К вопросу о формировании исследовательской компетентности бакалавров педагогического образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №12 (250) март 2019 г.

Дата публикации: 23.03.2019

Статья просмотрена: 289 раз

Библиографическое описание:

Петров, А. Ю. К вопросу о формировании исследовательской компетентности бакалавров педагогического образования / А. Ю. Петров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 12 (250). — С. 275-277. — URL: https://moluch.ru/archive/250/57437/ (дата обращения: 26.04.2024).



В XXI веке в подготовке будущих учителей важным аспектом является процесс формирования исследовательской компетентности, что обуславливает синтез образовательного процесса и научно-исследовательской деятельности как ведущий принцип современного высшего образования. В результате исследования был определен адаптивный потенциал структурно-функциональной модели формирования исследовательской компетентности бакалавров для ее реализации при определении структуры и практической реализации любого другого курса.

Ключевые слова: исследовательская компетентность, качество образования, компетенции, педагогический эксперимент.

Формирование исследовательской компетентности и качество образования в высшем учебном заведении показывает уровень компетентности и профессионализма бакалавров, что играет важную роль в становлении педагога.

Важнейшей целью высшей педагогической школы является подготовка не просто широко образованных и высококвалифицированных бакалавров, но и развитие гуманной и высококультурной личности учителя, способной творчески мыслить, самостоятельно достигать цели, нести личную ответственность за результаты и последствия своей деятельности по воспитанию и образованию учащихся.

Для будущего учителя важны знания, но не менее важны и способы их получения и передачи. Поэтому вуз ставит перед собой задачу вооружить бакалавров умениями наиболее эффективно организовывать самостоятельную деятельность, развивать познавательный интерес и творческую активность, учить заниматься самостоятельно, побуждать желание к самообразованию.

Задачей бакалавра как будущего учителя является способность организовать самостоятельную деятельность учащегося, научить его самостоятельно добывать знания, формировать собственную точку зрения, уметь ее аргументировать и применять полученные знания на практике. Для этого необходимо, чтобы учитель обладал исследовательской компетентностью, которая может реализоваться в самостоятельной проектно-исследовательской деятельности.

«Очень важно выяснить условия и формы организации самостоятельной деятельности, когда необходимость самоорганизации исследовательской деятельности как основы творческого, инновационного подхода к осуществлению своих профессиональных обязанностей, с учётом интересов государства, общества и конкретной личности обучающегося, послужила бы одним из основных средств развития научно-творческой самостоятельности будущего высококвалифицированного специалиста. Самостоятельная деятельность, ее организация играют большую роль в обучении, а также в научной и творческой работе учащегося вуза. От того, насколько бакалавр подготовлен и включен в самостоятельную исследовательскую деятельность, зависят его успехи в учебе, научной и профессиональной работе» [6, с. 116].

Для определения уровня сформированности исследовательской компетентности бакалавров нами был проведен эксперимент, в котором принимали участие бакалавры 3 курса кафедры естествознания и географии направления «Педагогическое образование» профиль «География» ГАОУ ВО ЛО ЛГУ имени А. С. Пушкина в количестве 24 человек при изучении дисциплины «Биоиндикация».

Для проведения исследования были выделены признаки сформированности исследовательской компетентности студентов. До 20 % занятий проводились в активной и интерактивной формах: тренинги, решение ситуационных задач, дискуссии, эвристическая беседа, деловая игра и завершающим занятием было представление созданного бакалаврами проекта. В течение учебного процесса проводились текущий и промежуточный контроль в виде тестовых заданий, защиты отчета по результатам выполнения практических работ, устный опрос. Акцент делался на межпредметные знания, полученные в процессе обучения в вузе.

Таким образом, в процессе проведения формирующего этапа исследования создавались условия для активной включенности бакалавра в сам процесс освоения содержания изучаемого материала.

