Стресс в студенческом возрасте | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 июля, печатный экземпляр отправим 29 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №16 (254) апрель 2019 г.

Дата публикации: 22.04.2019

Статья просмотрена: 121 раз

Библиографическое описание:

Выходцева, В. Е. Стресс в студенческом возрасте / В. Е. Выходцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 16 (254). — С. 236-237. — URL: https://moluch.ru/archive/254/58215/ (дата обращения: 12.07.2020).



В данной статье раскрывается понятие стресса и какое влияние он оказывает на человека и какие влечёт за собой последствия, конкретно в период обучения в высшем учебном заведении, т. е. в студенческом возрасте.

Ключевые слова: стресс, дистресс, студенческий возраст, напряжение, симптом.

В 1936 году канадский врач Ганс Селье ввёл такое понятие как «стресс», который обозначает специфическую реакцию организма на любое предъявляемое к нему требование. Г. Селье доказал, что небольшое количество стресса является полезным, он помогает сохранить молодость и вырабатывает у человека способность справляться с трудными жизненными ситуациями.

Характер проявления стресса в большей мере зависит от личностных особенностей индивида и его способностью уметь противостоять стрессовой ситуации. Человеческая жизнь сопровождается различными стрессовыми ситуациями. Одним из важных этапов жизни человека является обучение, особенно обучение в высшем учебном заведении. Вопросам изучения стресса в студенческом возрасте посвящены работы К. Вильямса, Дж. Гринберга, Л. А. Китаева-Смыка, У. Кэннона, Р. С. Немова, Д. Маерса, А. Г. Маклакова, Г.Селье, Ю. В. Щербатых и др.

Учебная деятельность в высшем учебном заведении — один из напряженных видов деятельности, она несёт весьма тяжёлую интеллектуальную и эмоциональную нагрузку. Обучение в вузе является стрессом для большей части студентов. Начиная с самого начала обучения стресс в большей или меньшей степени постоянно сопровождает студента и становится причиной нарушений эмоциональной, поведенческой, мотивационной, когнитивной сфер деятельности.

Важность учебной ситуации и её компонентов является основной предпосылкой появления стресса у обучающегося. Поступление в вуз очень важный этап в жизни студента, особенно это касается первокурсников, именно на первом курсе студент приобретает новый статус, происходит адаптация к новым жизненным условиям и взаимоотношениям с окружающими. Все эти факторы с высокой вероятностью становятся причиной возникновения стресса.

Студенчество — это трудное, серьёзное испытание. Студентам приходится сталкиваться с разными проблемами и учиться быть самостоятельными, ответственными и организованными. Но не все студенты готовы к многочисленным проблемам и их решениям.

Учебная деятельность связана с эмоциональными переживаниями, особенно в период экзаменов. Самое травмирующее воздействие на психику и организм студентов оказывает экзаменационная сессия, это связано с тем, что загруженность во время сессии особенно сильная. Настроение обучающегося, его самочувствие, психологическое и эмоциональное состояние напрямую зависит от успеваемости во время сессии.

Успешной учебной деятельности мешают эмоциональные реакции, которые вызывают факторы учебного стресса, а также эти факторы отрицательно сказываются на здоровье студента. К этим факторам относятся: недостаток сна, невозможность равномерно распределить свое личное и рабочее время, высокая учебная нагрузка, неудовлетворенность учебной успеваемостью, невыполненные или неправильно выполненные задания, пропуски занятий, не сданные в срок задания, курсовые работы и т.д, отсутствие интереса к учебным дисциплинам; напряженные отношения в коллективе, конфликты с одногруппниками, преподавателями неблагоприятные физические условия, разочарование в выбранной специальности.

