Любое самоопределение, как государства, так и индивида начинается и осуществляется на основе независимости, свободы. Эта на первый взгляд тривиальная истина содержит в себе глубокий философский смысл. Сама постановка вопроса о национальной идее как ориентире, цели для дальнейшего развития общества, государства становится возможной только с приобретением независимости.
Независимость и свобода синонимы. Когда мы говорим о независимости, то имеем в виду свободу к мышлению, к действию, к планированию своего будущего и осуществление его. Когда мы говорим — свобода, то имеем в виду независимость от чужой воли, от какого бы то ни было насилия со стороны других. Общее для обоих слов — это способность субъекта воли самостоятельно определять свои приоритеты, цели и задачи, идеи и идеалы. Хоть эти слова и являются словами синонимами, но слово «независимость» используют обычно, когда хотят подчеркнуть свободу народа, племени, государства. Когда дело касается отдельного человека, индивида то говорят о свободном человека, индивиде. Но если мы обратим внимание на то, что любой народ, племя, государство состоит из отдельных индивидов, то становится понятным, что речь идет о независимости, о свободе человека. Но человек истинно свободен только в обществе. Чтобы человек был истинно свободным он должен быть членом свободного народа, гражданином независимого государства. И наоборот, чтобы народ был свободным, а государство независимым необходимо, что индивид этого общества, гражданин государства был свободным. Итак, что такое свобода. Если сказать коротко, то свобода это состояние человека, когда он знает, что причиной его действий является он сам. Другими словами, свобода – это сознание человека, которое понимает, что действия совершаются по его желанию, по его доброй воле. При этом не обязательно, чтобы действия были именно этого человека, но обязательно, чтобы эти действия соответствовали его желаниям, доброй воле. Такова диалектика индивида и общества.
Со стороны же индивидуального сознания, которое еще не поднялось до понимания того, что оно является субъектом истории своего народа, может возникнуть некоторое отчуждение, отталкивание действительности. То есть, этому сознанию может показаться, что он тут не при делах, и все, что было до него, не касается его. Свое сознание оно плотно присвоило себе и думает, что это его собственность, о чем говорит ему его индивидуальность. Но тут то, как раз, для сознания открывается истина его сознания. Индивид открывает для себя, что история его народа есть история его сознания, духа. Он постигает, что сознание, которое он считал своей собственностью, не есть только его собственность. А это, скорее всего, нечто общее, которое свойственно всем индивидам его народа. Это сознание было в прошлом в жизни его народа и будет в будущем в жизни его народа. Индивидуальное сознание открывает свою истинную природу. «Впрочем, не трудно видеть, что наше время есть время рождения и перехода к новому периоду. Дух порвал с прежним миром своего наличного бытия и своего представления, он готов погрузить его в прошлое и трудиться над своим преобразованием» [1.с.41.]. Индивид понимает, что он появился не на пустом месте, и что его сознание есть результат долгого, кропотливого развития его народа в истории. Для него открывается, что он стоит «на плечах ушедших гигантов» человечества, и каждая «светлая» мысль, озарившая его голову, есть также умственная работа предков. И нет смысла делить на «они» и «мы», все человечество двигается в одном направлении. Постигнутая мысль позволяет индивидуальному сознанию открыть для себя понятие присутствующего духа человека. Тем самым, это сознание уже не сознание, которое крепко привязано к своему единичному наличному бытию и, которое не видит ни своей истории, ни своего настоящего и будущего, а разумное самосознание, которое знает, что оно было, есть, и будет в духе своего народа. Это сознание уже крепко связывает свое существование с существованием народа, расстается со своим равнодушием и скептицизмом и обретает взамен смысл своей вечной жизни через народ и в народе. И именно поэтому ему жизненно важно, чтобы его народ был свободным, ибо только свободы оно хочет для себя. «Только в разумном мышлении индивидуальное существо имеет в себе самом родовое или всеобщее» [5.с.98.].
