Преодоление фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников посредством проектного метода через взаимодействие с родителями | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №37 (275) сентябрь 2019 г.

Дата публикации: 14.09.2019

Статья просмотрена: 1355 раз

Библиографическое описание:

Кравчук, Л. А. Преодоление фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников посредством проектного метода через взаимодействие с родителями / Л. А. Кравчук. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 37 (275). — С. 143-144. — URL: https://moluch.ru/archive/275/62344/ (дата обращения: 16.12.2024).



Ключевые слова: метод проектов, фонематические процессы, коррекция, фонетико-фонематическое недоразвитие, речь.

Фонетико-фонематическое недоразвитие — это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. [1, с. 319]

Фонетико-фонематические компоненты являются одними из основополагающих предпосылок в нормальном формировании коммуникативной культуры у ребёнка. Исследования таких специалистов как Р. Е. Левина, В. К. Орфинская, Т. Б. Филичева и др. показали, что основным признаком фонетико-фонематического недоразвития речи (далее ФФНР) является незаконченность процессов становления и дифференциации звуков.

На современном этапе в логопедии открываются новые инновационные педагогические технологии, которые расширяют возможности в коррекционной работе с дошкольниками с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Одной из таких технологий является метод проектов, эффективность которого отмечают многие специалисты. Главное его достоинство заключается в самостоятельном «добывании» знаний детьми: в процессе выполнения практических задач и решения проблем. Ещё одно преимущество, выделенное Конюховой Татьяной Александровной в своей статье, это то, что дошкольники занимают активную позицию, тем самым развивая общие способности — познавательные, коммуникативные и регуляторные. Работая в рамках того или иного проекта, удаётся не только скорректировать недостатки фонематических процессов, но и сформировать устно-речевую базу для овладения элементами грамоты в дошкольный период. [2, с. 172]

Метод проектов осуществляется последовательными этапами организации обучения детей: определяется прошлый опыт ребёнка, а также его возможности, затем следует совместное со взрослыми (воспитателями и родителями) планирование и реализация намеченных планов. При этом проектная деятельность дошкольников с ФФНР предполагает непосредственное участие учителя-логопеда на протяжении всех этапов работы.

Почему важно задействовать в метод проектов родителей? Исследования специалистов показали, что около 60 % дошкольников — это дети с отклонениями в речевом развитии. Включение родителей в процесс проектной деятельности ребёнка позволит создать единое пространство для развития, скоординировать планы родителей и воспитателей, тем самым увеличить эффективность коррекционной работы с дошкольником. [4, с. 63]

Первым или предварительным этапом в проекте можно назвать погружение, когда логопед совместно с воспитателями и родителями определяет речевые и психофизические возможности детей, проводит диагностическое обследование для определения уровня сформированности фонематических процессов. Затем на основании этого формулируются цель, задачи, формы, методы, сроки проекта и предполагаемые результаты его реализации.

Второй этап проекта — это непосредственно практическая деятельность. Здесь важную роль играет работа при участии родителей. Для них проводятся обучающие семинары-практикумы, родительские собрания, а также постоянные консультативные встречи. Педагогами разрабатывается определенный комплекс дидактического материала, картинок-символов, схем, макетов, создаются игры, направленные на формирование фонематических процессов. Протекание данного этапа сопровождается игровыми заданиями, учитывающими развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза; проводятся закрепляющие задания, для более эффективного усвоения навыков; на протяжении данного этапа логопедом проводятся логоритмика и логозарядки. Родители в таких проектах вовлечены в непосредственную деятельность для помощи ребёнку в социализации среди сверстников, для лучшего усвоения материала, для упрощения контакта с учителем-логопедом. Также родители нередко играют ключевую роль на стадии закрепления, когда в домашних условиях с ребенком систематически отрабатываются пройденные схемы и навыки, что делает обучение более эффективным, а также способствует налаживанию контактов в семье. [3, с. 186]

Заключительный третий этап, как правило, относится к мониторингу уровня сформированности фонематических процессов. Детьми и их родителями презентуются результаты деятельности: выполненные задания, придуманные игры и т. п. Педагогами же проводится аналитико-диагностическая работа по выявлению изменений в уровне сформированности фонематических процессов. Даётся оценка проделанной работе не только для детей, но и для всех участников процесса. Данных этап позволяет совершенствовать методы работы с детьми с ФФНР путём устранения ошибок и доработки инструментов, если какие-то являются менее эффективными. Родителям даются рекомендаций по дальнейшей работе с ребёнком в рамках домашнего обучения и подготовки ребёнка к школьному периоду. Также в целом на основе проделанной деятельности разрабатывается дальнейшая стратегия коррекции имеющихся речевых нарушений.

