Обычно учитель на уроке родного или иностранного языка использует так называемые сплошные (традиционные) тексты разных типов и стилей речи. Но в жизни человеку часто приходится сталкиваться с так называемыми несплошными текстами. Из них нужно уметь извлекать нужную тебе информацию. Современный мир заполнен несплошными текстами: билборды, рекламные щиты, приглашения на презентации, билеты, квитанции — можно продолжать бесконечно. Возникает необходимость научить учащихся работать с подобными текстами, чтобы они могли свободно ориентироваться в современном языковом пространстве.
Работа с несплошными текстами помогает формировать коммуникативную личность, развивает у учащихся такие умения, которые в дальнейшем используются в жизни. Поэтому можно утверждать, что работа с несплошными текстами на уроках русского языка реализует коммуникативно-деятельностный подход: текст является коммуникативной единицей, способной организовать дальнейшую деятельность ребенка. Способности к ней формируются у школьников лишь тогда, когда они не пассивно усваивают новое знание, а включены в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Кроме того, дети не любят работать со сплошными текстами большого объёма, поэтому, если научить их эффективно извлекать информацию из несплошных текстов, это улучшит их навыки чтения и письма, а значит повысит качество письменных экзаменационных работ.
Я решила провести исследование, целью которого было выяснить, как работа с несплошными текстами на уроках русского языка влияет на развитие навыков письма и говорения у учащихся 10 G класса. Несмотря на то, что несплошные тексты на лингвистические темы есть в учебниках русского языка для общеобразовательных школ (это различные таблицы и схемы по орфографическим и пунктуационным правилам), я использовала тексты из других областей знаний в соответствие с требованиями интегрированной программы по русскому языку.
Для работы с учениками я использовала три разновидности таких текстов: тексты-схемы, таблицы и диаграммы. Задача учащихся — извлечь как можно больше фактической информации из данной таблицы (схемы, диаграммы) и переработать ее в сплошной текст.
Кратко представлю работу с каждым текстом и особенностями его интерпретации десятиклассниками.
Учащимся было предложено сопоставить две таблицы и ответить письменно на вопрос: «Есть ли зависимость между доступом к мировому океану и экономическим развитием страны?» Ученики при просмотре таблиц делают выводы о том, что среди стран с высоким показателем ВВП лишь одна не имеет выхода к морю, а среди стран с низким показателем ВВП таких стран 4. И, хотя отсутствие выхода к морю не является определяющим показателем для развитой экономики, но все же серьезно влияет на уровень доходов государства и населения. При проведении этой работы ученики легко сопоставили эти списки и нашли совпадения, но испытывали затруднения при формулировании выводов. Что говорит не только о неумении читать несплошные тексты, но и о недостаточном уровне экономических знаний у учащихся 10 G класса. Три ученика не уяснили, что требуется составить сплошной текст, и изложили материал в виде небольших отрывков, повторяющих по форме колонки таблицы. Шестеро учеников не владеют знаниями о тексте: не представляют наличия в нем композиции и смысловой целостности. Пять учащихся составили текст, но не смогли изложить информацию последовательно: допустили ошибки в логике построения текста. Пять учеников всё-таки справилось с задачей неплохо: вычленили необходимую информацию и представили ее в виде сплошного текста.
В схеме содержится информация о структуре ООН. Учащимся было предложено написать связный текст по теме: «Влияние ООН на современный мир».
В ходе работы с текстом, прежде всего, выяснилось, что большинство учащихся совсем не представляют структуру ООН и за что отвечают её структурные подразделения. Перед написанием текста была проведена словарная работа по выяснению лексического значения слов «право вето, санкции, директивный, совещательный, представительский орган»; сложносокращенных слов: ЮНЕСКО, ВОЗ, ФАО, МОТ, МАГАТЭ, ВТО. Ученики не смогли правильно использовать эти слова в тексте: не знали точного лексического значения и не могли точно употреблять в тексте. Тем не менее, после словарной работы учащиеся смогли использовать данные схемы в своих эссе. Девять учащихся использовали данные схемы в эссе о роли ООН в миротворческих операциях в мире и указали, что ведущую роль в поддержании международного мира и безопасности играет подразделение ООН — Совет Безопасности. Четверо учащихся не смогли вставить в текст эссе данные таблицы, так как начали перечислять все подразделения ООН, вместо того, чтобы выбрать только то, что им нужно для подтверждения мысли. Двое учащихся ошиблись в определении того подразделения ООН, которое отвечает за определенную работу, двое правильно определили подразделение ООН, но не смогли использовать информацию в эссе.
