Воспитательное значение исторической литературы для подрастающего поколения
Автор: Анкушина Юлия Петровна
Рубрика: 2. История литературы
Опубликовано в
Статья просмотрена: 3373 раза
Библиографическое описание:
Анкушина, Ю. П. Воспитательное значение исторической литературы для подрастающего поколения / Ю. П. Анкушина. — Текст : непосредственный // Филология и лингвистика: проблемы и перспективы : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2013. — С. 5-6. — URL: https://moluch.ru/conf/phil/archive/79/3666/ (дата обращения: 17.12.2024).
—Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Кто не знает эти всем известные строки из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино»? В них поэт описал ту славную пору национальной истории, когда весь народ дал отпор непрошенным врагам, когда каждый, чувствуя себя частицей народа, ощущал себя «богатырем» [3, с.9]. И мы вспомнили о них не случайно.
В 2012 году наша страна отметила памятное событие: 200-летие со дня Победы в Бородинском сражении. Эта поистине грандиозная дата не осталась не замеченной. И средства массовой информации, и музеи, и школы, и библиотеки постарались напомнить нам, взрослым и детям, как важно не только знать свою историю, но и уважать ее, то есть тех людей, которые сделали возможным наше сегодняшнее существование.
В наш стремительно бегущий вперед 21 век актуальны мобильность, способность перестраиваться в быстро меняющихся условиях, но не менее актуальным остается вопрос памяти: а кто мы такие, откуда наши предки, чем мы можем гордиться и что недопустимо забывать.
«История- наставница жизни»,- говорили древние и были правы. Действительно, люди, особенно в сложные и переломные периоды для общества, стремятся отыскать в историческом прошлом ответы на самые злободневные вопросы. Рассказывать о выдающихся соотечественниках, великих полководцах, вспоминать тех, кто «делал» историю,- значит, прививать подрастающему поколению уважение к истории Родины и ее защитникам, чувство гордости за свою страну. Константин Федорович Рылеев писал: «Напоминать юношеству о подвигах предков, знакомить его со светлейшими эпохами народной истории, сдружить любовь к отечеству с первыми впечатлениями памяти — вот верный способ для привития народу сильной привязанности к родине»» [4, с.114]. Поэтому важно учиться любить свое Отечество, а помочь в этом может историческая литература, дающая прекрасные и возвышенные образцы человеческого патриотизма и самоотверженного служения своему народу и государству.
Писатель, как и историк, может воссоздать события и облик прошлого, опираясь на исторические данные, но в то же время он идет по пути творческого вымысла, без которого искусство не было бы искусством. Писатель может изображать не только то, что было, но и то, что могло бы быть. Достаточно вспомнить яркий пример: роман-эпопею Льва Николаевича Толстого «Война и мир», где автор берет за основу войну 1812 года (хотя в процессе работы уходит дальше в прошлое до 1805 года), по-своему осмысливает ее, выводя на первый план частные судьбы героев, влияющих на общий ход истории.
Отражение истории в художественной литературе, глубина постижения художником исторического процесса тесным образом связаны с развитием исторических, социологических и общественных наук, с разработанностью тех или иных исторических тем и проблем в исторической науке, с уровнем обработки исторических источников. Подлинно художественные исторические произведения проникнуты историзмом, дающим объективную оценку и не подстраивающимся в угоду времени и моде. Вместе с этим в них присутствует и народность (ощущение себя как части своего народа), и преемственность (так называемая связь поколений). Поэтому лучшие образцы исторической художественной литературы представляют эстетическую и познавательную ценность. Историческая художественная литература способна не только нарисовать ушедшую эпоху (быт, психологию ее представителей и их деятельность), но способна и эмоционально воздействовать в яркой, живой и образной форме, приобщать к истории широкие круги читателей, в особенности молодежь. Несомненно и то, что историческая художественная литература имеет огромное воспитательное значение, поэтому со времени ее возникновения и развития было разработано множество жанров.
