Организация проектной деятельности на уроке — новый тренд образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №12 (250) март 2019 г.

Дата публикации: 25.03.2019

Статья просмотрена: 329 раз

Библиографическое описание:

Иргалиев, С. С. Организация проектной деятельности на уроке — новый тренд образования / С. С. Иргалиев, О. В. Опря. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 12 (250). — С. 259-263. — URL: https://moluch.ru/archive/250/57487/ (дата обращения: 15.11.2024).



Ключевые слова: учащийся, PISA, проектная деятельность, несплошной текст, инфографика, ключевая информация.

Проектная деятельность на уроке — новый тренд образования в Казахстане. Он появился в результате обновления содержания образования.

В современной педагогике метод проектов актуален в силу необходимости приобретения учащимися функциональных знаний и умений — таких, которые можно было бы использовать в жизни. А. И. Савенков [3], современный российский ученый, продвигающий идею проектно-исследовательской деятельности, считает, что исследовательский метод обучения нужно рассматривать как один из основных путей познания, он наиболее полно соответствует природе ребенка и задачам обучения. В связи с предстоящим международным экзаменом PISA, в ходе которого проверяются функциональные навыки, творческая группа в составе учителя русского языка и учителя истории поставила целью соединить работу по развитию функциональных навыков и проектную деятельность.

Экзамен PISA предусматривает проверку функциональных навыков чтения и письма. Прежняя система работы по развитию навыков чтения создавалась применительно к сплошным текстам [1]. Однако современный человек все чаще сталкивается в жизненных ситуациях с несплошными текстами: схемами, таблицами, сайтами, рекламными постерами, меню кафе и ресторанов, расписанием движения транспорта, обложками журналов, инфографикой и пр. Над методикой работы с готовыми несплошными текстами начали работать эстонские педагоги И.Логвина, Л.Рождественская [2], и, хотя методика только формируется, они уже имеют практический опыт работы и делятся им. Наша творческая группа решила быть пионерами в методике организации самостоятельной работы учащихся по созданию несплошных текстов в виде мини-проекта, рассчитанного на время урока.

Основная часть

В качестве объекта исследования были выбраны ученики 8го класса (возраст сдачи экзамена PISA), количество респондентов-22 человека, анонимность была гарантирована. Перед проведением исследования действий учащимся были заданы вопросы и получены следующие ответы:

1) Как вы относитесь к проектно-исследовательской работе? На данный вопрос учащиеся ответили так: «Я считаю, что проектно-исследовательская работа интересная и полезная, т. к. во время исследования человек узнает много новой информации, и, возможно, это поможет выбрать профессию будущего»; «Я считаю, что такие работы довольно сильно влияют на знания человека. Я думаю, что проекты — отличная возможность расширить свой кругозор»; «Положительно, т. к. это возможность проявить себя»; «Я считаю, что заниматься проектами — правильно»; «По-моему, это очень интересно и познавательно»; «Я считаю, что они подталкивают на интересные темы и исследования». 100 % респондентов отметили важность и положительную роль проектов в процессе обучения.

2) Можете ли вы привести примеры научных открытий, которые были сделаны благодаря проектно-исследовательской работе? Учащимися были даны такие ответы: «В авиации в целом», «Исследование Марса, марсоходы NASA»; «В области медицины, биологии»; «Авиамоделирование, моделирование ракет, работы по психологии»; «Синтез химических элементов, сохранение продуктов питания без потери витаминов и микроэлементов»; «Одна девушка в Казахстане создала новый способ создания автомобильных шин, многие мировые компании заинтересовались ее изобретением. Это значит, что проектная работа повлияла почти на весь мир, многие узнали свойства данного материала».

3) Какие возможности позволяет раскрыть проектно-исследовательская деятельность у школьника? От учеников были получены такие ответы: «Работа ученика будет отмечена на конкурсе, и, возможно, в следующий раз другому ученику захочется участвовать в конкурсе», «Если работа хороша, это позволит одержать победу, создать что-то инновационное», «Поездка в новую страну, поступление в университет, заработок», «Возможность узнать новую информацию, которая может понадобиться в будущем, раскрыть невидимый потенциал», «Скрытые возможности ученика», «Креативность, творчество», «Поступить в университет», «В ученике может раскрыться талант», «Призовые места учитываются при поступлении на грант в университеты».

Таким образом, был услышан «голос ученика» и сделаны выводы об актуальной потребности проектно-исследовательской деятельности.