Диаграмма представляет собой результат социологического опроса, проведённого в России по вопросу: «Что в первую очередь нужно делать в стране для предотвращения межнациональных конфликтов?» Учащиеся должны были в группе приготовить краткую информацию о том, как на этот вопрос отвечали россияне и, опросив учащихся класса, сделать вывод, совпадают ли мнения учеников с респондентами в России? Ученикам понравился такой вид работы, поэтому работа с диаграммой почти не вызвала затруднений. При опросе одноклассников ученики использовали готовые варианты ответов, это упростило их работу, тем не менее, несколько ошибок было сделано. Трое учащихся не смогли сделать вывод по диаграмме и ограничились только перечислением ответов респондентов. Поэтому связный текст у них не получился. Четверо учеников не сопоставили в своей работе мнения одноклассников с данными в диаграмме, ограничились только передачей информации из диаграммы. Семеро учащихся предоставили связный текст с сопоставлением информации диаграммы и ответов учащихся, но в изложении материала допустили много грамматических ошибок, затрудняющих понимание текста. Двенадцать учеников справились с заданием успешно и предоставили связный текст, содержащий анализ ситуации, предложенной в диаграмме, и сопоставили с ответами учащихся класса, в тексте не было грамматических ошибок, затрудняющих понимание текста.
Следующим этапом работы по теме явилось создание на уроках русского языка несплошных текстов самими учащимися на материале разных лексических тем. Тема урока — «Бедность — глобальная проблема». На уроке использовала групповую форму работы. Групп было четыре, в трёх по четыре человека, в одной пять. Группы сформированы из учеников с различным типом мышления. Путем жеребьевки учащиеся выбирали форму, по которой им предстояло работать: таблицу, схему или диаграмму. Каждой группе была предоставлена возможность выбрать один из текстов по теме «Бедность — глобальная проблема». Первая группа работала с текстом «Самые бедные страны мира», который нужно было представить в форме таблицы. Другая группа работала с «Всеобщей декларацией прав человека» и представляла схему, в которой нужно было отразить, как этот документ предоставляет возможности борьбы с бедностью. Третьей группе достался текст «Основные подходы к определению и измерению бедности» — форма представления — диаграмма. Четвертая группа получила текст «Самые беднейшие страны мира, список», форму представления они должны были выбрать самостоятельно, и они выбрали таблицу, в которой показали зависимость уровня бедности в стране от уровня ВВП.
Вывод по этой части проведённого мною исследования следующий: на основании известного лексического материала десятиклассники вполне успешно умеют «сворачивать» те или иные сведения, демонстрируя репродуктивный уровень изложения материала.
Цель следующего этапа моей работы − добиться от учащихся самостоятельного создания несплошных текстов. Для этого каждый ученик получил по 3 текста разного содержания. В первом тексте была представлена информация о современных технологиях по теме «Технологии для всех». В ходе обработки информации из данного текста ребята должны были составить таблицу. Во втором тексте говорилось о добыче алмазов в мире, содержание данного текста заинтересовало десятиклассников больше всего. На его основе они составляли схему. В последнем тексте была представлена информация о торговле алмазами и корпорациях, занятых этой торговлей. Данная диаграмма вызвала наибольшие затруднения у учащихся, и не все смогли преобразовать информацию в несплошной текст.
Основные трудности при создании не сплошных текстов связаны с нарушением логики изложения материала или с неправильным выбором основания для классификации по тем или иным признакам. Результаты данной работы таковы: все ученики справились с порождением текстов-таблиц, тексты-схемы составили двенадцать человек, а тексты-диаграммы — всего семь человек.
Как показывает практика работы с несплошными текстами, установка на создание текста и сами тексты воспринимаются всеми учащимися по-разному, это связано с индивидуальными особенностями личности. Поэтому, обрабатывая и оценивая ученические работы, необходимо учитывать не только результат, но и затраченные усилия на ту или иную работу. При погружении в работу по созданию собственных несплошных текстов наблюдается дифференциация по некоторым признакам (по скорости создания текстов и выполнения того или иного задания, по уровню сложности, по объему, по закономерностям усвоения материала). Технологии сотрудничества помогают даже слабому ученику осуществить работу с несплошными текстами, стимулируя его к деятельности. Он видит примеры учебной личностной активности других учеников, учебной коммуникации на лингвистические темы.
Проведённое нами исследование позволяет утверждать, что работа с несплошными текстами на уроках русского языка — перспективное направление в деятельности учителя-словесника, позволяющее развивать языковую личность учащегося.
Литература:
- Новый взгляд на грамотность. По результатам международного исследования PISA-2000. М.: Логос, 2004.
- Курс «Развитие навыков функционального чтения» https://sites.google.com/site/kursusfunctreading/4-piramida-bluma/material-Гdla-zadanij
- Формирование навыков функционального чтения. Пособие для учителя. Л. Рождественская. И. Логинова.
- Приемы продуктивного чтения не сплошных текстов. Е. В. Бунеева, О. В. Чиндилова.
- Н. Н. Соловьева. Как составить текст? Стилистические нормы русского литературного языка.