Исследование учебного стресса у студентов медицинского университета | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 июля, печатный экземпляр отправим 22 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №46 (232) ноябрь 2018 г.

Дата публикации: 18.11.2018

Статья просмотрена: 1011 раз

Библиографическое описание:

Захарова, Е. В. Исследование учебного стресса у студентов медицинского университета / Е. В. Захарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 46 (232). — С. 251-252. — URL: https://moluch.ru/archive/232/53736/ (дата обращения: 05.07.2020).



В статье представлен теоретический и эмпирический анализ материалов по исследованию учебного стресса у студентов медицинского университета в период обучения в вузе, проведен сравнительный анализ экзаменационного стресса у студентов разных курсов, выявлены его причины.

Ключевые слова: экзаменационный стресс, стрессогенные факторы, студенты.

Проблема учебного стресса среди студентов актуальна, поскольку для студентов очного отделения обучения учебная деятельность занимает большую часть их времени и сил, а студенты заочного отделения часто совмещают учебу с работой и вынуждены быстро включаться в учебный процесс. То, насколько эффективно студенты справляются с учебными нагрузками и связанным с ним стрессом, влияет на состояние здоровья и успешность их обучения, а в будущем и на становление их, как будущих профессионалов [1]. Проблеме стресса посвящены исследования, авторами которых являются Леви Л., Ладанов Ч. Д., Тигранян Р. А., Левитов Н. Д. и другие. Много работ посвящено проблеме индивидуальных различий стресса Изард К. Е., Додонов Б. И., Немчин Т. А. и др. В работах таких авторов как Н. А. Агаджанян, Ю. В. Щербатых специальное внимание уделяется проблеме стресса и стрессовых ситуаций в процессе учебной деятельности студентов.

В настоящий период отсутствует оптимальное определение учебного стресса, тем не менее допускается возможным выделить ключевые свойства, которые его определяют. Захаренко Т. А. и Кулько Е. И. заявляют о том, что академический стресс появляется в том случае, если студент чувствует напряжённость, инициированную разными условиями, и не имеет возможности с ней совладать. В силу того, что данные условия превышают его приспособительные средства [3]. Условиями, обусловливающие возникновение стресса являются: недостаточное количество отдыха, негативные физиологические обстоятельства, присутствие у учащегося задолженностей и низкий уровень успеваемости, не сформированные умения разумного планирования и распределения времени, излишняя учебная перегрузка, недовольство выбранной специальностью, утрата заинтересованности к учебе или отдельным ее состовляющим, конфликты с однокурсниками и преподавателями. Напряжение непосредственно отражается на учебной деятельности студентов. Давно известно, что нервное напряжение отрицательно воздействует на работоспособность и эмоциональный тон учащихся высшего учебного заведения. В результате у студентов может появиться апатия, нервозность, затруднения в сосредоточении, угнетенное самочувствие, перепады настроения [2].

В качестве респондентов нами были выбраны группы студентов факультета социальной работы и клинической психологии Волгоградского государственного медицинского университета (1-й, 2-й и 6-й курс) в количестве 42 человек. Для исследования были выбраны следующие методики: Бостонский тест на стрессоустойчивость, шкала оценки нервно-психического напряжения (Немчин Т.А), методика оценки тревожности Ч. Д. Спилбергера, Ю. Л. Ханина. Обработав результаты диагностики, можно сделать соответствующие выводы.

