Воспитание патриотизма и гражданственности на уроках литературы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №45 (231) ноябрь 2018 г.

Дата публикации: 13.11.2018

Статья просмотрена: 364 раза

Библиографическое описание:

Юнкина, А. А. Воспитание патриотизма и гражданственности на уроках литературы / А. А. Юнкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 45 (231). — С. 283-286. — URL: https://moluch.ru/archive/231/53645/ (дата обращения: 17.12.2024).



Во все времена, начиная с Древней Руси и до наших дней, неизменным почётным долгом русского мужчины вне зависимости от его чина и звания была защита, оборона Отечества от врагов. Сегодня проблема воспитания истинных патриотов, мужественных, смелых, отважных, знающих свою историю и уважающих память предков, остаётся актуальной. Чтобы быть готовыми воевать за правое дело, будущие защитники Родины — нынешние подростки — должны иметь перед собой примеры служения воинскому долгу. В качестве таких примеров могут служить герои литературных произведений. В учебнике для 5 класса под редакцией Г.С. Меркина представлен ярчайший образец батальной лирики XIX века: стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино». Его безымянный герой — полковник восклицает: «Ребята! Не Москва ль за нами? Умрёмте ж под Москвой, как наши братья умирали!» Получив групповое задание подготовить сообщение об обороне Москвы в 1941 году, учащиеся проводят историческую параллель между подвигом артиллериста, сражавшегося против армии Наполеона в 1812 году, и подвигом 28 героев-панфиловцев, сложивших головы в неравном бою, но не пустивших врага в Москву в 1941 году. Будущие защитники Отечества делают вывод о силе духа русского солдата и его неизменной готовности к самопожертвованию во имя Родины.

В 6 классе изучаются два произведения литературы Древней Руси: «Повесть о разорении Рязани Батыем» и «Поучение…» Владимира Мономаха. Из «Повести…» учащиеся узнают о подвиге Евпатия Коловрата. Со слов автора повести мы узнаём об отзыве, который приближенные дали Батыю о воинах из полка Евпатьева: «Мы во многих землях, на многих битвах бывали, а таких удальцов и резвецов не видали. Это люди крылатые, не знают они смерти и так крепко и мужественно на конях бьются — один с тысячею, а два — с десятью тысячами». На этом примере даётся возможность обсудить на уроке литературы мужество русских воинов, превосходящих своей отвагой всех предыдущих соперников татаро-монголов и вызвавших уважение даже у известного своей жестокостью Батыя. Подвиг Евпатия Коловрата предвосхитил победу войска Дмитрия Донского на Куликовском поле и доказал, что русский народ — народ свободный, способный одолеть любых поработителей. При изучении данного произведения будут уместны межпредметные связи с историей в виде представления самостоятельно подготовленной учениками информации.

Читая «Поучение…» Владимира Мономаха, учащиеся знакомятся с советами, которые князь даёт сыновьям с высоты своего жизненного опыта. Владимир призывает их быть всегда готовыми к сражению, и даже во время отдыха не снимать оружия, чтобы враг не мог застать их врасплох. Учит в сражении не прятаться за спины товарищей, а смело идти вперёд и вести за собой. При этом «Поучение…» не учит жестокости. Оно призвано сформировать личность настоящего защитника Отечества, для которого на первом месте не спасение своей частной жизни, а противодействие нападающему врагу.

Тарас Бульба, герой одноимённой повести Н.В. Гоголя, изучаемой в 6 классе, перед боем произносит речь о товариществе: «Нет уз святее товарищества! <…> Породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек». За Родину, за православную веру готовы были сложить головы запорожские козаки. В тяжелые для страны годы в душах русских людей с новой силой пробуждалась святая православная вера. Христос Спаситель благословлял обратившихся к Нему людей миром. И именно вера помогала людям выстоять, не пасть духом, именно в вере черпались силы для борьбы с врагом. Уроки, посвящённые повести «Тарас Бульба», легко интегрируются с изучением истории и ОДНКНР.

В 7 классе учащиеся знакомятся с отрывками из поэмы А.С. Пушкина «Полтава». В строках Пушкина оживает образ Петра I, вдохновляющего русские полки на победу в битве под Полтавой над доселе непобедимой шведской армией под предводительством Карла XII. Этот эпизод русской истории убеждает современного читателя в том, что для истинных патриотов, верящих в то, что они сражаются за правое дело, нет непобедимых соперников, особенно если те вторглись в пределы нашей страны как завоеватели. «Перетерпев судеб удары, окрепла Русь», писал А.С. Пушкин в XIX веке о времени правления Петра I, но эти слова остаются актуальными для наших современников и сегодня, в двадцать первом веке.

Также в 7 классе изучается рассказ «Севастополь в декабре месяце» Л.Н. Толстого, повествующий о героической обороне Севастополя в 1855 году в ходе Крымской войны. Лев Николаевич был очевидцем событий, сам принимал участие в сражениях. Он со свойственным только Толстому философским спокойствием спустя месяц после описываемых событий, 25 апреля 1855 года, пишет такие строки: «Итак, вы видели защитников Севастополя на самом месте защиты. Главное, отрадное убеждение, которое вы вынесли, — это убеждение в невозможности взять Севастополь, и поколебать где бы то ни было силу русского народа <…>. То, что они делают, делают они так просто, так малонапряженно и усиленно, что, вы убеждены, они еще могут сделать во сто раз больше... они всё могут сделать. И причина этого есть чувство, редко проявляющееся, стыдливое в русском, но лежащее в глубине души каждого, — любовь к родине». Юный читатель легко проведёт исторические параллели с обороной Севастополя во время Великой Отечественной войны и поймёт, что русский человек не кичится своей любовью к Родине, не требует за неё наград и званий, а скромно несёт эту любовь в глубине своего сердца.

