Развитие двигательной активности детей дошкольного возраста со сложной структурой дефекта развития по авторской адаптированной игровой программе «Вместе весело шагать» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №13 (251) март 2019 г.

Дата публикации: 01.04.2019

Статья просмотрена: 256 раз

Библиографическое описание:

Колобова, А. В. Развитие двигательной активности детей дошкольного возраста со сложной структурой дефекта развития по авторской адаптированной игровой программе «Вместе весело шагать» / А. В. Колобова, Т. Н. Курмаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 13 (251). — С. 273-275. — URL: https://moluch.ru/archive/251/57712/ (дата обращения: 17.12.2024).



В статье освещаются вопросы создания условий для развития двигательной активности ребенка со сложной структурой дефекта развития в процессе подвижных игр, игровых двигательных заданий, элементов спортивных игр, движений под музыку как средства социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Создание условий для социализации детей с ограниченными возможностями здоровья продиктовано современными требованиями к организации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении и в группе компенсирующей направленности, в частности.

Для детей — инвалидов со сложной структурой дефекта развития, необходимо создание специальных психолого-педагогических, материально-технических, средовых условий, так как, данная особенность развития ребенка представляет собой не сумму первичных и вторичных дефектов, но качественное своеобразие аномального развития сенсорных, моторных, интеллектуальных функций и определяет трудности в обучении и воспитании [1].

Практика показала, родители (законные представители) детей с интеллектуальными нарушениями чаще уделяют внимание познавательному и речевому обучению своих малышей в ущерб их физическому развитию. В результате снижение двигательной активности приводит к нарушению становления у ребенка чувства проприоцепции. Данную нестабильность можно минимизировать при использовании специально подобранных физических упражнений, которые, с одной стороны, способствуют развитию психических функций ребенка, а с другой — обеспечивают устойчивость его умственной работоспособности. Исходя из этого, нами поставлена задача вовлечь семьи в занятия по развитию двигательной активности детей, помочь им увидеть положительную динамику ребенка в процессе освоения движений.

Надо отметить, что развитие двигательной активности детей со сложной структурой дефекта мы понимаем, как условие содействия максимально возможному введению ребенка — инвалида в социум, формированию у него способности жить самостоятельно, осознания себя равноправным членом общества [2].

При решении проблемы мы обратили внимание на методические материалы Программы «Молодой атлет» Специальной Олимпиады России, адаптировав их для детей со сложной структурой дефекта и трансформировав в авторскую адаптированную игровую программу «Вместе весело шагать» (далее — Программа).

Цель Программы: вовлечение детей со сложной структурой дефекта в занятия по развитию двигательной активности для их успешной социальной адаптации и интеграции в обществе.

Для достижения данной цели мы поставили следующие задачи:

1) содействовать поддержанию и укреплению здоровья детей;

2) создать условия для развития проприоцептивной чувствительности, координации, тонкой моторики руки, ориентировки в пространстве;

3) способствовать формированию в процессе двигательной деятельности различных видов мышления;

4) помочь развитию у ребенка морально — волевых качеств, умения действовать целенаправленно, преодолевать посильные трудности.

Создавая условия организации образовательной деятельности в рамках Программы,мы разработали содержание занятий, при проведении которых задействуем взрослых, оказывающих поддержку детям. Занятия проводятся энергично, с большим энтузиазмом, в индивидуальном для каждого ребенка темпе, при позитивном общении взрослых и детей. Для достижения эффективности родители получают видео с фрагментами занятий, содержание игр и заданий и занимаются с ребенком дома.

Для занятий мы используем оборудование, которое имеется в группе, спортивном зале: различные по величине, цвету и материалу мячи, конусы, гимнастические палки и скамейки, дуги, мишени, кегли, коврики из полипропилена, клюшки, ракетки для тенниса, мягкие модули, детские спортивные тренажеры.

Кроме того, совместно с родителями изготовлены пособия: напольные метки из фетра и линолеума в форме геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат), платки из шифона разной величины для подбрасывания, атласные ленты, сенсорная дорожка «Река» для хождения босиком или в тонких носках.

Особенностью детей со сложной структурой дефекта развития является отсутствие вербальных средств общения, непонимание ими речевых инструкций. Учитывая это, мы опирались на технологию визуализации учебной информации и разработали карточки– зрительные схемы с изображениями игровых заданий. Данное пособие помогает ребенку увидеть необходимые действия и конечный результат, тем самым стимулирует его на мыслительную, самостоятельную двигательную деятельность.

