Опыт Словении в введении скандинавской социально-экономической модели | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №7 (245) февраль 2019 г.

Дата публикации: 14.02.2019

Статья просмотрена: 298 раз

Библиографическое описание:

Щетинина, В. А. Опыт Словении в введении скандинавской социально-экономической модели / В. А. Щетинина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 7 (245). — С. 74-78. — URL: https://moluch.ru/archive/245/56564/ (дата обращения: 22.11.2024).



Статья посвящена анализу состояния экономики Республики Словении. Экономика Словении рассматривается автором в рамках изучения вопроса действия в ней скандинавской социально-экономической модели. Используя статистические данные ОЭСР, официальные публикации правительства Словении, а также аналитические статьи, автор стремится оценить степень выраженности шведской модели в экономике Словении.

Ключевые слова: Словения, скандинавская модель, модель всеобщего благосостояния.

The present paper intends to analyze the current economic performance of the Republic of Slovenia in terms of the introduction of the Nordic social and economic model, announced in 2013 by at that time Prime Minister Alenka Bratušek. The objective of this study is to evaluate the degree to which the Nordic model was introduced.

Key words: Nordic model, Welfare state, Slovenia.

В 2013 г. Аленка Братушек, занимавшая в тот момент пост премьер-министра Словении, в интервью деловому издательству «Эксперт» на вопрос о будущем социальной системы страны ответила, что Словении близка скандинавская социально-экономическая модель, продвижением которой будет заниматься словенское правительство [1].

Цель: проанализировать и выявить степень выраженности скандинавской социально-экономической модели в экономике Республики Словении с помощью комплексного анализа различных сфер экономики страны. При написании статьи были использованы статистические данные, монографии и аналитические статьи.

Описание скандинавской модели

Скандинавская модель — экономическая и социальная модель, наблюдаемая в странах Северной Европы: Швеции, Норвегии, Дании, Исландии и Финляндии.

Скандинавская модель экономики является конкурентоспособной и инновационной моделью экономического роста. Особенными критериями данной модели, по которым в данной статье будет проводиться анализ словенской экономики, являются высокая шкала налогообложения, сильная роль профсоюзов, «национальное планирование человеческих ресурсов» [4] и сильное государственное регулирование и контроль. Рассмотрим более подробно каждый из данных критериев.

Высокая шкала налогообложения — неотъемлемая и самая известная особенность скандинавской модели. На сегодняшний день, налоговая нагрузка в странах Скандинавии одна из самых высоких в мире. Чаще всего можно встретить информацию, что уровень НДФЛ, к примеру, в Швеции, равен 61 % [11]. Однако следует понимать, что данный показатель может быть обманчивым. Во многих скандинавских странах сейчас действует прогрессивная шкала налогообложения. В Швеции НДФЛ состоит из двух частей: муниципального налога и национального налога. В рамках национального НДФЛ действуют две базовые ставки: 20 % для лиц с уровнем дохода от 455.300 до 662.300 шведских крон и 25 % для лиц с уровнем дохода, превышающим 662.300 шведские кроны. Лица с доходом меньше 455.300 шведских крон национальный НДФЛ не уплачивают. Ставки муниципального налога меняются от региона к региону. По данным KPMG, в среднем уровень муниципального НДФЛ в 2018 году составляет 31,12 %.4 Таким образом, можно предположить, что ставка НДФЛ в 61 % будет актуальна только для резидентов Швеции, располагающими доходами выше 662.300 шведских крон и проживающими в регионе с муниципальными ставками НДФЛ выше среднего уровня в 31,12 %.

Профсоюзы всегда играли и до сих пор играют важную роль в скандинавской модели экономики: с их помощью государство и рабочие могут «услышать» друг друга. Михаэль Дорфман, отвечая на вопрос: «Что делает скандинавское общество всеобщего благосостояния работоспособным?», отводит гармонизации между трудом и капиталом решающую роль, подчеркивая важность создания «четкого и функционального механизма решения классовых конфликтов путём компромиссов» [4].