На следующем этапе были проанализированы возможности инфографики для создания несплошных текстов на уроке. «Инфографика (сокращенно от графической информации) — это тип изображения, который сочетает данные с дизайном, помогая отдельным лицам или организациям кратко и быстро доносить основную информацию до своей аудитории» (Mark Smiciklas, 2012). Мы так же считаем, что ключевая информация в инфографике дает представление обо всем объёмном содержании, развивает умение понимать знаки, символы, предоставляя возможность замены несплошного текста сплошным текстом, удобно излагать содержание несплошного текста. Это одна из форм графического и коммуникационного дизайна. Вначале учащиеся работали с готовой инфографикой: определяли вид, извлекали информацию, переводили в другие текстовые формы. Этот этап проанализирован, определены положительные и отрицательные моменты.

Основным этапом стало самостоятельное создание учащимися инфографики. На материале NIS Programme были сформулированы разные лексические темы. Для оказания скаффолдинга совместно с учащимися были разработаны критерии и дескрипторы:

Критерий

Создание инфографики по определенной теме

Дескрипторы

  • Создание несплошного текста одного вида.
  • Включение содержательной информации для возможности последующего перевода в сплошной текст.
  • Креативное оформление.
  • Отсутствие языковых ошибок.

Учащиеся путём случайного выбора определили свои темы, поняли критерии и дескрипторы и приступили к работе. Работу выполняли индивидуально, хотя темы повторялись. Учителя также предложили наводящие вопросы для направления проектирования: 1. Что предполагаю увидеть в инфографике? 2. Насколько информация содержательна? 3. Какое собственное исследование я отражу в инфографике? 4. Возможно ли будет написать на основе моего текста сплошной текст (например, эссе, статью)?

Однако, несмотря на данные критерии, учащиеся по-разному поняли содержательную сторону проекта. У одних содержательная сторона была связана только со знаниями, у других — с применением, у третьих — с анализом и оценкой. На следующем этапе было решено откорректировать дескрипторы.

Критерий

Создание инфографики по определенной теме

Дескрипторы

  • Использование и анализ достоверных источников информации.

  • Включение проблемного материала (нерешенные вопросы современности).

  • Выбор 1 аспекта проблемы (анализ, синтез информации).

  • Соблюдение особенностей данного вида текста, не должно быть длинных текстов.

  • Умеренность в использовании цветовой гаммы; буквы, цифры и рисунки читабельные.

Учителя были даны конкретные задания, например: «В молодежной культуре много различных течений, о которых не знают взрослые люди. Разработай постер, в котором ранжируй течения по Шкале опасности для общества. Приведи конкретные примеры, в чем заключается данная опасность».

Трудности при создании несплошных текстов были связаны с включением слишком объёмного материала или, наоборот, слишком ограниченного материала, также с использованием разрозненного материала, с непониманием роли ключевой информации в инфографике. Учащиеся использовали примитивные ресурсы для оформления инфографики, некоторые не владели правилами работы с такими текстами.

Однако получились и удачные работы, которые приводим в пример.

C:\Users\Опря Оксана\Desktop\пиза\Инфографика(рус яз).png

Рис. 1. Инфографика «Космос»

C:\Users\Наташа\Downloads\молодежная субкультура.jpg

Рис. 2. Инфографика «Молодежные течения»

C:\Users\Опря Оксана\Desktop\image1 (1).png

Рис. 3. Инфографика «Хобби»

Анализ созданных учащимися инфографик показал, что скорость создания несплошных текстов разная, хотя в целом учащиеся успевали в отведенное им время и, самое главное, они работали без помощи учителя, уча друг друга (самостоятельно). Учащиеся могли сформулировать цель и задачи своего мини-проекта, они понимали структуру и назначение инфографики, могли доказать применение в жизни. Также мы задались вопросом: какие исследовательские и языковые компетенции развивает данная работа у школьников? Вначале были заданы вопросы учащимся. Ими были даны следующие ответы: «Самостоятельность, ответственность, навык поиска информации»; «Творчески подходить к исследованию»; «Выступать, излагать свои мысли, мы учимся тому, как делать исследование»; «Критическому мышлению», «Командной работе и коммуникабельности, узнаю новое о моей будущей деятельности»; «Творческому мышлению, раскрывает талант»; «Если проектная работа, то вы рассчитываете свое время, самодисциплинируетесь, потому что на вас большая ответственность»; «Учусь создавать более масштабные проекты», «Возможно, самостоятельности, ответственности, способности раскрывать свой потенциал и реализовывать свои идеи»; «Проектная работа улучшит навыки исследования и поиска нужной информации, вызывает интерес к изучаемой теме».

Рис. 4. Ответы учащихся

Нам было важно, чтобы проекты учащихся не остались просто нарисованными картинками, чтобы они использовались для решения учебных задач. С этой целью учащимся было предложено составить вопросы на основе содержания созданного ими несплошного текста, написать статью (как самый подходящий жанр) с использованием информации созданной инфографики. Анализируя выполненные задания, можем констатировать тот факт, что все учащиеся составили вопросы по инфографикам, скаффолдингом служила «ромашка Блума». Однако только 15 чел. из 22 смогли написать статью с использованием созданного проекта.

