Дифференциация на уроках окружающего мира в начальной школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 9 ноября, печатный экземпляр отправим 13 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №15 (149) апрель 2017 г.

Дата публикации: 20.04.2017

Статья просмотрена: 4740 раз

Библиографическое описание:

Савельева, Ю. С. Дифференциация на уроках окружающего мира в начальной школе / Ю. С. Савельева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 15.2 (149.2). — С. 165-167. — URL: https://moluch.ru/archive/149/41690/ (дата обращения: 30.10.2024).



В статье раскрывается смысл использования на уроках окружающего мира дифференцированных заданий, предлагаются примеры заданий на каждый способ организации дифференцированной работы.

Ключевые слова: дифференциация, дифференцированный подход, виды дифференциации

Мы знаем, что обучающиеся различаются уровнем подготовленности к школе. Некоторые с пониженной мотивацией требуют особой формы учебной деятельности. Другие с высокой мотивацией также для развития своих способностей нуждаются в особом внимании учителя. Значит, необходим такой подход в обучении, который является путем осуществления индивидуализации обучения.

Опыт многих последних лет показывает, что таким подходом в учебном процессе является дифференцированное обучение. Дифференциация — это действие, задача которого — в процессе обучения разделение обучающихся для достижения основной цели обучения, а также учета особенностей каждого обучающегося. Реализация в обучении дифференцированного подхода в результате всестороннего изучения своих обучающихся позволяет создать представление об их способностях, характере и интересах [3, с. 45].

Выделяют два основных вида дифференциации обучения школьников: внешняя и внутренняя. Внешняя дифференциация предполагает создание особых типов классов и школ, а внутренняя — организацию работы внутри класса.

Выделяют следующие способы организации дифференцированной работы на уроках окружающего мира:

1) по содержанию учебных знаний: по уровню творчества; по уровню трудности; по объему;

2) по организации учебной деятельности: по степени самостоятельности; по степени помощи обучающимся [1, с. 17].

Дифференциация учебных заданий по уровню творчества предполагает продуктивный (творческий) и репродуктивный характер познавательной деятельности. К репродуктивным заданиям относят: рисунок, сообщение, кроссворды, ребусы и т. п. К творческим заданиям относят: составление образца территории, разработка маршрута экскурсии, социологический опрос, решение географических задач и др.

В качестве домашнего задания, обучающимся предлагается составить кроссворд по теме «Какие бывают растения». Приведем пример кроссворда, разработанного учащимся начальной школы: 1 – лиственный кустарник, 2 – растения, у которых листья в виде пластинок, 3 – растения, у которых от корня отходит один толстый стебель, 4 – толстый стебель у дерева, 5 – хвойный кустарник, 6 – растения, у которых листья в виде иголок, 7 – листья хвойных деревьев, 8 – травянистые растения, у которых стебли мягкие и сочные.

Какие бывают растения

Рис. 1.

Дифференциация учебных заданий по уровню трудности разделяют на: задания повышающейся трудности, задания понижающейся трудности, задания разного уровня трудности на выбор обучающихся [2, с. 28].

Например, задание повышающей трудности по теме «Дикорастущие и культурные растения». Одним обучающимся предлагается задание из учебника (базовое): объясните, какие растения называют дикорастущими, а какие — культурными. Расскажите, для чего люди выращивают культурные растения. А другим — более сложное, по сравнению с базовым заданием: какой вред наносят сорняки культурным растениям? Как уничтожают сорняки?

Дифференциация учебных заданий по объёму предполагает, что несколько обучающихся выполняют основное задание и ещё дополнительное. В качестве дополнительного задания могут предлагаться аналогичные основному заданию или задания не связанные с основным. Приведем пример: основное задание по теме «Берегись автомобиля»: напиши основные правила, которые должен соблюдать пешеход. Что такое островок безопасности?

Дополнительное задание: какую «зебру» можно увидеть на улицах города? Напиши о том, чему вы научились в школе пешехода.