Под «национальным планированием человеческих ресурсов» понимается хорошо развитая сеть социального обеспечения населения и социальной политики государства. Это означает максимальное государственное планирование занятых в экономике человеческих ресурсов, направленное на минимизацию числа тех, кто разным причинам не занят в производстве. Данная государственная стратегия выражается в создании максимально комфортной и качественной инфраструктуры: яслей, детских садов, школ и качественного образования в целом; поликлиник, больниц и эффективно работающей системы здравоохранения; государственной поддержки пожилого населения, их пенсионного обеспечения и т. д. Данная система, направленная не только на максимальную занятость населения в экономике, а также и на повышение уровня жизни страны, и минимально поощряющая эмиграцию, создается за счет перераспределения денежных средств, поступивших в бюджет через налоговую систему, в определенной степени доказывая необходимость и правильность введения высоких налоговых ставок.

Еще одной характерной чертой скандинавской модели всеобщего благосостояния является высокая степень государственного контроля за экономикой, который выражается не только через создание вышеупомянутой социальной системы, но и через регулирование рынков и контроль большинства крупных компаний и секторов экономики для того, чтобы максимально реализовать национальные интересы и обеспечить всеобщее благо.

Скандинавская модель вэкономике Словении.

Данный раздел посвящен вопросу, насколько Словению можно отнести к числу государств со скандинавской социально-экономической моделью.

В Словении так же, как во многих странах Скандинавии существует прогрессивная шкала налогообложения, отраженная на рисунке 1.

Рис. 1. Прогрессивная шкала налогообложения в Словении: зависимость ставки НДФЛ от уровня доходов населения

Источник: составлено автором на основе данных Министерства Финансов Республики Словения

Согласно данным Статистического Управления Словении, в 2017 году средний чистый располагаемый доход на душу населения вырос до 8.990 евро [16], что означает, что, в среднем, согласно рисунку, словенское население платит НДФЛ в размере 16 %. В сравнении с базовыми ставками национального НДФЛ в Швеции в размере 20 % и 25 %, данный уровень нельзя назвать высоким. Он ближе к российскому уровню НДФЛ в 13 %, нежели к ставкам, принятым в странах Скандинавии.

В свою очередь, исторически в Словении неплохо развита сеть профсоюзных организаций. Так, Хериберт Коль характеризует сложившиеся в Словении трудовые отношения и структуру профсоюзных организаций термином «инновационный плюрализм»: «Для Словении характерно многообразие организационных форм, нарастание которого до недавнего времени ничем не сдерживалось. Оно происходило двумя волнами, после 1990 года и еще раз после 2000 года. … Однако традиция самоуправления, отличная от других стран, помогла сдержать процессы эрозии профсоюзных организаций. … Удалось добиться усиленного присутствия профсоюзов и на предприятиях (за исключением малых предприятий), особенно после учреждения в 1993 году производственных советов. Существенным новшеством здесь было введение нового инструмента секторального установления размеров оплаты труда в соединении с обязанностью полностью соблюдать тарифные соглашения в отношении всех трудящихся. Еще одной важной характеристикой являются трехсторонние структуры на государственном и социально-политическом уровне, объединенные во множественные сети», — пишет Коль [8].

На данный момент, крупнейшей профсоюзной организацией Словении является Ассоциация Свободных Профсоюзов Словении, (АСПС), объединяющей в себе 21 отраслевой профсоюз. Данной организацией было многое достигнуто в области трудового и налогового законодательства, законодательства в области здравоохранения, пенсионного обеспечения и социальной поддержки инвалидов и т. д. Так, например, АСПС добилась того, чтобы словенским рабочим был обеспечен 30-минутный перерыв на обед в течение рабочего дня; чтобы не было сокращения компенсации заработной платы за длительное отсутствие на работе по причине болезни; чтобы выход на пенсию после достижения пенсионного возраста материально поощрялся и т. д. [18]. Таким образом, можно сделать вывод, что роль профсоюзов в Словении достаточно велика.

