Развитие лексической стороны речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи на основе полисенсорного подхода | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №23 (365) июнь 2021 г.

Дата публикации: 04.06.2021

Статья просмотрена: 187 раз

Библиографическое описание:

Клюхина, М. А. Развитие лексической стороны речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи на основе полисенсорного подхода / М. А. Клюхина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 23 (365). — С. 315-317. — URL: https://moluch.ru/archive/365/81978/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье анализируются результаты экспериментального исследования лексической стороны речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Ключевые слова: старшие дошкольники, общее недоразвитие речи, лексический строй речи, полисенсорный подход, ведущая модальность.

Проблема развития лексического строя речи является одной из актуальных в современной логопедии. Овладение словом отражает процесс соотношения мышления и речи в сознании ребенка и во многом определяется уровнем его интеллектуального развития, сформированностью восприятия, памяти и других психических процессов.

Эффективным вариантом работы по развитию лексического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи может рассматриваться полисенсорный подход.

Для решения данной проблемы нами была проведена научно-исследовательская работа цель который заключалась в изучении состояния лексического строя речи и выявлении ведущей модальности старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

В ходе эксперимента принимали участие 15 детей старшего дошкольного возраста (старшая группа) с общим недоразвитием речи, III уровень речевого развития — экспериментальная группа, 15 детей того же возраста без речевых нарушений — контрольная группа

Для изучения уровня развития лексического строя речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи была разработана диагностическая методика на базе методики психолого-логопедического обследования речи, предложенной Г. А. Волковой.

Для исследования пассивного и активного лексического строя речи нами использовался речевой материал, включающий в себя такие части речи как имена существительные, имена прилагательные и глаголы.

Изучение пассивного лексического строя речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи показало, что 73,3 % детей демонстрируют средний уровень, для 26,7 % испытуемых характерным является низкий уровень.

Для обследования данного словаря детям с общим недоразвитием речи были даны следующие задания:

Задание № 1. Понимание обобщающих слов с деталями.

Задание № 2. Понимание названий детенышей домашних и диких животных.

Задание № 3. Понимание слов с противоположным значением.

Типичные ошибки большинства детей в задании № 1 заключались в подборе деталей к обобщающим картинкам. Например, чаще всего дети затруднялись в поиске элементов для обобщающей картинки «Посуда», наиболее успешно справлялись с картинками из серии «Транспорт» и «Животные».

В задании № 2 трудности возникали в подборе следующих картинок детенышей домашних и диких животных: лошадь — жеребенок, корова — теленок, еж — ежонок, овечка — ягненок. Без особых затруднений дети показывали: кошка — котенок, тигр — тигренок, коза — козленок.

Выполняя задание № 3, чаще всего они допускали ошибки при определении следующих противоположных понятий: длинный — короткий, высокий — низкий, влетает — вылетает, широкий — узкий. При выполнении данного задания дошкольники прибегали к помощи экспериментатора, однако иногда эта помощь оказывалась не эффективной.

Исследование пассивного лексического строя речи старших дошкольников без нарушений речи позволило сделать вывод о том, что у 86,7 % детей наблюдается высокий уровень, у 13,3 % испытуемых отмечается средний уровень.

Результаты исследования активного лексического строя речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи показали, что у 53,3 % детей наблюдается низкий уровень, 46,7 % испытуемых демонстрируют средний уровень.

Для данного исследования мы отобрали следующие задания:

Задание № 4. Назвать действие по предъявленному предмету

Задание № 5. Кто как передвигается или в каком состоянии находится

Задание № 6. Подобрать антонимы к словам

Задание № 7. Назвать предметные картинки по темам

Задание № 8. Назвать предметы по описанию

Задание № 9. Подобрать родственные слова

Задание № 10. Подобрать определения к словам

Задание № 11. Подобрать антонимы к словам

Наиболее частыми ошибками в задании № 4 были: ножницами режут, пилой режут, карандашом раскрашивают, молотком бьют, иголкой уколяют. Выполнения задания № 5, не опираясь на изображения, представленные на картинках, дети чаще всего самостоятельно пытались придумать действия для предмета.: кузнечик — сидит, змея — лежит, лошадка — бежит, собака — орет, корова — кричит, мычит.

В задании № 6 дети с трудом подбирали антонимы к действиям. Отмечались замены антонимов слова с частицей «не» (не входит, не закрывает, не встает, не поднимается и т. д.), изменение формы слова (бегут, закрывают, встают), непродуктивное использование других приставок (входит — «переходит», «ползет — уползет»), изменение времени и рода (в прошедшем времени) глагола (входит — входила, встает — вставал, улетает — улетело).

