Духовно-нравственное развитие младших школьников через систему классных часов по гражданско-патриотическому воспитанию личности
Автор: Пузанова Светлана Юрьевна
Рубрика: Общеобразовательная школа
Опубликовано в Образование и воспитание №5 (31) декабрь 2020 г.
Дата публикации: 16.11.2020
Статья просмотрена: 46 раз
Библиографическое описание:
Пузанова, С. Ю. Духовно-нравственное развитие младших школьников через систему классных часов по гражданско-патриотическому воспитанию личности / С. Ю. Пузанова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2020. — № 5 (31). — С. 35-37. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/181/5721/ (дата обращения: 19.12.2024).
В современное время мы все ощущаем необходимость активизации процесса воспитания младшего школьника. Именно этот период жизни человека является наиболее благоприятным для влияния на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь.
В МБОУ «Покровская ООШ» реализуется программа «Духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся на ступени начального общего образования». Самым первым направлением духовно-нравственного развития является: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Прошлое нашей страны включает огромный идейный, нравственный заряд, помогающий делать человеческую личность мудрой, гордой за нашу Родину, наших людей, которые в смертельных схватках с врагами отстояли свободу и независимость государства. Именно поэтому в работе по духовно-нравственному воспитанию важно показать самоотверженность и героизм русского и других народов нашей страны в борьбе за свободу и независимость, разъяснить всемирно-историческое значение Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг..
Систему классных часов по гражданскому и патриотическому воспитанию выстраиваем на основе четырех взаимосвязанных блоков:
I блок — «Истоки».
II блок — «С чего начинается Родина?».
III блок — «О доблестях, о подвигах, о славе».
IV блок — «Память пылающих лет».
Остановимся подробнее на методических рекомендациях по проведению классных часов по гражданскому и патриотическому воспитанию.
I блок — «Истоки». История не только просвещает, учит, но и воспитывает. Изучение истории родной земли, истории нашего Отечества, боевых, трудовых и культурных традиций, устоев народа было и остаётся важнейшим направлением в воспитании у детей и подростков патриотизма, чувства любви к нашей великой Отчизне, к малой и большой Родине.
В процессе проведения классных часов данного блока углубляются знания о политическом смысле, заложенном в государственных символах России, подчёркивается историческая преемственность этой символики.
Формируя и укрепляя чувство гордости и уважения к символам нашего государства, к её историческому прошлому целесообразно в содержание бесед включать факты и эпизоды, которые характеризуют отношение наших граждан, воинов, спортсменов к Флагу, Гербу, Гимну и истории нашей страны.
1 тема «Россия вчера и сегодня».
Краткое содержание классного часа:
1. Рассуждение по теме «Что вмещает в себя понятие Россия?»
2. Дискуссия о патриотизме и гражданственности:
— Как бы вы объяснили понятие «патриот своей страны»?
— Согласны ли Вы с утверждением, что в современной России нет патриотов, остались одни только граждане?
Результат классного часа: мини-сочинение «Кто для меня Герой России?».
2 тема «Ценности России»
Краткое содержание классного часа:
1. Информационный материал «Ценности России»:
− ценности, определяющие духовную бытийность личности (человек и его жизнь, здоровье, свобода, выбор, мир);
− семейные ценности (семья и ее традиции, родительский дом, родители);
− духовно-нравственные ценности (любовь, добро, благо, совесть, долг, нравственный императив);
− познавательные ценности (истина, знание, мудрость);
− национальные ценности (родная земля, родной язык, национальная история, национальные традиции, национальное природное и культурное достояние);
− государственные ценности (Отечество, патриотизм, гражданственность);
− религиозные ценности (Бог, вера, святыни, милосердие, покаяние, воздержание).
2. Выявление патриотов ценностных ориентиров из числа известных школьникам людей.
3 тема «Государственные символы России».
Краткое содержание классного часа:
- История Герба РФ, Флага РФ и гимна РФ.
- Правила обращения с государственной Символикой.
- Дискуссия: «Что значит понятие «уважение государственного символа»?»
- Символы России в годы великой Отечественной войны 1941–1945г.г.
II блок – «С чего начинается Родина». Воспитание гордости за свою страну и ее культуру осуществляется путем глубокого изучения истории своего родного края. Через воспитание у детей любви к своему отчему краю, малой родине, формируется у них понимание сопричастности своего родного села, района, области к судьбе всего своего Отечества, а значит, воспитывается у молодого поколения патриотизм, ибо любовь к большой Родине — России берет свое начало с любви к отчему краю.
Исследуя сущность проблемы, с чего же на самом деле начинается Родина, учащихся собирают различную информацию, материалы, документы, делают конкретные добрые дела (для ветеранов, инвалидов, престарелых) на основе которых разрабатывают проект. Работа над проектом завершается устной презентацией, где обучающиеся должны продемонстрировать знание содержания выбранной проблемы, умение компетентно представить вариант собственного решения проблемы, аргументировано отвечать на вопросы; рассказать о результатах деятельности по проекту.
1 тема «Та земля, где ты родился».
Краткое содержание классного часа:
- Посещение краеведческого музея.
- Виртуальная экскурсия по памятным местам Белгородчины.