Основным этапом данного эксперимента формирования исследовательской компетентности явилась проектная деятельность, которая включала в себя:

  1. Анализ проблемы (определение проблемы и вытекающих из нее задач);
  2. Постановка цели (выдвижение гипотезы их решения);
  3. Основные требования к проектно-исследовательской работе;
  4. Формирование команды;
  5. Изучение мотивации и требований участников;
  6. Разработку основного содержания проектно-исследовательских работ (структура, основные работы, требуемые ресурсы, конечный результат, методы контроля);
  7. Организацию работы групп;
  8. Решение задач по избранным проблемам;
  9. Способов коммуникации и связи участников;
  10. Выполнение работ;
  11. Функционирование системы контроля за ходом работ;
  12. Оценку и самооценку результатов;
  13. Подведение итогов;
  14. Закрытие проекта;
  15. Разрешение конфликтных ситуаций; выдвижение новых проблем (в самых различных формах, рефлексия).

Таким образом, основной принцип построения самостоятельной проектно-исследовательской деятельности состоял в формировании системных биолого-географических, экологических знаний, исследовательских умений и мировоззрения на базе практической деятельности, развитие его ценностно-ориентированной и мотивационной сферы, самостоятельности, коммуникативности, склонностей осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью, что в конечном итоге должно способствовать формированию исследовательской компетентности для реализации профессиональных способностей будущих учителей географии, биологии.

Тематика самостоятельных работ, выполняемых бакалаврами определялась:

  1. Широтой проблем, рассматриваемых в курсе биоиндикации, биогеографии, экологии, динамики биоценозов, экологического мониторинга;
  2. Возможностью воспроизведения используемых методик в лаборатории университета, в природных условиях;
  3. Возможностью использования приемов и методов в школьном географо-биологическом, экологическом образовании.

В начале эксперимента и на завершающем его этапе нами были определены уровни исследовательской компетентности учащихся.

Компетентность бакалавра в проектно-исследовательской деятельности была оценена самими бакалаврами и преподавателями — экспертами. Полученные по каждому бакалавру монографические характеристики его исследовательской компетентности оформлялись графически как «профиль исследовательской компетентности бакалавра».

Были выделены критерии оценки качества проектно-исследовательских работ бакалавров, которые были представлены на завершающем этапе эксперимента. Каждый критерий оценивался по 10-бальной шкале.

Результаты формирующего эксперимента показывают, что организация самостоятельной проектно-исследовательской деятельности с использованием исследований по проблемам биоиндикации с систематическим, усложняющимся и рефлексивным характером, сопровождающаяся увеличением активности и объема самостоятельной работы бакалавров, дает возможность развития способности к самоорганизации, самоуправлению и рефлексии.

Данные способности характеризуют развитие таких компонентов исследовательской деятельности как инструментальный, мировоззренческий, коммуникативный и ценностно-ориентационный, способствующих формированию исследовательской компетентности. Результаты завершающего этапа эксперимента показала динамику формирования исследовательской компетентности.

Литература:

  1. Габай Т. В. Учебная деятельность и ее средства. — М.: МГУ, 1988. — 256 с.
  2. Жарова Л. В. Организация самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся: Учебное пособие к спецкурсу. — ЛГТУ, 1986. — 80 с.
  3. Казанская В. Г. Педагогическая психология: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2003. — 366 с.
  4. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: 1975. — 304 с.
  5. Сотник В. Г. Аспекты организации самостоятельной исследовательской деятельности студентов / Проблемы биологии, экологии и образования: история и современность: материалы междунар. науч. конф. — СПб: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2006. — С. 289–291.
  6. Сотник В. Г. Концепция формирования исследовательской компетентности / XIII Царскосельские чтения «Высшая школа-инновационному развитию России»: материалы междунар. науч. конф. / В. Г. Сотник. — СПб: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2009. — С.114–118.
  7. Талызина Н. Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. — М.: 1983. — 96 с.
Основные термины (генерируются автоматически): исследовательская компетентность, самостоятельная деятельность, самостоятельная проектно-исследовательская деятельность, бакалавр, будущий учитель, завершающий этап эксперимента, знание, исследовательская деятельность, исследовательская компетентность бакалавров, качество образования.


Похожие статьи

Модель формирования исследовательской компетентности...

Исследовательскую компетентность учащихся стоит рассматривать в их способности добывать и осваивать новые знания, а также

Проектно-исследовательская деятельностьдеятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая.

Исследовательская компетентность как... | Молодой ученый

Глобальные изменения, произошедшие за последние годы во всех сферах жизни, затронули и систему образования. «Главным и решающим преимуществом» [6; С. 28-30] выпускника высшей школы становится обладание им таких качеств как компетентность, ответственность...

