В статье авторы рассматривают применение здоровьесберегающих технологий во внеурочной деятельности нахимовцев ФГКОУ НВМУ (Сев ПКУ) в развитии социальных ценностей личности. По мнению авторов, здоровьесберегающие технологии играют значительную роль в общей системе физического развития нахимовцев Федерального государственного казенного образовательного учреждения Министерства Обороны Нахимовского военно-морского училища (Севастопольское президентское кадетское училище).
Ключевые слова: технологии, внеурочная деятельность, здоровьесберегающие технологии.
У каждого человека существуют идеи о сообразности людей и выбранных ими профессий. Зеер Эвальд Фридрихович, будучи заведующим кафедрой психологии профессионального развития Российского государственного профессионально-педагогического университета, упоминает о специальном психологическом пространстве взаимодействия профессии и личности [5, с. 80]. Содержанием этого являются специфические психофизические механизмы подготовки нахимовцев к будущей профессии морского офицера
Все знают, что профессионалами и сформированной личностью становятся, а не рождаются. Уже несколько веков люди как биологические существа практически не меняются, хотя в обществе постоянно изменяется мир профессий. Природные предпосылки человеческой трудовой деятельности довольно универсальны, поэтому каждый нахимовец может овладеть довольно обширным кругом современных военных профессий.
Каждая военная профессия предъявляет определенные требования к физической подготовленности нахимовцев. Например, военный врач — всесторонне физически и духовно развитая личность, способная активно действовать в условиях глобального кризиса и катастроф. Данные требования предполагают переориентацию целей и смысла физического воспитания нахимовцев ФНВМУ (Сев ПКУ), так как для военного врача на первый план выдвигается потребность во взятии ответственности на себя не только за свою судьбу, но и за судьбу многих военнослужащих.
На сегодняшний момент в военно-морских училищах, да и в Российской Федерации в целом остро стоит вопрос о поддержании и укреплении здоровья подрастающего поколения, повышении общего физкультурного образования всей страны. В этой связи немалая роль определена физической подготовке, как одной из основных факторов укрепления здоровья нахимовцев ФНВМУ (Сев ПКУ). Здоровье нахимовцев ФГКОУ МО НВМУ (Сев ПКУ) рассматривается как один из индикаторов качества их подготовки, уровня творческой и социальной активности, как экономический продукт, который вправе повысить конкурентоспособность специалистов на российском рынке труда, именно поэтому применение здоровьесберегающих технологий во внеурочной деятельности в работе воспитателей ФНВМУ актуально на данный момент. Здоровьесберегающие технологии связывают несколько направлений деятельности ФНВМУ по воспитанию, укреплению и сохранению здоровья нахимовцев.
Уроки по физической культуре являются основой процесса физического воспитания в военно-морских училищах, однако главная роль в приобщении к ежедневным занятиям физическими упражнениями нахимовцев принадлежит внеклассной физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работе, которая проводится в ФНВМУ (Сев ПКУ). В рамках физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы воспитатели ФНВМУ проводят такие соревнования как «Мама и я — спортивная семья» среди пятиклассников, соревнования по боксу, волейболу, гандболу, плаванию, баскетболу, мини-футболу, а так же проводится зимняя спартакиада на ледовом катке среди семиклассников, нахимовцы также принимают участие в городских соревнованиях среди образовательных учреждений Министерства Обороны. Например, Днепров Кирилл многократный чемпион по боксу, Никитин Павел и его брат, Семен, победители городских и крымских соревнований по футболу, Евгенов Арсентий участник Всероссийской спартакиады по легкой атлетике. Главными задачами физкультурно-спортивной работы в училище являются формирование у нахимовцев понятия «здоровый образ жизни», привитие интереса к физкультурно-спортивной деятельности, выработка навыков систематических занятий физическими упражнениями, поддержка нравственному, эмоциональному, эстетическому, интеллектуальному развитию личности каждого воспитанника, развитие творческих способностей. Внеурочная деятельность согласно распорядку дня нахимовцев является логическим продолжением урочного процесса. Досуговая деятельность не должна заполняться чем-то случайным, в ней всегда есть цель и определенные стремления [1, с. 89].
Внеурочной деятельностью называется не только самая важная форма ценности личности, но и эффективная форма организации свободного времени нахимовца, а также увеличение его двигательной активности [2, с. 3]. К внеурочной деятельности нахимовцев в училище относятся занятия в системе дополнительного образования по мини-футболу, пулевой стрельбе, плаванию, городошному спорту, легкой атлетике, морскому многоборью, утренняя физическая зарядка, а также участие в спортивных соревнованиях и Спартакиадах, в которых нахимовцы с удовольствием принимают активное участие. Групповая деятельность, которая применяется во внеурочной деятельности в училище, по своей сущности довольно уникальна. Здесь каждый нахимовец нуждается друг в друге — это способствует также развитию социальных ценностей личности. Групповая сплоченность означает, что данный состав нахимовцев интегрирован оптимальным образом, что в данной группе достигнута особенная степень развития отношений, при которой все нахимовцы в максимальной степени разделяют цели групповой деятельности и ценности, связанные с данной деятельностью. Совпадение ценностных ориентаций нахимовцев обеспечивает сплоченность. Совокупность индивидуальных ценностных ориентаций составляет ценностно-ориентационное единство коллектива [4, с. 67]. Если коллектив нахимовцев владеет единством, которое складывается в полезной совместной деятельности, то и межличностные отношения между нахимовцами будут упорядочены, совпадение ценностных ориентаций членов коллектива обеспечивает сплоченность, складываются групповые ценности, а от этого и зависит спортивные достижения нахимовцев в разных соревнованиях. Система ценностей является одним из важных компонентов внутренней структуры личности нахимовца [3, с. 99]. С её помощью нахимовцы легко отграничивают немаловажное от неважного, существенное от несущественного, полезное от бесполезного с точки зрения своих индивидуальных потребностей, влечений, интересов. Это придаёт поведению нахимовцев определённую организованность, стабильность, устойчивую направленность.
Литература:
- Григорьев Д. В., Кулешова И. В., Степанов П. В. Воспитательная система школы: от А до Я. / Д. В. Григорьев, И. В. Кулешова, П. В. Степанов. / — М.: Просвещение, 2006. — 261 с., С. 89–92.
- Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков./ — М.: Просвещение, 2009. — 24 с. — (Стандарты второго поколения). — С. 2–3.
- Касицина Н. В., Михайлова Н. Н., Юсфин С. М. Четыре тактики педагогики поддержки. Эффективные способы взаимодействия учителя и ученика. Спб.: Агентство образовательного сотрудничества. Образовательные проекты. Речь. / Н. В. Касицина, Н. Н. Михайлова, С. М. Юсфин./ — М.: Сфера, 2010, 188 с., С. 98- 99.
- Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей. / А. К. Колеченко./ — СПб.: Каро, 2009. — 367 с., С. 67–69.
- Шмелькова Л. В. Требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся вопросах и ответах // Администратор образования. — 2011. — № 10. — С. 79–82.