Взаимодействие с родителями в группе компенсирующей направленности с ТНР (ОНР) в рамках проектной деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Колесникова, Ю. Н. Взаимодействие с родителями в группе компенсирующей направленности с ТНР (ОНР) в рамках проектной деятельности / Ю. Н. Колесникова, О. Н. Крикунова, Е. А. Сахабутдинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 9.1 (247.1). — С. 99-102. — URL: https://moluch.ru/archive/247/56827/ (дата обращения: 19.10.2024).



Читая авторов, которые хорошо пишут, привыкаешь хорошо говорить

Ф. Вольтер

В данной статье представлен опыт работы по взаимодействию с родителями в группе компенсирующей направленности с ТНР (ОНР) в рамках проектной деятельности при ознакомлении с художественной литературой. Проект «В мире книг» поспособствовал установлению эффективных и конструктивных отношений в процессе коррекционно-развивающей работы.

Данный вопрос, на наш взгляд, недостаточно освещен в современной педагогической литературе. Проблема взаимодействия с родителями в группах компенсирующей направленности остается достаточно актуальной.

Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего, полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, тем содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

В настоящее время отмечается неуклонный рост числа детей с проблемами в речи. Поэтому вопрос комплексного подхода к коррекции речевого и психического развития, укрепления и сохранения детского здоровья является особенно актуальным.

Федеральный государственный образовательный стандарт нацеливает нас:

− на содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником образовательных отношений;

− на создание условий развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;

− на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

Слаженное взаимодействие всех воспитывающих взрослых-

важное условие полноценного развития ребёнка с речевыми нарушениями.

Для нас сотрудничество с родителями является одним из положительных факторов, влияющих на эффективность логопедических занятий. Результаты коррекционной работы во многом зависят от того, насколько в них заинтересованы родители детей с ТНР. Одна из форм работы с детьми и родителями –совместная работа над детско-родительским образовательным проектом

Таким проектом в нашей группе стал проект по ознакомлению с художественной литературой «В мире книг». Данный проект разработан для повышения эффективности взаимодействия учителя-логопеда и педагогов ДОУ с родителями детей старшего дошкольного возраста с ОНР через систему мероприятий в процессе коррекционной работы.

Цель проекта: Развитие речи детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи средствами художественной литературы.

Задачи проекта:

− осуществление тесной взаимосвязи в работе над различными сторонами речи — лексикой, грамматическим строем, звукопроизношением, фонематической стороной;

− расширение и обогащение словарного запаса детей, формирование грамматической строя речи, общих речевых навыков, просодической стороны речи;

− развитие мышления, слухового и зрительного внимания, памяти;

развитие творческих способностей;

− развитие коммуникативных навыков, диалогической речи, обучение рассказыванию знакомых произведений, умение выразительно рассказывать стихотворения;

− воспитание любви к чтению, навыков сотрудничества, взаимодействия, активности, инициативности;

− создавать условия, способствующие взаимодействию и сотрудничеству с воспитателями и родителями детей;

− повышение культуры речи родителей и детей;

− приобщение родителей к семейному чтению литературных произведений.

Ожидаемый результат:

  1. Использование метода проектов в коррекционной работе будет способствовать успешному развитию коммуникативных и творческих способностей детей.
  2. Повышение психолого-педагогической компетенции педагогов и родителей в вопросах речевого развития детей.
  3. Повышение заинтересованности родителей не только в результатах, но и в самом процессе коррекционно-воспитательной работы.

Данный проект состоял из серии мини-проектов, объединённых работой над произведениями одного писателя. Для своей работы мы выбрали произведения К. И. Чуковского, В. Г. Сутеева, Н. И. Носова.

Первым мини-проектом стал «В мире сказок К. И. Чуковского». Выбор произведений этого писателя был не случаен. Эти сказки знакомы каждому из нас с раннего детства. Родители с большим энтузиазмом включились в совместную работу. Подготавливая выставку книг писателя, приносили экземпляры разных изданий. Мы наблюдали за тем, как совместное творчество положительно влияло на сплочение детско-родительского коллектива. В ходе данного проекта было проведено большое количество различных мероприятий. Такие как: выставка книг К. И. Чуковского, конкурс рисунков по произведениям, конкурс чтецов, викторина по произведениям писателя «Путешествие по сказкам К. И. Чуковского», драматизация сказки «Муха-цокотуха», лепка героев сказки «Федорино горе» (коллективная) и другие.

Все это было тесно взаимосвязано с календарно-тематическим планирование группы для детей с ТНР.

