Автор: Княжковская Татьяна Олеговна

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №11 (115) июнь-1 2016 г.

Дата публикации: 31.05.2016

Статья просмотрена: 91 раз

Библиографическое описание:

Княжковская Т. О. Психологическое сопровождение старшеклассников с разным уровнем стрессоустойчивости // Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 1750-1753.



Ключевые слова: стресс, стрессоустойчивость.

Г. Селье в 1936 г. ввел понятие — «стресс» для обозначения обширного круга состояний психического напряжения, обусловленных выполнением деятельности в особенно сложных условиях и возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия — стрессоры. Основная индивидная характеристика содержания стресса — адаптация (стрессоустойчивость). [2]

В современном мире, стрессоустойчивость является залогом психического здоровья людей, а также условием социальной стабильности. Возрастающие психические нагрузки на нервную систему и психику человека в современном мире приводит к формированию эмоционального напряжения, которое является одним из главных факторов развития заболеваний. [3]

В нашей стране проблема формирования стрессоустойчивости старших школьников в учебно-воспитательном процессе на данный момент вызывает тревогу, так как боязнь провала в экзаменационной ситуации является серьезным стрессовым фактором, отрицательно влияющим на состояние здоровье старшеклассника и его учебную деятельность. Именно по этой причине было проведено наше исследование. [3]

На первом этапе диагностической работы, с целью выявления уровня стрессоустойчивости старшеклассников, нами был проведен тест самооценки стрессоустойчивости С.Коухена и Г.Виллиансона.

Полученные нами результаты представлены в рис 1.

Анализируя полученные данные, можно сделать вывод, что у старшеклассников преобладает удовлетворительный уровень стрессоустойчивости. Данный уровень наблюдается у 68 % респондентов. Графически данные представлены на рис. 1

Рис. 1. Результаты теста самооценки стрессоустойчивости С. Коухена и Г. Виллиансона

Удовлетворительный уровень стрессоустойчивости прослеживается у 68 % старшеклассников. Плохой уровень стрессоустойчивости составляет у 32 %. Отличный, хороший и очень плохой уровни у старшеклассников не были диагностированы. Таким образом, можно сделать вывод, что у большинства старшеклассников, принявших участие в исследовании, преобладает удовлетворительный уровень стрессоустойчивости.

Далее мы провели анкету, взяв за основу тест на учебный стресс Ю. В. Щербатых, с целью выявления основных причин учебного стресса, приемов снятия стресса старшеклассниками и т. д. Полученные нами результаты представлены в соответствующих таблицах и на рис.2,3,4,5,6.

Результаты анкеты показали, что основными причинами возникновения стрессовой ситуации (max = 10 баллов) являются: большая учебная нагрузка, отсутствие учебников, нерегулярное питание, строгие преподаватели, излишне серьезное отношение к учебе и т. д. Также существуют следующие причины, которым отдали меньше всего предпочтений — конфликт в классе. (рис. 2).

Рис. 2. Результаты анкеты. Причины стресса старшеклассников

По мнению испытуемых, уровень постоянного стресса за последние 3месяца учебы: 36 % респондентов считают, что не изменился, 32 % респондентов считают, что незначительно возрос, 14 % — значительно увеличился, 12 % — незначительно уменьшился и, 6 % респондентов считают, что уровень постоянного стресса за последние 3 месяца учебы значительно уменьшился (рис. 3).

Рис. 3. Результаты анкеты. Показатели уровня стресса за последние 3 месяца

Результаты анкеты показали, что стресс, связанный с учебной деятельностью проявляется в: спешке, ощущении постоянной нехватки времени, плохом сне, повышенной отвлекаемости, плохой концентрации внимания, ощущении беспомощности, невозможности справиться с проблемами, невозможности избавиться от посторонних мыслей, низкой работоспособности, повышенной утомляемости, головной боли, плохом настроении, депрессии и т. д. (рис 4).

Рис. 4. Результаты анкеты. Проявления стресса, связанного с учебой

По результатам анкеты видно, что основным приемом снятия стресса является сон (76 %). Немаловажным способом снятия стресса для испытуемых является общение с друзьями или любимым человеком (72 %), а также прогулки на свежем воздухе(64 %), поддержка родителей (60 %). Используются также физическая активность, вкусная еда, перерыв в работе или учебе, просмотр телевизора, хобби (рис 5).

Рис. 5. Результаты анкеты. Приемы снятия стресса

Среди основных признаков проявления стресса у испытуемых можно выделить: учащенное сердцебиение (92 %), сухость во рту (60 %), скованность, дрожание мышц (58 %), затрудненное дыхание(54 %), головные боли или иные (52 %).

Графически данные представлены на рис.6

Рис. 6 Результаты анкеты. Признаки проявления стресса

Таким образом, по результатам данных методик можно сделать следующие выводы: у старшеклассников преобладает удовлетворительный уровень стрессоустойчивости. Результаты исследования показали, что самыми главными причинами возникновения стрессовой ситуации являются: большая учебная нагрузка, отсутствие учебников, нерегулярное питание, строгие преподаватели и т. д. А также было выявлено, что стресс, связанный с учебной деятельностью проявляется в: спешке, ощущении постоянной нехватки времени, плохом сне, повышенной отвлекаемости, плохой концентрации внимания, ощущении беспомощности, невозможности справиться с проблемами, невозможности избавиться от посторонних мыслей, низкой работоспособности, повышенной утомляемости, головной боли, плохом настроении, депрессии и т. д.

Таким образом, очевидной становится необходимость в психологическом сопровождении, которое бы способствовало снятию эмоциональной напряженности, развитию уверенности, личностных качеств и ресурсов не только на уровне знания, но и на уровне их практического применения.

Литература:

  1. Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. — М.: Академический проект, 2009
  2. Селье Г. Стресс без дистресса. — М.: Прогресс, 2009.
  3. Щербатых Ю. В. Психология стресса- М.: Изд-во Эксмо, 2005
Основные термины (генерируются автоматически): Результаты анкеты, уровень стрессоустойчивости, снятия стресса, удовлетворительный уровень стрессоустойчивости, уровень постоянного стресса, причинами возникновения стрессовой, возникновения стрессовой ситуации, ощущении постоянной нехватки, плохой концентрации внимания, Причины стресса старшеклассников, Психология стресса, большая учебная нагрузка, постоянной нехватки времени, снятия стресса старшеклассниками, Приемы снятия стресса, плохом сне, характеристика содержания стресса, плохом настроении, приемом снятия стресса, уровня стрессоустойчивости старшеклассников.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос