Формирование нравственных ценностей у подростков на примере «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №10 (248) март 2019 г.

Дата публикации: 07.03.2019

Статья просмотрена: 83 раза

Библиографическое описание:

Шумский, О. М. Формирование нравственных ценностей у подростков на примере «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина / О. М. Шумский. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 10 (248). — С. 211-214. — URL: https://moluch.ru/archive/248/57031/ (дата обращения: 22.12.2024).



В статье рассматривается, как на примере «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина можно передавать нравственные ценности: целомудрие, супружеская верность и сыновняя преданность.

Ключевые слова: нравственные ценности, целомудрие, супружеская верность, сыновняя преданность.

Учитель помогает становлению нравственных ценностей у ребенка. Чтобы это происходило качественно, я бы выделил 3 условия. Первое — цель (какие именно ценности педагог хочет передать ребенку). Второе — средство (например, через изучение исторических личностей). Третье — личный пример (чтобы сам учитель воплощал эти ценности). На мой взгляд, если ты не обладаешь сам такими ценностями, то ребенок тоже не воспримет их всерьез.

На основе «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина можно показать важность таких нравственных ценностей, как целомудрие, верность супругов и сыновняя преданность.

Обратимся к определению целомудрия:

ЦЕЛОМУДРИЕ, -я, с р. 1. То же, что девственность (по 1 знач. прил. девственный). 2. перем. Строгая нравственность, чистота [1, с.568].

ЦЕЛОМУДРИЕ, целомудрия, мн. нет, ср. (книжн.). Добродетель, строгость в нравственном отношении [2].

Теперь давайте рассмотрим интересный эпизод, о котором повествует Н. М. Карамзин.

Иваном IV (Грозным) на берегу Волги был основан город Свияжск. Он служил опорным пунктом для завоевания Казани. Это город заселили военными людьми. Интересна история, что с ними происходило.

«В то же время Иоанн, к прискорбию своему, узнал, что не одна телесная, но и душевная зараза господствует в Свияжске, наполненном людьми военными, которые думали, что они вне России, следственно и вне закона, и среди ужасов смерти предавались необузданному, самому гнусному любострастию. Исполняя волю Иоаннову, Митрополит послал туда умного Архангельского Протоиерея Тимофея с святою водою, с наставлением словесным и письменным к начальникам и ко всем воинам. «Милостию Божиею, мудростию нашего Царя и вашим мужеством, — писал он, — твердыня Христианская поставлена в земле враждебной. Господь дал нам и Казань без кровопролития. Мы благоденствуем и славимся. Литва, Германия ищут нашего дружества. Чем же можем изъявить признательность Всевышнему? Исполнением его заповедей. А вы исполняете ли их? Молва народная тревожит сердце Государево и мое. Уверяют, что некоторые из вас, забыв страх Божий, утопают в грехах Содома и Гоморры; что многие благообразные девы и жены, освобожденные пленницы Казанские, оскверняются развратом между вами; что вы, угождая им, кладете бритву на брады свои и в постыдной неге стыдитесь быть мужами. Верю сему, ибо Господь казнит вас не только болезнию, но и срамом. Где ваша слава? Быв ужасом врагов, ныне служите для них посмешищем. Оружие тупо, когда нет добродетели в сердце; крепкие слабеют от пороков. Злодейство восстало; измена явилась, и вы уклоняете щит пред ними! Бог, Иоанн и церковь призывают вас к раскаянию. Исправьтесь, или увидите гнев Царя, услышите клятву церковную» [3].

Из этого отрывка мы видим, что солдаты стали «утопать в грехах Содома и Гоморры». И предаваться «любострастию с пленницами казанскими». Чтобы это прекратить протоирей дал обличительную речь: «Оружие тупо, когда нет добродетели в сердце…Бог, Иоанн и церковь призывают вас к раскаянию. Исправьтесь…».

Таким образом, основываясь на этом примере, можно говорить о ценности целомудрия, о том, что нужно воздерживаться от беспорядочных половых отношений. Это в свое время понимал и Иоан IV. Так же это понимают митрополит и протоирей.

Теперь давайте обратимся к примеру супружеской верности. И так же рассмотрим положительный пример целомудрия.

ВЕРНОСТЬ, -и, ж. 1. см. верный. 2. Стойкость и неизменность в чувствах, отношениях, в исполнении своих обязанностей, долга [1, с. 134].

Читаем «Историю…» Н. М. Карамзина о Дмитрии Донском.

«Но Димитрий, осыпаемый хвалами признательного народа, опускал глаза вниз и возносился сердцем единственно к Богу Всетворящему. Целомудренный в удовольствиях законной любви супружеской, он до конца жизни хранил девическую стыдливость и, ревностный в благочестии подобно Мономаху…»

О супружеской взаимной любви Димитрия и Великой Княгини Евдокии сказано так: «Оба жили единою душою в двух телах; оба жили единою добродетелию, как златоперсистый голубь и сладкоглаголивая ластовица с умилением смотряся в чистое зерцало совести...» [4].

Читаем другой отрывок текста.

«Но скоро болезнь вновь усилилась, и Великий Князь, чувствуя свой конец, желал видеть супругу, еще слабую от следствия родов; изъявляя удивительную твердость, долго говорил с нею и с детьми; приказывал им быть во всем ей послушными и действовать единодушно, любить отечество и верных слуг его…»

И Боярам сказал: «Служите верно моей супруге и юным сыновьям: делите с ними радость и бедствия» [5]. По этому наставлению можно заметить, насколько доверительные отношения у него были со своей супругой.

О целомудренной жизни Дмитрия Донского и его верности в браке говорится и в «Истории России с древнейших времен» С. М. Соловьева. «В житии прославляется строгая жизнь Димитрия, отвращение от забав, благочестие, незлобие, целомудрие до брака и после брака…».

Изучая семейную жизнь Дмитрия Донского, мы видим, что женат он был только один раз. Оба супруга были глубоко верующими людьми. Такое отношение к супружеству достойно похвалы.

Теперь давайте рассмотрим пример сыновней преданности на примере Василия I.

ПРЕДАННЫЙ, -ая, -ое; -ан. Исполненный любви и верности к кому-чему-н. П. друг. Предан своему делу. II сущ. преданность, -и, ж [1, с. 412].

Итак, читаем эпизод из «Истории…» Карамзина.

«Не время было презирать Тохтамыша и думать о битвах: разоренное Великое Княжение требовало мирного спокойствия, и народ уныл... Сын Великого Князя, Василий, со многими Боярами поехав Волгою на судах в Орду. Сверх того, к огорчению Государя и народа, Хан в залог верности и осьми тысяч рублей долгу удержал при себе юного Князя Василия Димитриевича» [5].

«Сын Великого Князя Василий, три года жив невольником при дворе Ханском, тайно ушел в Молдавию, к тамошнему Воеводе Петру, нашему единоверцу, и мог возвратиться в Россию только чрез владения Польские и Литву. Димитрий отправил навстречу к нему Бояр, поручив им, для личной безопасности Васильевой, склонить Ягайла к дружелюбию. Они успели в деле своем: Василий Димитриевич прибыл благополучно в Москву, провождаемый многими Панами Польскими» [5].

Здесь повествуется о том, что Дмитрий Донской отдал своего сына в Орду в заложники на неопределенный срок. Представьте эту ситуацию. Что испытывал отец, отправляя его в Орду? Старший сын, который может стать наследником, должен отправляться в «логово врага».

Здесь мы видим пример сыновней преданности. Сын повиновался. Потом Василий I стал наследником, он был первым, с кого официально началась передача власти от отца к старшему сыну. До этого передача власти происходила между старшими братьями, родственниками и т. д. На мой взгляд, преданность Василия своему отцу в ситуации «жизни и смерти» послужила условием для смены порядка престолонаследия.

Итак, на примере произведения Н. М. Карамзина можно передавать такие нравственные ценности детям, как целомудрие, супружеская верность и сыновняя преданность.

Литература:

  1. Ожегов С. И. Толковый словарь.
  2. Ушаков Д. Н. Большой толковый словарь русского языка.
  3. Глава IV Продолжение государствования Иоанна IV. г. 1552–1560 // ВикиЧтение. URL: https://history.wikireading.ru/336013 (дата обращения: 2.03.2019).
  4. Глава IV Состояние России от нашествия татар до Иоанна III // ВикиЧтение. URL: https://history.wikireading.ru/39085 (дата обращения: 2.03.2019).
  5. Глава седьмая. Княжение Димитрия Иоанновича Донского (1362–1389) // ВикиЧтение. URL: https://history.wikireading.ru/70348 (дата обращения: 2.03.2019).
Основные термины (генерируются автоматически): сыновняя преданность, супружеская верность, целомудрие, ценность, Великий Князь, грех Содома, Литва, мой взгляд, Россия, старший сын.


Ключевые слова

нравственные ценности, целомудрие, супружеская верность, сыновняя преданность

Похожие статьи

Притчи как эффективный инструмент духовно-нравственного направления воспитания в дошкольном периоде развития

В статье автор рассматривает вопрос применения притч как эффективного инструмента в воспитании детей дошкольного периода развития, с учётом того, что дошкольный возраст — это ключевой период активного познания окружающего мира в жизни ребенка, когда ...

Формирование нравственных ценностей подростков на материале уроков литературы

Становление духовно-нравственной личности — сложный социальный и педагогический процесс воспитания и развития, который неразрывно связан с формированием нравственной культуры. Но вопросы о том, какие критерии определяют сформированность нравственных ...

