Семейное воспитание, как основа формирования личности учащихся специальных (коррекционных) образовательных школ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №2 (25) февраль 2011 г.

Статья просмотрена: 2694 раза

Библиографическое описание:

Олейникова, Л. Т. Семейное воспитание, как основа формирования личности учащихся специальных (коррекционных) образовательных школ / Л. Т. Олейникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 2 (25). — Т. 2. — С. 104-106. — URL: https://moluch.ru/archive/25/2739/ (дата обращения: 17.12.2024).

За всю историю своего развития человечество не смогло создать тако­го общественного института, который заменил бы семью, взял бы на себя всю сложность и все многообразие выполняемых ею функций. В семье, в неповторимом мире человеческих индивидуальностей, закладываются основы трудовых навыков человека, нравственных принципов, норм по­ведения.

Ориентация современного общества на гуманизацию человеческих от­ношений, реализацию в них внимания друг к другу, уважительного отно­шения к окружающим выдвигают в число актуальных проблемы диффе­ренциации и индивидуализации обучения и воспитания, создания макси­мальных условий для формирования и развития личности каждого ребен­ка, оказания своевременной и психологически обоснованной помощи де­тям, отстающим в развитии.

Во все предыдущие годы в общественном сознании главенствовала мысль, что именно школа несет ответственность за воспитание детей, а родители призваны ей помогать. Долгие годы семья выступала как вспо­могательный институт, участвующий в решении общей задачи воспита­ния, причем семье отводилась скорее пассивная роль - не мешать другим государственно-общественным институтам, берущим на себя основную работу по воспитанию личности. Поэтому сегодня мы имеем семью ис­ключительно как понятие, а не как мощный традиционный институт вос­питания.

Недавно психологи и социологи предложили родителям анкеты, в ко­торых выразилось их видение условий счастья, тех средств, использова­ние которых дало бы детям надежду на счастье. Кратчайший путь к сча­стью, по мнению большинства родителей, пролегает через образование и труд (более 60%), а семье отведено всего 1,1%. Корни всех этих рассуж­дений в изменении роли семьи как социального института. Труд имеет свою значимость не только как средство заработка, и, следовательно, как средство выживания в конечном счете, но и как пропагандируемое благо, традиционная ценность. А все остальные жизненные ценности, с помо­щью которых человек может быть счастлив, а также может реализовать себя (дружба, любовь, семья), находятся на последних местах. Тогда как именно любовь ребенка к матери и отцу является простейшим элементом нравственного воспитания, именно в семье закладываются основы нрав­ственного поведения ребенка. Дальнейшее развитие нравственных сил ребенка осуществляется в школе, его социальные связи все более расши­ряются, он осознает себя частью общества и распространяет свою любовь на все человечество, но основы этого закладываются только в семье. Можно выделить три группы факторов, влияющих на нравственное вос­питание ребенка в семье и на формирование его личности.

1. Социальная микросреда семьи, в которой осуществляется приоб­щение детей к социальным ценностям и ролям.

2. Внесемейная деятельность (совместный труд – большое значение имеет в сельской местности).

3. Собственно семейное воспитание как некий комплекс целена­правленных педагогических воздействий.

Первые две группы факторов представлены педагогикой семейных от­ношений, о которой писал А.С. Макаренко: «Ваше собственное поведение – самая решающая вещь, – отмечал он, – Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда разговариваете с ним, поучаете его. Вы вос­питываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету – все это имеет для ребенка большое значение. Малейшее изменение в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мыс­ли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете. А если дома вы грубы и хвастливы, или вы пьянствуете, а еще хуже, если вы оскорб­ляете мать, вы уже воспитываете их плохо, и ваше недостойное поведение будет иметь самые печальные последствия!»

