Использование наглядных опор в процессе составления рассказов детьми с общим недоразвитием речи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №14 (252) апрель 2019 г.

Дата публикации: 06.04.2019

Статья просмотрена: 436 раз

Библиографическое описание:

Майстрова, Е. А. Использование наглядных опор в процессе составления рассказов детьми с общим недоразвитием речи / Е. А. Майстрова, М. Ю. Бурыкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 14 (252). — С. 245-247. — URL: https://moluch.ru/archive/252/57780/ (дата обращения: 26.04.2024).



В статье представлены результаты исследования уровня сформированности рассказывания у детей с общим недоразвитием речи.

Ключевые слов: дети с общим недоразвитием речи, рассказывание, наглядные опоры.

The article presents the results of a study of the level of development of storytelling in children with general speech underdevelopment.

Keywords: children with a general underdevelopment of speech, storytelling, visual support.

Речь человека является одной из сложных высших психических функций. Способность использовать правильной речью, красиво и грамотно формулировать свои мысли и выражать их является обязательным требованием для всестороннего развития личности ребенка. В настоящее время факт стремительного роста числа детей с различными речевыми нарушениями неоспорим. Зачастую у детей наблюдается нарушение всех компонентов речи: лексики, грамматики, фонетики и связной речи.

Одним из наиболее стойких речевых нарушений является общее недоразвитие речи. Т. Б. Филичева отмечает, что общее недоразвитие речи — это сложное речевое расстройство, при котором нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к смысловой и звуковой стороне [4].

Важной задачей при общем недоразвитии речи является формирование и совершенствование связности и цельности высказывания посредством обучения рассказыванию детей с использованием различных наглядных опор. Данная проблема актуальна в наше время, так как дети с таким нарушением отстают в овладении навыками связной монологической речи. Их высказывание характеризуется фрагментарностью, отмечаются трудности в последовательности изложения. Сложнее всего детям с общим недоразвитием речи дается рассказывание по памяти и составление творческих рассказов.

Проблемой обучения составления рассказов детьми с общим недоразвитием речи занимались такие ученые как Т. А. Ткаченко (описала методику использования схем и моделей при обучении составлению описательных рассказов), Н. С. Жукова (разработала приемы обучения рассказыванию детей с общим недоразвитием речи), Е. М. Мастюкова (разработала систему по совершенствованию связной речи детей третьего уровня речевого развития), Н. В. Нищева (методика обучения детей рассказу по серии картинок), И. Н. Лебедева (представила модель обучения дошкольников рассказыванию по картинке), В. К. Воробьева (описала методику составления рассказов по серии сюжетных картинок) и другие ученые.

Построение связного текста вызывает у детей затруднение. Они часто не знают, как начать высказывание и чем его закончить, как связать предложения. Эффективность работы над формированием рассказов у детей с общим недоразвитием речи зависит от своевременного его начала, а также от правильного выбора метода коррекционного обучения. Учитывая особенности составления рассказов детьми, можно сказать, что при работе с данной категорией детей важно использовать наглядность. Наглядный образец является стимулятором детского речевого творчества. Благодаря данному методу дети начинают самостоятельно составлять рассказы.

Мы провели исследование способности составлять рассказы у детей 5–6- лет в количестве 10 человек, посещающих МБДОО детский сад комбинированного вида № 9,, Красная Шапочка” г. Брянска. В заключении психолого-медико-педагогической комиссии у детей логопедический диагноз общее недоразвитие речи (III уровень).

Нами изучено состояние рассказывания у детей по методике Ушаковой О. С., которая включает в себя следующие направления обследования: анализ текста с позиций связности; придумывание рассказа ребенком; придумывание рассказа по серии сюжетных картинок.

В ходе обследования детям предложены 6 заданий. Результаты обследования представлены в таблице.

Таблица 1

Результаты обследования рассказывания удетей 5–6- лет собщим недоразвитием речи (III уровень) (%)

Задания

Результаты изучения состояния рассказывания

Уровень развития рассказывания

Высокий

Средний

Низкий

Анализ литературного текста.

70

20

10

Анализ целостности структуры рассказа.

20

70

10

Построение повествовательного рассказа.

