Метод экспериментирования — творческий процесс познания окружающего мира | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №9 (247) март 2019 г.

Дата публикации: 17.03.2019

Статья просмотрена: 21 раз

Библиографическое описание:

Денисова, Ю. Н. Метод экспериментирования — творческий процесс познания окружающего мира / Ю. Н. Денисова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 9.1 (247.1). — С. 59-65. — URL: https://moluch.ru/archive/247/56794/ (дата обращения: 19.11.2024).



В настоящее время, в период обновления системы дошкольного воспитания, вопросам охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, полноценного развития личности ребенка уделяется особое внимание. Чтобы дети были здоровы, необходимо научить их самих осознанному отношению к своему здоровью и воспитывать в них потребность к здоровому образу жизни. Семья и дошкольное учреждение — два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие.

От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.

В. А. Сухомлинский

Введение. В последнее десятилетие по исследуемой проблеме появился ряд работ, представляющих определенный научный интерес. Вопросы сохранения здоровья, оздоровления и развития ребенка нашли свое отражение в научных трудах Е. А. Аркина, М. Н. Алиева, С. П. Кожина. [2, с. 58]

Современные специалисты А. А. Кисель, О. Н. Булычёва, В. И. Молчанов считают, что наиболее сильно страдает от отсутствия или дефицита физических упражнений детский организм, поскольку двигательная активность стимулирует рост и развитие не только здорового, но и больного ребенка. [3, с. 302]

В работах учёных В. М. Бехтерева, П. Ф. Лесгафта, И. М. Сеченова установлено, что полноценное физическое развитие с самого раннего возраста способствует формированию нервной системы, строению и функций опорно-двигательного аппарата и внутренних органов. [1, с. 45]

В дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, долголетия и гармоничного физического развития. И хотя это развитие является закономерным биологическим процессом, однако на него необходимо воздействовать в нужном направлении, исходя из психофизиологических особенностей ребенка. [4, с. 25]

Правильно организованное физическое воспитание в саду и дома способствует формированию хорошего телосложения, предупреждению различных заболеваний, улучшает деятельность внутренних органов и систем детского организма.

У детей дошкольного возраста необходимо сформировать навыки выполнения упражнений основной гимнастики (строевые, общеразвивающие упражнения, основные движения-ходьба, бег, упражнения в равновесии, лазанье, ползание, метание, прыжки), спортивных упражнений (ходьба на лыжах, катание на коньках, санках, велосипедах, плавание). Кроме того, следует научить детей играть в игры с элементами спортивных игр (теннис, бадминтон, городки, волейбол, баскетбол, хоккей, футбол и др.). Наряду с формированием двигательных навыков у детей с первых дней жизни необходимо развивать физические качества (ловкость, быстроту, гибкость, силу, выносливость, равновесие и др.).

Целью нашего исследования является повышение интереса и эффективности образовательного процесса по физической культуре путем совершенствования организационно-методических компонентов и взаимосвязь дошкольного учреждения с семьей.

Практическая значимость исследования заключается в его использовании в образовательном процессе для повышения активности родителей и привлечения их внимания к данному вопросу. Это позволяет вовлечь их в откровенный разговор и обмен мнениями, активизируют принятие участия родителей в физкультурном воспитании детей, создает доброжелательный настрой.

Насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно. Поэтому роль семьи в воспитании и развитии ребенка также нельзя недооценивать.

Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие-не умеют это делать, третьи-не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения, которое играет важную роль в развитии ребенка. Здесь он получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность, развиваться физически, получает теоретические знания в различных областях.

Особенно актуальной в настоящее время является проблема взаимодействия образовательного учреждения и родителей по формированию семейных традиций, передаваемых младшему поколению в различных формах физического воспитания, а также создание адекватной возрасту и индивидуальным особенностям ребенка предметно-развивающей среды в домашних условиях.

Существуют разнообразные формы работы с родителями: коллективные, индивидуальные, наглядно-информационные. Желателен творческий неформальный подход педагогов к вопросу организации взаимодействия с родителями. Важно помнить, что родителям необходима не только теоретическая информация, но, что главное, практические навыки. Поэтому целесообразно организовывать различные практикумы для родителей, где они могут приобрести определённый педагогический опыт.

В нашем саду мы активно проводим совместные мероприятия педагогов и родителей:

− Родительские собрания;

− Консультации;

− Беседы;

− «Родительский университет» — клуб для родителей;

− Педагогические советы;

− Совместные мероприятия педагогов, родителей и детей:

− Дни открытых дверей;

− Спортивные праздники и викторины;

− Оформление стенгазеты;

− Проведение мастер-классов;

− Флэш-мобы;

− Оформление групп;

− Участие в различных городских спортивных мероприятиях.