2 тема «Трудовая слава поколений».
Краткое содержание классного часа:
Для проведения классного часа используются биографические материалы и фотографии из личного архива семьи Лыкова И. Г., переданного в дар краеведческому музею Покровской школы женой председателя колхоза Лыковой А. В. в 1998 году.
3 тема «Моя семья в истории села, района, области».
Краткое содержание классного часа:
Классный час проводится в форме «вечера-презентации семьи». Ученики готовят выступления по теме «Героическое и трудовое прошлое моей семьи».
4 тема «За все в ответе».
Краткое содержание классного часа:
Конкурс творческих и социальных проектов, ориентированных на преобразование социально-воспитательного пространства школы, села.
III блок — «О доблестях, о подвигах, о славе». Особая роль в гражданско-патриотическом воспитании должна принадлежать военной истории, соприкасаясь с которой подрастающее поколение приобщается к трудовому и ратному подвигу народа, равняется на лучших её представителей, учится на героических примерах жизни и деятельности наших великих предков, дедов и отцов, беззаветному служению Отечеству, готовности встать на его защиту.
В ходе проведения классных часов этого блока учащиеся знакомятся с историей малой Родины (родного края, родного села); изучают ратную истории России и Советского союза, истории их Вооружённых Сил; изучают жизнь и подвиги воинов, военачальников, полководцев, юных защитников Отечества.
1 тема «Быть гражданином».
Краткое содержание классного часа:
- Ассоциативный ряд понятий «гражданин», «подвиг».
- Разбор ситуаций на примерах истории из современной жизни: «подвиг гражданский», «подвиг материнский», «подвиг профессиональный», «подвиг воинский», «подвиг мученический».
2 тема «Во славу Отечества».
Краткое содержание классного часа:
- Богатыри — защитники Отечества.
- Святой благоверный великий князь Александр Невский.
- Победы Петра Великого.
- Девиз Суворова «Жизнь Отечеству — честь никому».
- Бородинское сражение 1812 года.
- Решение Кутузова.
- Партизанская война.
3 тема «Все, даже свою жизнь».
Краткое содержание классного часа:
- История Вооружённых сил.
- Интеллектуальная викторина «Твои сыны, Россия!»
4 тема «Белгород — город воинской славы».
Краткое содержание классного часа:
- Важнейшие даты истории города Белгород.
- Исторические места города Белгород.
- «Их имена в названии улиц».
- Белгородская область сегодня.
IV блок — «Память пылающих лет». Знакомясь с материалами классных часов этого блока, школьники наглядно убеждаются в том, что в годы Великой Отечественной войны совершались массовые героические подвиги во имя Родины, во имя своего народа. Защитники нашей Родины были настоящими патриотами, на которых молодое поколение может и должно равняться, брать с них пример честного служения своей Отчизне.
На классных часах ребята размышляют о войне, о тружениках войны и тыла, раскрывают источники мужества и героизма своих дедов и прадедов. Результатом проведения таких классных часов будут сообщения и эссе. Эти детские работы — плод их первого исследовательского труда, отражение их взглядов на героическое прошлое своего народа, проявление сопричастности к героической истории родного края.
1 тема «Вставай страна огромная».
Краткое содержание классного часа:
- Начало… Подвиг защитников Брестской крепости.
- Вехи войны. Битва за Москву. Блокадный Ленинград. Сталинградская битва. Курская дуга.
- Партизанское движение в годы войны.
- Труженики тыла.
2 тема «Бесценные документы эпохи».
Краткое содержание классного часа:
- Письма с фронта.
- Фотографии и очерки военных корреспондентов.
3 тема «Наши жертвы были не напрасны».
Краткое содержание классного часа:
- Интернационализм в войне.
- Подвиг народа, который потряс весь мир.
- Минута молчания и её значение.
4 тема « Маленькие герои большой войны »
Краткое содержание классного часа:
- Знакомство с судьбами детей-героев.
- Малолетние узники фашистских концлагерей и гетто.
- Дети на рабочих местах своих отцов.
5 тема « Песни великого подвига »
Краткое содержание классного часа:
Знакомство учащихся с историями возникновения военных песен, их значением.
6 тема « Письмо ветерану »
Краткое содержание классного часа:
- Изготовление поздравительных листовок, открыток
- Письмо ветерану.
7 тема «Виват Победа!»
Краткое содержание классного часа:
Классный час организован в форме праздничного устного журнала с приглашением родственников учащихся пожилого возраста.
Эффективность работы по данной системе классных часов характеризуется следующими показателями:
1) Интеллектуальный показатель.
У учащихся повышается уровень знания истории, культуры своего Отечества, традиций российского народа, государственного обустройства России, российской символики, состава и структуры Вооружённых Сил России, порядка прохождения военной службы и защиты рубежей Отечества.
2) Содержательно-деятельностный показатель.
Учащиеся стремятся к овладению знаниями, умениями и навыками по основам безопасной жизнедеятельности и защиты интересов Родины. Обучающиеся становятся активные участники в проводимых в классе и школе воспитательных мероприятиях.
3) Эмоционально-ценностный показатель.
Духовно-нравственная деятельность и поведение обучающихся в повседневной жизни, их активность и сознательность растёт.