Цель:
- Повысить уровень знаний и обогатить опыт родителей и ребенка о игре «Русские шашки».
- Формировать у ребенка мотивацию проводить досуг за полезной игрой «Русские шашки»
- Раскрытие умственного, нравственного, эстетического, волевого потенциала личности воспитанников.
Задачи:
Для ребенка:
- Обучение основам шашечной игры;
- Обучение простым комбинациям, теории и практике шашечной игры.
- Воспитание отношения к шашкам как к серьезным, полезным и нужным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность;
- Воспитание настойчивости, целеустремленности, находчивости, внимательности, уверенности, воли, трудолюбия, коллективизма;
- Выработка у детей умения применять полученные знания на практике.
- Развитие умственных способностей детей: логического мышления, умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образное и аналитическое мышление.
Для педагога:
- Установить партнерские отношения с семьей воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания ребенка в вопросах ЗОЖ
- Создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки.
- Активизировать и обогатить воспитательные умения родителей.
Для родителей:
- Дать представление родителям о значимости игры «Русские шашки».
- Способствовать созданию активной позиции родителей в совместной деятельности с детьми.
- Заинтересовать родителей и привлечь их к проведению совместного досуга с ребенком за настольной игрой «Русские шашки».
Характеристика проекта:
По доминирующей в проекте деятельности: информационно-практико-ориентированный, физкультурный.
По содержанию: познавательно-обучающий — тренирующий
По числу участников проекта: групповой
По времени проведения: средней продолжительности (с 01.11.2017 по 30 04. 2018–6 месяцев)
По характеру контактов: ребенок и семья, в рамках ДОУ.
По характеру участия ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата.
Участники проекта: дети старшей группы № 6, родители, инструктор по физической культуре Кукина Анна Сергеевна, воспитатель группы Петрушкина Наталья Александровна.
Для обеспечения эффективности и целостности организации проекта были выдвинуты ряд важнейших принципиальных требований.
Основные педагогические принципы:
- Принцип культуросообразности — формирование здорового образа жизни должно основываться на ценностях и традициях национальной культуры, строиться в соответствии с ценностями и нормами, присущими в данных семьях.
- Принцип гуманистической ориентации — ребенок главная ценность, осознание ребенком социальной защищенности, уважительное отношение к нему.
- Принцип опоры на эмоционально чувственную сферу ребенка — требует создания условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций, которые усиливают внимание ребенка на действиях и поступках.
- Принцип дифференциации — создание благоприятной среды для развития интереса к игре «Русские шашки».
Методы:
- Наглядная пропаганда — сочетание различных видов наглядности (картинки, видеофильмы и т. д.).
- Консультирование родителей специалистами ДОУ (воспитатель, инструктор по физической культуре).
- Организация занятий по игре «Русские шашки».
Предполагаемый результат проекта:
Для ребенка:
1) у ребенка сформированы основы шашечной игры
Для родителей:
- Изменился взгляд родителей на обучение детей шашечной игре в дошкольном возрасте. Возрос интерес и желание родителей к совместной игре со своими детьми.
Для педагога:
1) Установлены партнерские отношения с семьями воспитанников
2) Создана атмосфера взаимопонимания, направленная на развитие и укрепление здоровья ребенка.
Проблема проекта
Поверхностный интерес родителей и детей к настольной игре «Русские шашки»
Обоснование проблемы:
– неосведомленность родителей о важности совместной игры с детьми
– Недостаточность знаний родителей и детей об истории игры «Русские шашки» и ее видах. Не заинтересованность родителей обучению шашечной игре в дошкольном возрасте.
– нежелание родителей организовывать совместную деятельность с детьми.
Актуальность
Шашки — это волшебная игра. Она одновременно и простая, и сложная. Она подразумевает под собой соревнования, борьбу, и это закаляет детскую психику и характер, а также положительно влияет на такие человеческие качества, как организованность, ответственность, способность доводить до конца начатое дело, не унывать и не падать духом в случае неудач, помогает поверить в себя. Именно поэтому мы выбрали данный проект.
Проект направлен на формирование общей культуры дошкольников и развитие интереса к игре в шашки как к интеллектуальному досугу, развитие интегративных качеств, обеспечивающих социальную успешность, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение здоровья детей дошкольного возраста в соответствии с федеральными государственными требованиями к выпускнику дошкольного образовательного отделения.
Игра в шашки в дошкольном отделении — это интеллектуальный досуг, который направлен на формирование предпосылок учебной деятельности и на развитие интегративных качеств детей, обеспечивающих им социальную успешность.
Планирование работы над проектом:
1-й этап: подготовительный — сбор информации, материала.
2-й этап: организационный — разработка плана проведения занятий по шашкам.
3-й этап: формирующий — проведение мероприятий согласно плану с ребенком и родителями.
4-й этап: итоговый (анализ полученных результатов, обобщение опыта).
БЕСЕДЫ:
– Общение: «Что такое шашки и откуда они появились»
– «Как играть в шашки»
Практические занятия
– Организованные занятия по шашкам
– Групповые досуговые игры
– Индивидуальные тренировочные занятия.
– Чтение художественной литературы: («Сказка про Шашечное королевство», стихотворения про шашки)
В работе с родителями:
– Индивидуальные беседы о физических умениях воспитанников
– Наглядность в виде информационных файлов «Как научить ребенка играть в шашки»;
– Проведение конкурса «Лучший шашечный набор» (дети совместно с родителями сделали шашечные наборы своими руками»). Выставка работ.
Работа по совместной деятельности родителей и детей:
– Семейный шашечный турнир
Итоги проекта:
Этот проект позволил:
- Сравнить эффективность различных форм работы с ребенком.
- Оценить качество педагогической работы по формированию основ игры «Русские шашки» у дошкольников.
- Сделать качественный анализ текущих, конечных результатов реализации проекта.
Литература:
- Герцензон Б., Напреенков А. Шашки — это интересно. Спб.1992 г.
- Городецкий В. Б. Книга о шашках. — М.: Физкультура и спорт 1990г.
- Погрибной В. К. Шашки сборник комбинаций — Ростов: Феникс 2007 г.
- Погрибной В. К., Юзюк В. Я. Шашки для детей изд. 2-е. Ростов Феникс 2010г.
- Костров В. В., Рожков П. П. Все о шашках Архангельск 2012 г.
- Погрибной В. К. Шашки для детей изд. 4-е. Ростов: Феникс 2013.