Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Клуб «Карусель семейных игр»

Взаимодействие с родителями
Препринт статьи
16.12.2025
3
Поделиться
Аннотация
В данной статье раскрывается одна из форм взаимодействия детского сада и семьи: семейный клуб настольных игр.
Библиографическое описание
Конишова, О. Н. Клуб «Карусель семейных игр» / О. Н. Конишова, Н. С. Лапата, Н. Б. Небаронова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2026. — № 1 (93). — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/311/10653.


Введение.

С введением федерального государственного стандарта дошкольного образования было предусмотрено формирование в детских садах образовательной среды, направленной на всестороннее познавательное развитие ребенка, самостоятельность, стимулирующую творчество, детскую инициативу и свободу выбора, двигательную и познавательную активность детей, сотрудничество взрослого и ребёнка. В ФГОС ДО повышается статус игры как основного вида деятельности детей дошкольного возраста, так как именно игра является специфической формой жизнедеятельности дошкольников. Игра — это самый доступный для детей вид деятельности, это своего рода способ знакомства с окружающим миром, принятыми в нем нормами и правилами поведения. В игре ярко проявляются мышление и воображение ребенка, его эмоциональность, активность, развивающая потребность в общении. Но в наше время цифровых технологий очень часто дети погружены в эту цифровую среду. Чем заняться детям в свободное время, кроме компьютера и гаджета? Куда можно пойти вместе с папой и мамой, где папа и сын, мама и дочь будут не на противоположных сторонах, а в одной команде. Ничто так не объединяет, как совместная игра, игровой поток “забирает и уносит” всех. Это может случиться за игровым столом в семейном клубе в нашем детском саду “Карусель семейных игр”. Здесь организовано игровое пространство с удобной мебелью и настольными играми. Это место для совместного культурного общения, семейного отдыха, где каждый член семьи пробует себя в игре, способствующей личностном росту и самореализации. Это практическое воплощение способов повышения педагогической компетентности родителей в ходе организации игровой деятельности.

Во-первых, информационный. Родители должны обладать знаниями о возрастных особенностях детей, о видах игр, их воспитательных и развивающих возможностях, о способах организации игры в условиях семьи и о принципах игрового взаимодействия.

Во-вторых, мотивационный. Необходимо сформировать осознанное отношение к воспитанию и развитию ребёнка в игре, вызвать желание грамотно осуществлять этот процесс, в том числе с помощью организации дидактической игры. Также повышается интерес к общению с ребёнком в процессе игрового взаимодействия.

В-третьих, деятельностный. Родители приобретают опыт игрового взаимодействия, развивают умение вовлекать ребёнка в игру, учатся руководить ею и анализировать свою деятельность для достижения лучших результатов в игровом взаимодействии с детьми.

Цель — создание условий для интеллектуального, развивающего семейного досуга.

Задачи:

  1. Повысить педагогическую компетенцию родителей по организации игровой деятельности дошкольника в домашних условиях.
  2. Обучить настольным играм участников членов Клуба.
  3. Организовать семейный досуг, вовлечение детей и родителей в совместную игровую деятельность.
  4. Стимулировать интерес родителей к совместной игровой деятельности с собственным ребёнком.

При создании игрового пространства в детском саду для семейных встреч было реализовано несколько этапов работы.

Первый этап — подготовительный

— анализ условий и оснащение клуба оборудованием в ДОУ

— проведение опроса родителей

— подбор развивающих игр разной направленности по возрастам. Настольные игры: Иманджинариум, Словодел, Пятнашки, Ктояжка, Крокодил, Элиаз, Четыре в ряд, IQ фокус, Дубль, Хамелеон, Монополия, Мемо, шашки, домино, бродилки, разного рода головоломки.

Второй этап — основной.

Опрос показал, что создание игрового пространства в нашем детском саду необходимо для родителей, так как многие из них не приобретают или не знают, как правильно выбрать игру для своего ребенка. Наш клуб представляет для родителей возможность на практике изучить незнакомые игры, научиться играть со своим ребенком.

Для организации и проведения семейных встреч в клубе были разработаны методические конспекты и пособия-памятки для родителей.

Было создано информационное поле для семей воспитанников о семейных встречах через сайт детского сада, электронную почту, социальные сети.

На торжественном открытии семейного игрового клуба “Раз игра, два игра- рады видеть вас всегда” была представлена библиотека семейных игр нашего сада.

В течение года шла реализация запланированных мероприятий, в том числе:

Соревнования: Вечер семейных игр “Вместе весело играть”, “Мы — чемпионы настольных игр”

Создание библиотеки настольных игр, в том числе и домашних вариантов. Организация работы библиотеки игр:

В каждой группе была создана Библиотека развивающих, настольных игр, фонд которой пополнялся за счет домашних игр воспитанников. Ребенок, принесший в библиотеку игру, представляет её детям. Любой ребенок из группы может взять понравившуюся игру домой на конкретно установленный срок. Дома ребенок с родителями знакомится с вариантами игры. Поскольку игра требует участия взрослого, это вовлекает родителей. В результате через определенное время каждая группа представляет наиболее понравившуюся игру из своей библиотеки игр для всего детского сада на очередном семейном вечере настольных игр.

Турнир “Интеллектуалка”

Информационный час “Играя, объединяемся”

Итоговое мероприятие «Игровой квиз»

Третий этап — заключительный

Видеоролик о прошедших встречах по итогам года «Вперед в будущее»

Марафон семейных игр среди семей воспитанников детского сада «Игра и семья».

Заключительный опрос по итогам встреч семейного игрового клуба.

Заключение.

Результатом встреч стала разработка концепции игрового пространства в детском образовательном учреждении, которая позволит обмениваться семейным опытом в игровой среде в дальнейшем, усилить роль семьи в развитии ребенка через участие в игровых марафонах, установить прочные партнерские связи между детским образовательным учреждением и родителями в процессе совместного игрового досуга. Анализ опроса показал, что встречи имели практическое значение для родителей. Многие из них получили возможность поиграть вместе со своими детьми в разные игры, которые были им незнакомы до этих встреч.

Клуб создает пространство для реального взаимодействия, диалога и совместных эмоций. Широкая библиотека игр позволяет подбирать игры под интересы и возраст каждого ребенка, что ценится современными родителями, ориентированными на осознанное родительство.

Наш клуб интересен для тех, кто ценит время, проведенное вместе, и хочет попробовать что-то новенькое. Мы за совместный, полезный и умный семейный досуг. Отрываемся от гаджетов и играем вместе в увлекательные настольные игры!

Литература:

  1. Абраменкова В. В. Игра формирует душу ребенка // Мир психологии. — 1999. — № 4. — С.21–25.
  2. Алямовская В. Г. Как воспитать здорового ребёнка. — М.: изд. ЛИНКА ПРЕСС, 1993. — 110 с.
  3. Баркан А. И. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребенка. — М.: АСТ-ПРЕСС, 2007. — 417 с.
  4. Васильева М. А. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях. — М., 2006. — 104 с.
  5. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии.– СПб.: СОЮЗ, 2007.– 224 с.
  6. Дошкольное учреждение и семья– единое пространство детского развития. / Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева и др. — М.: Линка-Пресс, 2001. — С.11–13.
  7. Гришина Г. Н. Любимые детские игры. — М., 1997. — 205 с.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Вопросы дошкольной педагогики №1 (93) январь 2026 г.
📄 Препринт
Файл будет доступен после публикации номера

Молодой учёный