Проблема поверки индивидуальных приборов учета коммунальных услуг | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 9 ноября, печатный экземпляр отправим 13 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №18 (256) май 2019 г.

Дата публикации: 04.05.2019

Статья просмотрена: 83 раза

Библиографическое описание:

Чупрова, Е. С. Проблема поверки индивидуальных приборов учета коммунальных услуг / Е. С. Чупрова, С. С. Полякова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 18 (256). — С. 235-236. — URL: https://moluch.ru/archive/256/58638/ (дата обращения: 30.10.2024).



В статье акцентируется внимание на разграничение ответственности между потребителем и управляющей компанией за соблюдение правил эксплуатации индивидуальных приборов учета. Формулируется вывод о необходимости нормативного закрепления обязанности поставщиков коммунальных услуг уведомлять потребителя о необходимости проведения поверки приборов учета, путем направления уведомлений установленной формы.

Ключевые слова: поверка приборов учета, коммунальные услуг, управляющая компания, потребитель.

На сегодняшний день вопросы, связанные с предоставлением коммунальных услуг, являются одними из самых многочисленных и затрагивают интересы каждого. Актуальность данного рода дел объясняется тем, что коммунальные услуги являются существенной статьей расходов для граждан. Однако, правила предоставления коммунальных услуг очень сложны для понимания, что нередко порождает судебные споры. Согласно сводным статистическим сведениям о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судов за I полугодие 2018 г. в суды за отчетный период поступило 3110152 дела о взыскании платы за жилую площадь и коммунальные платежи, тепло и электроэнергию [1]. Анализируя нормативную базу о правилах предоставления коммунальных услуг, нельзя однозначно утверждать, что государство принимает сторону потребителя и защищает его интересы.

В соответствии с п. 80 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (далее — Правила) [2] учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных приборов учета. Как правило, для потребителей коммунальных услуг привлекательнее установка приборов учета, так это позволяет им оплачивать коммунальные услуги в меньшем размере по сравнению с нормами потребления.

В Правилах также указано, что к использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку. На основе вышеизложенного возникает вопрос, входит ли в обязанности Управляющей компании осуществлять контроль за поверкой установленных в квартире индивидуальных приборов учета?

Обязанность проведения поверки приборов учета предоставления коммунальных услуг, установлена статьей 13 ФЗ «Об обеспечении единства измерений». Согласно пп. «д» п.34 Правил обязанность по проведению поверок лежит на потребителе. Таким образом закон возлагает на потребителя ответственность за соблюдение правил эксплуатации приборов учета. В случае истечения срока поверки прибора учета, установленного заводом-производителем, его использование для расчета размера платы за коммунальные услуги приостанавливается, что влечет негативные последствия для хозяина жилья — начисление платы за коммунальную услугу по нормативам потребления по истечении трех расчетных периодов подряд после даты истечения срока поверки приборов учета.

Согласно п. 81(6) Правил в акте ввода прибора учета в эксплуатацию указывается дата следующей поверки, соответственно на потребителя возлагаются не только действия по оснащению жилого помещения приборами учета, ввода их в эксплуатацию, надлежащее техническое обслуживание, но и обязанность самостоятельно отслеживать сроки поверок. Последнее становится затруднительным для большинства потребителей.

Данное обстоятельство подтверждается правоприменительной практикой. Так, в рамках горячей линии в отдел защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Тюменской области поступило обращение потребителя о том, что управляющая компания не уведомила собственника многоквартирного дома об окончании срока поверки индивидуальных приборов учета холодного и горячего водоснабжения, в связи с чем произвела начисление платы по нормативу [3]. На данное обращение Роспотребнадзор ответил тем, что контроль за установленными в квартире индивидуальными приборами учета водоснабжения несет сам собственник. Соответственно оснований утверждать о ненадлежащем исполнении своих обязанностей Управляющей компании в рассматриваемом случае не имеется.

