В статье анализируются результаты экспериментального исследования лексической стороны речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Ключевые слова: старшие дошкольники, общее недоразвитие речи, лексический строй речи, полисенсорный подход, ведущая модальность.
Проблема развития лексического строя речи является одной из актуальных в современной логопедии. Овладение словом отражает процесс соотношения мышления и речи в сознании ребенка и во многом определяется уровнем его интеллектуального развития, сформированностью восприятия, памяти и других психических процессов.
Эффективным вариантом работы по развитию лексического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи может рассматриваться полисенсорный подход.
Для решения данной проблемы нами была проведена научно-исследовательская работа цель который заключалась в изучении состояния лексического строя речи и выявлении ведущей модальности старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
В ходе эксперимента принимали участие 15 детей старшего дошкольного возраста (старшая группа) с общим недоразвитием речи, III уровень речевого развития — экспериментальная группа, 15 детей того же возраста без речевых нарушений — контрольная группа
Для изучения уровня развития лексического строя речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи была разработана диагностическая методика на базе методики психолого-логопедического обследования речи, предложенной Г. А. Волковой.
Для исследования пассивного и активного лексического строя речи нами использовался речевой материал, включающий в себя такие части речи как имена существительные, имена прилагательные и глаголы.
Изучение пассивного лексического строя речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи показало, что 73,3 % детей демонстрируют средний уровень, для 26,7 % испытуемых характерным является низкий уровень.
Для обследования данного словаря детям с общим недоразвитием речи были даны следующие задания:
Задание № 1. Понимание обобщающих слов с деталями.
Задание № 2. Понимание названий детенышей домашних и диких животных.
Задание № 3. Понимание слов с противоположным значением.
Типичные ошибки большинства детей в задании № 1 заключались в подборе деталей к обобщающим картинкам. Например, чаще всего дети затруднялись в поиске элементов для обобщающей картинки «Посуда», наиболее успешно справлялись с картинками из серии «Транспорт» и «Животные».
В задании № 2 трудности возникали в подборе следующих картинок детенышей домашних и диких животных: лошадь — жеребенок, корова — теленок, еж — ежонок, овечка — ягненок. Без особых затруднений дети показывали: кошка — котенок, тигр — тигренок, коза — козленок.
Выполняя задание № 3, чаще всего они допускали ошибки при определении следующих противоположных понятий: длинный — короткий, высокий — низкий, влетает — вылетает, широкий — узкий. При выполнении данного задания дошкольники прибегали к помощи экспериментатора, однако иногда эта помощь оказывалась не эффективной.
Исследование пассивного лексического строя речи старших дошкольников без нарушений речи позволило сделать вывод о том, что у 86,7 % детей наблюдается высокий уровень, у 13,3 % испытуемых отмечается средний уровень.
Результаты исследования активного лексического строя речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи показали, что у 53,3 % детей наблюдается низкий уровень, 46,7 % испытуемых демонстрируют средний уровень.
Для данного исследования мы отобрали следующие задания:
Задание № 4. Назвать действие по предъявленному предмету
Задание № 5. Кто как передвигается или в каком состоянии находится
Задание № 6. Подобрать антонимы к словам
Задание № 7. Назвать предметные картинки по темам
Задание № 8. Назвать предметы по описанию
Задание № 9. Подобрать родственные слова
Задание № 10. Подобрать определения к словам
Задание № 11. Подобрать антонимы к словам
Наиболее частыми ошибками в задании № 4 были: ножницами режут, пилой режут, карандашом раскрашивают, молотком бьют, иголкой уколяют. Выполнения задания № 5, не опираясь на изображения, представленные на картинках, дети чаще всего самостоятельно пытались придумать действия для предмета.: кузнечик — сидит, змея — лежит, лошадка — бежит, собака — орет, корова — кричит, мычит.
В задании № 6 дети с трудом подбирали антонимы к действиям. Отмечались замены антонимов слова с частицей «не» (не входит, не закрывает, не встает, не поднимается и т. д.), изменение формы слова (бегут, закрывают, встают), непродуктивное использование других приставок (входит — «переходит», «ползет — уползет»), изменение времени и рода (в прошедшем времени) глагола (входит — входила, встает — вставал, улетает — улетело).
