Реализация дифференцированного подхода в обучении позволяет разрешить противоречия между существующими различиями в интересах, склонностях, способностях обучающихся и ориентацией процесса обучения на среднего ученика. Перед учителем постоянно стоит задача: как строить образовательный процесс, чтобы каждый ученик стал его полноценным участником, чтобы максимально использовать фактические и потенциальные возможности каждого ребенка. Одно из решений этой проблемы — дифференциация обучения, которая является основным путем осуществления индивидуализации обучения и повышения его эффективности. [1, с.103]
Учитель использует два основных способа включения дифференцированных заданий в учебный процесс: 1) учитель сам дает задание каждому обучающемуся; 2) обучающиеся сами могут выбрать задание. Однако следует помнить, что к самостоятельному выбору заданий детей надо готовить.
Реализация дифференцированного обучения может быть осуществлена двумя путями:
А) Дифференциация учебных заданий:
– по степени творчества. Предполагает различия в характере познавательной деятельности школьников, которая может быть репродуктивной и продуктивной.
Пример 1.
Основное задание — спиши пословицы, вставь пропущенные окончания глаголов.
Без труда не вылов__ и рыбку из пруда. Труд и накорм__, и науч__. На час опозда__ — в день не догон__. Одна пчела немного мёду натаска__. Один и камень не сдвин__, а вместе и в гору подним__.
Творческое задание — вспомни и запиши другие пословицы на данную тему с такой же орфограммой.
Пример 2.
Основное задание — спиши словосочетания, выдели окончания прилагательных, определи их род.
Холодная вода, поздняя весна, высокое дерево, ближнее озеро, короткое платье, старый друг, широкая лента, большой дом, грустная песня, дикое животное, трусливый мальчик, дешёвая вещь.
Творческое задание — подбери к прилагательным антонимы, запиши новые словосочетания, выдели окончания прилагательных, определи их род.
– по уровню трудности. Предполагает постепенное усложнение заданий для наиболее подготовленных детей.
Пример 3.
Основное задание — составь из слов каждой строки предложения.
1) парке растут В липы.
2) дал и курам корм Митя воду
3) школы и яблони есть около сад растут там груши
Пример 4.
Основное задание — вставь пропущенные безударные гласные в корне, выдели орфограмму графически.
1) Тр_па, гр_чи, св_ча, сп_на, б_бры, р_ды.
Ст_лы, с_ды, стр_ла, ч_сло, д_ска, гр_да.
2) Д_чурка, л_нивый, гр_бной, д_лёкое, т_нистая, д_ждливые.
М_ряк, п_рнатые, л_сточек, т_йник, св_тлеть, в_дичка.
Пример 5.
Основное задание — выполни разбор слов по составу.
1) Вода, ложки, ранняя, увозят.
Поле, рыбка, холодный, пересадим.
2) Кормить, поговорка, зажаришь, постройка, рыболов.
Кипеть, загрузка, отвинтите, похвальный, птицевод.
В примерах 4 и 5 каждый ребенок выбирает себе карточку с заданием нужного уровня сложности. После самостоятельного выполнения задания учитель проводит фронтальную проверку. Проводить её довольно просто, так как слова на каждой карточке подобраны таким образом, что ответы у всего класса будут совпадать.
В примере 4 вставленные безударные гласные будут такими:
1) о, а, е, и, о, я.
2) о, е, и, а, е, о.
Пример 6.
Основное задание — вставь пропущенные буквы, запиши проверочные слова, выдели орфограмму графически.
1) Громко свис_нул, горс_ка семян, доблес_ный труд, чес_ный труженик, завис_ливый человек, звёз_ное небо, капус_ные листья.
Основное задание — замени прилагательные антонимами с непроизносимой согласной в корне, запиши новые словосочетания.
2) Весёлая песня — …, печальная весть — …, ранний час — …, маленький завод — …, несчастный человек — …, письменный ответ — ….
Пример 7.
Основное задание — выпиши из словаря по 5 существительных каждого склонения, выдели окончания.
Основное задание — к данным существительным подбери существительные другого склонения, близкие им по значению, укажи склонение.
Зной — …, храбрость — …, дело — …, изгородь — …, сражение — …, вьюга — …, удача — …
– по объему учебного материала. Предполагает, что более сильные обучающиеся выполняют кроме основного еще и дополнительное задание, аналогичное основному. Эта дифференциация обусловлена разным темпом работы школьников.
Пример 8.
Основное задание — поставь существительные в форму родительного падежа множественного числа и запиши их.
Место, дело, село, сапог, тетрадка, носок, лопата, лисица, дыня, гнездо, килограмм, чулок, яблоня.
Дополнительное задание — составь и запиши три предложения с выделенными словами в родительном падеже.
Пример 9.
Основное задание — вставь пропущенные окончания, определи склонение и падеж имён существительных.
На подставк_, к ящериц_, в зелен_, без братишк_, около ел_, по тетрад_, в чащ_, из деревн_, в зоопарк_, по тетрадк_, о Кост_, о кост_, из жизн_.
Дополнительное задание — просклоняй существительное сирень в единственном и во множественном числе, выдели окончания.
Б) Дифференциация способов организации деятельности обучающихся:
– по степени самостоятельности обучающихся. Предполагает, что все дети выполняют одинаковое задание, но одни делают это под руководством учителя, а другие — самостоятельно. Затем — фронтальная проверка.
– по степени помощи взрослого. Предполагает, что все дети сразу приступают к самостоятельной работе. Если есть затруднения, то оказывается дозированная помощь, которая включает временное облегчение выполнения задания (письменная инструкция, памятка, рисунок и т. д.).
Пример 10.
Основное задание — к данным существительным запиши однокоренные прилагательные и глаголы, выдели корень в каждом слове.
Веселье — …., ….; крик — …, …; боль — …, …; зелень — …, …; холод — …, …; шум — …, ….
Карточка-помощница для выполнения задания.
К данным существительным подбери однокоренные прилагательные и глаголы.
Веселье -…., ….. Звон — …, ….
Боль — …, …. Крик — …, ….
Зелень -…, …. Краснота — …, ….
Выдели корень в каждом слове.
Часть речи |
Обозначает |
Отвечает на вопросы |
Имя существительное |
Предмет |
Кто? Что? |
Имя прилагательное |
Признак предмета |
Какой? Какая? Какое? Какие? Чей? Чья? Чьё? Чьи? |
Глагол |
Действие предмета |
Что делать? Что сделать? Что делает? Что сделает? и др. |
Таким образом, учителю очень важно так организовать учебную работу школьников, чтобы каждый работал с присущим ему индивидуальным темпом, выполнял посильную для себя работу, получая на каждом уроке возможность испытать учебный успех. [2, 165]
Литература:
1. Юнина Е. А. Технологии качественного обучения в школе. — М.: Педагогическое общество России, 2007. — 224 с.
- Осмоловская И. М. Дифференциация процесса обучения в современной школе. — М.; 2004. — 175 с.