  1. Исследование нервно-психического напряжения (Немчин Т.А) у студентов на разных этапах обучения показало, что большинство студентов 1 курса характеризуют свое состояние как озабоченное, подавленное и тревожное, их нервно-психическое напряжение приравнивается к умеренно-выраженному. У большинства студентов 2 курса, отмечается слабое нервно-психическое напряжение, в процессе обучения они чувствуют себя непринужденно, уверенно и спокойно. Основная часть выпускников вуза показывают большую уверенность в себе, в своих профессиональных способностях и компетентности и демонстрируют слабое нервно-психическое напряжение.
  2. Исследование устойчивости к стрессам по Бостонскому тесту показало, что 93 % первокурсников подвержены стрессам, что оказывает существенное негативное влияние на жизнедеятельность студентов. Среди второкурсников на 27 % опрошенных стрессовые воздействия оказывают немалое влияние. 84 % опрошенных шестикурсников демонстрируют нормальный уровень стресса, соответствующий в меру напряженной жизни активного студента.
  3. При анализе вклада отдельных проблем в общую картину стресса, был выявлен высокий средний балл первокурсников по проблемам общеорганизационного характера и «вечным» проблемам студенчества — 4,3 и 5,0 средних баллов соответственно. Это свидетельствует о наличии ряда стрессовых факторов, влияющих на их эмоциональное состояние и уровень адаптивности. Низкие баллы по проблемам общеорганизационного характера у студентов 2- го курса (1,3) и шестикурсников (1,1) говорит о произошедшей динамике процесса адаптации к новым формам и методам обучения в учебном заведении. На изменение в сторону повышения уровня постоянного стресса за последние 3 месяца учебы указали 76 % первокурсников, 17 % второкурсников и 8 % шестикурсников. Таким образом, студенты 2-го курса демонстрируют основное понижение уровня постоянного стресса (51 % студентов указывают на значительное или незначительное уменьшение), 65 % шестикурсников говорят о неизменном уровне стресса, то есть относительной его стабильности. О наличии трудностей в жизнедеятельности студентов говорят высокие средние баллы по психологическим и физиологическим трудностям (6,7 и 7,2 соответственно) характеризует первокурсников как беспомощных, не находящих способы борьбы со стрессами. Средние и низкие баллы 2-го и 6-го курсов (от 4,3 до 1,2) свидетельствуют о том, что имеется динамика приспособления студентов к новым условиям жизнедеятельности. Из двух видов приемов снятия стресса 1-й курс отдает предпочтение (72 % обследуемых) негативным зависимостям (никотиновым, алкогольным, медикаментозным и пр.), практические методы борьбы, не наносящие вред здоровью, свойственны 88 % третьекурсников и 99 % пятикурсников (методы аутогенной тренировки, использование поддержки родителей и пр.). Выводом по данной методике становятся средние показатели экзаменационного волнения студентов: на 6-м курсе — 2,0, на 2-м курсе — 3,1, на 1-м курсе — 6,5 б.
  4. Количественный анализ по методике диагностики Ч. Д. Спилбергера, Ю. Л. Ханина показал высокую личностную (67 %), и ситуативную (51 %) тревожность студентов 1-го курса. Главной особенностью большинства первокурсников является высокая тревожность и эмоциональная неустойчивость. Преимущественно низкие показатели личностной тревожности у второкурсников (75 %) говорят об активном вытеснении студентами чувства тревоги с целью показать себя в «лучшем свете». Низкая ситуативная и личностная тревожность шестикурсников (30 % и 29 % соответственно) говорит о качественном отсутствии напряжения, беспокойства и нервозности в учебных группах.

Диагностический этап исследования подтвердил необходимость оказания студентам психологической помощи, направленной на улучшение эмоционального состояния, самочувствия, повышения уровня психологического здоровья и умственной работоспособности студентов. Основной целью предлагаемой нами программы профилактики и коррекции стресса является: ознакомление студентов с методиками снятия стрессового напряжения во время экзаменов и способами профилактики стресса. Ее реализация позволит студентам разных курсов легче адаптироваться к стрессовым ситуациям в процессе обучения в вузе.

Литература:

  1. Бодров, В. А. Психологический стресс: развитие и преодоление — М.: ПЕРСЭ, 2012.
  2. Усатов И. А. Стрессоустойчивость личности как фактор преодоления стресса // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2016.
  3. Щербатых, Ю. В. Психология стресса и методы коррекции. — СПб.: Питер, 2006.
Основные термины (генерируются автоматически): студент, учебный стресс, нервно-психическое напряжение, личностная тревожность, учебная деятельность студентов, эмоциональное состояние, экзаменационный стресс, слабое нервно-психическое напряжение, общеорганизационный характер, Бостонский тест.


Похожие статьи

Экзаменационный стресс и его профилактика

Ключевые слова: стресс;экзаменационный стресс; профилактика экзаменационного

Такое напряжение называется стрессом. В общем виде стресс — это реакция организма на

Тревожность — это эмоциональное состояние, связанное с предчувствием опасности...

Стресс у студентов в процессе учебно-профессиональной...

Учебная деятельность как стресс для студентов является актуальной проблемой. Студенческая жизнь всегда наполнена переживаниями, напряжениями и волнительными ситуациями, которые препятствуют академической успеваемости и в перспективе ведут к...

Учебный стресс у студентов гуманитарных специальностей

Проблема учебного стресса среди студентов актуальна, поскольку для студентов очного отделения обучения учебная деятельность занимает значительную часть их времени и сил, а студенты заочного отделения часто вынуждены совмещать работу с учебой и быстро...

Психология экзаменационного стресса | Статья в журнале...

Под стрессом в психологии понимают состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в

эмоциональныйстресс, который вызывается различными эмоциями (радость, потому что на экзамене получил оценку «отлично»; встреча с...

