Построение образовательного процесса в условиях реализации ФГОС с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся | Статья в журнале «Молодой ученый»

Библиографическое описание:

Алямшина Н. Х., Кобелькова Т. С., Рубина Е. В. Построение образовательного процесса в условиях реализации ФГОС с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся // Молодой ученый. — 2019. — №8. — С. 157-159. — URL https://moluch.ru/archive/246/56708/ (дата обращения: 26.03.2019).



Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения указывают на необходимость организации процесса познания, а не преподавания, как это было до сих пор при традиционном обучении. Методологической основой Стандарта является системно-деятельностный подход, который обеспечивает:

− формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию;

− проектирование и конструирование развивающей образовательной среды образовательного учреждения;

− активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

− построение образовательного процесса с учётом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся [7].

Диктуется необходимость оптимального использования современных образовательных технологий с учётом уровня развития класса в целом и каждого ученика в частности. Необходимо научить школьников добывать знания, развивать средствами обучения их интеллектуальные, коммуникативные, творческие умения, формировать научное мировоззрение. С целью повышения эффективности образовательного процесса, качественного усвоения образовательного стандарта по биологии и географии, снижения перегрузки учащихся мы используем активные формы обучения и применяем в урочной деятельности следующие технологии:

− технологии дифференциации и индивидуализации;

− научно-исследовательская и проектная деятельность;

− технологии проблемного обучения;

− технологии здоровьесберегающего обучения;

− игровые технологии;

− информационные технологии:

− презентации.

Используемые технологии ориентированы на активизацию учебно-воспитательного процесса, развитие творческого потенциала личности каждого обучающегося, развитие навыков коллективного взаимодействия.

Особое значение в обучении уделяется технологии дифференциации и индивидуализации, как одному из условий реализации личностно-ориентированного подхода в обучении биологии и географии.

Главной целью дифференциации является преодоление, сглаживание противоречия между усредненным подходом ко всем обучающимся и индивидуальностью каждого ребенка. Дифференцированным считается такой учебно-воспитательный процесс, для которого характерен учет типичных индивидуальных различий обучающихся.

Дифференцированный подход к школьникам позволяет каждому ребенку работать в индивидуальном темпе, в своей зоне развития, что обеспечивает чувство психологической комфортности для каждого ребенка, способствует повышению интереса к учебной деятельности, формирует положительную мотивацию учения. В работе для реализации индивидуально — дифференцированного подхода мы применяем его в нескольких направлениях:

− при опросе и актуализации знаний;

− при изложении нового материала;

− при закреплении изученного материала;

− при определении домашнего задания;

− при выполнении практических работ.

− на этапе контроля (при проведении проверочных и контрольных работ).

При опросе и актуализации знанийучитывается уровень подготовленности обучающихся. У доски работают более сильные ученики. Очень часто дети отвечают письменно.

Обучающиеся с низким уровнем знаний выполняют задания, используя алгоритмы или записи в тетради. Правильность выполнения задания проверяется детьми с высоким уровнем. Обучающиеся со средней мотивацией не только выполняют задание, но и объясняют свои действия, отвечают на дополнительные вопросы учителя и учеников. Ученики с высоким уровнем знаний излагают найденный дополнительный материал и выполняют задание творческого характера. (Например, показывают презентации, созданные дома по вопросам домашнего задания).

При изложении нового материала часто работаем с материалом учебника, при этом: обучающиеся с низким уровнем знаний выполняют при этом простые задания — находят готовую информацию в таблицах, схемах и объясняют их; обучающиеся со средним уровнем знаний анализируют, сравнивают и систематизируют полученную информацию; обучающиеся с высоким уровнем знаний самостоятельно находят способы решения поставленной задачи и делают выводы.

Биология 8 класс

Тема: «Мочевыделительная система». 8 класс

1 уровень.

  1. Прочитать параграф «Строение и функции почек».
  2. Записать порядок органов мочевыделительной системы.
  3. Зарисовать строение почки и подписать её части.

2 уровень.

  1. Прочитать параграф «Строение и функции почек». Ответить на вопросы.
  2. Проследите путь мочи от почек до мочеиспускательного канала.
  3. Почему клетки крови и белки не могут попасть в почечный каналец?

3 уровень.

