Декоративность и функциональность. Узбекские набивные ткани и колыбы из коллекции ГМИ Узбекистана | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №11 (249) март 2019 г.

Дата публикации: 18.03.2019

Статья просмотрена: 432 раза

Библиографическое описание:

Удовенко, О. Ю. Декоративность и функциональность. Узбекские набивные ткани и колыбы из коллекции ГМИ Узбекистана / О. Ю. Удовенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 11 (249). — С. 272-275. — URL: https://moluch.ru/archive/249/57183/ (дата обращения: 19.12.2024).



История искусства окрашивания тканей уходит корнями в далекое прошлое. Тысячелетия назад крашение тканей существовало в Египте, Китае, Индии. Пурпурные ткани из Тира и Сидона за 12 столетий до рождества Христова ценились почти на вес золота. В отличие от сплошного окрашивания, нанесение узоров и рисунков на ткань, процесс более сложный. Наряду с вышивкой и тканым рисунком ткани орнаментировались выработанными веками техниками окраски: роспись, батик, бандана, набойка.

Невозможно точно установить время зарождения набойки, хотя известны ранние набойки Древней Греции, хранящиеся Эрмитаже [1, c. 33].

Завозимые в Европу восточные хлопчатобумажные набивные ткани очень красочные с тонко прорисованными узорами сделались настолько популярными, что европейские мастера XVI века копировали понравившиеся орнаменты [2, c. 323]. Однако европейцам были неизвестны красители и методы крашения, которыми пользовались восточные мастера. В европейских странах ткани (полотно) традиционно набивали масляными красками. В России также использовали масляную краску, сваренную на олифе, что не требовало длительного времени на изготовление набойки. На Востоке набойку делали теми же красителями, которыми окрашивали ткань.

Производство набоек (читгари) было издавна развито во многих текстильных центрах Узбекистана, где вырабатывались как штучные изделия, так и метражные ткани. Главным потребителем набойчатых тканей (мата — хлопчатобумажная кустарная ткань местного производства) были люди скромного достатка, состоятельные слои населения предпочитали сорта тканей высокого качества (алача, адрас, бахмаль) или фабричные, привозные ткани.

В собрание музея искусств Узбекистана входит коллекция узбекских набивных тканей небольшая по объему, но ценная по составу. Коллекция набоек начала формироваться одновременно с коллекцией штампов (колыбов) для нанесения рисунка на ткань. Это редкие образцы угасшего ремесла, относящиеся к XIX-XX векам. Инициатором сбора колыбов в 1936 году был М. С. Андреев, профессор и знаток народного искусства Узбекистана. Под руководством М. С. Андреева Н. В. Русинова, этнограф, научный сотрудник государственного музея искусств УзССР (1937–1941 гг.), работала над сбором колыбов, набивных тканей и сведений по набоечному ремеслу Узбекистана. Среди существовавших в Узбекистане центровпозволяет определить авторство и место производства набойки, но по стилистике производства набоек в музее представлены следующие территориальные группы: Ташкент, Бухара и Бухарская область, Джизак, Наманган, Маргелан,

Хива, Самарканд (Ургут, Катта-Курган, Шахрисябз). Традиционно набойкой вырабатывались штучные изделия, к ним относятся, имеющиеся в музейной коллекции: «дастурхон» — скатерть, «курпа» — одеяло, «джойнамаз» — молитвенный ковер, «бугджума» — покрывало для завертывания на день постели, «сандалипуш» — покрывало на сандал, «даури-хона» — полоса ткани, постилаемая на пол для сидения, «румол»- платок. Набивались также ткани, идущие на подкладку одежды. Помимо хлопчатобумажных тканей набойкой декорировали платки из тончайшего кустарного шелка [3, c. 16]. Отсутствие клейм на изделиях узбекских мастеров не позволяет определить авторство, точную датировку и место производства набойки, но по стилистике орнамента можно с точностью выделить узбекскую набойку из ряда русских, персидских, индийских или западно-европейских набоек. Узбекская набойка имеет собственный стиль и художественные особенности, отличающие ее от других известных нам набоек.

