Данная статья включает в себя анализ корпоративных информационных систем в сфере медицины и здравоохранения на основе российского и зарубежного опыта. Рассматривается характеристика систем, их отличительные особенности, классификация, целевое назначение и аспекты ИС, разрабатываемых как для частных, так и государственных учреждений. Также статья представляет собой исследование тенденций развития медицинских информационных систем в России на основе опроса, проведенного среди граждан, том числе пользователей ИС в сфере здравоохранения.
Ключевые слова: информационная система, медицинская информационная система, МИС, медицинский центр, частные медицинские учреждения, государственные медицинские учреждения, ценностно-ориентированное здравоохранение, телемедицина.
В медицинских учреждениях, как отечественных, так и зарубежных, одной из самых серьезных, была проблема низкой эффективности процессов управления здравоохранением [3]. Поскольку скорость является одним из главных показателей эффективности в медицинском обслуживании, данная проблема, требовала наиболее быстрого принятия решения. Таким решением стали медицинские информационные системы (МИС) — системы, позволяющие автоматизировать документооборот для лечебно-профилактических учреждений, в которых объединены системы поддержки принятия медицинских решений, электронные медицинские карты о пациентах, данные медицинских исследований в цифровой форме, данные мониторинга состояния пациента с медицинских приборов, средства общения между сотрудниками, финансовая и административная информация. Благодаря МИС удалось существенно сократить время от момента поступления заявки на услугу от пациента в медицинское учреждение или центр до непосредственного начала работы с пациентом необходимого специалиста, а также облегчить работу медицинских работников, позволяя им быстрее и эффективнее производить рабочие процессы, включающие в себя назначения обследований и анализов, отслеживание действующего лечения.
Формирование современных тенденций развития МИС. Исследование тенденций на основе статистики опроса граждан
В ходе развития медицинских информационных систем за последнее время набирает оборот тенденция перехода от ориентированных на клиническое учреждение записей к ориентированным на пациента записям, ведущимся в ходе его жизни [2]. Это значит, что в последнее время пациентам становится крайне важно отношение медицинских учреждений и их работников к состоянию личности самого пациента, его самочувствию и комфорту. Однако пока на данный момент в России такая тенденция лишь набирает обороты в лечебных учреждениях и встречается зачастую лишь в частных медицинских центрах.
Разработчики программного обеспечения из России в большинстве случаев ориентированы на создание решений для самих медицинских учреждений, а не для их пациентов. Однако в других странах уже существуют различные платформы приложения и другие продукты, которыми пользуются именно те, кто нуждается в медицинском обслуживании или помощи [1]. Устанавливая на свое мобильное устройство такую программу, пациент получает доступ к медицинским услугам.
Система включает в себя различные медицинские центры и клиники, лаборатории по сдачи анализов, а также медицинских работников и специалистов. Весь такой процесс управляется PRM-системой (PRM — patient relationship management, система управления взаимоотношениями с партнерами). Интеграция МИС с такими сервисами может оказаться наиболее перспективной [5].
В ходе работы было проведено исследование разных категорий граждан с целью выявления закономерностей и подтверждения теоретических гипотез о современных тенденциях развития медицинских информационных систем. Так, тенденция о будущей ориентации на пациента, а не на само медицинское учреждение подтверждается данными из исследования. В опросе приняли участие 119 человек, 93 из которых отметили, что такое ценностно-ориентированное здравоохранение необходимо при создании собственной медицинской информационной системы(рисунок 1).
Рис. 1. Результаты опроса по исследованию тенденций развития медицинских информационных систем
Еще одним важным направлением в сфере разработки медицинских информационных систем является наличие интеграции системы с телемедициной (дистанционной медициной), то есть комплексом современных лечебно-диагностических методик, предусматривающих дистанционное управление медицинской информацией [4]. Это значит, что такая ориентированность подразумевает получение консультации, корректировку лечения или же контроль собственного состояния здоровья с помощью удаленного сервиса. Данную тенденцию также подтверждает и опрос, проведенный в течение исследования. Исходя из данных, было выявлено, что 34 % опрошенных считает важным направлением -наличие дистанционной медицины при создании собственной информационной системы в сфере здравоохранения (рисунок 1).
Однако важным исследованием в телемедицине служит исследование ассоциации развития медицинских информационных технологий (АРМИТ), проведенное в 2022 году и показывающее, что только 17 % Россиян готовы пользоваться телемедициной, остальной процент населения или же вовсе не готов к таким услугам или же готов попробовать ее лишь в тестовом формате. Это значит, что на текущий момент времени различная дистанционная медицина, медицина услуг, оказывающаяся компьютерами, в большинстве своем вызывает недоверие со стороны граждан. [11]
Мнения людей по целям онлайн-обращениям к врачам также разделились: 56 % хотели бы получать результаты анализов и диагностики, 53 % — экстренную консультацию врача, 52 % — плановые и повторные консультации врачей [7].