Судебная практика придерживается аналогичной позиции. В решении Кировского районного суда города Ярославля от 18 сентября 2017 года доводы истицы о том, что уведомление ПАО «ТНС энерго Ярославль» от 03.05.2017 года о необходимости замены прибора учета ею получено не было, судом не были учтены [4]. Суд указал на отсутствие правового значения данного обстоятельства, так как правовыми актами обязанность по уведомлению потребителей о замене приборов учета на ответчика не возлагается. Представитель ответчика в судебном заседании пояснила, что извещения о замене приборов учета направляются потребителям по собственной инициативе организации с целью избежания конфликтных ситуаций.

Судья Богатовского районного суда Самарской области в решении от 12 февраля 2015 года также указал, что действующим законодательством на газоснабжающую организацию не возложена обязанность по уведомлению абонентов о необходимости замены прибора учета газа [5].

Законодатель, устанавливая Правила предоставления коммунальных услуг, преследовал цель соблюсти баланс между своевременной и полной защитой потребителя от незаконных действий управляющих компаний и поставщиков коммунальных услуг, с одной стороны, и защитой последних от злоупотреблений правом со стороны владельцев жилых помещений — с другой. В результате появилось разграничение ответственности поставщика и потребителя. Последствием для потребителя за несвоевременную поверку приборов учета является начисление коммунальных платежей по нормам потребления, что чаще всего значительно превышает размер оплаты, которая производится по приборам учета.

Таким образом, в контексте формирующейся судебной практики предоставляется необходимым нормативное закрепление обязанности поставщиков коммунальных услуг уведомлять потребителя о необходимости проведения поверки приборов учета, путем направления уведомлений установленной формы.

Литература:

  1. Отчет о работе судов общей юрисдикции по рассмотрению гражданских, административных дел по первой инстанции за 6 месяцев 2018 года № 2. Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации // URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=4758 (дата обращения: 01.05.2019).
  2. Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 23.02.2019) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»)// «Российская газета», N 116, 01.06.2011.
  3. Кто должен осуществлять контроль за поверкой установленных в квартире индивидуальных приборов учета?//URL: http://72.rospotrebnadzor.ru/content/582/69420/ (дата обращения: 01.05.2019).
  4. Решение № 2–3915/2017 2–3915/2017~М-3447/2017 М-3447/2017 от 20 сентября 2017 г. по делу № 2–3915/2017//URL: https://www.sudact.ru/regular/doc/sxP4HSZUqcrA/ (дата обращения: 01.05.2019).
  5. Решение № 2–12/2015 2–545/2014 от 12 февраля 2015 г. по делу № 2–12/2015//URL: https://www.sudact.ru/regular/doc/r9KkBRNZ2UYR/ (дата обращения: 01.05.2019).
Основные термины (генерируются автоматически): Управляющая компания, услуга, потребитель, Правило предоставления, индивидуальный прибор учета, прибор учета, жилое помещение, замена приборов учета, направление уведомлений, нормативное закрепление обязанности поставщиков.


Ключевые слова

потребитель, управляющая компания, поверка приборов учета, коммунальные услуг

Похожие статьи

Правовое регулирование порядка предоставления жилищно-коммунальных услуг гражданам

Одной из проблем, препятствующих качественному предоставлению жилищно-коммунальных услуг, являются недостатки законодательного регулирования данного процесса. Статья посвящена праву потребителя на получение жилищно-коммунальных услуг, а также регулир...

К вопросу об ответственности за некачественное исполнение услуги по оказанию медицинских услуг

В статье рассматривается вопрос об ответственности за некачественное исполнение услуги по оказанию медицинских услуг, предложены меры по совершенствованию законодательного урегулирования ответственности за некачественное исполнение услуги по оказанию...

Проблема определения подведомственности при обжаловании юридическими лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами, постановлений о назначении административных наказаний

В данной статье освещена проблема подведомственности дел об административных правонарушениях возникающая при обжаловании юридическими лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами постановлений о назначении административных наказаний. В ...