  1. Прочитать параграф «Строение и функции почек». Ответить на вопросы.
  2. Заполнить таблицу:

Орган мочевыделительной системы

Строение органа

Функция.

География 9 класс

Тема: Обобщающий урок по теме «Центральная Россия».

1 уровень.

Цифровой диктант «Правильно? Неправильно?»

  1. В состав Волго-Вятского района входят три области и две республики.
  2. Нижний Новгород — город-миллионер.
  3. Центральная Россия — это основной сельскохозяйственный район.
  4. Отрасли специализации района — машиностроение, химическая и лесная промышленность.
  5. Ресурсы района — торф, строительные материалы, фосфориты.

2 уровень.

  1. Обозначить на контурной карте все города, которые входят в состав Центральной России.
  2. Какие отрасли развиваются в этих городах?

3 уровень.

  1. Проект «Возрождение сельских поселений Волго-Вятского района».
  2. Какие условия необходимы для воплощения проекта в жизнь?

При закрепленииизученного материала:

обучающиеся с низким уровнем мотивации получают задания аналогичные предложенным в тексте; обучающиеся со средним уровнем мотивации получают задания на применение имеющихся знаний в новой ситуации; обучающиеся с высоким уровнем мотивации выполняют задания творческого характера.

Для домашнего заданияупражнения подбираются также дифференцированно.

Самое простое задание — репродуктивного характера.

Более сложное — задание, требующее применения знаний в новой ситуации.

Наиболее сложные — творческие задания.

Например, подготовка небольшого сообщения по предложенным им заданиям, работа с дополнительными источниками информации по данной теме, поиск информации в интернет-ресурсах и книгах, подготовить небольшую презентацию и т. д.

При проведении практических работ индивидуально-дифференцированный подход заключается в заданиях разной сложности:

  1. обучающиеся, имеющие пробелы в знаниях, выполняют работу по инструктивным карточкам, описывают наблюдения.
  2. обучающиеся, имеющие достаточный уровень знаний, выполняют работу, записывают наблюдения, самостоятельно объясняют их, делают выводы.

Разноуровневые контрольные работы по биологии и географии учитывают индивидуальные особенности школьников, предоставляют возможность самостоятельно выбирать задания разной степени сложности.

Итак, при таком подходе можно уделять больше времени отстающим ученикам, не упуская из виду сильных, создавая благоприятные условия для развития всех и каждого, в соответствии с их способностями и возможностями, особенностями их психического развития, характера.

Литература:

  1. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5–11 классы. — М.: Дрофа,2009
  2. Рабочие программы по биологии 10–11 классы по программам И. Б. Агафоновой, В. И. Сивоглазова, В. Б. Захарова; Г. М. Дымшица, О. В. Саблиной — М.: «Планета», 2011
  3. Репп, Г. Р. Современные педагогические технологии. ИКТ технологии. Выпуск-18.02.2013 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola
  4. Малышева Г. И. Современные педагогические технологии как средство повышения эффективности процесса обучения.
  5. Лакоценина Т. П., Алимова Е. Е. Современный урок. Инновационные уроки. — Издательство «Учитель» 2007 г.
  6. «Материалы городской педагогической научно-практической конференции» (г. Астрахань, 26 февраля 2010 г.). Издательство ОГОУДПОАИПКП 2010 г.
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Доступ к электронному ресурсу: http://window.edu.ru/resource/768/72768/files/FGOS_OO.pdf.
Основные термины (генерируются автоматически): задание, обучающийся, уровень знаний, работа, Волго-Вятский район, Центральная Россия, домашнее задание, образовательный процесс, творческий характер, учебно-воспитательный процесс.


Похожие статьи

Разноуровневое и дифференцированное обучение как фактор...

Выполнение учащимися заданий этого уровня отвечает минимальным установкам

Если учащиеся, ориентируясь в учебном материале по случайным признакам (узнавание

Некоторые преподаватели боятся, как бы в процессе разделения по группам к ученикам не...

Разноуровневые задания как средство оценивания в процессе...

Задания творческого уровня оценивают и диагностируют умения интегрировать знания различных областей, аргументировать собственную точку зрения. Предлагаются следующие варианты заданий: Какие высказывания великих людей подходят к содержанию текста?

Образовательные технологии на уроках географии в условиях...