Социальная политика Словении весьма интересна для анализа.

Согласно отчету экспертов ВОЗ, «система здравоохранения Словении основана на модели Бисмарка, при этом единственным фондом, финансирующим медицинские услуги, является Институт медицинского страхования Словении» [3]. Модель Бисмарка — модель здравоохранения, которая подразумевает, что основным источником финансирования являются отчисления на обязательное медицинское страхование. Однако за счет одинаковых для всех категорий занятого населения долей отчислений на социальное страхование обеспечивается поддержка даже самых нуждающихся слоев населения, а система гибких тарифов компенсирует затраты на «различным грузом последствий профессиональных рисков, в зависимости от вредности или опасности условий труда, а также от качества используемой рабочей силы» [7]. По мнению главного научного сотрудника научно-исследовательского института труда и социального страхования Минтруда России, доктора экономических наук Роика В. Д., в основе модели Бисмарка, таким образом, лежит «профессионально-трудовая социальная солидарность», обуславливающая высокую надежность предоставления качественных медицинских и реабилитационных услуг, высоким уровнем страховых выплат, демократичностью управления и прозрачностью финансовых потоков [7].

В свою очередь, система образования в Словении финансируется из государственного бюджета и из бюджета муниципалитетов. Так, детские сады, средние школы, общежития для учеников, музыкальные школы и учебные заведения для взрослых финансируются из бюджетов муниципалитетов Словении. Муниципалитеты финансируют дошкольное образование за счет отчислений родителей и из других источников, среднее базовое образование и образование для взрослых людей — частично из государственных фондов, частично — из фондов муниципалитетов и из других источников. Государственные старшие классы средней школы, краткосрочные высшие профессиональные колледжи, высшие учебные заведения, образовательные учреждения для детей с особыми образовательными потребностями, общежития для учащихся старших классов средней школы и высших учебных заведений, финансируются государством. Кроме того, существуют государственные учреждения для поддержки в области образования, созданные государством в целях развития деятельности в области развития детей, профессиональной поддержки и надзора, а также контроля качества, консультирования и т. д. [13]

Социальная система Словении выстроена согласно Конституции, по которой государство обязано принимать и контролировать выполнение мер по обязательному медицинскому страхованию, пенсионному обеспечению, обеспечению на случай инвалидности и другому социальному страхованию. В то же время правительство через государственные политики обязано защищать семью, материнство, отцовство, детство и молодость. Словенское государство обеспечивает и развивает функционирование институтов социальной защиты, создает условия для частной работы в сфере социальной защиты, поддерживает и содействует развитию самопомощи, благотворительной деятельности, формам самостоятельной жизни инвалидов и других форм добровольной работы в области социальной защиты.

Предусматриваются также материальные выплаты для группы социально уязвимых граждан, которые по своей вине не имеют работы и/или не могут найти работу. Созданы службы занятости, которые имеют статус государственных учреждений и занимаются поиском работы для безработных [10].

По данным Статистического Управления Словении, в последние годы наблюдался рост оттока человеческого капитала из страны. Так, за последние 3 года страну покидали, в основном, граждане Словении в возрасте от 25 до 34 лет. Основными направлениями миграции были Австрия, Германия и Великобритания, однако процент эмигрантов от общего числа населения составляет менее 1 % [17].

Таким образом, можно сделать вывод, что социальная политика государства Словении достаточно эффективна, поскольку, по данным ОЭСР, в Словении наблюдается высокий уровень грамотности населения, относительно высокая средняя продолжительность жизни населения — 81 год в среднем, (84 года у женщин и 79 лет у мужчин) [6], и низкий уровень оттока рабочей силы из страны. Более того, Словения показывает хороший результат в вопросе неравенства доходов: по данным ОЭСР, по шкале от 0 до 1, где 0 — это абсолютное равенство в доходах, а 1 — это абсолютное неравенство в доходах, показатель Словении равняется 0,25 [6].