При выполнении задания № 7 чаще всего дошкольники путали фрукты и овощи, посуду и мебель. Некоторые картинки никуда не определяли, ничем это не аргументируя.
Отвечая на предложенные вопросы в задании № 8, дети допускали такие ошибки как: «расчесывают волосы — щеткой», «рисуют красками — карандаши», «вышивают на кольце круглом», «лежит под головой, когда человек спит — одеяло, кровать». Частым явлением было не дослушивание вопросы до конца, что приводило к неправильным ответам.
В задании № 9 при подборе родственных слов, типичными ошибками были следующие: земля — земли, земля — змея, поле — поля, радость — радости, след — следы, скорость — поезд, зима — земля. Чаще дети изменяли только форму слова.
Определения понятий дошкольников с ОНР в задании № 10, отличались неточностью, искажением смысла, обобщенностью, формальностью ответа: «туча — это когда дождь», «море синее, большое», «дорога — по дороге ехать можно», «тигр — полосатый», «зайчик — ушастый» и т. п. Некоторые дети отказались выполнять данное задание.
В поборе антонимов к словам в задании № 11, дети чаще всего для образования антонимов или использовали частицу «не», изменяли форму слова, меняли часть речи и т. д.: неловкий, нехолодный, нечерный, холодно, тупость, толстые, высокие, кислое.
Исследование активного лексического строя речи старших дошкольников без нарушений речи показало, что у 60 % детей отмечается средний уровень, для 40 % дошкольников свойственным выступает высокий уровень.
Результаты первого этапа исследования представлены на диаграмме.
Рис. 1. Результаты исследования лексического строя речи старших дошкольников экспериментальной и контрольной группы
Исходя из результатов эксперимента, выделим особенности, характерные для лексического строя речи детей с ОНР:
— ограниченность пассивного и активного словаря;
— понимание обобщающих слов с деталями, названий детенышей домашних и диких животных;
— трудности понимания слов с противоположным значением;
— затруднения в поборе антонимов к словам: замены антонимов слова с частицей «не», изменение формы слова, непродуктивное использование других приставок, изменение времени и рода (в прошедшем времени) глагола;
— затруднения в подборе родственных слов: изменение формы слова (окончания), случайный выбор слов, подбор слов, близких по звучанию и др.;
— определение понятий отличались неточностью, искажением смысла, обобщенностью, формальностью.
Следующим этапом эксперимента было выявление ведущей модальности восприятия у старших дошкольников с общим недоразвитием речи, по методике «Горизонтальная восьмерка» (М. Юнга).
Выявление ведущей модальности восприятия у детей экспериментальной группы позволит в дальнейшем дать рекомендации для работы по развитию лексического строя речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи на основе полисенсорного подхода. Сначала используя в работе ведущую модальность, затем подключая все остальные.
Изучение ведущего типа модальности восприятия у детей с ОНР показал, что для большинства испытуемых характерен визуальный тип модальности, составивший 60 %. Для 26,7 % детей характерен аудиальный тип, у 13,3 % старших дошкольников наблюдается тактильно-кинестетический тип.
Таким образом, для старших дошкольников с общим недоразвитием речи характерным является трудности развития лексического строя речи, преобладающим уровнем у этих детей является низкий. По сравнению с дошкольниками без речевых нарушений, у которых пассивный и активный словарь развит на достаточном уровне, характеризующем норму развития, у детей с общим недоразвитием речи наблюдаются явные затруднения как в развитии пассивного, так и активного словаря. Особенностями развития лексического строя речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи выступают ограниченность как пассивного и активного словаря, трудности понимания слов с противоположным значением, затруднения в поборе антонимов к словам; затруднения в подборе родственных слов и т. д.
Литература:
- Антипова Ж. В. Формирование словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи: дис.... канд. пед. наук [Электронный ресурс] URL: http://www.dslib.net/korrekcion-pedagogika/formirovanie-slovarja-u-doshkolnikov-s-obwim-nedorazvitiem-rechi.html (дата обращения: 09.11.2020)
- Ванюхина Г. А. Использование полисенсорного восприятия в процессе коррекции связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи: дис.... канд. пед. наук. — Екатеринбург, 2001. — 203 с.
- Волкова Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. — СПб.: Детство-Пресс, 2011. — 144 с.