Когда человек заглядывает в историю, он заглядывает в себя, в историю своего тела и сознания, в историю своего духа, ибо дух есть тело и сознание в одном. Хоть сознание и не существует без тела, но в повседневной жизни в своих действиях и поступках человек руководствуется своим сознанием, и как бы забывает про свое тело. Человек живет своим сознанием. И это делает его особенным существом — человеком. Через свое сознание, через дух он становится родовым существом, вечным существом. Он силой мысли выходит за пределы своего наличного, единичного бытия и тем самым связывает себя с другими индивидами, народом. Он абстрагируется от своего тела, перестает быть предметом, который может существовать только временно и становится духом, вечно существующим движением материи. Его тело есть некоторое наличное бытие. Его наличное бытие есть нечто приходящее и уходящее; его сознание поднимается над этой единичностью и становится всеобщим сознанием. Человек постигает родство своего сознания с сознанием других людей. Сознание, открывшее себе свою всеобщность, становится самосознанием присутствующего духа. «Такое внутренне обладающее своим смыслом индивидуальное существо есть человеческий дух» [5.с..98].
В историю заглядывают, чтобы увидеть настоящий день и заглянуть в будущее. Когда мы видим руины древних городов или открываем книги мудрецов прошлого, то это не нечто, которое нас особо не касается, а наоборот, — это история нашего становления; история становления нашего сознания, духа; история становления каждого индивидуального сознания. История незримо присутствует в каждом настоящем. Плода не было бы, если не было цветка, цветка не было бы, если не почка. История нужна, чтобы хорошо понимать настоящее. Изучая историю, мы изучаем настоящее и пытаемся заглянуть в будущее. Изучая свою историю, мы не только хотим возродить нечто хорошее, которое дало бы преимущество нам в настоящем и будущем, но хотим оставить в прошлом слабости и ошибки. Но каждая ошибка имеет свою ценность, она дает урок, направленный в будущее. Поэтому, важно, чтобы мы были честными с самими собой, объективно подходили к истории. Никто не вправе критиковать кого-то, в этом и нет смысла. Важно не вчера, важно — сегодня и будущее.
Сознание, которое изучает свою историю, таким образом, есть самосознание разума, оно связывает себя с духом народа. Это сознание знает, что оно является субъектом истории. «Гегель в своей философской системе развернул учение о духе, где дух выступает субъектом развития всей человеческой истории, культуры, религии и т. д». [5.с.99.]. Индивидуальное сознание, которое поднялось над своей единичностью, над своим наличным бытием есть всеобщий субъект, и в этом смысле оно сознание, дух народа. Дух народа прорывается в действительность посредством индивида. Здесь та же диалектика с единичным и всеобщим. Дух обнаруживает себя только, действуя. Действует же дух только посредством индивидов. Но этому сознанию уже открылось, во-первых, то, что оно дух, оно существует как движение материи, независимо от сознания отдельного человека; первобытное человеческое сознание ложно заключило, что сознание принадлежит только ему, но поднявшись до самосознания разума, оно отреклось от своего мнения. Во-вторых, оно нечто родовое и обязано своим происхождением роду; оно многообразное взаимодействие индивидуальностей и существует благодаря этому взаимодействию; народ — стихия его жизни, где оно берет свое начало и куда возвращается, здесь налицо взаимопереход, диалектика единичного и всеобщего, индивида и общества. В-третьих, оно имеет историю и связанное с ней настоящее, оно осознает это; тем самым, оно уже не единичное наличное бытие, которое может случайно возникать и исчезать, а нечто всеобщее, постоянное; это сознание хоть и заключено в индивиде, но качественно другое, оно присутствующий дух, оно растворяется в народе, жил в прошлом народа, живет в настоящем и будет жить в будущем, пока существует его народ; оно объективный дух.