Исследование эмоциональной тревожности студентов на...

В статье рассматривается проблема экзаменационной тревожности студентов на разных этапах обучения. Приводятся результаты диагностики ситуативной и личностной тревожности студентов I и III курсов Арзамасского филиала ННГУ.

Социально-психологические особенности стресса у подростков

С помощью методики «тест на учебный стресс» Ю. В. Щербатых можно сделать вывод о том, что причиной возникновения стресса является большая учебная нагрузка, скучные учебники. Меньше всего у подростков из данного класса возникаю проблемы с конфликтностью в группе...

Проявление стресса у студентов-первокурсников

Ведь стресс является сильнейшим напряжением организма, а также причиной многих заболеваний, как

Согласно его теории стрессов, стресс рассматривается как постоянное состояние

Студенты — первокурсники зачастую испытывают состояние дезадаптации в...

Проблема ситуативной тревожности в психолого-педагогических...

С другой — психическое состояние, вызываемое специальными условиями эксперимента или ситуации (соревновательная, экзаменационная

В отечественной литературе исследований по проблемам тревожности очень мало, и они носят достаточно фрагментарный характер.

Психологическое сопровождение старшеклассников с разным...

Возрастающие психические нагрузки на нервную систему и психику человека в современном мире приводит к формированию эмоционального

Далее мы провели анкету, взяв за основу тест на учебный стресс Ю. В. Щербатых, с целью выявления основных причин учебного...

Некоторые аспекты рассмотрения проблемы стресса

Стресс сегодня — это весьма распространенное состояние, избавиться от которого сложно, но

Стресс — весьма короткое слово, но проблемы, которые возникают при этом, мешают

Диагностирование состояния студентов было осуществлено с помощью теста самооценки...

Похожие статьи

Экзаменационный стресс и его профилактика

Ключевые слова: стресс;экзаменационный стресс; профилактика экзаменационного

Такое напряжение называется стрессом. В общем виде стресс — это реакция организма на

Тревожность — это эмоциональное состояние, связанное с предчувствием опасности...

Стресс у студентов в процессе учебно-профессиональной...

Учебная деятельность как стресс для студентов является актуальной проблемой. Студенческая жизнь всегда наполнена переживаниями, напряжениями и волнительными ситуациями, которые препятствуют академической успеваемости и в перспективе ведут к...

Учебный стресс у студентов гуманитарных специальностей

Проблема учебного стресса среди студентов актуальна, поскольку для студентов очного отделения обучения учебная деятельность занимает значительную часть их времени и сил, а студенты заочного отделения часто вынуждены совмещать работу с учебой и быстро...

Психология экзаменационного стресса | Статья в журнале...

Под стрессом в психологии понимают состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в

эмоциональныйстресс, который вызывается различными эмоциями (радость, потому что на экзамене получил оценку «отлично»; встреча с...

Исследование эмоциональной тревожности студентов на...

В статье рассматривается проблема экзаменационной тревожности студентов на разных этапах обучения. Приводятся результаты диагностики ситуативной и личностной тревожности студентов I и III курсов Арзамасского филиала ННГУ.

Социально-психологические особенности стресса у подростков

С помощью методики «тест на учебный стресс» Ю. В. Щербатых можно сделать вывод о том, что причиной возникновения стресса является большая учебная нагрузка, скучные учебники. Меньше всего у подростков из данного класса возникаю проблемы с конфликтностью в группе...

Проявление стресса у студентов-первокурсников

Ведь стресс является сильнейшим напряжением организма, а также причиной многих заболеваний, как

Согласно его теории стрессов, стресс рассматривается как постоянное состояние

Студенты — первокурсники зачастую испытывают состояние дезадаптации в...

Проблема ситуативной тревожности в психолого-педагогических...

С другой — психическое состояние, вызываемое специальными условиями эксперимента или ситуации (соревновательная, экзаменационная

В отечественной литературе исследований по проблемам тревожности очень мало, и они носят достаточно фрагментарный характер.

Психологическое сопровождение старшеклассников с разным...

Возрастающие психические нагрузки на нервную систему и психику человека в современном мире приводит к формированию эмоционального

Далее мы провели анкету, взяв за основу тест на учебный стресс Ю. В. Щербатых, с целью выявления основных причин учебного...

Некоторые аспекты рассмотрения проблемы стресса

Стресс сегодня — это весьма распространенное состояние, избавиться от которого сложно, но

Стресс — весьма короткое слово, но проблемы, которые возникают при этом, мешают

Диагностирование состояния студентов было осуществлено с помощью теста самооценки...

Задать вопрос