Ответственность за нарушение договора социального найма жилого помещения

В статье рассматриваются особенности ответственности наймодателя и нанимателя за нарушение договора социального найма жилого помещения. Анализируется судебная практика и мнения ученых, касательно ответственности сторон по данному договору. Делается в...

Особенности гражданско-правовой ответственности по договору возмездного оказания медицинских услуг

Рассматривается гражданско-правовая ответственность, связанная с заключением договора о предоставлении медицинских услуг, и уделяется особое внимание возмездному оказанию таких услуг. Проводится анализ юридических аспектов ответственности в контексте...

Особенности осуществления защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг

В статье автор пытается определить существующие особенности защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг.

Нормативно-правовое регулирование в области защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг

В статье автор исследует особенности правового регулирования в области защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг.

Теоретические аспекты учета расчетов с работниками

В статье рассмотрены теоретические подходы учета расчетов с работниками, основанные на требованиях нормативно-правовых актов различного уровня, которые носят обязательный характер при организации на предприятии учета расчетов с работниками.

Роль регионального оператора в организации и финансировании капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах

В статье представлена роль регионального оператора в организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. Отмечено, что определяющей особенностью формирования фонда капитального ремонта у регионального оператора, можн...

Порядок заключения договора поставки товаров для государственных и муниципальных нужд

В рамках данной статьи проводится обзор этапов и отдельных особенностей заключения договора поставки товаров для государственных и муниципальных нужд путем проведения конкурентных процедур, а также у единственного поставщика.

Похожие статьи

Правовое регулирование порядка предоставления жилищно-коммунальных услуг гражданам

Одной из проблем, препятствующих качественному предоставлению жилищно-коммунальных услуг, являются недостатки законодательного регулирования данного процесса. Статья посвящена праву потребителя на получение жилищно-коммунальных услуг, а также регулир...

К вопросу об ответственности за некачественное исполнение услуги по оказанию медицинских услуг

В статье рассматривается вопрос об ответственности за некачественное исполнение услуги по оказанию медицинских услуг, предложены меры по совершенствованию законодательного урегулирования ответственности за некачественное исполнение услуги по оказанию...

Проблема определения подведомственности при обжаловании юридическими лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами, постановлений о назначении административных наказаний

В данной статье освещена проблема подведомственности дел об административных правонарушениях возникающая при обжаловании юридическими лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами постановлений о назначении административных наказаний. В ...

Ответственность за нарушение договора социального найма жилого помещения

В статье рассматриваются особенности ответственности наймодателя и нанимателя за нарушение договора социального найма жилого помещения. Анализируется судебная практика и мнения ученых, касательно ответственности сторон по данному договору. Делается в...

Особенности гражданско-правовой ответственности по договору возмездного оказания медицинских услуг

Рассматривается гражданско-правовая ответственность, связанная с заключением договора о предоставлении медицинских услуг, и уделяется особое внимание возмездному оказанию таких услуг. Проводится анализ юридических аспектов ответственности в контексте...

Особенности осуществления защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг

В статье автор пытается определить существующие особенности защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг.

Нормативно-правовое регулирование в области защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг

В статье автор исследует особенности правового регулирования в области защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг.

Теоретические аспекты учета расчетов с работниками

В статье рассмотрены теоретические подходы учета расчетов с работниками, основанные на требованиях нормативно-правовых актов различного уровня, которые носят обязательный характер при организации на предприятии учета расчетов с работниками.

Роль регионального оператора в организации и финансировании капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах

В статье представлена роль регионального оператора в организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. Отмечено, что определяющей особенностью формирования фонда капитального ремонта у регионального оператора, можн...

Порядок заключения договора поставки товаров для государственных и муниципальных нужд

В рамках данной статьи проводится обзор этапов и отдельных особенностей заключения договора поставки товаров для государственных и муниципальных нужд путем проведения конкурентных процедур, а также у единственного поставщика.

Задать вопрос