Дух открыл для себя это, — приобретенная независимость глубоко уходит корнями в историю. Здесь нет необходимости перечислять все те события в нашей истории, в которых наши предки пытались отстоять свою независимость или боролись за нее. Наша история богата этими событиями. Свобода не дается просто так, ее нужно заслужить. Если народ свободен, то он заслужил это. «Гегель в связи с этим отмечает: «В отношении тех, кто остается рабами, не совершается никакой абсолютной несправедливости; ибо кто не обладает мужеством рискнуть жизнью для достижения своей свободы, тот заслуживает быть рабом» [5.с.46].
Когда речь заходит о независимости, речь идет о свободе духа. Необходимо новый тип мышления. Необходимо подняться на уровень самосознания присутствующего духа. Невозможно построить «Мәңгілік ел» на основе старого мышления. Человечество вступило в новый этап своего развития. Мы выше говорили, что индивид и общество — это одно целое, противоположности одного целого. Только через отдельные индивиды существует общество. Государство не есть нечто сверхъестественное. Оно есть множество индивидов, которые совместно действуют. Достаточно образованный человек не должен остаться безучастным к проблемам общества. Человек может приобрести вечную жизнь в этом мире. Не в каком-нибудь в другом мире, а в этом реальном мире. Современный человек четко уяснил себе, что он является неотъемлемой частью общества и общество есть практически он сам. Он активно вмешивается в жизнь общества, принимает живое участие в его жизни. Государство не есть изобретение одного лица или группы лиц, а также оно не есть собственность одного лица или группы лиц. Государство есть всеобщее творение каждого, кто живет в этом государстве. Без исключения каждый причастен к нему. Каждый, кто думает о себе, о своем настоящем и будущем, а также о будущем своих близких, детей и потомков активно принимает участие в делах государства. Это жизненно важно не только для состояния государства, но в первую очередь для самого человека. И не важно, чем он занимается; может он дворник или сапожник, скотник или механизатор, учитель или таксист, военнослужащий или полицейский, все должны на своих рабочих местах принять участие в управлении государством. И если вам кто-то говорит, — «не нашего ума это дело», то это только показывает, что этот человек еще не дорос до самосознания духа, называться духом. Он еще вещь, предмет.
Человек вступил в новую эпоху своего развития — в эпоху самосознания духа. Это самосознание принесло с собой истинную независимость, — свободу от наличного бытия, от узкой единичности. Человек уже не природный предмет. Он силой духа поднялся над природой. Хоть единичный человек существует через свое физическое тело и является частью природы, но духом он поднялся над этой природой, он уже не есть просто член этого «животного царства». Он носитель духа. «Разум есть дух, так как достоверность того, что он — вся реальность, возведена в истину; и разум сознает себя самого как свой мир — как себя самого». [1.с.342.]. Индивид этого сознания уже не обособляет себя от других, не считает себя особенным; он увидел нечто большее, чем он сам, преодолел ограниченность формы своего бывшего сознания.
«....дух возвышается над своей субъективностью» [5.с.101.]. Это сознание уже не привязывает себя к конкретному единичному телу; оно знает, что существует и в других. «Всеобщее самосознание есть взгляд на себя не как на какую-то особенную, отличную от других, а как существующую по себе, всеобщую самость. Такою самостью оно признает само себя и другие самосознания в себе, и таким оно признается ими». [3.с.89.]. Оно отбросило страх, эту зависимость от «господина» его жизни, открыло себе вечную жизнь и в духе и в теле в этом реальном мире. С этой приобретенной независимостью оно приступает к обустройству своего мира, этого мира. Именно эта независимость, эта свобода духа является основой и движущей силой идеи «Мәңгілік ел».
Литература:
- Гегель Г. В. Ф. Феноменология духа — Москва: Академический проект, 2008. — 767 стр.
- Гегель. Работы разных лет. В 2т Т.1 — М.: «Мысль» 1970. — 668 стр.
- Гегель. Работы разных лет. В 2т Т.2 — М.: «Мысль» 1971. — 630 стр.
- Кант И. Критика чистого разума. — М.: Экспо, 2013. 736 стр.
- Абдильдин Ж. М., Абдильдин Р. Ж. Философия и логика Гегеля. — Алматы. 2011 -192 стр.