Представляю вашему вниманию вопрос диагностики предметных знаний по биологии в условиях реализации ФГОС третьего поколения. Так как система оценивания в рамках новых стандартов — отражение поставленных им задач, а задачами являются создание единого образовательного пространства и преемственность, то и диагностика предметных знаний будет встроена в их достижение. Так как методологические основы расположены в рамках системно-деятельностного подхода, новые ФГОС в системе диагностики: детализируют требования к результатам освоения учащимися программ ООО; прописана процедура оценки качества образования (ВПР, РДР и т. д.); сделан акцент на развитие метапредметных и личностных навыков; подробно указан перечень предметных и межпредметных навыков, которыми должен обладать ученик в рамках каждой дисциплины (уметь доказать, интерпретировать, оперировать понятиями, решать задачи);расписан формат работы в рамках каждого предмета для развития этих навыков (проведение лабораторных работ, внеурочной деятельности и т. д.);зафиксированы контрольные точки с конкретными результатами учеников.
– Актуальные ФГОС фокусируются на практических навыках детей: они должны понимать, как связаны предметы и как помогают в реальной жизни.
– Среди критериев оценивания особо отметим такие как вариативность, связь с развитием личностных и метапредметных, практических умений.
Элементами системы мониторинга и оценки качества преподавания предмета являются:
– всероссийские проверочные работы,
– региональные проверочные работы,
– национальные исследования качества образования,
– международные исследования,
– региональные исследования по модели PISA, — ЕГЭ, — ОГЭ.
Система диагностики по предмету также включает:
– процедуру оценки функциональной грамотности, метапредметных в совокупности и личных навыков, а также
– результаты учеников в развитии кругозора.
Так как элементами системы мониторинга и оценки качества преподавания предмета являются все указанные выше процедуры, то в оценивании по урокам должна прослеживаться одна общая линия преемственности и соответствия заданий и критериев. Основываясь на опыте собственного преподавания, экспертной оценке результатов предметных знаний — отмечу основные аспекты на конкретных примерах. Например, для выполнения задания по анатомии- 8 класс + ОГЭ, ЕГЭ, 9, 11 классы необходимо действовать по алгоритму, понимая термины и сопоставляя их с процессами физиологии. Кроме того, оценивание идёт строго по критериям — 2 балла- верно, 1 ошибка- 1 балл, 2я ошибка- 0. Научившись отрабатывать сложные вопросы в формате подобных тестов, ученик лёгкие, базовые понятия начинает использовать на уровне качественного владения знаниями по предмету. Практико-ориентированные диагностики применимы не только в курсе анатомии 8 класса, но и при решении вопросов систематики растений в 6 классе. Тут видим и примеры применения культурных растений, и полное описание капусты и её сортов, как ботаническое, так и бытовое использование понятия. А вот задания на экологию и селекцию оценивают как ученики применяют данные умения с 6 по 11 класс и актуальны на всех уровнях диагностик внешней аттестации- от ВПР до ЕГЭ. На уроках зоологии В 7 классе активно выстроено развитие самостоятельных практических навыков в теме одомашнивание животных- при этом отлично встраивается работа с представлением материала, вопросами к классу –происходит обобщение и экологизация темы. В вопросах диагностик занимает весомое место практическое применение знаний. Усложнение оценивания происходит и потому, что рисунки процессов и сложное выстраивание в систему (таблицы, схемы, рисунки)-практически объединяют все знания и кроме отработки оценки простых названий и терминов включают анализ, обобщение, соответствие, практическое значение, а не выявив причинно-следственные связи сложно получить максимальный балл, хотя на «узнавании» процесса по рисунку- возможен минимальный.
Итак, резюмирую: для качественной диагностики предметных знаний по биологии в условиях обновлённых ФГОС необходимо использовать тесты и задания, отрабатывающие взаимосвязи между предметами в биологии ботаника-зоология-анатомия-цитология-экология-генетика и прочие; целесообразно использовать на уроках тексты из других предметных областей, описывающие место и роль естественнонаучных знаний в жизни, технике, сбережении здоровья человека и окружающей среды.
Наиболее подходят для этого проблемное обучение, метод проектов, кейс-технология, технологии развития критического мышления.
В оценивании по предмету выполненные работы в данных методиках имеют преимуществ.
Критерии оценивания должны быть понятны ученику; в групповой работе и при анализе результата ученик должен уметь самостоятельно оценивать свой результат.
Литература:
- http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050027?index=0&rangeSize=1 — Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
- https://fgos.ru/ — тексты ФГОС всех ступеней
- Муштавинская И. В. Путеводитель по ФГОС основного и среднего общего образования: Методическое пособие. Санкт-Петербург: КАРО, 2018
- http://edsoo.ru — сайт, сопровождающий введение и апробацию Рабочих программ ФГОС
- https://edu.gov.ru/ — сайт Минпросвещения России
- http://edu53.ru/np-includes/upload/2021/09/21/16562.pdf — Изменения в новых ФГОС НОО и ООО
- https://externat.foxford.ru/polezno-znat/fgos-2020
- https://rg.ru/2021/07/12/chemu-budut-uchit-v-shkole-s-1-sentiabria-2022-goda.html