30

40

30

Построение рассказа по серии сюжетных картинок при заданном начале и конце.

30

60

10

Построение рассказа по серии сюжетных картинок, умение ребёнка завершать рассказ.

20

70

10

Построение рассказа по серии сюжетных картинок, умение ребёнка строить рассказ при произвольном предъявлении картинок.

20

60

20

Проанализировав в ходе эксперимента все полученные данные нами была составлена диаграмма уровня сформированности рассказывания детей с общим недоразвитием речи.

Рис. 1. Уровни сформированности рассказывания у детей 5–6- лет с общим недоразвитием речи (III уровень)

Преобладающее количество детей с общим недоразвитием речи имеют средний уровень сформированности рассказывания — 53 % (5 детей). Низкий уровень сформированности рассказывания показали 16 % детей (2 ребёнка). Высокий уровень сформированности был выявлен у 31 % детей (3 ребёнка).

В ходе выполнения качественного анализа данных можно отметить следующее:

1) Рассказы, составленные детьми небольшие по объему.

2) Дети не отмечают второстепенные признаки при составлении рассказа.

3) Отмечаются трудности в связи предложений между собой.

4) Высказывания детей наполнены паузами и повторами.

5) Дети испытывают трудности в программировании связного высказывания.

Полученные данные показали необходимость проведения логопедической работы. В процессе коррекционной работы были использованы различные наглядные опоры. Наиболее эффективным, на наш взгляд, оказалось использование анимированного коллажа, сделанного на основе схем Т. А. Ткаченко. Коллаж служит зрительным планом для составления связного и последовательного рассказа. Также можно отметить, что использование анимированного коллажа в коррекционной работе вызывает интерес у детей и способствует концентрации их внимания.

По результатам проведенной работы с детьми с общим недоразвитием речи по обучению рассказыванию посредством использования наглядных опор можно отметить, что рассказы детей стали достаточно информативными, связными и последовательными. Важно отметить существенное увеличение объема составляемых рассказов и усложнение структуры используемых фраз. Таким образом, полученные результаты свидетельствуют об эффективности проведенной коррекционно-логопедической работы.

Литература:

  1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. 3-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 400 с.
  2. Бородич А. М. Методика развития речи детей. М.: Проcвещение, 1981. 256 с. http://pedlib.ru/Books/5/0174/5_0174–59.shtml (15.01.2019.)
  3. Воробьева В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. Коррекционно-развивающая программа формирования навыков связной речи; Диагностика; Практические рекомендации: Учебное пособие для вузов. М.: изд. АСТ. 2009. 160с.
  4. Филичевой Т. Б. Логопедия: теория и практика. Москва: Эксмо, 2017.
Основные термины (генерируются автоматически): общее недоразвитие речи, ребенок, III, построение рассказа, рассказ, рассказывание детей, анимированный коллаж, картинка, придумывание рассказа, рассказывание.


Ключевые слова

дети с общим недоразвитием речи, рассказывание, наглядные опоры

Похожие статьи

Серии сюжетных картин как средство развития связной речи...

«Рассказ по плану» Рассказывание рассказа по плану педагога. Детям представлена серия картин в любой последовательности, педагог

Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи относится к одной из. Связная речь представляет собой наиболее...

Развитие связной речи дошкольников через обучение...

Дети испытывают значительные затруднения при составлении рассказа по серии сюжетных картин.

Занятиям с детьми по сюжетным картинкам принадлежит в методике развития речи детей первенствующее

Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с общим недоразвитием речи.

Обучение составлению описательных рассказов дошкольников...

Особенности развития детей с общим недоразвитием речи (ОНР) ограничивают представление ребенка об окружающем мире, не способствуют развитию потребности в речевом общении, обуславливают замедленное и качественное своеобразие процесса речевого развития.

Использование метода наглядного моделирования в работе...

Творческие рассказы многообразны по степени сложности и самостоятельности. Это может быть придумывание конца рассказа или сказки, составление рассказа по аналогии

В работе с детьми с общим недоразвитием речи применяются элементы творческого рассказывания.

Формирование связной речи у детей с ОНР | Статья в журнале...