Рис. 1. Карточки — зрительные схемы

В общей сложности для проведения занятий разработаны 24 плана– конспекта в логичной последовательности, с включением нового материала и постоянным повторением уже знакомого.

Все занятия имеют одинаковую пяти частную структуру:

1) Приветствие;

2) Песенка-разминка как объединяющее упражнение;

3) Игровые задания на развитие основных двигательных навыков;

4) Игры-упражнения с использованием тренажеров;

5) Заключительная песенка с движением для позитивного эмоционального настроения ребенка и сплочения детского коллектива.

Первая и последняя части занятий практически неизменны, третья часть определяет тематику всей образовательной деятельности и состоит из подвижных игр, игровых двигательных заданий, элементов спортивных игр, движений под музыку. Физические упражнения подбираются с учётом индивидуальных двигательных, ментальных возможностей каждого ребенка, согласуются с врачом и инструктором по адаптивной физкультуре [3].

Занятия объединены в восемь тематических блоков по три в каждом:

1 блок. В нем игры и задания, направлены на развитие у детей физических качеств, здорового восприятия собственного тела и навыков визуального слежения. Так же дети знакомятся и могут научиться обращаться с оборудованием.

Занятия 2 блока помогают детям развивать умение ходить и бегать.

В 3 блок включены игры и задания на развитие контроля над телом, равновесия, зрительно-моторной координации, прыжков.

Игры и физические упражнения 4 и 5 блока, направленны на развитие у детей навыков захвата, ловли, метания, становлению ведущей руки, согласованности действий обеих рук.

В 6 и 7 блоках дети приобретают навыки ударов по мячу ногой.

Участвуя в образовательной деятельности 8 блока, дети могут применить навыки, полученные на предыдущих занятиях, для участия в подвижных играх с элементами футбола, тенниса, баскетбола, хоккея.

Все игры и двигательные режимы способствуют развитию у детей адаптивных способностей следования инструкциям, имитации движений.

Реализуя авторскую адаптированную игровую программу «Вместе весело шагать», мы заметили, что воспитанники приобрели двигательные навыки в метании, прыжках, ловли мяча, они стали слышать и выполнять инструкции как вербальные, так и с помощью карточек — схем, проецировать подвижные игры в самостоятельную деятельность. Это позволило нам сделать вывод: у детей вырос интерес к физическим упражнениям и играм, они стали активнее, более открытыми к общению и взаимодействию, что и являлось нашей целью. Таким образом, развитие двигательной активности детей со сложной структурой дефекта по авторской адаптированной игровой программе «Вместе весело шагать» стало для них ступенью к выходу в широкий мир социума.

Литература:

1. Калинникова, Л. В. К вопросу об индикаторах качества жизни детей с множественными нарушениями развития — междисциплинарный подход / Л. В. Калинникова, М. Магнуссон // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. — 2010. — № 2. — С. 148–153

2. Программа «Молодой атлет» // Специальная Олимпиада России. URL: http://www.specialolympics.ru/o-nas/programmy.html (дата обращения: 02.10.2018)

3. Тарасова, Т. А. Занятия физическими упражнениями для детей с особыми образовательными потребностями / Т. А. Тарасова. — Челябинск: ГОУ ДПО ЧИППКРО, 2010. — 167 с.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, игра, развитие, сложная структура дефекта, авторская адаптированная игровая программа, двигательная активность детей, занятие, образовательная деятельность, сложная структура дефекта развития, двигательная активность.


Похожие статьи

Организация коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с ОНР I и II уровня речевого развития

Овладение речевыми навыками и организация речевого воспитания является актуальной проблемой в свете реализации задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В связи с этим, одинаковое внимание должно уделятьс...

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Маша-растеряша»

Проблема развития речи дошкольников с из года в год становится все более актуальной. Увеличивается количество детей с задержкой речевого развития. Важно, чтобы речевое развитие детей происходило своевременно, в соответствии с теми нормами, которые пр...

Система работы школы по созданию инклюзивной среды для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья

Статья посвящена разработке системы работы школы по созданию инклюзивной среды, рассмотрены компоненты системы и её характеристика. Актуальность темы продиктована необходимостью социума, педагогического сообщества в создании реализации специальных ус...

Дистанционное взаимодействие субъектов психолого-педагогического сопровождения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве

В современных условиях функционирования и развития системы образования остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Это предусматривает совершенствование всех звеньев системы образования, в том числе и обр...

Проект организации развивающей предметно-пространственной среды по речевому развитию детей старшей группы ДОО на тему «Игрушки» с учетом пространства детской реализации

Авторы методической разработки «Проект организации развивающей предметно-пространственной среды по речевому развитию детей старшей группы ДОО на тему «Игрушки» с учетом пространства детской реализации» описывают технологию разработки и проведения про...