Дифференциация учебных заданий по степени помощи обучающимся включает в себя выполнение самостоятельной работы, но тем детям, у которых возникают затруднения, оказывается дозированная помощь. Видами помощи могут служить записи на доске, карточки-помощницы, вспомогательные вопросы, иллюстрации и др.

Например, изучая тему «Насекомые и птицы летом и осенью», можно предложить следующее задание. Дополните предложения: Птиц, улетающих осенью в теплые края, называют …. Это такие птицы, как …, …, …. Раньше других улетают на юг птицы, питающиеся …. Это иволги, ласточки. Позже улетают птицы, которые питаются …. Птиц, постоянно живущих в данной местности, называют …. Это такие птицы, как …, …, ….

Тем, кто испытывает затруднения при выполнении данного задания, предоставляются слова для справок: скворцы, соловьи, оседлыми, журавли, совы, ласточки, воробьи, насекомыми, снегири, галки, растительной пищей, чечётки, свиристели, дрозды, перелетными.

Дифференциация учебных заданий по степени самостоятельности, предполагает то, что все обучающиеся выполняют одинаковое упражнение, но одни это делают под руководством учителя, а другие самостоятельно. По теме «Растения леса» предлагается составить рассказ о растении по плану, изображенном на иллюстрации. План: назови растение, которое изображено на иллюстрации. К какой группе растений оно относится: кустарник, дерево, трава? В каком лесу оно произрастает: смешанном, хвойном, лиственном? Как называются плоды этого растения: ягоды, шишки, жёлуди? Какое они имеют значение: корм животным, служат для появления нового растения, лекарство? Назови способ распространения плодов этого растения: птицы, животные, ветер, человек, вода. Соответственно, у каких обучающихся возникают проблемы с ответами на вопросы — обсуждают их с учителем, а у кого нет — самостоятельно пишут рассказ.

Таким образом, в результате использования метода дифференциации на учебных занятиях повышается учебная мотивация и успеваемость; интерес к предмету; появляется уверенность в себе; ученик становится более успешным и по другим предметам. Формируются и развиваются такие личностные качества как умение анализировать собственные успехи и неудачи, выявлять собственные возможности; умение видеть перспективы собственного роста, планировать свою дальнейшую учебную деятельность.

Литература:

  1. Егорова Л. Н. Модель дифференцированного контроля знаний учащихся//Инновационные проекты и программы в образовании. — Москва, 2011. — 45.
  2. Кукушин В. С. Современные педагогические технологии. Начальная школа. Пособие для учителя. — Москва: Феникс, 2004. — 28.
  3. Смирнова О. М. Дифференцированный подход в обучении природоведению. Методические рекомендации в помощь учителю начальной школы. — Москва: Новая школа, 1997. — 45.
Основные термины (генерируются автоматически): задание, растение, обучающийся, основное задание, уровень трудности, дополнительное задание, способ организации, толстый стебель, уровень творчества, учебная деятельность.


Ключевые слова

дифференциация, дифференцированный подход, виды дифференциации

Похожие статьи

Использование подхода Lesson Study для определения успешности дифференциации на уроках географии

В данной статье автор делится собственным опытом реализации дифференцированного подхода на уроках. Автор рассказывает о важности дифференцированного подхода для современной школы; различает дифференциацию, персонализацию и индивидуализацию обучения; ...

Модульное обучение-преимущества и недостатки

В статье рассматриваются вопросы модульного обучения, предлагаются пути усовершенствования некоторых аспектов, в частности воспитательного аспекта при модульном обучении.

Проблема мотивации школьников в дистанционном обучении

В данной статье рассматривается проблема мотивации в дистанционном обучении. Анализируются основные способы мотивирования обучающихся в традиционной модели обучения. Предлагаются методы мотивации для дистанционного обучения.

