Формирование пространственной ориентировки у дошкольников через подвижные игры | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №15 (253) апрель 2019 г.

Дата публикации: 09.04.2019

Статья просмотрена: 5630 раз

Библиографическое описание:

Осипова, С. Я. Формирование пространственной ориентировки у дошкольников через подвижные игры / С. Я. Осипова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 15 (253). — С. 282-285. — URL: https://moluch.ru/archive/253/57947/ (дата обращения: 25.12.2024).



В дошкольной педагогике на всех этапах ее развития проблема формирования пространственных представлений занимает одно из центральных мест. Ориентировка в пространстве имеет универсальное значение для всех сторон деятельности человека, охватывая различные стороны его взаимодействия с действительностью, и представляет собой важнейшее свойство человеческой психики. [7, c.16] Ребенок с ранних лет сталкивается с необходимостью ориентироваться в пространстве.

Поэтому развитие у дошкольников адекватных способов пространственного восприятия, полноценных пространственных представлений и прочих навыков ориентировки в пространстве: эта задача выступает как необходимый элемент подготовки ребенка к школе, являющейся в свою очередь одной из важнейших задач дошкольного воспитания. Ориентировка в пространстве является непростой задачей на протяжении всего дошкольного периода. [7, c.17]

Если у детей не сформирована пространственная ориентировка к концу дошкольного периода, то это является одной из причин, вызывающих затруднения при овладении детьми школьными навыками, к такому мнению пришли ученые педагоги исследователи, изучавшие пространственные представления и ориентировку в пространстве детей дошкольного возраста. [‎6, c. 56]

Пространственная ориентировка формируется на основе непосредственного восприятия пространства и словесного обозначения пространственных категорий: местоположения, удаленности, пространственных отношений между предметами.

С развитием пространственной ориентировки непрерывно связаны: развитие мышления, воображения, развитие речи и т. д. С появлением у ребёнка в словаре пространственных слов: вперёд, назад, вправо, близко, влево, далеко, наблюдаются существенные изменения в восприятии пространства у дошкольников, обозначающих место, расположение. Ребенок легче ориентируется в направлении и полнее включает пространственные признаки в отражаемую им картину мира, тем лучше, чем точнее слова определяют направление.

В играх, дети обычно стремятся удовлетворить огромную потребность в движении. Играть для них — это, прежде всего, двигаться, действовать. Во время подвижных игр у детей совершенствуются движения, развиваются психофизические качества. [‎7, c.5]

Подвижная игра — сознательная деятельность детей, характеризующаяся четким и правильным выполнением заданий, являющихся сутью этой игры. Действия в игре должны соответствовать умениям ребенка управлять собой и вызывать «возвышающее чувство удовлетворения». [‎27] В детской подвижной игре выполняемые движения, хорошо могут усваиваться, при условии, если выполняются систематически упражнения. Они рассматриваются как основное средство и метод физического воспитания. Подвижные игры имеют благотворное воздействие на оздоровление организма детей и в тоже время являются важным средством физического воспитания и развития. Незаменимым средством совершенствования движений, являются игры подвижные; их развитие хорошо способствуют: формированию выносливости, координации движения, быстрой реакции. Активизации кровообращения, обменных процессов, дыхательных органов происходит благодаря большому количеству движений. Это в свою очередь оказывает благотворное влияние на психическую деятельность ребёнка — дошкольника. [‎22, c.20]

Подвижная игра имеет большую роль в умственном воспитании детей: они учатся действовать в соответствии с правилами, владеть пространственными формулировками, осознанно действовать в игре и познавать мир вокруг себя. Память, представления, мышление, воображение развиваются в процессе игры.

В своих трудах «Основа закономерностей» авторитетный учёный Александр Владимирович Кинеман писал:

«Игра — это сознательная деятельность, направленная на достижение условно поставленной цели. Хорошо подобранная и правильно руководимая, игра является сильным средством воспитания детей дошкольного возраста» [‎11, c.9]

«Подвижная игра — это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами» [11, c.10]

Пространственная ориентировка формируется на основе непосредственного восприятия пространства и словесного обозначения пространственных категорий: местоположения, удаленности, пространственных отношений между предметами (А. А. Столяр) ‎.