Что же касается государственного контроля за экономикой, ситуация в Республике Словения на данный момент является весьма противоречивой. С одной стороны, государство, безусловно, осуществляет своеобразный контроль за экономикой через вышеописанную социальную политику, и, если судить по успешности данной политики, с этой функцией словенское правительство хорошо справляется.

Однако, с другой стороны, с момента выхода Словении из состава Югославии государство стремится максимально приватизировать крупные словенские компании и банки, тем самым, своего рода отказываясь осуществлять контроль за экономикой через них. Приватизация в Словении началась с ноября 1992 года, когда был принят Закон о приватизации [5] и продолжается до сих пор. Тем не менее, процесс приватизации идет медленно: так, по оценкам ЕБРР, на 2016 год было запланировано приватизировать 33 государственных компании, однако, на самом деле, было приватизировано всего лишь 3, приватизация 13 компаний началась и продолжается до сих пор [9]. На данный момент, по оценкам ОЭСР, государство владеет или контролирует около 650 предприятий, на долю которых приходится треть ВВП страны [14]. Директор ЕБРР по странам Центральной и Северо-Восточной Европы Шарлотта Руэ призвала словенское правительство продолжать приватизацию и поддержала их план приватизировать в 2019 году два крупнейших в Словении государственных банка — Nova Ljubljanska Banka и Abanka. Она также заявила, что словенское правительство может начать приватизацию медиа-гиганта Telekom Slovenia во второй половине 2019 года [12].

Можно сделать вывод, что, на данный момент, государство стремится снизить контроль за экономикой, распродавая крупные компании и банки частным инвесторам.

Подводя итоги проведенного исследования, было бы неправильно сказать, что в Словении на данный момент действует скандинавская социально-экономическая модель. Присутствуют определенные элементы данной модели: высокий уровень жизни и благосостояния населения и высокая степень участия профсоюзов в жизни общества. Также, если принять во внимание, к примеру, политику государства по дальнейшей приватизации государственных компаний и банков, то можно даже сказать, что словенское правительство отдаляется от шведской социально-экономической модели, а не занимается ее продвижением, как в 2013 году анонсировала Аленка Братушек.

Литература:

  1. Буланов А. Словении ближе скандинавская модель. Эксперт, 2013, № 49, с. 9–15
  2. Ветрова Екатерина Александровна, Кабанова Елена Евгеньевна, Богачёва Татьяна Вячеславовна Особенности скандинавской модели экономики // Социально-экономические явления и процессы. 2017. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-skandinavskoy-modeli-ekonomiki (дата обращения: 27.09.2018).
  3. Всемирная Организация Здравоохранения. Ситуационный Анализ Формирования Политики С Учетом Фактических Данных, Серия № 1 EVIPNet в Европе, Словения. — 2018. — 34 с.
  4. Дорфман М. Скандинавская модель против еврокризиса. [Электронный источник]. URL: http://pda.iarex.ru/interviews/18486/ (дата обращения: 11.10.2018)
  5. Знакомьтесь, Словения! / [Авт.-сост. и отв. ред. И. В. Чуркина]. — М.: Культура, 1996. — 191 с.
  6. ОЭСР. [Электронный источник]. URL: https://data.oecd.org (Дата обращения: 16.10.2018)
  7. Роик, В. Д. Социальное страхование: учебник и практикум для академического бакалавриата / В. Д. Роик. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — 509 с. — Серия: Бакалавр. Академический курс.
  8. Хериберт Кольн. Положение профсоюзов в Восточной Европе сегодня: предварительный баланс после расширения ЕС. Международная профсоюзная организация Friedrich Ebert Stiftung, Бюллетень № 5/2009. [Электронный источник]. URL: http://library.fes.de/pdf-files/id/06565.pdf (Дата обращения: 14.10.2018)
  9. European Bank of Reconstruction and Development. [Электронный источник]. URL: http://2017.tr-ebrd.com/countries/# (Дата обращения: 16.10.2018)
  10. Government of the Republic of Slovenia. Social Security and Health Care. [Электронный источник]. URL: http://www.vlada.si/en/about_slovenia/society/social_security_and_health_care/ (Дата обращения: 16.10.2018)
  11. KPMG. [Электронный источник]. URL: https://home.kpmg.com.html (Дата обращения: 14.10.2018)
  12. Marja Novak. EBRD urges further privatisation, pension reform in Slovenia. Reuters, 2018. [Электронный источник]. URL: https://www.reuters.com/article/ebrd-slovenia/ebrd-urges-further-privatisation-pension-reform-in-slovenia-idUSL8N1WW5IJ (Дата обращения: 17.10.2018)
  13. Ministry of Education, Science and Sport of the Republic of Slovenia. The Education System in the Republic of Slovenia 2016/2017. 2017. [Электронный источник].URL: https://eng.cmepius.si/wp-content/uploads/2015/08/The-Education-System-in-the-Republic-of-Slovenia-2016–17.pdf (Дата обращения: 15.10.2018)
  14. Regulatory policy in Slovenia [Текст]: oversight matters. — Paris: OECD, 2018. — 134 с.
  15. Republic of Slovenia. Ministry of Finance. Taxation in Slovenia, 2018. [Электронный источник]. URL: http://www.mf.gov.si/fileadmin/mf.gov.si/pageuploads/Davki_in_carine/Angleški/Taxation_in_Slovenia_2018.pdf (Дата обращения: 14.10.2018)
  16. Stanka Intihnar. In 2017 at-risk-of-poverty rate slightly lower (13.3 %), at-risk-of-poverty threshold higher than in 2016. Republic of Slovenia Statistical Office, 2018. [Электронный источник]. URL: https://www.stat.si/StatWeb/en/News/Index/7464 (Дата обращения: 14.10.2018)
  17. Statistical Office of the Republic of Slovenia. [Электронный источник]. URL: https://www.stat.si/statweb/en/home (Дата обращения: 16.10.2018)
  18. The association of free trade unions of Slovenia. [Электронный источник]. URL: https://www.zsss.si/english/ (Дата обращения: 15.10.2018)
Основные термины (генерируются автоматически): Словения, скандинавская модель, скандинавская социально-экономическая модель, словенское правительство, Швеция, всеобщее благосостояние, пенсионное обеспечение, прогрессивная шкала налогообложения, социальная защита, социальное страхование.


Ключевые слова

Словения, скандинавская модель, модель всеобщего благосостояния

Похожие статьи

Анализ зарубежных моделей корпоративного управления и их применение в российской практике

В данной статье приводятся примеры основных особенностей становления моделей корпоративного управления, которые используются в мире, проведен анализ сильных и слабых сторон принципов управления в российских компаниях, чтобы определить, какая из них я...

Сравнительный анализ налогов, уплачиваемых физическими лицами в России и США

В статье авторами анализируются налоги, взимаемые с граждан России и США. В ходе изучения научной литературы выделяются сходства и различия между системами налогообложений. Также авторами рассматриваются преимущества обеих систем. На основе полученно...

Императивы развития экономики счастья

Статья посвящена обоснованию императива развития экономики счастья и выявлению особенностей формирования экономики счастья. Общий подход к проблеме основывается на анализе двух экономик счастья: российской и финляндской. Кроме того, методологическая ...

Принципы ESG как фактор финансовой устойчивости коммерческой организации

В статье рассматривается вопрос расширения инструментария анализа финансовой устойчивости коммерческой организации посредством внедрения оценки нефинансовых показателей. Рассматривается возможность внедрения оценки соблюдения ESG-принципов как фактор...

Политико-правовое регулирование противодействия коррупции в Финляндии

В статье рассматриваются основные политические и правовые основы борьбы с коррупцией в Финляндии. Основываясь на достаточно успешном опыте, автор говорит о целесообразности применения модели противодействия коррупции в Финляндской республике в других...