Употребление алкоголя, наркотиков, чрезмерное курение для избавления от напряжения — являются одними из самых негативных исходов стрессовых ситуациях. Симптомы проявления экзаменационного стресса делятся на четыре группы:

− эмоциональные симптомы

− физиологические симптомы

− когнитивные симптомы

− поведенческие симптомы

Типичными проявлениями эмоциональных симптомов являются ощущение общего недомогания, раздражительность, тревога, паника, растерянность, неуверенность, подавленность. Физиологические симптомы проявляются в виде головной боли, перепадах артериального давления, мышечного напряжения, учащенного пульса, учащения дыхания, тошноты. Проявления когнитивных симптомов подразумевают ухудшение памяти, рассеянность, снижение концентрации внимания, плохие воспоминания о своих неудачах во время экзамена, воображение негативного исхода событий на экзамене — лишение стипендии, исключение из вуза. Поведенческие симптомы включают в себя ухудшение аппетита, бессонница или беспокойный сон, нежелание готовиться к экзамену, проявляющееся в стремлении заняться любым другим делом, вовлечение в тревожные разговоры о предстоящем экзамене других людей, увеличение употребления кофеина и алкогольных напитков и т. д.

Неуверенность в своих знаниях, преувеличение важности экзамена способствуют возникновению учебного стресса. Стресс в период сессии занимает одно из первых мест среди причин, вызывающих психическое напряжение у обучающихся. В настоящее время существуют весомые доказательства того, что экзаменационный стресс отрицательно сказвается на нервной системе студента, а также на сердечно-сосудистой и иммунной системах. После завершения сессии физиологические показатели приходят в норму не сразу, требуется определённое время для возвращения артериального давления в исходное состояние.

Интенсивность развития стресса зависит не только от его характера, но и от личностного отношения к происходящему. Одна и та же стрессовая ситуация, которая возникает в процессе обучения, сугубо индивидуально сказывается на студентах. Для некоторых студентов экзаменационный стресс носит вредоносный характер, приводящий к дистрессу, что в свою очередь является разрушительным процессом, ухудшающим протекание психофизиологических функций, а для других, определенное количество стресса приобретает свойство стимула, давая возможность показать лучшие результаты. Для каждой личности характерен свой определенный уровень переживания волнения и страха.

Таким образом, чтобы мобилизовать свои силы и успешно сдать экзамены одним студентам нужно испытать высокий уровень стресса, а другим его снизить. У студентов с высокой мотивацией достижения успеха адаптация к стрессовым условиям лучше, чем у студентов с низким уровнем притязаний.

Основные термины (генерируются автоматически): высшее учебное заведение, студенческий возраст, экзаменационный стресс, симптом, студент, артериальное давление, стрессовая ситуация, стресс, время сессии, учебный стресс, учебная деятельность.


Ключевые слова

напряжение, стресс, дистресс, студенческий возраст, симптом

Похожие статьи

Стресс у студентов в процессе учебно-профессиональной...

Ключевые слова: студенты, стресс, учебный стресс, учебная деятельность, экзамен. Обучение в высшем учебном заведении

Учебно-профессиональная деятельность как ведущая в студенческом возрасте характеризуется высоким уровнем стрессовых нагрузок.

Экзаменационный стресс и его профилактика

Экзаменационный невроз или экзаменационный стресс характеризуется различными нарушениями вегетативных функций: изменением электрического сопротивления кожи, ее температуры, потоотделения, частоты сердечных сокращений, артериального давления...

Исследование учебного стресса у студентов медицинского...

Проблема учебного стресса среди студентов актуальна, поскольку для студентов очного отделения обучения учебная деятельность занимает большую часть их времени и сил, а студенты заочного отделения часто совмещают учебу с работой и вынуждены быстро...

Учебный стресс у студентов гуманитарных специальностей

Проблема учебного стресса среди студентов актуальна, поскольку для студентов очного отделения обучения учебная деятельность занимает значительную часть их времени и сил, а студенты заочного отделения часто вынуждены совмещать работу с учебой и быстро...

Проявление стресса у студентов-первокурсников

Ключевые слова: студенты, стресс, учебный стресс, учебная деятельность, экзамен. Обучение в высшем учебном заведении является. Учебно-профессиональная деятельность как ведущая в студенческом возрасте характеризуется высоким уровнем стрессовых...

Отношение к стрессу: стрессогенные факторы в период...

Стрессу подвергается каждый человек независимо от его пола, возраста, рода деятельности и социального статуса.

Основные термины (генерируются автоматически): экзаменационный стресс, студент, стресс, совместная деятельность, курс, высшее учебное заведение...

