Государственный мониторинг земель и его значимость в современном мире | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №8 (246) февраль 2019 г.

Дата публикации: 19.02.2019

Статья просмотрена: 2139 раз

Библиографическое описание:

Морозова, Н. В. Государственный мониторинг земель и его значимость в современном мире / Н. В. Морозова, И. Н. Яковлева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 8 (246). — С. 128-130. — URL: https://moluch.ru/archive/246/56654/ (дата обращения: 17.12.2024).



Государственный мониторинг земель является частью государственного экологического мониторинга и представляет собой систему наблюдений, оценки и прогнозирования, направленных на получение достоверной информации о состоянии земель, об их количественных и качественных характеристиках, их использовании и о состоянии плодородия почв. Объектами государственного мониторинга земель являются все земли в Российской Федерации [1]. Мониторинг земель ведется Государственным комитетом по земельным ресурсам и землеустройству, Минприродоресурсы РФ при участии Минсельхозпрода РФ и других заинтересованных министерств и ведомств.

В настоящее время мониторинг земель является особенно актуальным в силу постоянного антропогенного воздействия на земли. Существует реальная угроза полного истощения и загрязнения земель. Серьезную опасность представляют эрозия почв, истощение плодородного слоя, засоление земель, заболачивание и переуплотнение, техногенное загрязнение земель, а также деградация пастбищ и сенокосов.

Одной из главных задач государственного мониторинга земель является своевременное выявление изменений состояния земель, оценка и прогнозирование этих изменений, выработка предложений о предотвращении негативного воздействия на земли, об устранении последствий такого воздействия. Данную задачу необходимо выполнять с особым контролем и вниманием.

Мониторинг земель призван выполнять связующую роль всех существующих мониторингов и кадастров природных ресурсов. Соответственно, данные, получаемые в ходе проведения мониторинга земель, должны служить информационной основой для ведения мониторинга и систематизации данных о других видах природных ресурсов, а также для ведения государственных кадастров различных видов ресурсов, в первую очередь, государственного земельного кадастра. Так же, важно отметить, что, данные, получаемые в ходе проведения мониторинга земель, могут использоваться при осуществлении землеустройства, планирования развития территорий, земельного контроля.

В зависимости от целей наблюдения государственный мониторинг земель подразделяется на мониторинг использования земель и мониторинг состояния земель. В рамках мониторинга использования земель осуществляется наблюдение за использованием земель и земельных участков в соответствии с их целевым назначением. В рамках мониторинга состояния земель осуществляются наблюдение за изменением количественных и качественных характеристик земель, в том числе с учетом данных результатов наблюдений за состоянием почв, их загрязнением, захламлением, деградацией, нарушением земель, оценка и прогнозирование изменений состояния земель.

Мониторинг земель предполагает проведение технической и информационно-аналитической работы путем применения различных средств контроля и отслеживания состояния земель, взятия проб и осуществления почвенных и других необходимых обследований. Используя полученные сведения, необходимо составление прогнозов негативных процессов на землях, относящихся к различным категориям, разработку мер по предотвращению негативных процессов. Кроме того, проведение мониторинга предполагает также ведение наблюдения за использованием земель, выявление случаев нецелевого использования, не в соответствии с разрешенным использованием, особенно ухудшающих качество земель, а также общую экологическую ситуацию.

В соответствии с действующим земельным законодательством землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. Земли данной категории выступают как основное средство производства в сельском хозяйстве, имеют особый правовой режим и подлежат особой охране, направленной на сохранение их площади, предотвращение развития негативных процессов и повышения плодородия [2].

В таблице 1 представлены сводные данные, из доклада о состоянии и использовании земель в Ленинградской области в 2017 году, по составу и распределению земель сельскохозяйственного назначения.

Таблица 1

Распределение земель сельскохозяйственного назначения по угодьям

C:\Users\NadyXXXa\Desktop\nf,.png

В докладе о состоянии и использовании земель в Ленинградской области выделяют несколько типов использования земель: пашня, залежь, многолетние насаждения, сенокосы, пастбища.

Сельскохозяйственные угодья должны использоваться рационально и с максимальной эффективностью, проводя мониторинг земель необходимо учитывать, что возможно перераспределение земель из сельскохозяйственных в более экономически выгодные виды использования. Такие образом, уменьшив не работоспособные сельскохозяйственные угодья, можно увеличить полезность земли в другой сфере. Так земли, занимаемые пашнями, имеют площадь 359,5 тыс. га, а лесные площади 848,6 тыс. га.

Например, земля, используемая под пашни, стала не благоприятной для данного вида деятельности, в виду негативных воздействий на землю. Возможно, переведя землю под другие нужны, она будет приносить больший доход, тем самым станет более эффективно используемой.

Также для наглядности приведена диаграмма динамики площади сельскохозяйственных угодий в границах Ленинградской области за период 2004–2017 г.г. (тыс. га.) на рис.1.

https://screenshotscdn.firefoxusercontent.com/images/3cf24f06-8706-4cc1-97de-ebbaf38ff82b.png

Рис. 1. Динамика площади сельскохозяйственных угодий в границах Ленинградской области за период 2004–2017 гг. (тыс. га.)

В заключении, хотелось бы еще раз отметить, что выполняя первостепенную задачу мониторинга — своевременное выявление изменений состояния земель, оценка и прогнозирование этих изменений, выработка предложений о предотвращении негативного воздействия на земли, об устранении последствий такого воздействия, необходимо действовать в рамках наиболее эффективного использование земель, даже если для этого потребуется перевести землю в более эффективный вид использования.

Литература:

  1. Российская Федерация. Законы. Земельный кодекс Российской Федерации [Текст]: ФЗ: [принят Гос. Думой 25 сен. 2001 г.: по состоянию на 10 апреля 2017 г.]. — М.: Проспект, 2017. — 192 с.
  2. Государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель в Ленинградской области в 2017 году [Электронный ресурс]: база данных. — Режим доступа: https://rosreestr.ru, свободный.
Основные термины (генерируются автоматически): использование земель, мониторинг земель, государственный мониторинг земель, земля, Ленинградская область, сельскохозяйственное назначение, выработок предложений, негативное воздействие, своевременное выявление изменений состояния земель, сельское хозяйство.


Задать вопрос