В статье идет изучение и анализ отдельных аспектов существующей законодательной системы, регулирующей реализацию линейных объектов, выявление проблемных явлений при осуществлении строительства и способов их решения, направленных на повышение эффективности управления строительной сферы в целом.
Ключевые слова: Российская Федерация, транспортная инфраструктура, сооружение, национальный проект, прочная связь, федеральный бюджет, категория недвижимости, дорога, соответствие.
Линейные объекты, имея специфический набор особенностей, всегда с особым внимание рассматриваются на всех уровнях государственных законодательных органов.
С целью определения набора признаков линейного объекта как объекта права и детального рассмотрения процесса создания линейных сооружений в соответствии с законодательством Российской Федерации, необходимо отделить линейные объекты от других смежных объектов.
В соответствии с положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — ГрК РФ) к числу линейных объектов относятся линии электропередачи и связи, трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения [1].
Необходимо отметить следующие признаки, присущие линейным объектам:
– длина объекта должна превышать его ширину;
– объект должен является сооружением;
– объект должен иметь прочную связь с землей и проходить по значительному количеству земельных участков.
Однако не все линейные объекты могут соответствовать критериям сооружения, например, устройство гравийной дороги не регулируется ГрК РФ, так как она не является сооружением. Тогда правовые отношения по организации строительства таких объектов регулируются другими законодательными актами.
В дополнение к обозначенному, важно сказать, что на сегодняшний день большинство линейных объектов относятся к категории недвижимости, в связи их причастности к понятию сооружение, а также прочной связью с земельными участками, на которых они расположены. Здесь основным положением является причастность линейного объекта к земле без возможности передвижения ввиду понесённого несоразмерного ущерба при их перемещении. В других случаях, линейные объекты относить к категории недвижимости некорректно. Например, линейно-кабельные сооружения могут быть как недвижимым объектом капительного строения, так и движимым имуществом — линии передачи, физические цепи [2].
Стоит отметить, что на практике, если сооружения построены и введены в эксплуатацию как объекты капитального строения, в соответствии с нормами отечественного законодательства, чаще относят к объектам недвижимости.
Таким образом, обобщая вышеизложенное, линейный объект — сложный по своим составляющих характеристикам объект недвижимости, обладающий характерными признаками, такими как линейность — наличие начального и конечного пункта назначения и протяженность — размещение на нескольких земельных участках, и производственным функциональным назначением.
Перечисленные противоречия нормативных актов, дублирование нормативными актами при перечислении видов линейных объектов, отсутствие единообразной теоретической модели правового регулирования, в том числе бесконечное количество нормативных актов для различных видов линейных объектов, отсутствие незакрепленного термина «линейный объект», способствуют возникновению сложностей при соотнесении планируемого к строительству объекта к категории линейных, что может повлечь применение несоответствующего правового режима.
В настоящее время общая протяженность линейных объектов в Российской Федерации не поддается счету и по разным оценкам она превышает 1 миллион километров, однако объем и скорость развития линейных объектов не соответствует существующему потенциалу развития экономики внутри страны.
Строительство транспортной инфраструктуры является драйвером экономики России, так как обеспечение регионов транспортной и инфраструктурной доступностью способно перезапустить процесс становления экономики регионов страны.
Развитие современной инфраструктуры невозможно представить без сети линейных сооружений, а потребность Российской Федерации в развитии линейных объектов ввиду особенностей территориального положения фактически безгранична. Приведение в соответствие существующих объектов транспортной инфраструктуры со стандартами развитых стран и строительство новых объектов эффективно отразится на благосостоянии населения.
Изучая Федеральный закон о федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, становится ясно, что из расходов федерального бюджета на финансовое обеспечение национальных проектов, особое внимание уделяется безопасности и качеству автомобильных дорог в стране, а также реализации Транспортной части Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года, и направляется в пределах 13–23 % от общей суммы денежных средств, выделяемых на все национальные проекты [3].
Приведение автомобильных дорог в нормативное состояние способствуют повышению качества жизни населения, экономическому и социальному развитию субъектов Российской Федерации, улучшению экономических связей между субъектами Российской Федерации и качества предоставляемых автотранспортных услуг. Реализация данных мероприятий национального проекта обеспечит позитивные демографические тренды, а также социально-экономическое развитие регионов. За счет реализации национального проекта, в том числе, снизится смертность в результате дорожно-транспортных происшествий (ДТП).
Однако не только автомобильные дороги являются слабым местом в магистральных инфраструктурных объектах. Россия обладает по истине большими запасами природных ресурсов, таких как нефть и газ. Однако для большого количества населения такие блага цивилизации, как газоснабжение недоступны.
На сегодняшний день в Российской Федерации остро стоит вопрос завершения газификации населения страны. В соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 02.05.2021 № ПР-753 «необходимо обеспечить до 2023 года в газифицированных населенных пунктах без привлечения средств населения подводку газа до границ негазифицированных домовладений» [4] Правительством России утвержден план по газификации, в соответствии с которым планируется к реализации тысячи километров газопроводов совместно с газораспределяющими компаниями. Одновременно с комплексом мер по реализации намеченной цели, совершенствуется и законодательство в области строительства линейных объектов — устранение избыточных требований и процедур при проектировании и строительстве газоснабжения, оптимизация взаимодействия организаций, возводящих смежные линейные объекты капитального строительства и другое.
Для стабильного развития экономики отечественная сфера строительства нуждается в стабильном стимулировании посредством грамотного государственного регулирования процесса строительства линейных объектов.
Борьба с административными барьерами позволит сократить сроки реализации объектов транспортной инфраструктуры, что в свою очередь повлечет за собой увеличение темпов строительства, приток инвестиций, а также обеспечение рабочих мест, что в условиях современной экономической ситуации является стимулом для стабилизации экономики страны.
Литература:
1. Градостроительный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 № 190-ФЗ (ред. от 02.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2021), ст. 1.
2. Письмо Минкомсвязи России от 14.04.2015 № П12–7172-ОГ «О линиях связи».
3. Официальный сайт Министерства Финансов Российской Федерации. Бюджет для граждан. Электронный ресурс: https://minfin.gov.ru/common/upload/library/2020/12/main/2021–2023.pdf.
4. Перечень поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию (утв. Президентом РФ 02.05.2021 N Пр-753).