Историческая литература начинается национальным эпосом, который есть практически у любого народа, верящего в непобедимость своих героев и нерушимость границ. Так, русский народ создавал былины, воспевая образы богатырей, чья деятельность направлена на безопасность, могущество и славу Русской земли:
… Вы чините везде такову славу,
Что Святая Русь не пуста стоит,
На Святой Руси есть сильны могучи богатыри.
(Первые подвиги Ильи Муромца)
Былины — это память народа о своем прошлом и его самоутверждение среди других народов. Действительно справедливо замечание, что «у великого народа должны быть великие предки-герои» [1,с.10].
Христианство привносит новые источники, родники исторической литературы, например, расширение за счет житий православных мучеников и святых. Достаточно вспомнить первых русских святых князей Бориса и Глеба, Александра Невского, князя Дмитрия Донского, святого подвижника Сергия Радонежского. Житийная литература положила начало первым историческим биографиям. А художественные биографии выдающихся людей Руси и России- это в высшей степени воспитательная литература, которая давала не только образцы подвижнической жизни, но и утверждала основными ценностями духовные приоритеты, любовь к Отечеству.
Одним из важнейших жанров рукописной исторической литературы Руси были летописи- хроники жизни и деяний государственных деятелей, описания важнейших событий. «Повесть временных лет», «Поучение Владимира Мономаха», «Слово о полку Игореве»- это история государства, страны в лицах и их деяниях.
Новый импульс к развитию исторической литературы для подрастающего поколения в России был дан Н. М. Карамзиным его «Историей государства Российского» (1816–1818). Внимание к русской древности, к корням исторической и духовной жизни было подпитано исторической победой России над Наполеоном в 1812 году (в том числе это и выше упомянутые произведения М. Ю. Лермонтова и Л. Н. Толстого). Показательна «История России в рассказах для детей» А. О. Ишимовой, написанная в форме беседы:
«Милые дети! Вы любите слушать рассказы о храбрых героях и прекрасных царевнах, вас веселят сказки о добрых и злых волшебницах. Но, верно, для вас еще приятнее будет слышать не сказку, а быль, то есть сущую правду? Послушайте же, я расскажу вам о делах ваших предков» [2,с.5].
Несомненно, что автор «Истории» обладает и педагогическим, и художественным, и историческим видением материала.
Историческое в произведениях для детей сочетается с нравственно-назидательным, волшебно-сказочным и приключенческим. Дидактическое не декларируется, но преподносит «пример для подражания», потому что ребенок неосознанно стремится подражать. И сегодня важным остается чтение того, что уже состоялось в литературе. Это произведения и Анатолия Митяева, и Сергея Алексеева, и Василия Яна. У последнего из этих авторов есть замечательный исторический рассказ «Никита и Микитка», в котором говорится о том, как учились боярские и крестьянские дети во времена Ивана Грозного и как Микитка стал учеником русского первопечатника Ивана Федорова (ок. 1510–1583). В талантливо написанных исторических произведениях для детей автор обязательно апеллирует не только к детской осведомленности о каких-то событиях, но и к чувствам персонажа, к сопереживаниям героя и читателя. Очень важна и нравственная составляющая такой литературы: сохранение человеческого в себе возможно при условии памяти, связи поколений «деды-родители-дети». Поэтому руководитель детского чтения, обращаясь к исторической литературе должен помнить об этом и заботиться, чтобы осмысление истории в сознании ребенка происходило правильно.
Литература:
Былины/ Сост., вступ. ст., подгот. текстов и коммент. Ф. М. Селиванова.- М.: Сов. Россия, 1988.- С.10, 109.
Ишимова А. О. История России в рассказах для детей.- СПб., 1993.- С.5.
Лермонтов М. Ю. Избранные сочинения/ Ред. кол.: Беленький Г., Николаев П. и др.; Сост., вступит. Статья и примеч. В.Коровина.- М.: Худож. лит., 1987.- С.9, 110.
Рылеев К. Ф. Предисловие к отдельному изданию «Дум» // Рылеев К. Ф. Сочинения.- М.,1988.- С. 114.
Ян В. Г. Никита и Микитка: Исторический рассказ.- М.: Дет. лит., 1983.-64 с.- (Маленькая историческая б-ка).