Дифференцированный подход в обучении математики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Зотова, Е. В. Дифференцированный подход в обучении математики / Е. В. Зотова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 9 (44). — С. 280-281. — URL: https://moluch.ru/archive/44/5341/ (дата обращения: 17.12.2024).

В последние годы значительно усилился интерес преподавателей математики к проблеме дифференцированного подхода на различных ступенях математического образования. Этот интерес во многом объясняется стремлением учителей таким образом организовать учебно-воспитательный процесс, чтобы каждый ученик был оптимально занят с учетом его математических способностей и интеллектуального развития как на уроках, так и в домашней подготовке к ним, чтобы не допускать пробелов в знаниях и умениях обучающихся, а в конечном итоге дать полноценную базовую математическую подготовку. Такой организации обучения математике требует современное состояние нашего общества, когда в условиях рыночной экономики от каждого человека требуется высокий уровень профессионализма и такие деловые качества как предприимчивость, способность ориентироваться в той или иной ситуации, быстро и безошибочно принимать решение. Базовый курс математики призван служить одной из основ развития профессионально важных качеств каждого отдельного ученика и его подготовки к жизни, к предстоящей трудовой деятельности.

Дифференцированный (групповой и индивидуальный) подход становится необходим не только для поднятия успеваемости слабых учеников, но и для развития сильных учеников.

Цели дифференциации обучения:

  1. С психолого-педагогической точки зрения – индивидуализация обучения, основанная на создании оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей каждого обучающегося.

  2. С социальной точки зрения – целенаправленное воздействие на формирование индивидуального творческого, профессионального потенциала общества в целях рационального использования возможностей каждого члена общества в его взаимоотношениях с социумом.

  3. С дидактической точки зрения– разрешение назревших проблем обучения путём создания новой методической системы дифференцированного подхода к учащимся, основанной на принципиально новой мотивационной основе.

Виды дифференциации:

1) Внутренняя дифференциация- – обучение учащихся в достаточно большой группе (класс), подобранной по случайным признакам, без выделения стабильных групп. Может осуществляться с учётом индивидуальных особенностей учащихся, с использованием системы уровневой дифференциации.

Уровневая дифференциация выражается в том, что обучение учащихся одного и того же класса в рамках одной программы и учебника проходит на различных уровнях усвоения учебного материала. Уровневая дифференциация предполагает, что каждый ученик класса должен услышать изучаемый программный материал в полном объёме, увидеть образцы учебной математической деятельности. При этом одни учащиеся воспримут и усвоят учебный материал, предложенный учителем или изложенный в книге, а другие усвоят из него только то, что предусматривается обязательными результатами в качестве минимума. Каждый ученик имеет право добровольно выбрать уровень усвоения и отчетности в результатах своего учебного труда по каждой конкретной теме (разделу), а возможно и курсу в целом. Задачей учителя является обеспечение поступательного движения учащихся от более низкого к более высокому уровню знаний и умений.

2) Внешняя дифференциация – создание относительно стабильных групп, в которых различаются содержание образования и предъявляемые к обучающимся учебные требования.

Для осуществления дифференцированного обучения учитель должен уметь определять уровень актуального развития ребёнка и зону его ближайшего развития.

Для определения уровня развития ученика ему даётся задание, рассчитанное на 8 минут. Если ученик в отведённое время справляется с заданием, то он находится в зоне актуального развития; если не справляется, - то он в зоне ближайшего развития.

Уровень актуального развития отражает тот уровень развития психических функций ребёнка, который сложился в результате определённых, уже завершившихся циклов его развития.

Зона ближайшего развития определяется теми видами деятельности, которые ребёнок пока ещё не в состоянии самостоятельно выполнить, но с которыми он может справиться с помощью учителя, книги, машины.

Пытаясь создать образ ученика нашего техникума, при внедрении дифференцированного подхода в обучении и воспитании, я исхожу из того, что нет и не может быть единых жестких требований к каждому учащемуся, так как нельзя оспаривать уникальную индивидуальность каждого человека.

Дифференцированное обучение способствует кардинальному изменению не только сознания ученика, но и учителя. Оно вдохновляет педагогов на создание такого образовательного процесса, в котором ученик в самой жизни учится менять, улучшать, совершенствовать условия этой жизни, повышать её качество.

Дифференцированный подход обеспечивает личностно – ориентированную среду для развития, воспитания и сохранения здоровья обучающихся.


Литература:

  1. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М,1996.

  2. Дусовицкий А.К. Развитие личности в учебной деятельности. М., 1996.

  3. Журнал «Математика в Школе» 1999 – 2005 гг.

  4. Зотов Ю.Б. Организация современного урока/ Под ред. П.И. Пидкасистого. М., 1984.

  5. Индивидуально-дифференцированный подход к обучению и воспитанию школьников (проблемы, поиск, опыт): Сборник статей. Орехово-Зуево, 2003.

  6. Коротяев Б.И. Обучение – процесс творческий: Из опыта работы. М.,1980.

  7. Научно-практический журнал «Завуч» 2004 – 2005 гг.

  8. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учеб.пособие для педагогических вузов. М., 1998.


Основные термины (генерируются автоматически): дифференцированный подход, ближайшее развитие, уровневая дифференциация, актуальное развитие, дифференцированное обучение, обучение учащихся, учебный материал, ученик.


Задать вопрос