Классифицировать подвижные игры можно по следующим характеристикам: динамические — это игры малой, средней и большей подвижности. И по образному coдержанию –сюжетные и не сюжетные.

Как обнаружено в исследованиях психологов: «главное направление развития образного мышления и воображения состоит в овладении способностям к замещению и пространственному моделированию. Все основные виды деятельности, которыми овладевает ребенок в дошкольном возрасте, носят моделирующий характер». [6, c.33‎]

Пространственное моделирование включает в себя использование заместителей, но предполагает также установление между заместителями отношений, соответствующих отношениям тех предметов и явлений, которые эти заместители обозначают.

Применять пространственные модели, умение строить — дает человеку возможность выделять в наглядной форме скрытые отношения вещей, планировать решения разнообразных задач и возможно даже творческих, учитывать их в своей деятельности. В реальной жизни, можно ли представить себе, например, шофера, не способного составить и прочесть схему маршрута; конструктора, архитектора или, инженера который не способен изобразить чертежный рисунок. [‎10, c.25]

Но главное для ребенка — это вовсе не овладение внешними формами замещения и пространственного моделирования, выступающими в виде использования условных обозначений, чертежей или схематических рисунков. Суть дела состоит в том, что овладение подобными внешними формами ведёт к способности употреблять заместители и пространственные модели в уме, представить себе при их помощи, то, о чем рассказывают взрослые, заранее «видеть» возможные результаты собственных действий. А это и есть понимание мышления, воображения. [‎11, c.28]

Ознакомление ребенка с пространством стоит на первых порах продолжать в играх с планом кукольной комнатки. Но сами задания надо усложнить. Предложить ребенку найти предмет, спрятанный в кукольной комнатке, пользуясь отметкой на плане. Но план положите рядом с комнаткой «вверх ногами» и введите в качестве игры условие — запрещение его переворачивать. Теперь ребенку, чтобы решить задачку, придется «переворачивать» план в уме, и это придаст его пространственным представлениям, новое ценное качество — гибкость. [‎11, c.29]

Еще одно новое задание может состоять в перестановке мебели. Педагог показывает ребенку кукольную комнатку, план, на котором каждый предмет обозначен соответствующей ему геометрической фигуркой, вырезанной из цветной бумаги. Сложность состоит в том, что кукла Катя решила купить диван и не знает, где его разместить, для этого необходимо переставить другие предметы мебели. Педагог просит ребенка помочь Кате. Для этого дает ему прямоугольник, обозначающий диван и предлагает перенести мебель на плане так, чтобы поместился этот новый предмет. А это нелегко, т. к. диван должен стоять обязательно у стенки и перед ним необходимо оставить достаточно места для журнального столика. [‎16, c.11]

То, каким образом ребенок переустановит мебель в кукольной комнатке, показывает уровень формирования его пространственной ориентировки. Подобная игра может касаться не только дивана, но и любого другого предмета.

Наряду с развитием ориентировки в окружающем пространстве у ребенка развивается и возможность ориентироваться в своем собственном теле: постепенно усваивается взаиморасположение отдельных частей тела и появляется возможность различения правой и левой его сторон. После разграничения правой и левой руки ребенок постепенно переносит это понимание «правого» — «левого» и на окружающее пространство, на расположение предметов по отношению друг к другу (например: стул стоит слева от стола, фломастер лежит справа от листа и т. п.).