Эффективность метода проектов доказана многими специалистами. Она позволяет не только скорректировать имеющиеся у ребёнка ФФНР, но и способствовать развитию его творческих и умственных способностей. Благодаря совместной работе логопеда, воспитателя и родителей удаётся добиться максимальной продуктивности заявленного метода.

Литература:

  1. Волкова, Л. С. Логопедия: учеб. для вузов / Л. С. Волкова и др. — 3-е изд., перераб. и доп. — М: Гуманитарный издательский центр «Владос», 1998. — 319 с.
  2. Конюхова Т. А. Метод проектов как средство логопедической коррекции фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи / Т. А. Конюхова // Инновационные научные исследования: теория, методология, практика: сб. науч. ст. — Пенза, 2018. — С. 171–173.
  3. Кудрявцева С. В. Использование метода проектов в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с ТНР // Специальное образование. 2015. № XI. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-metoda-proektov-v-korrektsionno-razvivayuschey-rabote-s-doshkolnikami-s-tnr
  4. Семенова Т. Г. Формирование готовности родителей к коррекционно-логопедической работе с детьми с речевыми нарушениями // Вестник СВФУ. 2008. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-gotovnosti-roditeley-k-korrektsionno-logopedicheskoy-rabote-s-detmi-s-rechevymi-narusheniyami
Основные термины (генерируются автоматически): метод проектов, коррекционная работа, процесс, ребенок, родитель, фонетико-фонематическое недоразвитие, фонетико-фонематическое недоразвитие речи.


Похожие статьи

Особенности фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием

Особенности развития навыка чтения у детей младшего школьного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Развитие связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи

Особенность формирования навыка общения у дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье авторы пытаются показать проблемы дошкольников в общении с ОНР.

Обучение и воспитание детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

В данной статье рассматривается коррекционная работа с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Выделены этапы логопедической работы, а также их содержание.

Развитие процесса чтения у детей младшего школьного возраста в онтогенезе

Коррекция нарушений слоговой структуры слова у младших школьников с интеллектуальными нарушениями с использованием ЛЕГО-технологий

Развитие лексической стороны речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи на основе полисенсорного подхода

В статье анализируются результаты экспериментального исследования лексической стороны речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Изучение сформированности фразы 7-й модели по В. И. Балаевой у учащихся первого класса с системной речевой патологией после коррекционной работы

В статье исследуется вопрос сформированности фразы 7-й модели у первоклассников с системной патологией речи по Валерии Ивановне Балаевой, которая предложила модельную систему обучению фразе. 7-я модель отличается от предыдущих тем, что впервые предъя...

Активизация речевого общения старших дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье рассматриваются вопросы активизации речи старших дошкольников с ОНР, анализируются методики, которые в настоящее время пользуются популярностью в работе по активизации речевого общения, выявляется взаимосвязь между речью и мышлением.

Похожие статьи

Особенности фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием

Особенности развития навыка чтения у детей младшего школьного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Развитие связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи

Особенность формирования навыка общения у дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье авторы пытаются показать проблемы дошкольников в общении с ОНР.

Обучение и воспитание детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

В данной статье рассматривается коррекционная работа с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Выделены этапы логопедической работы, а также их содержание.

Развитие процесса чтения у детей младшего школьного возраста в онтогенезе

Коррекция нарушений слоговой структуры слова у младших школьников с интеллектуальными нарушениями с использованием ЛЕГО-технологий

Развитие лексической стороны речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи на основе полисенсорного подхода

В статье анализируются результаты экспериментального исследования лексической стороны речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Изучение сформированности фразы 7-й модели по В. И. Балаевой у учащихся первого класса с системной речевой патологией после коррекционной работы

В статье исследуется вопрос сформированности фразы 7-й модели у первоклассников с системной патологией речи по Валерии Ивановне Балаевой, которая предложила модельную систему обучению фразе. 7-я модель отличается от предыдущих тем, что впервые предъя...

Активизация речевого общения старших дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье рассматриваются вопросы активизации речи старших дошкольников с ОНР, анализируются методики, которые в настоящее время пользуются популярностью в работе по активизации речевого общения, выявляется взаимосвязь между речью и мышлением.

Задать вопрос