При выполнении задания № 7 чаще всего дошкольники путали фрукты и овощи, посуду и мебель. Некоторые картинки никуда не определяли, ничем это не аргументируя.

Отвечая на предложенные вопросы в задании № 8, дети допускали такие ошибки как: «расчесывают волосы — щеткой», «рисуют красками — карандаши», «вышивают на кольце круглом», «лежит под головой, когда человек спит — одеяло, кровать». Частым явлением было не дослушивание вопросы до конца, что приводило к неправильным ответам.

В задании № 9 при подборе родственных слов, типичными ошибками были следующие: земля — земли, земля — змея, поле — поля, радость — радости, след — следы, скорость — поезд, зима — земля. Чаще дети изменяли только форму слова.

Определения понятий дошкольников с ОНР в задании № 10, отличались неточностью, искажением смысла, обобщенностью, формальностью ответа: «туча — это когда дождь», «море синее, большое», «дорога — по дороге ехать можно», «тигр — полосатый», «зайчик — ушастый» и т. п. Некоторые дети отказались выполнять данное задание.

В поборе антонимов к словам в задании № 11, дети чаще всего для образования антонимов или использовали частицу «не», изменяли форму слова, меняли часть речи и т. д.: неловкий, нехолодный, нечерный, холодно, тупость, толстые, высокие, кислое.

Исследование активного лексического строя речи старших дошкольников без нарушений речи показало, что у 60 % детей отмечается средний уровень, для 40 % дошкольников свойственным выступает высокий уровень.

Результаты первого этапа исследования представлены на диаграмме.

Результаты исследования лексического строя речи старших дошкольников экспериментальной и контрольной группы

Рис. 1. Результаты исследования лексического строя речи старших дошкольников экспериментальной и контрольной группы

Исходя из результатов эксперимента, выделим особенности, характерные для лексического строя речи детей с ОНР:

— ограниченность пассивного и активного словаря;

— понимание обобщающих слов с деталями, названий детенышей домашних и диких животных;

— трудности понимания слов с противоположным значением;

— затруднения в поборе антонимов к словам: замены антонимов слова с частицей «не», изменение формы слова, непродуктивное использование других приставок, изменение времени и рода (в прошедшем времени) глагола;

— затруднения в подборе родственных слов: изменение формы слова (окончания), случайный выбор слов, подбор слов, близких по звучанию и др.;

— определение понятий отличались неточностью, искажением смысла, обобщенностью, формальностью.

Следующим этапом эксперимента было выявление ведущей модальности восприятия у старших дошкольников с общим недоразвитием речи, по методике «Горизонтальная восьмерка» (М. Юнга).

Выявление ведущей модальности восприятия у детей экспериментальной группы позволит в дальнейшем дать рекомендации для работы по развитию лексического строя речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи на основе полисенсорного подхода. Сначала используя в работе ведущую модальность, затем подключая все остальные.

Изучение ведущего типа модальности восприятия у детей с ОНР показал, что для большинства испытуемых характерен визуальный тип модальности, составивший 60 %. Для 26,7 % детей характерен аудиальный тип, у 13,3 % старших дошкольников наблюдается тактильно-кинестетический тип.

Таким образом, для старших дошкольников с общим недоразвитием речи характерным является трудности развития лексического строя речи, преобладающим уровнем у этих детей является низкий. По сравнению с дошкольниками без речевых нарушений, у которых пассивный и активный словарь развит на достаточном уровне, характеризующем норму развития, у детей с общим недоразвитием речи наблюдаются явные затруднения как в развитии пассивного, так и активного словаря. Особенностями развития лексического строя речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи выступают ограниченность как пассивного и активного словаря, трудности понимания слов с противоположным значением, затруднения в поборе антонимов к словам; затруднения в подборе родственных слов и т. д.

Литература:

  1. Антипова Ж. В. Формирование словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи: дис.... канд. пед. наук [Электронный ресурс] URL: http://www.dslib.net/korrekcion-pedagogika/formirovanie-slovarja-u-doshkolnikov-s-obwim-nedorazvitiem-rechi.html (дата обращения: 09.11.2020)
  2. Ванюхина Г. А. Использование полисенсорного восприятия в процессе коррекции связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи: дис.... канд. пед. наук. — Екатеринбург, 2001. — 203 с.
  3. Волкова Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. — СПб.: Детство-Пресс, 2011. — 144 с.
Основные термины (генерируются автоматически): общее недоразвитие речи, задание, ребенок, лексический строй речи, активный словарь, лексический строй речи старших дошкольников, речь старших дошкольников, слово, активный лексический строй, противоположное значение.