Подвижная игра имеет большую роль в умственном воспитании детей: они учатся действовать в соответствии с правилами, владеть пространственными формулировками, осознанно действовать в игре и познавать мир вокруг себя. [‎26] Память, представления, мышление, воображение развиваются в процессе игры. Запоминая правила, дети усваивают смысл игры, учатся действовать в соответствии с избранной ролью, творчески применяют имеющиеся двигательные навыки, учатся анализировать свои действия и действия товарищей. [26]

Выводы налицо:

– Формирование пространственной ориентировки у детей в подвижных играх будет эффективным, если подобрать подвижные игры, оптимально способствующие развитию пространственной ориентировки у детей; так как правильно подобраны подвижные игры и упражнения, формируют умения ориентировки в пространстве, решают разнообразные ориентировочные задачи, определяющие направление движений, расположение различных окружающих их предметов, например, в играх «Перебежки», «Чье звено быстрее соберется», «Караси и щуки», «Карусель» и т. д. Главным является направление движения детей, но в этих играх решаются и сопутствующие задачи: уточняется местоположение играющих, отношения между ними, уделяется внимание развитию глазомерных оценок пространства, умению различать близость и удаленность предметов, определять, как они расположены. [20, c.19]

– Выделяя главную пространственную задачу, педагог развивает у детей различные пространственные ориентировки.

Не однократное повторение игр способствуют закреплению навыков, знаний, умений. На этом этапе работы при неоднократном проведении игр детям необходимо предлагать вспомнить и ответить на вопросы по содержанию правил игры: «где стоят дети?», «где находится водящий?», «в какую сторону можно бежать?», «каково расположение играющих и игровых атрибутов?». Отвечая на вопросы: «вдоль стены надо расположить шнур, за которым становимся мы», «на небольшом расстоянии от шнура надо поставить гимнастическую скамейку, напротив скамейки — стульчики…», «справа от двери…», «слева от окна…» и т. д. у детей закрепляются знания пространственной ориентировки. Такая методика способствует пополнению словарного запаса детей, запоминанию пространственной терминологии, помогает лучше понять и усвоить знания о направлениях, положении предметов относительно друг друга в пространстве.

– Необходимо использовать пространственную терминологию при объяснении физических упражнений и правил подвижных игр. Грамотно объясняя игру, педагог указывает местоположение играющих и игровые атрибуты, используя при этом пространственную терминологию, раскрывает последовательность игровых действий, игровые правила и сигнал. [‎27] Объясняя несюжетную игру, педагог раскрывает последовательность игровых действий, игровые правила и сигнал. [18, c.8] Он указывает местоположение играющих и игровые атрибуты, используя пространственную терминологию. С помощью вопросов педагог проверяет, как дети поняли игру. Если правила им понятны, то игра проходит весело и увлекательно. Объясняя игры с элементами соревнования, педагог уточняет правила, игровые приемы, условия соревнования. Выражает уверенность в том, что все дети постараются хорошо справиться с выполнением игровых заданий, предполагающих не только скоростное, но и качественное выполнение [3, c.38]. Правильное выполнение движений доставляет детям удовольствие, вызывает чувство уверенности и стремление к совершенствованию.

Для закрепления педагоги должны предлагать ребятам вспомнить и рассказать, как выполняется упражнение. [20] При помощи вопросов детям легче рассказать правила игры и расположение атрибутов. Если правила им понятны, то игра проходит весело и увлекательно. Подвижные игры создают атмосферу радости и потому делают наиболее эффективным комплексное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.

Литература:

1. Ананьев Б. Г. Особенности восприятия пространства. Изд-во Ленингр. ун-та, 1968, 339 с.

2. Абранян, Л. А. Игра дошкольника М.: Просвещение, ил. / Под ред. С. Л. Новоселовой. 1989, 286с.

3. Бауэр, О. П. Подвижные игры. Теория и методика физической культуры дошкольников: учебное пособие для студентов / О. П. Бауэр; под ред. С. О. Филипповой, Г. Н. Пономарева. — СПб.: ВВМ, 2013.

4. Белякова О. Г. Развитие ориентировки в пространстве на занятиях по физической культуре М.: МГППУ, 2012, 320с.

5. Богуславская Е. О., Смирнова Н. П. Развивающие игры. — М: Просвещение, 2014, 158 с.

6. Волков Б. С, Волкова Н. В. Детская психология. М.:Сфера 2002, 256с.

7. Доронина, М. А. Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста М. А. Доронина Дошкольная педагогика. — 2012. — № 4.

8. Жуков М. Н. Подвижные игры: Учеб. для студ. пед. вузов. — М.: Изда­тельский центр «Академия», 2006, 140 с.

