В статье рассматриваются вопросы сервисной инфраструктуры электромобилей, которые перспективе должно быть связаны с решением основных проблем: экология, безопасность, энерго- и ресурсосбережение в полном жизненном цикле автотранспортных средств.
Ключевые слова: электромобиль, зарядные станции, инфраструктура, сервисное обслуживание.
Мировые рейтинговые агентства периодически оценивают состояние обслуживающей инфраструктуры, поддерживающей эксплуатацию населением электромобилей. Данные исследования касаются как зарядных станций, предназначенных для подзарядки электроаккумуляторов этого пока еще малораспространенного транспортного средства, так и сервисных центров, где можно произвести ремонт и техническое обслуживание электромобилей.
Согласно исследованию 2019 года, произведенному Spotahome в 90 мегаполисах мира, лидирующие позиции занимает Лондон, затем с небольшим отрывом идут Амстердам, Берлин и Осло (отметим, что именно в Осло число электромобилей на душу населения выше, чем где бы то ни было в мире) [3]. Российские мегаполисы не вошли даже в первую половину списка городов с удобной инфраструктурой. Тому есть объективные объяснения, связанные с российской дорожной спецификой:
- Типичные для РФ большие расстояния между населенными пунктами пока технологически непреодолимы для современных электромобилей;
- Состояние российских дорог не соответствует техническим требованиям эксплуатации электромобилей;
- Электромобили неэффективны в ситуациях загруженного трафика и многочасовых дорожных пробок, которые характерны для российских мегаполисов.
Для России наиболее подходящее технологическое решение представлял бы собой электромобиль, у которого был бы недорогой, но при этом достаточно емкий аккумулятор, обеспечивающий запас хода примерно на тысячу километров, и при этом быстро заряжающийся (за полчаса-час вместо сегодняшнего среднего показателя в 6–9 часов) [4].
Аналитическое агентство «Автостат» предоставило отчет о емкости рынка электромобилей в России в 2017–2018 годах, согласно которому ежегодно продается порядка 90–100 электрокаров (преимущественно марки Tesla), каждый из которых обходится владельцу в 8–11 миллионов рублей и требует развитой сервисной инфраструктуры — в первую очередь это касается наличия разветвленной сети электрических зарядных станций. Если данное условие будет не выполнено как минимум в крупных городах и на федеральных трассах, то электромобили останутся не более чем нишевым видом транспорта, даже если налажен будет серийный выпуск [1, c.200].
На сегодняшний день над этой проблемой работают участники «электроэкономики автомобильного будущего» — автомобильные концерны и небольшие нишевые производители, энергетические компании и интеграторы. Развитием российской сети электрозарядных сервисных станций занимается в основном компания «Револьверта», получившая крупный международный гранд на данные цели. Комплексы электрозарядки были построены в Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Самаре, Калуге и других крупных городах России.
В Москве сейчас несколько десятков бесплатных электрозаправок. Владельцы электромобилей имеют право парковать их так же бесплатно в зоне платной парковки. В начале сентября в городе появились даже специальные места «Только для электромобилей» рядом с зарядочными станциями, на которых не имеют право стоять обычные дизельные авто. И все это ради 367 электрокаров, зарегистрированных в столице и области. На всю Россию насчитывается 1,1 тысяча авто [4].
Основные технологические разработки сегодня ведутся вокруг вариантов обеспечения электромобиля энергией (батарея, топливная ячейка и пр.) Поэтому научные исследования касаются в основном конструкции батарей, силовой электроники и электромоторов, соответствующего программного обеспечения. По прогнозам, к 2020 году российский автопарк на десятую часть будет состоять из электромобилей, что потребует наличия минимум 500 тысяч зарядных станций соответствующего типа в крупных городах России [2].
При этом следует учитывать специфические условия, которые позволят правильно организовать процесс обслуживания современных электрокаров. В частности, необходимо формировать продуманную карту расположения зарядных станций. На практике достаточно часто их располагают по принципу «необходимого количества», то есть зарядные станции возводятся на свободных участках без учета доступной электрической мощности. Соответственно, если на этих зарядных станцих в крупных городах будет в массовом порядке производиться зарядка электрокаров, то пиковое потребление электроэнергии существенно возрастет, что неизбежно приведет к нарушениям в работе городского сетевого хозяйства. И первоначальные инвестиции в строительство зарядных станций для электромобилей необходимо будет увеличить на размер инвестиций в модернизацию существующей электросетевой архитектуры — и размер дополнительных издержек может увеличиться в 10–15 раз, что является недопустимым перерасходом.
Кроме того, при обустройстве сервисной инфраструктуры эксплуатации необходимо учитывать единый стандарт используемых стандартов зарядных устройств для изделий разных производителей. Наличие широкой линейки зарядных электротехнических станций позволило бы повысить удобство обслуживания современных электрокаров [2].
Вопрос расположения и оснащения зарядных станций стоит в центре внимания с точки зрения обеспечения сервисной культуры электромобилей. Помимо сети выделенных заправочных точек на АЗС требуется предусмотреть возможность зарядки электрокаров на паркингах, хотя на данном этапе организация подобной инфраструктуры требует значительных административно-бюрократических затрат, связанных с получением согласований от владельцев парковок, электросбытовых компаний и государственных контролирующих инстанций, а также разработки индивидуального проекта по подключению к электросетям (на данный момент типовых проектов, упростивших бы процесс подключения, не существует). Упрощение действующих бюрократических порядков связано с необходимостью пересмотра градостроительных норм.
Сегодня в границах платного парковочного пространства Москвы установлено оборудование 55 зарядных станций, 7 из которых уже подключены. Остальные ЭЗС запустят до конца года, сейчас они проходят процедуру технической отладки. До конца 2019 года в Москве планируется установить около 150 ЭЗС. По итогам эксплуатации будет рассматриваться вопрос дальнейшего увеличения их количества [3].
Таким образом, важнейшими параметрами организации сервисной инфраструктуры по обслуживанию электромобилей в крупных городах РФ являются:
– наличие разветвленной сети зарядных станций, подразумевающей расстояние между ними не более 3 километров;
– разработка поправок в градостроительные нормы (наличие типовых проектов для подключения к действующим электросетям с учетом недопущения пиковых перегрузок, наличие зарядных станций на парковках и пр.);
– предоставление комплексных льгот для владельцев электрокаров (бесплатная зарядка и парковочные места);
– появление на авторынке бюджетных моделей электромобилей (от 800 тысяч рублей);
– технологические решения, позволяющие сделать зарядку электрокара более быстро и обеспечить соответствие стандарту зарядных устройств для автомобилей разных производителей;
– формирование сети доступных центров ремонта и технического обслуживания современных электромобилей.
На этих условиях электротранспорт будет эффективен не только в качестве общественного средства передвижения, но и обретет популярность в коммерческом секторе, что благоприятно отразится на экологической обстановке в городах.
Литература:
- Бикметов Р. Р. Машины будущего — электромобили. Перспективы и проблемы внедрения // Наука, техника и образование. — 2017. — № 5 (35). — С. 199–201.
- Перспективы развития рынка электротранспорта в России и в мире [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://tesla-forum.ru/showthread. php?t=487. (дата обращения: 25.04.2019).
- Российский рынок электрокаров [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ria.ru/ society/20160726/1472856231.html. (дата обращения: 25.04.2019).
- Электромотор для электромобиля — как он устроен? [Электронный ресурс]: Сайт «AUTO TODAY». Режим доступа: https://auto.today/bok/3084-elektromotor-dlya-elektromobilya-kak-on-ustroen.html/ (дата обращения: 25.04.2019).