Ключевые слова

общее недоразвитие речи, старшие дошкольники, лексический строй речи, полисенсорный подход, ведущая модальность

Похожие статьи

Диагностический этап экспериментальной работы по формированию синтаксической структуры предложения у детей с общим недоразвитием речи III уровня

В данной статье представлены результаты выполненных заданий детьми, определены и описаны уровни сформированности синтаксической структуры предложения у детей с общим недоразвитием речи третьего уровня, доказывающих актуальность проблемы исследования ...

Особенности развития связной диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В статье автор раскрывает особенности диалогической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Особенности коммуникативной компетенции детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В данной статье рассматриваются теоретические аспекты проблемы изучения коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Раскрывается содержание понятия «коммуникативная компетенция» в работах казахстанских и заруб...

Теоретические аспекты формирования социальных представлений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье автор исследует теоретические аспекты формирования социальных представлений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Изучение сформированности фразы 7-й модели по В. И. Балаевой у учащихся первого класса с системной речевой патологией после коррекционной работы

В статье исследуется вопрос сформированности фразы 7-й модели у первоклассников с системной патологией речи по Валерии Ивановне Балаевой, которая предложила модельную систему обучению фразе. 7-я модель отличается от предыдущих тем, что впервые предъя...

Формирование навыка словообразования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В статье рассматриваются особенности формирования навыка словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи, представлены данные опытно-экспериментального исследования, направленного на выявление уровня сформированности навыка словообразовани...

Основные направления эмоционального развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В данной статье раскрывается понятие общего недоразвития речи, описываются основные направления коррекционной работы по эмоциональному воспитанию дошкольников с общим недоразвитием речи.

Влияние стимулирующих средств и приемов на развитие словообразовательных навыков

В статье представлены результаты исследования сформированности навыков словообразования и мнестических процессов у детей с общим недоразвитием речи (III уровень). В констатирующем эксперименте использовались методики Р. И. Лалаевой, Т. Б. Филичевой, ...

Коррекционная работа по формированию навыка использования предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В статье осуществлен анализ исследований по проблеме формирования навыка использования предложно-падежных конструкций. Рассмотрены некоторые аспекты коррекционной работы с использованием игровых упражнений, наглядных пособий и повседневной практики д...

Особенности мышления у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Статья представляет собой краткий анализ таких терминов как общее недоразвитие речи и мышление. В статье рассматриваются результаты исследования особенностей мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Отмечается важнос...

Похожие статьи

Диагностический этап экспериментальной работы по формированию синтаксической структуры предложения у детей с общим недоразвитием речи III уровня

В данной статье представлены результаты выполненных заданий детьми, определены и описаны уровни сформированности синтаксической структуры предложения у детей с общим недоразвитием речи третьего уровня, доказывающих актуальность проблемы исследования ...

Особенности развития связной диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В статье автор раскрывает особенности диалогической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Особенности коммуникативной компетенции детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В данной статье рассматриваются теоретические аспекты проблемы изучения коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Раскрывается содержание понятия «коммуникативная компетенция» в работах казахстанских и заруб...

Теоретические аспекты формирования социальных представлений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье автор исследует теоретические аспекты формирования социальных представлений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Изучение сформированности фразы 7-й модели по В. И. Балаевой у учащихся первого класса с системной речевой патологией после коррекционной работы

В статье исследуется вопрос сформированности фразы 7-й модели у первоклассников с системной патологией речи по Валерии Ивановне Балаевой, которая предложила модельную систему обучению фразе. 7-я модель отличается от предыдущих тем, что впервые предъя...

Формирование навыка словообразования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В статье рассматриваются особенности формирования навыка словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи, представлены данные опытно-экспериментального исследования, направленного на выявление уровня сформированности навыка словообразовани...

Основные направления эмоционального развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В данной статье раскрывается понятие общего недоразвития речи, описываются основные направления коррекционной работы по эмоциональному воспитанию дошкольников с общим недоразвитием речи.

Влияние стимулирующих средств и приемов на развитие словообразовательных навыков

В статье представлены результаты исследования сформированности навыков словообразования и мнестических процессов у детей с общим недоразвитием речи (III уровень). В констатирующем эксперименте использовались методики Р. И. Лалаевой, Т. Б. Филичевой, ...

Коррекционная работа по формированию навыка использования предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В статье осуществлен анализ исследований по проблеме формирования навыка использования предложно-падежных конструкций. Рассмотрены некоторые аспекты коррекционной работы с использованием игровых упражнений, наглядных пособий и повседневной практики д...

Особенности мышления у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Статья представляет собой краткий анализ таких терминов как общее недоразвитие речи и мышление. В статье рассматриваются результаты исследования особенностей мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Отмечается важнос...

Задать вопрос