Узбекские мастера (читгары) использовали известный во многих странах мира (Индия, Иран) способ нанесения рисунка на ткань при помощи специальных штампов или «колыбов», изготовление которых они заказывали резчикам-колыбкорам. Формы и размеры колыбов отмечаются большим разнообразием: прямоугольники, квадраты, круглые розетки, сектора кругов и т. п. от нескольких сантиметров до десятков сантиметров. Резаны колыбы традиционно из грушевого и тополевого дерева. Для каждого изделия существовала группа колыбов с определенными узорами (бугджума-колыб, дастурхон-колыб и т. д.). Большинство колыбов являются отдельными элементами комбинированием, которых составляются бесчисленные композиции. Если предстояло сделать узор многоцветным, то для каждого цвета изготавливались отдельные колыбы, которые последовательно накладывались на одно и то же место ткани до получения полного задуманного рисунка узора. Для производства куска ткани мастеру приходилось ударять колыб о ткань несколько сот раз, иными словами, набивать рисунок. Сверху и с боков многие колыбы имеют выемки, чтобы их удобно было держать в руках. В некоторых случаях колыб обтягивался хлопчатобумажной тканью для лучшего впитывания краски. Четкость контуров рисунка зависела от работы резчика. Печать наносилась как на белую неокрашенную хлопчатобумажную ткань, так и гладкокрашеную ткань. Колыбы переходили от отца к сыну и служили десятилетиями. Из старых колыбов резали новые. Если колыб ломался, он служил дополнением в качества фрагмента к другому колыбу. Узоры сохранялись продолжительное время. Некоторые рисунки имеют столетнюю давность. Изменение рисунка было связано с затратами на производство новых колыбов. С другой стороны, консерватизм оправдывался тем, что мастера охотнее повторяли рисунок, который уже имел успех у потребителей.

Перед набойкой хлопчатобумажную ткань готовили следующим образом. Сначала куски ткани полоскали в воде и отбивали. Длительное время ткань кипятили в щелоке (ишкар), чтобы очистить волокна от примесей, ополаскивали, затем обрабатывали дубильным раствором. Выдержанную в дубильном растворе ткань высушивали и для ее смягчения тщательно отбивали молотками из урюкового дерева. Таким образом, ткань была приготовлена к набойке. Для каждого многоцветного узора имелись два парных колыба для черной (басма) и красной (дуд) краски, один дополнительный — для зеленой краски (сабзи). Мастер накладывал на ткань колыб, предварительно смазанный краской и ударял по тыльной стороне ребром левой руки, на которую намотана тряпка с уплотнителем из кусочка кошмы [4, c. 77].

Контуры орнаментов создавались колыбом для черной краски, затем колыбом «дуд» наносилась квасцовая протрава, смешанная с раствором желтой растительной краски. Дальнейшее кипячение набойки в растворе ализарина давало красный цвет в месте протравы. Иногда в композицию вводились дополнения желтого, фиолетового, голубого цвета, сделанные кистью от руки.

Существовал также способ резервной окраски. Набитые узоры покрывались специальным составом, резервом, затем ткань опускалась в раствор индиго для окрашивания не закрытого резервом пространства [5, c. 50].

До XIX века для набойки использовались исключительно натуральные красители. Темно- красный цвет давал корень марены (руян), черную краску получали из окиси железа. Со во второй половины XIX века в Средней Азии марена почти полностью была заменена ализарином. Только лишь в Бухаре [6, c. 49]. до самого прекращения производства в 1930-е годы ализарин добавлялся к марене. Ализарин завозили русские купцы, а так как он был значительно дешевле марены, то постепенно вытеснил последнюю из употребления.

Композиция штучных набивных изделий, как правило, строится из центрального поля и каймы, состоящей из нескольких орнаментированных полос различной ширины. Количество полос варьируется в зависимости от вида изделия, подбор их цветовых сочетаний всецело зависел от эстетических предпочтений мастера. Центральное поле сплошь заполняется узорами, ритмическое повторение которых создает необычайно изысканное декоративное звучание. Каждый вид изделия — скатерть, одеяло, покрывала и пр., имеет свои композиционные особенности, не нарушая традиционных приемов.

Характер орнаментов узбекской набойки в основном растительный и геометрический, иногда включены стилизованные изображения предметов или животных. Некоторые орнаменты настолько популярны, что встречаются во многих районах производства набойки. К таковым можно отнести «ой»-луна, «шохча»-веточка, «бодом»-миндаль, «анор-гуль»- цветок граната, «паляк»-плеть бахчевого растения и др. Они могут иметь некоторые различия в деталях, но суть, как правило, едина. Можно встретить мотивы, включающие надписи или изречения. Так, на кайме набойчатой дорожки — «даурихона» набит ряд медальонов с текстом благопожелания на фарси. Каллиграфия как орнамент используется во многих видах узбекского декоративно-прикладного Узбекистана, гармонично сочетаясь с растительными, геометрическими, зооморфными, астральными мотивами.