Для того чтобы узнать отношение родителей к занятиям физической культурой в семье и ведение здорового образа жизни мы провели их анкетирование, в котором приняли участие 226 человек. Эксперимент проходил в течение учебного года 2017–2018. Анализ результатов проводился путем подсчета процентного соотношения полученных ответов на вопросы анкеты (таблица 1).

Таблица 1

Вопросы

До эксперимента

После эксперимента

да (часто)

нет (редко)

да (часто)

нет (редко)

1.

Ведете ли вы здоровый образ жизни?

24 %

46 %

32 %

40 %

2.

Как много ваш ребенок проводит времени на улице в выходной день?

54 %

45 %

68 %

26 %

3.

Интересуется ли ваш ребенок спортивными играми, пособиями?

15 %

70 %

38 %

51 %

4.

Установлен ли для вашего ребенка дома режим дня? Соблюдает ли он его?

19 %

64 %

42 %

40 %

5.

Проводите ли с детьми дома закаливающие мероприятия?

10 %

81 %

37 %

54 %

6.

Знаете ли вы основные принципы и методы закаливания?

12 %

78 %

49 %

21 %

7.

Есть ли у вас физкультурное оборудование и спортивный инвентарь дома?

17 %

77 %

40 %

48 %

8.

Посещает какую-либо спортивную секцию ваш ребенок?

35 %

65 %

57 %

43 %

9.

Часто ли болел Ваш ребенок в течение года?

61 %

30 %

47 %

40 %

10.

Как часто вы уделяете внимание укреплению здоровья своего ребенка?

42 %

51 %

68 %

29 %

11.

Часто вы сами занимаетесь физкультурой в свободное время?

22 %

67 %

36 %

53 %

12.

Выполняете вы с детьми утреннюю гимнастику?

14 %

83 %

41 %

47 %

Анализируя результаты анкетирования, мы пришли к выводу, что наши совместные мероприятия с родителями приносят положительные результаты. Это видно из % соотношения ответов. Не может не радовать тот факт, что у родителей вырабатывается потребность и желание совместного активного отдыха с детьми и появляется осознание, для чего нужны занятия по физической культуре, закаливание и ведения здорового образа жизни.

Выводы. Создание благоприятных педагогических условий для физического воспитания детей только в рамках дошкольного учреждения не является достаточно эффективной мерой. Ведь часть времени активного бодрствования дети проводят в семье, и на родителей ложится особая ответственность за организацию физкультурно-оздоровительной работы с ними. Практика доказывает, что семья играет определяющую роль в формировании личности ребенка. Поэтому особое внимание следует уделить разнообразным формам по вовлечению родителей в физкультурно-образовательный процесс.

Таким образом, целенаправленная система социального партнерства детского сада и семьи позволит сформировать основы физической культуры и культуры здоровья, подготовить к школьной жизни не только детей, но и родителей, будет способствовать созданию условий для самореализации родительского потенциала.

Литература:

  1. Данилина Т. А. Взаимодействие дошкольных образовательных учреждений с семьей: монография. — М.: Айрис-пресс, 2012.
  2. Доскин В. А., Голубева Л. Г. Растем здоровыми: Пособие для воспитателей, родителей и инструкторов физкультуры.-М.: Просвещение, 2003.-110с.
  3. Маханева М. Д. Работа дошкольного образовательного учреждения с семьей по воспитанию здорового ребенка//Здоровье и физическое развитие детей дошкольных образовательных учреждениях: проблемы и пути оптимизации: Материалы Всероссийского совещания. -М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002. — 302с.
  4. Прищепа С. С., Шатверян Т. С. «Сотрудничество ДОУ и семьи в физическом воспитании детей раннего и дошкольного возраста». — ТЦ «Сфера», М.:2013
Основные термины (генерируются автоматически): дошкольное учреждение, Ваш ребенок, здоровый образ жизни, ребенок, родитель, физическая культура, образовательный процесс, развитие ребенка, детский организм, дошкольный возраст.


Похожие статьи

Образовательный маршрут «Экскурсии выходного дня» как современная форма взаимодействия семьи и ДОУ в условиях ФГОС

В данной работе описан опыт исследовательской деятельности старших дошкольников, социально-коммуникативное развитие, развитие познавательной инициативы и творческих способностей.

Развитие у дошкольников навыков и умений экспериментально-исследовательской деятельности

В статье представлен опыт работы в организации экспериментально-исследовательской деятельности, приводятся примеры работы с детьми в данном направлении, подчёркивается необходимость создания соответствующей развивающей предметно-пространственной сред...

Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами занимательной математики через организацию кружка

Для успешной подготовки детей к обучению в школе необходимы не столько определенные знания, сколько умение логически мыслить. Статья содержит занимательный материал, способствующий активизации мыслительных процессов. Представлен опыт использования ра...