Также мы решили в будущем учесть интересы учеников, для чего задали вопрос: Какие нововведения предложили бы вы в проектной работе, какие темы исследования актуальны сейчас, на ваш взгляд? Ответы учащихся: «Думаю, в отчистке газов, выделяемых заводами»; «Физика, химия, проекты на стыке наук»; «Биоинженерия, экология»; «Продукты питания и экология»; «Лечение тяжелых заболеваний, ГМО, нанотехнологии»; «Биология, информатика, нанотехнологии, биоинженерия»; «Очистка воды»; «Освоение Марса»; «Глобальное потепление»; «Робототехника»; «Кино, музыка, искусство, бизнесэкономика»; «Космонавтика, индустрия развлечений».

Рис. 2. Ответы учащихся

Учащиеся проводили самооценивание и взаимооценивание проектов по критериям и дескрипторам, а также с использованием стратегии «две звезды и одно пожелание».

После проведенной работы участники творческой группы проанализировали возможности и риски данного вида работы. Возможности заключаются в развитии навыков функциональной грамотности у учащихся (инфографика — хороший вариант для короткой работы), исследовательских навыков работы с информацией, умения в краткой форме представить результаты исследования. Учащиеся проектировали собственный постер, афишку, памятку и др., развивая таким образом критическое и творческое мышления. Угрозы заключаются в том, что не всем учащимся известны современные онлайн сервисы для создания качественных инфографик, не всем хватает времени для создания инфографики на уроке, что связано с дифференциацией способностей учащихся.

В целом, учащиеся были заинтересованы процессом и результатом, смогли продемонстрировать самостоятельную работу, обучая друг друга и себя.

Вместе с тем возникли и новые идеи по улучшению этой работы в школьной практике:

− Стандартизация подходов к внешнему оформлению мини-проектов.

− Освоение современных электронных ресурсов для создания мини-проектов онлайн.

− Создание копилки заданий, созданных учащимися на основе собственных проектов.

Литература:

  1. Бунеева Е. В., Чиндилова О. В. Приемы продуктивного чтения несплошных текстов// [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://school2100.com/upload/iblock/f36/Jurnal_4_2014_p.55–59.pdf.- (Дата обращения 21.03.2019).
  2. Логвина, И. Формирование навыков функционального чтения. Книга для учителя / И. Логвина, Л. Рождественская. — Тарту, TARTU ULICOOL. NARVA KOLLEDZ, 2012. — 58 с.
  3. Савенков А. И. Савенков А. И. Психологические основы исследовательского обучения школьников [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.alsak.ru/item/56–4.html. — (Дата обращения: 22.06.2018).
  4. Mark Smiciklas. The Power of Infografics. Indianapolis, 2012.
Основные термины (генерируются автоматически): PISA, учащийся, несплошной текст, ключевая информация, проектная деятельность, проектно-исследовательская деятельность, проектно-исследовательская работа, создание, сплошной текст, творческая группа.


Похожие статьи

Работа с текстом на уроке немецкого языка: апробация успешной методики

Работа с текстом на уроке немецкого языка: поиск успешной методики

Формирование дизайнерского мышления у обучающихся в условиях дополнительного образования

Актуальность введения проектной деятельности в урок физической культуры

Создание комфортной образовательной среды на уроке английского языка с позиции требований ФГОС

Формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на дороге посредством интегрированного подхода

Развитие рефлексивной компетенции у будущих бакалавров психологии

Диагональная схема урока с применением компьютеров – развитие информационной компетенции

Семинар-практикум для родителей «Сформированная речь — важный показатель готовности ребёнка к обучению в школе»

Игра как способ развития познавательного интереса у учащихся к экологической безопасности в курсе изучения ОБЖ

Похожие статьи

Работа с текстом на уроке немецкого языка: апробация успешной методики

Работа с текстом на уроке немецкого языка: поиск успешной методики

Формирование дизайнерского мышления у обучающихся в условиях дополнительного образования

Актуальность введения проектной деятельности в урок физической культуры

Создание комфортной образовательной среды на уроке английского языка с позиции требований ФГОС

Формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на дороге посредством интегрированного подхода

Развитие рефлексивной компетенции у будущих бакалавров психологии

Диагональная схема урока с применением компьютеров – развитие информационной компетенции

Семинар-практикум для родителей «Сформированная речь — важный показатель готовности ребёнка к обучению в школе»

Игра как способ развития познавательного интереса у учащихся к экологической безопасности в курсе изучения ОБЖ

Задать вопрос