9. Каменский Я. А., Учитель учителей. Избранное — ЛитРес.2008, 278c.

10. Кильпино Н. Н. 80 игр для детского сада.-М.: Просвещение,1973, 54.с

11. Кенеман А. В.,ХухловаД. В. Теория иметодика физического воспитания детей дошкольного возраста. –М.: Просвещение, 1985

12. КуцаковаЛ. В. Занятия по конструированию из строительного материала в средней группе детского сада.-М.:Мозаика –синтез. 2012, 48с.

13. Лесгафт П. Ф. Педагогические идеи. Санкт- Петербург 2012

14. Мусейибова Т. А. Ориентировка в пространстве. Журнал «Дошкольное воспитание» № 8 1998г.

15. Семенова Т. А. Воспитание ловкости у детей шестого года жизни в подвижных играх: Дис. … канд. пед. наук. — М., 2007.

16. Семенова Т. А. Особенности формирования двигательных навыков у дошкольников. // Дошкольное воспитание. — 2014. — № 12. — С. 105–111.

17. Степаненкова Э. Я. Методика проведения подвижных игр. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.- М.: Мозаика -Синтез, 2014.-96с.

18. СтолярА. А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников Издательство: Просвещение, 1999, с.165.

19. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений -- 5-е изд., Издательский центр «Академия», 2001–336с.

20. http://www.dslib.net/fiz-vospitanie/metodika-fizicheskogo-vospitanija-detej-doshkolnogo-vozrasta-s-napravlennostju-na.html (07.12.2016)

21. http://www.dslib.net/korrekcion-pedagogika/formirovanie-orientirovki-v-prostranstve-u-doshkolnikov-3-h-i-4-h-let-s.html (31.03.2017)

22. http://www.dslib.net/fiz-vospitanie/metodika-ispolzovanija-podvizhnyh-igr-v-fizicheskom-vospitanii-starshih-doshkolnikov.html(17.11.2016)

23. www.scienceforum.ru/2018/3174/5693

24. nsportal.ru/detskiy-sad/konstruirovanie-ruchnoy-tr...ve-u-detey-starshego

25. http://EduContest.net/ru/311298/формирование-оптико-пространственны/

26. /www.maam.ru/detskijsad/programa-po-formirovaniyu-p...-u-doshkolnikov.html?

27. http://belibra.ru/Buki/Myetodika-provyedyeniya-podvizhnyk...uchryezhdyeniyi.html?

Основные термины (генерируются автоматически): игра, пространственная ориентировка, ребенок, кукольная комнатка, подвижная игра, пространственная терминология, дошкольный возраст, местоположение играющих, педагог, пространственное моделирование.


Похожие статьи

Формирование пространственных представлений у младших дошкольников в дидактической игре

Формирование познавательного интереса у дошкольников через организацию игровой деятельности

Формирование оценочного отношения у дошкольников на занятиях музыки

Формирование звуковой культуры речи у дошкольников

Формирование начал экологической культуры у дошкольников посредством дидактических игр

Использование развивающих игр в развитии пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста

Формирование мелкой моторики у старших дошкольников с ОВЗ через проведение совместной деятельности с родителями

Развитие музыкальности у дошкольников посредством восприятия музыки

Квест-игра как способ формирования пространственных представлений у дошкольников

Интеллектуальные игры для развития мышления у старших дошкольников

Похожие статьи

Формирование пространственных представлений у младших дошкольников в дидактической игре

Формирование познавательного интереса у дошкольников через организацию игровой деятельности

Формирование оценочного отношения у дошкольников на занятиях музыки

Формирование звуковой культуры речи у дошкольников

Формирование начал экологической культуры у дошкольников посредством дидактических игр

Использование развивающих игр в развитии пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста

Формирование мелкой моторики у старших дошкольников с ОВЗ через проведение совместной деятельности с родителями

Развитие музыкальности у дошкольников посредством восприятия музыки

Квест-игра как способ формирования пространственных представлений у дошкольников

Интеллектуальные игры для развития мышления у старших дошкольников

Задать вопрос