При этом 46 % опрошенных готовы использовать удаленный формат для постоянного наблюдения врача при хронических заболеваниях. [6] 37 % готовы на дистанционное послеоперационное наблюдение. [7]
По форматам взаимодействия 41 % респондентов выбрал видеозвонок, 27 % — общение по телефону, 22 % — в мессенджерах (22 %)(рисунок 2)
Рис. 2. Диаграмма целей по онлайн-обращениям к врачам
Рис. 3. Диаграмма формата взаимодействия с медицинским центром
Наличие искусственного интеллекта в МИС — является нарастающей уже по сей день тенденцией современной медицинской системы. Из данных исследования мы видим (рисунок 1), что 46 человек из 119 считают это направление особо важным при создании медицинской информационной системы. Речь идет не только о всевозможных чат-ботах, роботах-помощниках, но и о выстраивании глобальной медицинской экосистемы, где часть работы будет выполняться искусственным интеллектом [8] [10]. Это не значит, что в дальнейшем в системе медицинских услуг человеческий ресурс будет заменен роботами, но это означает, что искусственный интеллект будет оказывать необходимую помощь и возможность работать системе эффективнее и быстрее [9].
Недостатки рынка существующих медицинских информационных систем в России
Исследование, проведенное в течение написания статьи, было также направлено на выявление недостатков рынка существующих МИС. Изучив конкурентные организации и медицинские центры стало ясно, что зачастую такие учреждения редко уделяют внимание разработке информационной системы и с чем возникает сильная нехватка в высокоорганизованных системах в сфере здравоохранения. Опросив свыше 100 человек стало ясно, что в большинстве случаев системам не хватает хорошо выстроенной навигации и тем самым удобства в использовании; наличия необходимых данных о медицинской организации или сотрудниках учреждения; наличия кнопок функционала, позволяющих совершать регистрацию услуги в медицинский центр(зачастую в таких системах предоставляют лишь контактные данные на почту или номер телефона компании), а также скорости работы самой системы(рисунок 4).
Рис. 4. Диаграмма недостатков рынка существующих медицинских информационных систем в России
Заключение
Итак, в процессе исследования тенденций и различных направлений в сфере создания медицинских информационных систем были выявлены главные аспекты развития современной медицины:
1) Ориентация на пациента, ценностно-ориентированное здравоохранение
2) Наличие интеграции системы с телемедициной
3) Наличие искусственного интеллекта в МИС
Исследование также помогло выявить недостатки существующих МИС на рынке информационных технологий в Российской Федерации. Так главными из них являются следующие критерии:
1) Навигация по системе неудобна в использовании(запутанность нахождения необходимой информации в системе медицинской организации)
2) Отсутствие необходимой информации о медицинском центре/врачах
3) Отсутствие кнопок функционала для регистрации заявки в медицинский центр(организацию)
4) Скорость работы самой системы
Таким образом, исследование тенденций развития медицинских информационных систем и выявление недостатков существующих МИС позволит в дальнейшем проектировании и разработке системы избежать ошибок предыдущих разработчиков и создать систему, наиболее удовлетворяющую потребителю.
Литература:
- Медицинская информационная система «Альфа: Медицина» [Электронный ресурс]. URL: http://it-engineering.pro/architecture/ (дата обращения: 18.03.2023)
- Горюнова В. В. [и др.] Особенности проектирования интегрированных медицинских систем на основе концептуальных спецификаций // Фундаментальные исследования. — 2013 —№ 11–9 — С. 67–73. (дата обращения: 17.03.2023)
- Назаренко Г. И. Медицинские информационные системы: теория и практика / Г. И. Назаренко, Я. И. Гулиев, Д. Е. Ермаков / под ред. Г. И. Назаренко, Г. С. Осипова. М.: Физматлит, 2005. 320 с.
- Кузнецов П. П. Современные тенденции развития медицинской информатики и клинических информационных систем [Электронный ресурс]. URL: http://www.myshared.ru/slide/673516/ (дата обращения 17.03.2023)
- Китов А. И. Основные принципы построения ИПС для медицины // Цифровая вычислительная техника и программирование. М., 1971. Вып. 6. С. 17–31.
- Результаты исследования по популярности сервисов телемедицины среди населения // EverCare URL: https://evercare.ru/news/kompaniya-rzhd-medicina-i-analiticheskiy-centr-nafi-proveli-sovmestnoe-issledovanie-po?utm_source=sendpulse&utm_medium=email&utm_campaign=ec-news (дата обращения: 17.03.2023).
- Результаты исследования по популярности сервисов телемедицины среди населения // АРМИТ URL: https://www.armit.ru/ (дата обращения: 19.03.2023).
- Горюнова В. В., Горюнова Т. И., Жиляев П. С. Основные тенденции в развитии медицинских информационных систем // European journal of natural history. — 2015
- Горюнова В. В. [и др.] Особенности проектирования интегрированных медицинских систем на основе концептуальных спецификаций // Фундаментальные исследования. — 2013 —№ 11–9 — С. 67–73.
- Кухтевич И. И., Горюнова В. В., Горюнова Т. И. Практика проектирования и использования телеконсультационных центров неврологического профиля // Фундаментальные исследования. — 2014 —№ 11–11 — С. 1767–1773.
- Горюнова В. В., Горюнова Т. И., Жиляев П. С. Многогоуровневые структуры интегрированных медицинских систем // Современные наукоемкие технологии. — 2014 —№ 5–1 — С. 122–122.