Общее недоразвитие (ОНР) — различные сложные речевые расстройства

У большинства детей с ОНР дошкольного и младшего школьного возрастов низкий уровень развития связной речи.

Овладение воспитателем методикой обучения рассказыванию — одно из важнейших...

Использование современных педагогических технологий как...

Прежде чем учить детей с ОНР (III уровня) составлять рассказы, мы формировали у них практическое представление о связном сообщении как едином речевом целом. Это необходимо для создания в памяти детей правильных образцов связных монологических высказываний...

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста...

Дети с общим недоразвитием речи — это особая категория детей, у которых сохранён слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление психики. Проанализировав исходную ситуацию и проведя обследование связной...

Консультация для педагогов «Развитие связной монологической...»

Под развитием связной монологической речи понимают обучение рассказыванию. Эта работа проводится по двум направлениям: обучение

Прежде чем обучать детей связной речи, необходимо, чтобы в активной речи самого педагога присутствовали разнообразные слова...

Методика формирования связной монологической речи...

Для рассказывания используются такие приемы, как: совместное рассказывание; образец рассказа; частичный образец; анализ образца рассказа

Развитие связной монологической речи является одной из задач речевого воспитания ребёнка с общим недоразвитием речи.

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста

Транспорт. Учить дошкольников составлять описательный рассказа по картинке. Март. Знакомство детей с русской народной сказкой

Рассказывание — действенное средство развития речи... Использую на занятиях по развитию речи мнемотаблицы, дети учатся...

Похожие статьи

Серии сюжетных картин как средство развития связной речи...

«Рассказ по плану» Рассказывание рассказа по плану педагога. Детям представлена серия картин в любой последовательности, педагог

Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи относится к одной из. Связная речь представляет собой наиболее...

Развитие связной речи дошкольников через обучение...

Дети испытывают значительные затруднения при составлении рассказа по серии сюжетных картин.

Занятиям с детьми по сюжетным картинкам принадлежит в методике развития речи детей первенствующее

Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с общим недоразвитием речи.

Обучение составлению описательных рассказов дошкольников...

Особенности развития детей с общим недоразвитием речи (ОНР) ограничивают представление ребенка об окружающем мире, не способствуют развитию потребности в речевом общении, обуславливают замедленное и качественное своеобразие процесса речевого развития.

Использование метода наглядного моделирования в работе...

Творческие рассказы многообразны по степени сложности и самостоятельности. Это может быть придумывание конца рассказа или сказки, составление рассказа по аналогии

В работе с детьми с общим недоразвитием речи применяются элементы творческого рассказывания.

Формирование связной речи у детей с ОНР | Статья в журнале...

Общее недоразвитие (ОНР) — различные сложные речевые расстройства

У большинства детей с ОНР дошкольного и младшего школьного возрастов низкий уровень развития связной речи.

Овладение воспитателем методикой обучения рассказыванию — одно из важнейших...

Использование современных педагогических технологий как...

Прежде чем учить детей с ОНР (III уровня) составлять рассказы, мы формировали у них практическое представление о связном сообщении как едином речевом целом. Это необходимо для создания в памяти детей правильных образцов связных монологических высказываний...

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста...

Дети с общим недоразвитием речи — это особая категория детей, у которых сохранён слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление психики. Проанализировав исходную ситуацию и проведя обследование связной...

Консультация для педагогов «Развитие связной монологической...»

Под развитием связной монологической речи понимают обучение рассказыванию. Эта работа проводится по двум направлениям: обучение

Прежде чем обучать детей связной речи, необходимо, чтобы в активной речи самого педагога присутствовали разнообразные слова...

Методика формирования связной монологической речи...

Для рассказывания используются такие приемы, как: совместное рассказывание; образец рассказа; частичный образец; анализ образца рассказа

Развитие связной монологической речи является одной из задач речевого воспитания ребёнка с общим недоразвитием речи.

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста

Транспорт. Учить дошкольников составлять описательный рассказа по картинке. Март. Знакомство детей с русской народной сказкой

Рассказывание — действенное средство развития речи... Использую на занятиях по развитию речи мнемотаблицы, дети учатся...

Задать вопрос