В статье раскрывается смысл использования на уроках окружающего мира дифференцированных заданий, предлагаются примеры заданий на каждый способ организации дифференцированной работы.
Ключевые слова: дифференциация, дифференцированный подход, виды дифференциации
Мы знаем, что обучающиеся различаются уровнем подготовленности к школе. Некоторые с пониженной мотивацией требуют особой формы учебной деятельности. Другие с высокой мотивацией также для развития своих способностей нуждаются в особом внимании учителя. Значит, необходим такой подход в обучении, который является путем осуществления индивидуализации обучения.
Опыт многих последних лет показывает, что таким подходом в учебном процессе является дифференцированное обучение. Дифференциация — это действие, задача которого — в процессе обучения разделение обучающихся для достижения основной цели обучения, а также учета особенностей каждого обучающегося. Реализация в обучении дифференцированного подхода в результате всестороннего изучения своих обучающихся позволяет создать представление об их способностях, характере и интересах [3, с. 45].
Выделяют два основных вида дифференциации обучения школьников: внешняя и внутренняя. Внешняя дифференциация предполагает создание особых типов классов и школ, а внутренняя — организацию работы внутри класса.
Выделяют следующие способы организации дифференцированной работы на уроках окружающего мира:
1) по содержанию учебных знаний: по уровню творчества; по уровню трудности; по объему;
2) по организации учебной деятельности: по степени самостоятельности; по степени помощи обучающимся [1, с. 17].
Дифференциация учебных заданий по уровню творчества предполагает продуктивный (творческий) и репродуктивный характер познавательной деятельности. К репродуктивным заданиям относят: рисунок, сообщение, кроссворды, ребусы и т. п. К творческим заданиям относят: составление образца территории, разработка маршрута экскурсии, социологический опрос, решение географических задач и др.
В качестве домашнего задания, обучающимся предлагается составить кроссворд по теме «Какие бывают растения». Приведем пример кроссворда, разработанного учащимся начальной школы: 1 – лиственный кустарник, 2 – растения, у которых листья в виде пластинок, 3 – растения, у которых от корня отходит один толстый стебель, 4 – толстый стебель у дерева, 5 – хвойный кустарник, 6 – растения, у которых листья в виде иголок, 7 – листья хвойных деревьев, 8 – травянистые растения, у которых стебли мягкие и сочные.
Рис. 1.
Дифференциация учебных заданий по уровню трудности разделяют на: задания повышающейся трудности, задания понижающейся трудности, задания разного уровня трудности на выбор обучающихся [2, с. 28].
Например, задание повышающей трудности по теме «Дикорастущие и культурные растения». Одним обучающимся предлагается задание из учебника (базовое): объясните, какие растения называют дикорастущими, а какие — культурными. Расскажите, для чего люди выращивают культурные растения. А другим — более сложное, по сравнению с базовым заданием: какой вред наносят сорняки культурным растениям? Как уничтожают сорняки?
Дифференциация учебных заданий по объёму предполагает, что несколько обучающихся выполняют основное задание и ещё дополнительное. В качестве дополнительного задания могут предлагаться аналогичные основному заданию или задания не связанные с основным. Приведем пример: основное задание по теме «Берегись автомобиля»: напиши основные правила, которые должен соблюдать пешеход. Что такое островок безопасности?
Дополнительное задание: какую «зебру» можно увидеть на улицах города? Напиши о том, чему вы научились в школе пешехода.
Дифференциация учебных заданий по степени помощи обучающимся включает в себя выполнение самостоятельной работы, но тем детям, у которых возникают затруднения, оказывается дозированная помощь. Видами помощи могут служить записи на доске, карточки-помощницы, вспомогательные вопросы, иллюстрации и др.
Например, изучая тему «Насекомые и птицы летом и осенью», можно предложить следующее задание. Дополните предложения: Птиц, улетающих осенью в теплые края, называют …. Это такие птицы, как …, …, …. Раньше других улетают на юг птицы, питающиеся …. Это иволги, ласточки. Позже улетают птицы, которые питаются …. Птиц, постоянно живущих в данной местности, называют …. Это такие птицы, как …, …, ….
Тем, кто испытывает затруднения при выполнении данного задания, предоставляются слова для справок: скворцы, соловьи, оседлыми, журавли, совы, ласточки, воробьи, насекомыми, снегири, галки, растительной пищей, чечётки, свиристели, дрозды, перелетными.
Дифференциация учебных заданий по степени самостоятельности, предполагает то, что все обучающиеся выполняют одинаковое упражнение, но одни это делают под руководством учителя, а другие самостоятельно. По теме «Растения леса» предлагается составить рассказ о растении по плану, изображенном на иллюстрации. План: назови растение, которое изображено на иллюстрации. К какой группе растений оно относится: кустарник, дерево, трава? В каком лесу оно произрастает: смешанном, хвойном, лиственном? Как называются плоды этого растения: ягоды, шишки, жёлуди? Какое они имеют значение: корм животным, служат для появления нового растения, лекарство? Назови способ распространения плодов этого растения: птицы, животные, ветер, человек, вода. Соответственно, у каких обучающихся возникают проблемы с ответами на вопросы — обсуждают их с учителем, а у кого нет — самостоятельно пишут рассказ.
Таким образом, в результате использования метода дифференциации на учебных занятиях повышается учебная мотивация и успеваемость; интерес к предмету; появляется уверенность в себе; ученик становится более успешным и по другим предметам. Формируются и развиваются такие личностные качества как умение анализировать собственные успехи и неудачи, выявлять собственные возможности; умение видеть перспективы собственного роста, планировать свою дальнейшую учебную деятельность.
Литература:
- Егорова Л. Н. Модель дифференцированного контроля знаний учащихся//Инновационные проекты и программы в образовании. — Москва, 2011. — 45.
- Кукушин В. С. Современные педагогические технологии. Начальная школа. Пособие для учителя. — Москва: Феникс, 2004. — 28.
- Смирнова О. М. Дифференцированный подход в обучении природоведению. Методические рекомендации в помощь учителю начальной школы. — Москва: Новая школа, 1997. — 45.