Использование интерактивной папки для развития высших психических функций и речи у детей с расстройствами аутистического спектра в рамках работы консультационного центра ДОО

Техника «Интерактивная папка» выделена из метода проекта и разработана авторами для детей, имеющих нарушения в развитии или с расстройствами аутистического спектра, с целью оказания методической, психолого-педагогической и консультативной помощи роди...

Развитие коммуникативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием элементов театрализованной деятельности в процессе логопедического сопровождения

В статье рассматриваются вопросы развития коммуникативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством использования элементов театрализованной деятельности в процессе логопедического сопровождения. Для ис...

Использование элементов лечебной гимнастики в комплексе физкультуры для детей дошкольного возраста

Целью анализа литературных данных явилось выделение и систематизация особенностей лечебной гимнастики в комплексе физкультуры у детей дошкольного возраста. Специфика лечебной физкультуры у детей дошкольного возраста состоит в сочетании общеоздоровит...

Применение игровых технологий в младшем школьном возрасте и их влияние на процесс занятий хоккеем

Использование игр в психолого-педагогическом контексте имеет большое значение для детей. Игровые технологии являются мощным стимулом повышения заинтересованности и стимуляции желания учащихся младших классов в занятиях хоккеем. От педагога зависит во...

Детский сад как условие социально-образовательной интеграции детей с ОВЗ в жизнь и общество

Статья знакомит с современным состоянием инклюзивного образования и процессом обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ. Сообщается, что работа детского сада «Чайка» в сфере инклюзивного образования направлена на обеспе...

Похожие статьи

Организация коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с ОНР I и II уровня речевого развития

Овладение речевыми навыками и организация речевого воспитания является актуальной проблемой в свете реализации задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В связи с этим, одинаковое внимание должно уделятьс...

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Маша-растеряша»

Проблема развития речи дошкольников с из года в год становится все более актуальной. Увеличивается количество детей с задержкой речевого развития. Важно, чтобы речевое развитие детей происходило своевременно, в соответствии с теми нормами, которые пр...

Система работы школы по созданию инклюзивной среды для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья

Статья посвящена разработке системы работы школы по созданию инклюзивной среды, рассмотрены компоненты системы и её характеристика. Актуальность темы продиктована необходимостью социума, педагогического сообщества в создании реализации специальных ус...

Дистанционное взаимодействие субъектов психолого-педагогического сопровождения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве

В современных условиях функционирования и развития системы образования остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Это предусматривает совершенствование всех звеньев системы образования, в том числе и обр...

Проект организации развивающей предметно-пространственной среды по речевому развитию детей старшей группы ДОО на тему «Игрушки» с учетом пространства детской реализации

Авторы методической разработки «Проект организации развивающей предметно-пространственной среды по речевому развитию детей старшей группы ДОО на тему «Игрушки» с учетом пространства детской реализации» описывают технологию разработки и проведения про...

Использование интерактивной папки для развития высших психических функций и речи у детей с расстройствами аутистического спектра в рамках работы консультационного центра ДОО

Техника «Интерактивная папка» выделена из метода проекта и разработана авторами для детей, имеющих нарушения в развитии или с расстройствами аутистического спектра, с целью оказания методической, психолого-педагогической и консультативной помощи роди...

Развитие коммуникативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием элементов театрализованной деятельности в процессе логопедического сопровождения

В статье рассматриваются вопросы развития коммуникативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством использования элементов театрализованной деятельности в процессе логопедического сопровождения. Для ис...

Использование элементов лечебной гимнастики в комплексе физкультуры для детей дошкольного возраста

Целью анализа литературных данных явилось выделение и систематизация особенностей лечебной гимнастики в комплексе физкультуры у детей дошкольного возраста. Специфика лечебной физкультуры у детей дошкольного возраста состоит в сочетании общеоздоровит...

Применение игровых технологий в младшем школьном возрасте и их влияние на процесс занятий хоккеем

Использование игр в психолого-педагогическом контексте имеет большое значение для детей. Игровые технологии являются мощным стимулом повышения заинтересованности и стимуляции желания учащихся младших классов в занятиях хоккеем. От педагога зависит во...

Детский сад как условие социально-образовательной интеграции детей с ОВЗ в жизнь и общество

Статья знакомит с современным состоянием инклюзивного образования и процессом обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ. Сообщается, что работа детского сада «Чайка» в сфере инклюзивного образования направлена на обеспе...

Задать вопрос