Смена социально-экономических отношений влияла и на смену стилей изделий. Постепенно фабричные набивные ткани вытеснили продукцию кустарей-набойщиков. Во времена упадка набойки во второй половине ХIХ века орнаменты с тонкой линией стали вытесняться более грубыми формами, т. к. они не требовали краски хорошего качества. Многие старые узоры почти исчезли как, например узоры для верхнего платья. Их заменили фабричные ткани с искусно воспроизведенными мотивами набоек и отвечающие вкусам местного населения. В начале ХХ века в силу политических причин (войны), когда резко сократился завоз фабричных тканей, произошел рост производства кустарных тканей и набойки, но не в прежних объемах. Теперь уже резчики колыбов начали использовать орнаменты фабричных тканей.

В настоящее время набойка существует как вид декоративно-прикладного искусства. Прекрасные работы известных мастеров-читгаров Абдураима Абдугафурова, Фазыла Файзиева, Икрама Исмаилова (Ташкент), Юлдаша Джураева, Умурзака Нигматуллаева (Бухара), Салижона Ахмадалиева (Маргелан) и др. несут в себе лучшие традиции искусства узбекской набойки.

Литература:

  1. Соболев Н. Н. Очерки по истории украшения тканей. М.-Л., 1934
  2. Там же.
  3. Mahkamova S. Block Printed Shawls in Central Asia. Block printing in Uzbekistan. Past and Present. UNDP Project for Cultural Tourism, Job Creation and Handicraft Development. T., 1997
  4. Русинова Н. В. Материалы по угрутской кустарной текстильной промышленности (ткачество и набойка). Отчет о командировке в Ургут в марте месяце 1941 года. Научный архив ГМИ Уз, Инв.268
  5. Сухарева О. А. Набойка. Народное декоративное искусство Советского Узбекистана. Текстиль. Изд. АН УзССР. Т., 1954
  6. Русинова Н. В. Материалы по угрутской кустарной текстильной промышленности (ткачество и набойка). Отчет о командировке в Ургут в марте месяце 1941 года. Научный архив ГМИ Уз, Инв.268
Основные термины (генерируются автоматически): ткань, набойка, узбекская набойка, Бухара, узор, длительное время, дубильный раствор, красный цвет, хлопчатобумажная ткань, центральное поле.


Похожие статьи

Минареты древних городов Узбекистана и световая архитектура

Традиции и современность в декоративно-прикладных видах искусств абазин (на материале КЧР)

Нетрадиционная техника рисования в детском саду и ее роль в развитии детей дошкольного возраста. Шерстяная акварель. Мастер – класс «Ромашковое поле»

Конспект творческой мастерской по теме «Пряники резные, цветные, расписные»

Конструкция книги и ее иллюстрация на примере графических работ туркменских художников

Портреты графов Зубовых из собрания Владимиро-Суздальского музея-заповедника

Бурятская национальная одежда как способ укрепления национальной идентичности

Табуреты из бука — эстетика, прочность и универсальность в вашем интерьере

Художественное оформление костюма «Гжель»

В статье рассмотрены вопросы популяризации народно-художественных промыслов и народного костюмы. Раскрыты особенности создания русского костюма «Гжель».

О ковровых изделиях фонда Государственного музея искусств Узбекистана

Похожие статьи

Минареты древних городов Узбекистана и световая архитектура

Традиции и современность в декоративно-прикладных видах искусств абазин (на материале КЧР)

Нетрадиционная техника рисования в детском саду и ее роль в развитии детей дошкольного возраста. Шерстяная акварель. Мастер – класс «Ромашковое поле»

Конспект творческой мастерской по теме «Пряники резные, цветные, расписные»

Конструкция книги и ее иллюстрация на примере графических работ туркменских художников

Портреты графов Зубовых из собрания Владимиро-Суздальского музея-заповедника

Бурятская национальная одежда как способ укрепления национальной идентичности

Табуреты из бука — эстетика, прочность и универсальность в вашем интерьере

Художественное оформление костюма «Гжель»

В статье рассмотрены вопросы популяризации народно-художественных промыслов и народного костюмы. Раскрыты особенности создания русского костюма «Гжель».

О ковровых изделиях фонда Государственного музея искусств Узбекистана

Задать вопрос