Подходы к педагогической профилактике зависимого поведения школьников

В статье рассмотрены и проанализированы различные подходы к педагогической профилактике зависимого поведения школьников, а также методы и формы профилактической работы с учащимися в условиях образовательного процесса в школе

Диагностика в дошкольном образовательном учреждении

В статье говорится о роли диагностики в работе педагога дошкольного образовательного учреждения. Автором рассматриваются методы педагогической диагностики. Более подробно описывается значение педагогического наблюдения.

Тестовый контроль обучения

В данной статье проанализирована такая форма оценки учебных достижений школьников как тестовый контроль обучения, выделены их виды и типы, указаны основные дидактические функции.

Развитие интегративных компонентов функциональной грамотности младшего школьника на уроках математики

В статье представлены основные правила и приемы проектирования урока-исследования в начальной школе. Приведены пояснения к содержанию каждого этапа на примере урока математики, разработанного авторами статьи.

Интегрированный урок как один из аспектов реализации системы образования в условиях ФГОС

В статье рассмотрены основные подходы к интегрированному обучению в условиях современного образования, описаны различные методы и методики, применяемые при реализации интегрированного обучения.

Специфика педагогического анализа урока иностранного языка в общеобразовательной школе

В статье рассматривается различная направленность анализа урока иностранного языка в общеобразовательной школе на основе ранжирования используемых критериев для оценки его эффективности.

Дистанционное обучение: планирование и проведение урока

В данной статье авторы обобщили опыт проведения уроков в период дистанционного обучения в период пандемии, и на основе полученного опыта предлагают варианты планирования и проведения урока с целью повышения качества полученных знаний и умений.

Похожие статьи

Использование подхода Lesson Study для определения успешности дифференциации на уроках географии

В данной статье автор делится собственным опытом реализации дифференцированного подхода на уроках. Автор рассказывает о важности дифференцированного подхода для современной школы; различает дифференциацию, персонализацию и индивидуализацию обучения; ...

Модульное обучение-преимущества и недостатки

В статье рассматриваются вопросы модульного обучения, предлагаются пути усовершенствования некоторых аспектов, в частности воспитательного аспекта при модульном обучении.

Проблема мотивации школьников в дистанционном обучении

В данной статье рассматривается проблема мотивации в дистанционном обучении. Анализируются основные способы мотивирования обучающихся в традиционной модели обучения. Предлагаются методы мотивации для дистанционного обучения.

Подходы к педагогической профилактике зависимого поведения школьников

В статье рассмотрены и проанализированы различные подходы к педагогической профилактике зависимого поведения школьников, а также методы и формы профилактической работы с учащимися в условиях образовательного процесса в школе

Диагностика в дошкольном образовательном учреждении

В статье говорится о роли диагностики в работе педагога дошкольного образовательного учреждения. Автором рассматриваются методы педагогической диагностики. Более подробно описывается значение педагогического наблюдения.

Тестовый контроль обучения

В данной статье проанализирована такая форма оценки учебных достижений школьников как тестовый контроль обучения, выделены их виды и типы, указаны основные дидактические функции.

Развитие интегративных компонентов функциональной грамотности младшего школьника на уроках математики

В статье представлены основные правила и приемы проектирования урока-исследования в начальной школе. Приведены пояснения к содержанию каждого этапа на примере урока математики, разработанного авторами статьи.

Интегрированный урок как один из аспектов реализации системы образования в условиях ФГОС

В статье рассмотрены основные подходы к интегрированному обучению в условиях современного образования, описаны различные методы и методики, применяемые при реализации интегрированного обучения.

Специфика педагогического анализа урока иностранного языка в общеобразовательной школе

В статье рассматривается различная направленность анализа урока иностранного языка в общеобразовательной школе на основе ранжирования используемых критериев для оценки его эффективности.

Дистанционное обучение: планирование и проведение урока

В данной статье авторы обобщили опыт проведения уроков в период дистанционного обучения в период пандемии, и на основе полученного опыта предлагают варианты планирования и проведения урока с целью повышения качества полученных знаний и умений.

Задать вопрос