К проблеме развития стрессоустойчивости студентов...

Проведено исследование, подтвердившее наличие проявлений стресса в студенческой среде. Сделан вывод о необходимости развития стрессоустойчивости, еще на этапе обучения в вузе, как важного качества для специалиста в сфере психолого-педагогической деятельности.

К вопросу о проблемах стрессовых и депрессивных состояний...

Ключевые слова: стресс, депрессия, организационные факторы, мотивация, ответная реакция, защитные умения, истинная депрессия, эндогенная депрессия. Современный темп жизни большинства людей сопровождается, время от времени проявлениями стрессов и депрессий.

Взаимосвязь стрессоустойчивости и прокрастинации студентов...

высшее учебное заведение, неудовлетворительная адаптация, образовательная среда, уровень

Высокий уровень стресса встречается в два раза чаще у студентов со средней и высокой

Учебно-профессиональная деятельность как ведущая в студенческом возрасте...

стресс, учебный стресс, состояние стресса, подросток...

Ключевые слова: студенты, стресс, учебный стресс, учебная деятельность, экзамен. Учебно-профессиональная деятельность как ведущая в студенческом возрасте характеризуется высоким уровнем стрессовых нагрузок.

Похожие статьи

Стресс у студентов в процессе учебно-профессиональной...

Ключевые слова: студенты, стресс, учебный стресс, учебная деятельность, экзамен. Обучение в высшем учебном заведении

Учебно-профессиональная деятельность как ведущая в студенческом возрасте характеризуется высоким уровнем стрессовых нагрузок.

Экзаменационный стресс и его профилактика

Экзаменационный невроз или экзаменационный стресс характеризуется различными нарушениями вегетативных функций: изменением электрического сопротивления кожи, ее температуры, потоотделения, частоты сердечных сокращений, артериального давления...

Исследование учебного стресса у студентов медицинского...

Проблема учебного стресса среди студентов актуальна, поскольку для студентов очного отделения обучения учебная деятельность занимает большую часть их времени и сил, а студенты заочного отделения часто совмещают учебу с работой и вынуждены быстро...

Учебный стресс у студентов гуманитарных специальностей

Проблема учебного стресса среди студентов актуальна, поскольку для студентов очного отделения обучения учебная деятельность занимает значительную часть их времени и сил, а студенты заочного отделения часто вынуждены совмещать работу с учебой и быстро...

Проявление стресса у студентов-первокурсников

Ключевые слова: студенты, стресс, учебный стресс, учебная деятельность, экзамен. Обучение в высшем учебном заведении является. Учебно-профессиональная деятельность как ведущая в студенческом возрасте характеризуется высоким уровнем стрессовых...

Отношение к стрессу: стрессогенные факторы в период...

Стрессу подвергается каждый человек независимо от его пола, возраста, рода деятельности и социального статуса.

Основные термины (генерируются автоматически): экзаменационный стресс, студент, стресс, совместная деятельность, курс, высшее учебное заведение...

К проблеме развития стрессоустойчивости студентов...

Проведено исследование, подтвердившее наличие проявлений стресса в студенческой среде. Сделан вывод о необходимости развития стрессоустойчивости, еще на этапе обучения в вузе, как важного качества для специалиста в сфере психолого-педагогической деятельности.

К вопросу о проблемах стрессовых и депрессивных состояний...

Ключевые слова: стресс, депрессия, организационные факторы, мотивация, ответная реакция, защитные умения, истинная депрессия, эндогенная депрессия. Современный темп жизни большинства людей сопровождается, время от времени проявлениями стрессов и депрессий.

Взаимосвязь стрессоустойчивости и прокрастинации студентов...

высшее учебное заведение, неудовлетворительная адаптация, образовательная среда, уровень

Высокий уровень стресса встречается в два раза чаще у студентов со средней и высокой

Учебно-профессиональная деятельность как ведущая в студенческом возрасте...

стресс, учебный стресс, состояние стресса, подросток...

Ключевые слова: студенты, стресс, учебный стресс, учебная деятельность, экзамен. Учебно-профессиональная деятельность как ведущая в студенческом возрасте характеризуется высоким уровнем стрессовых нагрузок.

Задать вопрос