Проектная деятельность учащихся как средство формирования...

проектная деятельность, исследовательская деятельность, компетентность, компетенция, учащийся, профильное обучение, знание, умение, внеучебная деятельность, учебная деятельность. Роль проектной деятельности в достижении современных...

Формирование исследовательской компетентности...

Исследовательская компетентность, исследовательская деятельность, подход, профессиональная деятельность, исследовательская компетентность учителя, качество, знание, умение, будущий учитель... Формирование исследовательской компетенции в...

Учебно-исследовательская деятельность школьников как один...

Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования выдвигают одной из основных задач современного образования достижение нового, современного качества образования.

Формирование исследовательских компетенций у бакалавров...

Формирование исследовательских компетенций у бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности.

- постановка и решение исследовательских задач в области науки и образования; - использование в профессиональной деятельности методов...

Подготовка к исследовательской деятельности будущего...

Понятие «исследовательская деятельность» в философии, науковедении, психологии и педагогике имеет многоплановое смысловое наполнение. Исследовательская деятельность, как известно из гносеологии, является одним из видов познавательной деятельности человека.

Программа научно-исследовательской деятельности магистра...

Научно-исследовательскую деятельность можно рассматривать как совокупность элементов исследовательской компетентности. Элемент компетентности можно представить, как готовность магистранта решать самостоятельно задачи исследования...

научно-методической и научно-исследовательской деятельности

Научно-исследовательская деятельность студентов рассматривается как одно из ключевых направлений совершенствования качества профессиональной подготовки студентов [1]. Вовлечение в научно-исследовательскую деятельность студентов способствует...

Включение будущих бакалавров социальной работы...

Также новые требования к исследовательской подготовке студентов социальной работы закрепляет ФГОС ВПО бакалавр по

В данном стандарте НИД определяется как один из основных видов будущей профессиональной деятельности бакалавров социальной работы.

Похожие статьи

Модель формирования исследовательской компетентности...

Исследовательскую компетентность учащихся стоит рассматривать в их способности добывать и осваивать новые знания, а также

Проектно-исследовательская деятельностьдеятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая.

Исследовательская компетентность как... | Молодой ученый

Глобальные изменения, произошедшие за последние годы во всех сферах жизни, затронули и систему образования. «Главным и решающим преимуществом» [6; С. 28-30] выпускника высшей школы становится обладание им таких качеств как компетентность, ответственность...

Проектная деятельность учащихся как средство формирования...

проектная деятельность, исследовательская деятельность, компетентность, компетенция, учащийся, профильное обучение, знание, умение, внеучебная деятельность, учебная деятельность. Роль проектной деятельности в достижении современных...

Формирование исследовательской компетентности...

Исследовательская компетентность, исследовательская деятельность, подход, профессиональная деятельность, исследовательская компетентность учителя, качество, знание, умение, будущий учитель... Формирование исследовательской компетенции в...

Учебно-исследовательская деятельность школьников как один...

Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования выдвигают одной из основных задач современного образования достижение нового, современного качества образования.

Формирование исследовательских компетенций у бакалавров...

Формирование исследовательских компетенций у бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности.

- постановка и решение исследовательских задач в области науки и образования; - использование в профессиональной деятельности методов...

Подготовка к исследовательской деятельности будущего...

Понятие «исследовательская деятельность» в философии, науковедении, психологии и педагогике имеет многоплановое смысловое наполнение. Исследовательская деятельность, как известно из гносеологии, является одним из видов познавательной деятельности человека.

Программа научно-исследовательской деятельности магистра...

Научно-исследовательскую деятельность можно рассматривать как совокупность элементов исследовательской компетентности. Элемент компетентности можно представить, как готовность магистранта решать самостоятельно задачи исследования...

научно-методической и научно-исследовательской деятельности

Научно-исследовательская деятельность студентов рассматривается как одно из ключевых направлений совершенствования качества профессиональной подготовки студентов [1]. Вовлечение в научно-исследовательскую деятельность студентов способствует...

Включение будущих бакалавров социальной работы...

Также новые требования к исследовательской подготовке студентов социальной работы закрепляет ФГОС ВПО бакалавр по

В данном стандарте НИД определяется как один из основных видов будущей профессиональной деятельности бакалавров социальной работы.

Задать вопрос