Творческий процесс, который имеет место при работе над проектом, дает возможность по-новому взглянуть на материал, систематизировать

Коллективная работа наиболее удачно осуществляется при работе в группах, когда предлагаются одинаковые проблемные задания...

Роль внеаудиторной самостоятельной работы в формировании...

Организация самостоятельной работы курсантов как дидактической единицы процесса обучения

Переход на более высокий уровень усвоения — уровень применения знаний — требует

Уровень знаний и умений, приобретенных в процессе самостоятельной работы...

Применение творческих заданий в учебном процессе

учебный процесс, тип заданий, задание, содержание, студент, предполагаемое занятие, конечный результат, умение, учебно-познавательная деятельность студентов, творческий характер.

Управление самостоятельной деятельностью учащихся в ходе...

Учащиеся выполняют задание самостоятельно, затем проверяют свою работу по

С целью развития мышления, творческих способностей учащихся провожу уроки решения задач

Они интересны по содержанию, позволяют активировать учебный процесс, помогают учащимся...

Разноуровневые задания при реализации уровневой...

При подборе заданий учитываю уровни усвоения знаний учащимися: репродуктивный, реконструктивный, вариативный, поисковый, творческий. Групповая–на этапах повторения и обобщения знаний по нескольким темам курса, а также на этапе контроля знаний.

Формирование результативной самостоятельной работы...

В любом образовательном процессе самостоятельная работа студентов является видом

Их применение позволяет активизировать учебно-воспитательный процесс, осуществить

Учебно-познавательная деятельность студента (УПДС) — целенаправленное, управляемое...

Методические особенности построения процесса обучения...

Принцип этнокультурной направленности учебно-воспитательного процесса в национальных школах позволяет полнее учитывать условия социально-культурной среды, воспитательный потенциал народной педагогики и этнопсихологические особенности учащихся при...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Разноуровневое и дифференцированное обучение как фактор...

Выполнение учащимися заданий этого уровня отвечает минимальным установкам

Если учащиеся, ориентируясь в учебном материале по случайным признакам (узнавание

Некоторые преподаватели боятся, как бы в процессе разделения по группам к ученикам не...

Разноуровневые задания как средство оценивания в процессе...

Задания творческого уровня оценивают и диагностируют умения интегрировать знания различных областей, аргументировать собственную точку зрения. Предлагаются следующие варианты заданий: Какие высказывания великих людей подходят к содержанию текста?

Образовательные технологии на уроках географии в условиях...

Творческий процесс, который имеет место при работе над проектом, дает возможность по-новому взглянуть на материал, систематизировать

Коллективная работа наиболее удачно осуществляется при работе в группах, когда предлагаются одинаковые проблемные задания...

Роль внеаудиторной самостоятельной работы в формировании...

Организация самостоятельной работы курсантов как дидактической единицы процесса обучения

Переход на более высокий уровень усвоения — уровень применения знаний — требует

Уровень знаний и умений, приобретенных в процессе самостоятельной работы...

Применение творческих заданий в учебном процессе

учебный процесс, тип заданий, задание, содержание, студент, предполагаемое занятие, конечный результат, умение, учебно-познавательная деятельность студентов, творческий характер.

Управление самостоятельной деятельностью учащихся в ходе...

Учащиеся выполняют задание самостоятельно, затем проверяют свою работу по

С целью развития мышления, творческих способностей учащихся провожу уроки решения задач

Они интересны по содержанию, позволяют активировать учебный процесс, помогают учащимся...

Разноуровневые задания при реализации уровневой...

При подборе заданий учитываю уровни усвоения знаний учащимися: репродуктивный, реконструктивный, вариативный, поисковый, творческий. Групповая–на этапах повторения и обобщения знаний по нескольким темам курса, а также на этапе контроля знаний.

Формирование результативной самостоятельной работы...

В любом образовательном процессе самостоятельная работа студентов является видом

Их применение позволяет активизировать учебно-воспитательный процесс, осуществить

Учебно-познавательная деятельность студента (УПДС) — целенаправленное, управляемое...

Методические особенности построения процесса обучения...

Принцип этнокультурной направленности учебно-воспитательного процесса в национальных школах позволяет полнее учитывать условия социально-культурной среды, воспитательный потенциал народной педагогики и этнопсихологические особенности учащихся при...

Задать вопрос