Самоотношение как компонент личностного потенциала обучающихся подросткового возраста

Личностный потенциал представляет собой сочетание индивидуальных качеств, необходимых для успешного функционирования в обществе. В данной статье рассматриваются проблемы развития личностного потенциала подростков. В статье приводятся результаты эмпир...

Воспитание ценностного отношения к природе у детей младшего школьного возраста

В статье рассматривается проблема воспитания ценностного отношения к природе у детей младшего школьного возраста, а также предложена методика исследования отношения младшего школьника к природе, выявление у детей желания сохранять и бережно относитьс...

Воспитание нравственности и культуры поведения у детей младшего возраста

В статье рассматривается важность воспитания нравственности и культуры поведения у детей младшего возраста, особенности этого процесса и методы, которые можно использовать для достижения этой цели. Автор выделяет основные аспекты воспитания, такие ка...

Формирование первых чувств патриотизма в дошкольном возрасте

Статья посвящена обсуждению сущности понятия «патриотическое воспитание» в дошкольном возрасте. В ней отдельно рассматриваются современные подходы к организации патриотического воспитания детей дошкольного возраста в детских садах. А также в статье п...

Дошкольное воспитание — базовая ступень в формировании нравственной личности

В статье авторы пытаются обосновать ценность православия на уровне базовой ступени дошкольного образования в формировании нравственной личности.

К вопросу о развитии самосознания подростков

В статье рассмотрен вопрос развития самосознания подростков как важной составляющей их личности, которая определяет их деятельность, представлены результаты диагностического исследования таких его составляющих как самоотношение и самооценка.

Воспитание патриотизма и нравственности на уроке истории

В статье рассматривается процесс нравственного и патриотического воспитания на уроке истории. В ходе исследования определяются цели, способы и пути воспитания патриотизма и нравственности на уроке истории.

Педагогические условия развития качеств женственности у девочек старшего дошкольного возраста

В данной статье рассматривается актуальная проблема развития качеств женственности у девочек старшего дошкольного возраста. Представлены определения понятия женственности. Определены педагогические условия развития качеств женственности у девочек ста...

Похожие статьи

Притчи как эффективный инструмент духовно-нравственного направления воспитания в дошкольном периоде развития

В статье автор рассматривает вопрос применения притч как эффективного инструмента в воспитании детей дошкольного периода развития, с учётом того, что дошкольный возраст — это ключевой период активного познания окружающего мира в жизни ребенка, когда ...

Формирование нравственных ценностей подростков на материале уроков литературы

Становление духовно-нравственной личности — сложный социальный и педагогический процесс воспитания и развития, который неразрывно связан с формированием нравственной культуры. Но вопросы о том, какие критерии определяют сформированность нравственных ...

Самоотношение как компонент личностного потенциала обучающихся подросткового возраста

Личностный потенциал представляет собой сочетание индивидуальных качеств, необходимых для успешного функционирования в обществе. В данной статье рассматриваются проблемы развития личностного потенциала подростков. В статье приводятся результаты эмпир...

Воспитание ценностного отношения к природе у детей младшего школьного возраста

В статье рассматривается проблема воспитания ценностного отношения к природе у детей младшего школьного возраста, а также предложена методика исследования отношения младшего школьника к природе, выявление у детей желания сохранять и бережно относитьс...

Воспитание нравственности и культуры поведения у детей младшего возраста

В статье рассматривается важность воспитания нравственности и культуры поведения у детей младшего возраста, особенности этого процесса и методы, которые можно использовать для достижения этой цели. Автор выделяет основные аспекты воспитания, такие ка...

Формирование первых чувств патриотизма в дошкольном возрасте

Статья посвящена обсуждению сущности понятия «патриотическое воспитание» в дошкольном возрасте. В ней отдельно рассматриваются современные подходы к организации патриотического воспитания детей дошкольного возраста в детских садах. А также в статье п...

Дошкольное воспитание — базовая ступень в формировании нравственной личности

В статье авторы пытаются обосновать ценность православия на уровне базовой ступени дошкольного образования в формировании нравственной личности.

К вопросу о развитии самосознания подростков

В статье рассмотрен вопрос развития самосознания подростков как важной составляющей их личности, которая определяет их деятельность, представлены результаты диагностического исследования таких его составляющих как самоотношение и самооценка.

Воспитание патриотизма и нравственности на уроке истории

В статье рассматривается процесс нравственного и патриотического воспитания на уроке истории. В ходе исследования определяются цели, способы и пути воспитания патриотизма и нравственности на уроке истории.

Педагогические условия развития качеств женственности у девочек старшего дошкольного возраста

В данной статье рассматривается актуальная проблема развития качеств женственности у девочек старшего дошкольного возраста. Представлены определения понятия женственности. Определены педагогические условия развития качеств женственности у девочек ста...

Задать вопрос