Развитие творческой познавательной активности воспитанников через исследовательскую и проектную деятельность

В статье описывается опыт автора в формировании самостоятельной творческой личности. Одной из технологий, способствующих творческой самореализации воспитанников, является исследовательская и проектная деятельность.

Метод моделирования в слушании музыки у детей дошкольного возраста как основа для развития мышления, образности, наглядности и зрительных представлений

В статье рассматривается проблема развития осознанного восприятия музыки у детей дошкольного возраста. Представлен практический опыт развития осознанного восприятия музыки с применением метода моделирования музыкального произведения.

Индивидуализация образовательной деятельности как эффективный фактор развития речи у детей раннего возраста

В статье раскрыты особенности и возможности использования дидактических игр и упражнений в развитии связной речи детей раннего возраста. Представлена система индивидуальных и подгрупповых занятий по развитию речи, через дидактические игры и пособия, ...

Исследовательская деятельность как средство развития интеллектуальных способностей младших школьников

Авторы статьи делятся практическим опытом организации исследовательской работы с учащимися начальной школы; на основе анализа теоретических источников и собственного практического опыта отмечают влияние исследовательской деятельности на развитие инте...

Интеллектуальный ресурс современного студенчества в траектории развития общества

В статье рассмотрен комплексный подход к организации научно-исследовательской работы студентов, предусматривающий организацию систематической работы по повышению исследовательской культуры, приобщения к исследовательскому труду студентов с целью восп...

Организация художественно-эстетического восприятия, как способ обогащения детского творчества

В статье представлен опыт организации работы по развитию художественно-эстетического восприятия у детей старшего дошкольного возраста в ходе НОД. Обозначена роль восприятия, как одного из компонентов по обогащению детского творчества и развития когни...

Игра как основное средство социально-коммуникативного развития дошкольников

В статье рассматривается проблема социально-коммуникативного развития дошкольников, которая решается через игру, в результате чего происходит освоение общественных норм и нравственных ценностей, формируется социальный и личностный опыт.

Похожие статьи

Образовательный маршрут «Экскурсии выходного дня» как современная форма взаимодействия семьи и ДОУ в условиях ФГОС

В данной работе описан опыт исследовательской деятельности старших дошкольников, социально-коммуникативное развитие, развитие познавательной инициативы и творческих способностей.

Развитие у дошкольников навыков и умений экспериментально-исследовательской деятельности

В статье представлен опыт работы в организации экспериментально-исследовательской деятельности, приводятся примеры работы с детьми в данном направлении, подчёркивается необходимость создания соответствующей развивающей предметно-пространственной сред...

Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами занимательной математики через организацию кружка

Для успешной подготовки детей к обучению в школе необходимы не столько определенные знания, сколько умение логически мыслить. Статья содержит занимательный материал, способствующий активизации мыслительных процессов. Представлен опыт использования ра...

Развитие творческой познавательной активности воспитанников через исследовательскую и проектную деятельность

В статье описывается опыт автора в формировании самостоятельной творческой личности. Одной из технологий, способствующих творческой самореализации воспитанников, является исследовательская и проектная деятельность.

Метод моделирования в слушании музыки у детей дошкольного возраста как основа для развития мышления, образности, наглядности и зрительных представлений

В статье рассматривается проблема развития осознанного восприятия музыки у детей дошкольного возраста. Представлен практический опыт развития осознанного восприятия музыки с применением метода моделирования музыкального произведения.

Индивидуализация образовательной деятельности как эффективный фактор развития речи у детей раннего возраста

В статье раскрыты особенности и возможности использования дидактических игр и упражнений в развитии связной речи детей раннего возраста. Представлена система индивидуальных и подгрупповых занятий по развитию речи, через дидактические игры и пособия, ...

Исследовательская деятельность как средство развития интеллектуальных способностей младших школьников

Авторы статьи делятся практическим опытом организации исследовательской работы с учащимися начальной школы; на основе анализа теоретических источников и собственного практического опыта отмечают влияние исследовательской деятельности на развитие инте...

Интеллектуальный ресурс современного студенчества в траектории развития общества

В статье рассмотрен комплексный подход к организации научно-исследовательской работы студентов, предусматривающий организацию систематической работы по повышению исследовательской культуры, приобщения к исследовательскому труду студентов с целью восп...

Организация художественно-эстетического восприятия, как способ обогащения детского творчества

В статье представлен опыт организации работы по развитию художественно-эстетического восприятия у детей старшего дошкольного возраста в ходе НОД. Обозначена роль восприятия, как одного из компонентов по обогащению детского творчества и развития когни...

Игра как основное средство социально-коммуникативного развития дошкольников

В статье рассматривается проблема социально-коммуникативного развития дошкольников, которая решается через игру, в результате чего происходит освоение общественных норм и нравственных ценностей, формируется социальный и личностный опыт.

Задать вопрос