Но совершенно особое место занимает семья в процессе воспитания и формирования личности ребенка с отклонениями в развитии. В силу оп­ределенных особенностей у детей с отклонениями в развитии замедлены темпы формирования системы социальных ориентировок, отношений, представлений и знаний о них. Если рассматривать общение детей с ок­ружающими как фактор развития и коррекции их недостатков, то первич­ные нарушения создают почву для возникновения препятствий в форми­ровании и развитии общения детей и отношений с окружающими, в уста­новлении широких социальных связей. Все это, в свою очередь, оказывает отрицательное влияние на формирование основных психических процес­сов, которые при нормальном ходе развития возникают и преобразуются непосредственно в общении ребенка с окружающими. Более глубокое изучение детей с нарушением интеллекта, необходимое для оказания им адекватной помощи, требует исследования ближайшего круга общения ребенка, т.е. его семьи. Основная задача педагогов на этом этапе состоит в том, чтобы принимать активное участие вместе с семьей ребенка в его воспитании и обучении, а также научить родителей общаться с собствен­ным ребенком. Достаточно часто родители ребенка с отклонениями в раз­витии сами нуждаются в психологической помощи и в соответствующем воспитании, которое пробудило бы у них веру в то, что ребенок с откло­нениями в развитии еще не потерян окончательно для общества. В настоящее время представители различных направлений науки (психиатры, педиатры, генетики, биохимики, физиологи, педагоги, психологи), а также лица, занятые организацией жизни и трудоустройством умственно непол­ноценных людей, наряду с глубоким рассмотрением различных клинико-генетических проблем олигофрении, много внимания уделяют особенно­стям личной, семейной, школьной и социальной адаптации детей с откло­нениями в развитии, а также проблемам отношения к ним в семье и рабо­те с родителями. Особое внимание уделяется педагогическому просвеще­нию родителей, организации для них семинаров, выпуску различных по­собий по воспитанию детей. Во всех странах социальная реабилитация выдвигается в качестве конечной цели специального обучения, причем при успешном решении данной проблемы определенное место отводится семье. Только семья может решить те проблемы, и сыграть ту огромную роль в формировании личности ребенка с отклонениями в развитии, кото­рая не под силу ни одному педагогу. От того, какие отношения возникнут между ребенком и семьей, будет в дальнейшем зависеть, в какие отноше­ния с обществом вступит ребенок. Для успешного решения этой пробле­мы необходимо учить родителей относиться к детям с отклонениями в развитии, т.к. основная трудность - это неправильное отношение родите­лей к своим детям, придание огромного значения их недостаткам и акцен­тирование внимания на них, что создаст еще большие трудности в про­цессе адаптации ребенка в обществе и его готовности к собственной се­мейной жизни.

Возможно, у кого-то возникнет мысль о том, что подготовка к семей­ной жизни ребенка является сугубо задачей школы, и о какой подготовке к семейной жизни в семьях может идти речь, когда до 80% детей с откло­нениями в развитии воспитываются в неблагополучных семьях? Да, дей­ствительно, родители учащихся вспомогательных школ имеют более низкий уровень образования, менее высокую профессиональную квалифика­цию, часто живут в менее благоприятных жилищных и санитарно-гигиенических условиях, но даже такая семья может оказать свое положи­тельное влияние на ребенка. Ведь, к сожалению, в программе обучения в специальной (коррекционной) школе отводится слишком мало времени (около 5% всего материала, посвященного социальной реабилитации ре­бенка) вопросам семьи, взаимоотношений в семье и проблемам подготов­ки детей с отклонениями в развитии к собственной семейной жизни. Сле­довательно, основное место получения всех необходимых знаний и навы­ков - это семья. Для выявления положения учеников специальной (кор­рекционной) школы в семьях и определения влияния различных факторов в семье на процессы обучения и формирования личности детей с отклоне­ниями в развитии были обследованы учащиеся двух девятых классов и их семьи. В ходе исследования получены следующие результаты:

- Успеваемость учащихся из неполных семей ниже, чем из полных (подобное влияние отмечено и среди учащихся массовых школ).

- Увеличение числа детей в семье сказывается на недостатке време­ни, уделяемом родителями ребенку с отклонениями в развитии, и приво­дит к его отчужденности.

- Образовательный уровень родителей - важный фактор, обеспечи­вающий правильное воспитание ребенка с отклонениями в развитии.

- Особое влияние оказывают жилищно-бытовые условия семьи. Осо­бенно это сказывается на успеваемости ребенка.

Но это не все. Особую роль в процессе формирования личности ребен­ка с отклонениями в развитии играет место ребенка в семье, созданный в семье микроклимат. Среди факторов влияющих на психологический кли­мат в семье стоит отметить отношение родителей к способностям своего ребенка и адекватную их оценку, поведение родителей в семье, согласо­ванность их действий, степень участия отца и матери в воспитании, сте­пень участия ребенка в хозяйственных и культурных мероприятиях внут­ри семьи, а также вовлечение ребенка в сферу семейной жизни. Анализ проведенных исследований свидетельствует о том, что в большинст­ве случаев жизнь в семьях не благоприятствует интеллектуальному и со­циальному развитию ребенка с отклонениями в развитии. В этом случае все усилия специальной (коррекционной) школы должны быть направле­ны на нормализацию положения своего воспитанника в семье.

