психического здоровья или процент с новыми эпизодами общего психического расстройства. Входные показатели суммируют ресурсы, которые вкладываются в охрану психического здоровья, например: человеческие ресурсы, деньги, кровати и лекарства. Индикаторы процесса суммируют то, что делается службой охраны психического здоровья, например: количество принятых пациентов или количество госпитализаций, стандартизированных для определенного периода времени, и группы риска. Показатели результатов, пожалуй, наиболее трудно измерить: они обобщают влияние службы охраны психического здоровья на психическое здоровье обслуживаемой группы населения, например, путем уменьшения симптомов, инвалидности и самоубийств или улучшения качества жизни.

Учитывая все вышесказанное, компоненты МИС следует разрабатывать по мере появления возможностей, сохраняя при этом гибкость методов и учитывая то, что каждый компонент в конечном итоге может стать частью комплексной системы. Основные трудности могут возникнуть при интеграции МИС в больнице общего профиля. Пути решения проблем можно искать, работая с персоналом, работающим в сфере здравоохранения. На психиатрических службах лежит ответственность за обеспечение эффективной и действенной стационарной, неотложной и долгосрочной помощи, которая должна основываться на данных, полученных из МИС. Наконец, важно рассматривать возможность разработки и внедрения новых компонентов МИС, когда внедряются новые услуги или проводятся реформы в сфере оказания психиатрической помощи.

Литература:

  1. ВОЗ: Mental health information systems. – 2005. Доступно по ссылке: http://www.who.int/mental_health/policy/mnh_info_sys.pdf.
  2. Jenkins R., McCulloch A., Friedli L., Parker C. Developing Mental Health Policy // Psychology Press, – 2002. – 59-64
Основные термины (генерируются автоматически): психическое здоровье, область психиатрии, психиатрическая помощь, элемент данных, информация, услуга, группа риска, медицинская информационная система, общий профиль, период времени.


Ключевые слова

информация, психическое здоровье, услуга, медицинская информационная система (МИС), психиатрическая помощь, область психиатрии, элемент данных

Похожие статьи

Защита информации в информационных системах

В данной статье рассматриваются особенности политики защиты информации в информационных системах и построения систем защиты информации.

Биоэтические проблемы, вызванные внедрением искусственного интеллекта в сферу медицины

Тенденции развития телемедицинских систем: проблемы и перспективы

В статье автор рассматривает использование IT-технологий в сфере здравоохранения, подробно останавливается на телемедицинских системах, проблемах и перспективах их применения.

Разработка и создание экспертных систем

Данная работа посвящена разработке и созданию экспертных систем, их применения в медицине.

Проблемы защиты информации в компьютерной сети

Рассмотрена актуальная проблема защиты информации и персональных данных в информационных системах.

Моделирование системы доступа к медицинским сведениям

Теоретические аспекты инженерии знаний

Статья посвящена важным теоретическим проблемам в области исследования искусственного интеллекта, а именно теоретическим аспектам инженерии знаний, связанным с получением и структурированием знаний специалистов некоторой предметной области для их пос...

Значение и развитие информационных систем

В статье автор пытается дать полное определение понятию «Информационная система», определить его значение и дальнейшее развитие.

Цифровые технологии в системе управления персоналом

В статье, автором освещается вопрос внедрения и использования цифровых технологий в системе управления персоналом.

Информационно-коммуникационные технологии: понятие и роль в обучении биологии

В данной статье описываются возможности использования информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения биологии.

Похожие статьи

Защита информации в информационных системах

В данной статье рассматриваются особенности политики защиты информации в информационных системах и построения систем защиты информации.

Биоэтические проблемы, вызванные внедрением искусственного интеллекта в сферу медицины

Тенденции развития телемедицинских систем: проблемы и перспективы

В статье автор рассматривает использование IT-технологий в сфере здравоохранения, подробно останавливается на телемедицинских системах, проблемах и перспективах их применения.

Разработка и создание экспертных систем

Данная работа посвящена разработке и созданию экспертных систем, их применения в медицине.

Проблемы защиты информации в компьютерной сети

Рассмотрена актуальная проблема защиты информации и персональных данных в информационных системах.

Моделирование системы доступа к медицинским сведениям

Теоретические аспекты инженерии знаний

Статья посвящена важным теоретическим проблемам в области исследования искусственного интеллекта, а именно теоретическим аспектам инженерии знаний, связанным с получением и структурированием знаний специалистов некоторой предметной области для их пос...

Значение и развитие информационных систем

В статье автор пытается дать полное определение понятию «Информационная система», определить его значение и дальнейшее развитие.

Цифровые технологии в системе управления персоналом

В статье, автором освещается вопрос внедрения и использования цифровых технологий в системе управления персоналом.

Информационно-коммуникационные технологии: понятие и роль в обучении биологии

В данной статье описываются возможности использования информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения биологии.

Задать вопрос