Учащимся 8 класса предоставляется возможность познакомиться с целым рядом произведений о патриотах своего Отечества. Жития двух святых: Сергия Радонежского и Александра Невского — подтверждают мысль о том, что мужество православных христиан наряду с верой и любовью к Богу во все времена были главной оборонительной силой нашей страны. Не столько силой своего оружия, сколько силой духа и бесстрашием, готовностью к подвигу во имя Руси удавалось русским людям побеждать завоевателей. Все русские люди искренне верили в победу правды над ложью и злом. Проявлялась эта вера в совершаемых ими подвигах. За честь и счастье нашей родной земли они стояли до конца и за ее свободу бестрепетно отдавали свои жизни.

Дума К.Ф. Рылеева «Иван Сусанин» прославляет подвиг костромского крестьянина, ценой собственной жизни спасшего юного Михаила Феодоровича Романова от поляков в 1612 году. Не ради денег, не ради славы оставляет Иван Сусанин свою семью и идёт на верную гибель. Он отправляет сына предупредить будущего венценосца о грозящей опасности со словами: «Скажи, что Сусанин спасает царя, любовью к отчизне и вере горя». Перед казнью Иван Сусанин восклицает: «Кто русский по сердцу, тот бодро, и смело, и радостно гибнет за правое дело!». Эти слова мог бы произнести любой из названных выше защитников русской земли. Всё это (за исключением Тараса Бульбы) — реальные люди, жившие в разные времена, сражавшиеся с врагами, пришедшими на нашу землю из разных стран, но всех их объединяет то, что они шли к светлой, истинной цели — освобождению родной земли от гнёта врага, восстановлению счастливой и цветущей страны. Люди, сложившие свои головы на полях сражений, воевали не ради наград… Они хотели слышать смех своих детей. И таких людей, даже если они не осознавали себя верующими, никто не осмелится назвать бездуховными людьми. Подвиг защитника Родины соответствует словам Христа о том, что «нет больше той любви, как кто душу свою положит за други своя». Когда Родина в опасности, тогда особенно сильно разгорается в сердце русского человека беззаветная любовь к родной земле. Он готов отдать все свои силы на защиту ее. Ведь для него это не исполнение долга, а следование непреодолимому велению сердца, порыву любви, который он не в силах остановить.

Хочется верить, что истории защитников Русской земли, с которыми юные читатели знакомятся на уроках литературы, оставят след в их душах, способствуя становлению святого чувства истинной и бескорыстной любви к Родине.

Литература:

  1. Гасанов, З.Т. Цель, задачи и принципы патриотического воспитания граждан [Текст] / З.Т. Гасанов // Педагогика. — 2005. — № 6. — С. 59-63.
  2. Овчинникова, Н.П. Идея патриотизма и Отечества в истории русской педагогики [Текст] / Н.П. Овчинникова // Педагогика. — 2007. — № 1. — С. 93- 101.
  3. Церковь и государство: Прошлое и настоящее: Тезисы докладов и сообщений научной конференции. — Красноярск, 2001. — с.52-62.
  4. Цыпин В. История Русской Православной Церкви: учебное пособие для православных духовных семинарий. — Москва: Хроника, 1994. — с.109-117.
Основные термины (генерируются автоматически): владимир, сила, Москва, родная земля, учащийся, урок литературы, Севастополь, русский человек, русский народ, русский, Русская земля, Родина, Пушкин, подвиг, любовь, класс, Древняя Русь, враг.


Похожие статьи

Формирование гражданственности и патриотизма у учащихся в условиях современной школы

Воспитание духовно-нравственных качеств и ценностей у учащихся дополнительного образования

Воспитание начал патриотизма и гражданственности детей дошкольного возраста

Развитие гражданской позиции учащихся на уроках обществознания

Воспитание патриотизма на уроках истории

Патриотическое воспитание школьников на уроках иностранного языка в начальной школе

Формирование патриотических чувств на основе знакомства детей с родным краем

Воспитание читательской культуры младшего школьника на уроках литературного чтения

Воспитание учащихся в духе патриотизма в процессе преподавания иностранного языка

Воспитание молодежи в духе патриотизма, толерантности в преподавании социально-гуманитарных дисциплин

Похожие статьи

Формирование гражданственности и патриотизма у учащихся в условиях современной школы

Воспитание духовно-нравственных качеств и ценностей у учащихся дополнительного образования

Воспитание начал патриотизма и гражданственности детей дошкольного возраста

Развитие гражданской позиции учащихся на уроках обществознания

Воспитание патриотизма на уроках истории

Патриотическое воспитание школьников на уроках иностранного языка в начальной школе

Формирование патриотических чувств на основе знакомства детей с родным краем

Воспитание читательской культуры младшего школьника на уроках литературного чтения

Воспитание учащихся в духе патриотизма в процессе преподавания иностранного языка

Воспитание молодежи в духе патриотизма, толерантности в преподавании социально-гуманитарных дисциплин

Задать вопрос