Семейное воспитание накладывает отпечаток не только на формирова­ние социальных навыков ребенка, но и определяет степень готовности и отношение к созданию собственной семьи, а также отношения внутри этой семьи. Микросоциальные условия оказывают влияние на формиро­вание личности и служит эталоном на начальном этапе осмысления деть­ми с отклонениями в развитии своего собственного семейного опыта. Все стереотипы семейного поведения формируются через подражание, а если пример для подражания отсутствует, то это приводит к несформированности стереотипов, несформированности собственного «Я». Существую­щий в программе специальной (коррекционной) предмет социально-бытовой ориентировки недостаточно отражает этот комплекс знаний, ко­торый так необходим будущим семьянинам. Тогда как в тесном контакте с родителями, повышая их общую педагогическую культуру, можно добиться положительных результатов в подготовке к самостоятельной жизни учащихся с отклонениями в развитии.

Решению проблем воспитания, обучения и подготовки к жизни детей с отклонениями в развитии необходимо отводить больше места в системе социальных мероприятий, осуществляемых нашим государством. Дети с отклонениями в развитии нуждаются в особом отношении со стороны школы и семьи. Поэтому столь важна специфическая система взаимодей­ствия этих двух воспитательных институтов. Особый подход к аномаль­ным детям требует понимания родителями особенностей психофизиче­ского состояния и развития этих детей, их возможностей, методов их вос­питания и обучения. Без этих знаний со стороны семьи могут быть такие ошибки и промахи, которые еще больше усугубят недостатки развития этих детей, затруднят формирование социальных качеств личности. Именно семье отведена огромная роль в формировании этих качеств, но это забота не только семьи – школа будет ей помогать.


Основные термины (генерируются автоматически): семья, развитие, ребенок, отклонение, отношение, школа, огромная роль, семейная жизнь, семейное воспитание, собственная семейная жизнь.


Похожие статьи

Роль уроков физической культуры в развитии волевых качеств личности учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида (на примере дисциплинированности и самоконтроля)

Модель взаимосвязи видов и форм контроля как условие формирование культуры самостоятельной работы обучающихся общеобразовательной школы

Интегративный подход к формированию навыков частного предпринимательства учащихся на основе трудового воспитания

Организационно-педагогические условия формирования профессионально-педагогической культуры будущих спортивных педагогов

Психолого-педагогическое сопровождение сотрудников уголовно-исполнительной системы в учебных центрах как условие формирования социально-психологической компетентности

Формирование ценностного отношения к иной культуре как педагогическое условие нравственного воспитания российских и иностранных студентов, обучающихся совместно

Подготовка родителей к нравственному воспитанию подростков в новых социально-экономических условиях

Ценностные ориентации в структуре личности руководителей общеобразовательных школ и высших учебных заведений

Деятельностный метод на уроках разной целевой направленности как фактор управления качеством образования

Дополнительное образование детей - потенциал воспитания

Похожие статьи

Роль уроков физической культуры в развитии волевых качеств личности учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида (на примере дисциплинированности и самоконтроля)

Модель взаимосвязи видов и форм контроля как условие формирование культуры самостоятельной работы обучающихся общеобразовательной школы

Интегративный подход к формированию навыков частного предпринимательства учащихся на основе трудового воспитания

Организационно-педагогические условия формирования профессионально-педагогической культуры будущих спортивных педагогов

Психолого-педагогическое сопровождение сотрудников уголовно-исполнительной системы в учебных центрах как условие формирования социально-психологической компетентности

Формирование ценностного отношения к иной культуре как педагогическое условие нравственного воспитания российских и иностранных студентов, обучающихся совместно

Подготовка родителей к нравственному воспитанию подростков в новых социально-экономических условиях

Ценностные ориентации в структуре личности руководителей общеобразовательных школ и высших учебных заведений

Деятельностный метод на уроках разной целевой направленности как фактор управления качеством образования

Дополнительное образование детей - потенциал воспитания

Задать вопрос