Мы отметили, как эмоционально раскрылись наши воспитанники, что повлияло на повышение самооценки и мотивации для дальнейшей работы.

C:\Users\user\Desktop\12 гр\книга сказок.jpgСледующими мини-проектами стали «В мире животных В. Сутеева» и «Мир затей и историй Н. Н. Носова».

В данных проектах была продолжена работа по привлечению родителей к непосредственному участию в коррекционно-развивающей работе группы.

В заключении хотелось бы отметить эффективность проведенной работы, которая выражается в следующем:

Для детей:

− положительная динамика речевого развития;

− развитие коммуникативных навыков;

− удовлетворение от совместного творчества;

− выработка устойчивой мотивации к речевой самореализации.

Для родителей:

− положительная оценка деятельности ДОУ;

− готовность и желание помогать;

− активизация педагогического потенциала родителей,

− приобретение и использование знаний по вопросам речевого развития детей;

− овладение родителями регулярной рефлексии достижений ребенка;

− чувство удовлетворенности от совместного творчества.

− гармонизация детско-родительских отношений.

Для педагогов

− положительный психологический климат между учителем-логопедом и воспитателями;

− заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях;

− удовлетворенность собственной деятельностью;

− повышение профессионального мастерства педагогов по вопросам речевого развития и воспитания детей дошкольного возраста через разнообразные формы и методы работы.

Данная форма работы позволила привлечь родителей к активному участию в коррекционном работе, способствовала установлению между педагогами и родителями доверительных партнерских отношений, осознание родителями своей роли в обучении и воспитании ребенка. В итоге достигнута главная цель этого взаимодействия — обеспечить максимально благоприятные условия для всестороннего и полноценного развития ребёнка.

Литература:

  1. Бабина Е. С. «Партнерство дошкольного образовательного учреждения и семьи в логопедической работе». Логопед 2005 N 5.
  2. Вакуленко, Л. С. Организация взаимодействия учителя-логопеда и семьи [Текст] / Л. С. Вакуленко — СП/б., 2011.
  3. Данилина, Т. А. Взаимодействие дошкольных образовательных учреждений с семьей [Текст] / Т. А. Данилина — М., 2003
  4. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Г. Б. «Логопедия». Екатеринбург, 1998.
Основные термины (генерируются автоматически): коррекционная работа, родитель, родитель детей, совместное творчество, дошкольный возраст, компенсирующая направленность, отношение, проект, психическое развитие, работа, ребенок, речевое развитие, речевое развитие детей, совместная работа, форма работы, художественная литература.


Похожие статьи

Сотрудничество учителя-дефектолога и родителей в процессе коррекционной работы с детьми ОВЗ (ЗПР)

Формирование ИКТ-компетентности школьников в проектно-исследовательской деятельности

Формирование умений учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся в рамках ФГОС на уроке (краткосрочный проект)

Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в процессе работы по развитию связной речи

Особенности непрерывного образования педагога в аспекте развития ИКТ-компетентности

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию на тему «Знакомство дошкольников с Республикой Чувашия» в старшей группе в рамках проектной деятельности

Социально-педагогическая деятельность по формированию социальных навыков у детей дошкольного возраста с ЗПР

Взаимодействие учителя-логопеда и родителей детей с РАС в ходе осуществления коррекционной педагогической работы

Конспект НОД по развитию толерантных качеств у детей в подготовительной группе компенсирующей направленности с ТНР

Подготовка преподавателя вуза к поликультурному воспитанию будущих специалистов туристической отрасли в процессе внеаудиторной деятельности

Похожие статьи

Сотрудничество учителя-дефектолога и родителей в процессе коррекционной работы с детьми ОВЗ (ЗПР)

Формирование ИКТ-компетентности школьников в проектно-исследовательской деятельности

Формирование умений учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся в рамках ФГОС на уроке (краткосрочный проект)

Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в процессе работы по развитию связной речи

Особенности непрерывного образования педагога в аспекте развития ИКТ-компетентности

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию на тему «Знакомство дошкольников с Республикой Чувашия» в старшей группе в рамках проектной деятельности

Социально-педагогическая деятельность по формированию социальных навыков у детей дошкольного возраста с ЗПР

Взаимодействие учителя-логопеда и родителей детей с РАС в ходе осуществления коррекционной педагогической работы

Конспект НОД по развитию толерантных качеств у детей в подготовительной группе компенсирующей направленности с ТНР

Подготовка преподавателя вуза к поликультурному воспитанию будущих специалистов туристической отрасли в процессе внеаудиторной деятельности

Задать вопрос