Прямые иностранные инвестиции: наиболее привлекательные отрасли Словении

Статья посвящена анализу словенской экономики с точки зрения наиболее привлекательных отраслей для размещения прямых иностранных инвестиций. Используя статистические данные и аналитические отчеты, автор стремится дать ответ на вопрос, куда, в какие с...

Переход стран ЕС к евро

В статье рассматриваются основные причины перехода стран ЕС к евро. Также отмечаются положительные и негативные моменты от единой европейской денежной системы. Кроме этого, анализируются статистические данные опрошенных респондентов в разных государс...

Налоговый минимализм как средство усиления эффективности налогового контроля

В статье автор исследует эффективность налогового контроля через внедрение понятия налогового минимализма, который определяется как отказ от необоснованного усложнения налоговой системы, а также простоту бюрократических процедур по уплаты налогов. В ...

Анализ индикаторов социальной справедливости в экономической сфере российского общества

В данной статье рассматриваются современные подходы к изучению социальной справедливости и ее роль во взаимодействии основных социальных и экономических институтов. В статье также рассмотрены индикаторы социальной справедливости как метод оценки совр...

Возможность применения в России скандинавской модели контроля справедливости договорных условий

В данной статье рассматриваются вопросы, касающиеся феномена усиления судебного контроля справедливости договоров в странах Северной Европы, а также анализируется проблема заимствования элементов данной модели в современное законодательство Российско...

Похожие статьи

Анализ зарубежных моделей корпоративного управления и их применение в российской практике

В данной статье приводятся примеры основных особенностей становления моделей корпоративного управления, которые используются в мире, проведен анализ сильных и слабых сторон принципов управления в российских компаниях, чтобы определить, какая из них я...

Сравнительный анализ налогов, уплачиваемых физическими лицами в России и США

В статье авторами анализируются налоги, взимаемые с граждан России и США. В ходе изучения научной литературы выделяются сходства и различия между системами налогообложений. Также авторами рассматриваются преимущества обеих систем. На основе полученно...

Императивы развития экономики счастья

Статья посвящена обоснованию императива развития экономики счастья и выявлению особенностей формирования экономики счастья. Общий подход к проблеме основывается на анализе двух экономик счастья: российской и финляндской. Кроме того, методологическая ...

Принципы ESG как фактор финансовой устойчивости коммерческой организации

В статье рассматривается вопрос расширения инструментария анализа финансовой устойчивости коммерческой организации посредством внедрения оценки нефинансовых показателей. Рассматривается возможность внедрения оценки соблюдения ESG-принципов как фактор...

Политико-правовое регулирование противодействия коррупции в Финляндии

В статье рассматриваются основные политические и правовые основы борьбы с коррупцией в Финляндии. Основываясь на достаточно успешном опыте, автор говорит о целесообразности применения модели противодействия коррупции в Финляндской республике в других...

Прямые иностранные инвестиции: наиболее привлекательные отрасли Словении

Статья посвящена анализу словенской экономики с точки зрения наиболее привлекательных отраслей для размещения прямых иностранных инвестиций. Используя статистические данные и аналитические отчеты, автор стремится дать ответ на вопрос, куда, в какие с...

Переход стран ЕС к евро

В статье рассматриваются основные причины перехода стран ЕС к евро. Также отмечаются положительные и негативные моменты от единой европейской денежной системы. Кроме этого, анализируются статистические данные опрошенных респондентов в разных государс...

Налоговый минимализм как средство усиления эффективности налогового контроля

В статье автор исследует эффективность налогового контроля через внедрение понятия налогового минимализма, который определяется как отказ от необоснованного усложнения налоговой системы, а также простоту бюрократических процедур по уплаты налогов. В ...

Анализ индикаторов социальной справедливости в экономической сфере российского общества

В данной статье рассматриваются современные подходы к изучению социальной справедливости и ее роль во взаимодействии основных социальных и экономических институтов. В статье также рассмотрены индикаторы социальной справедливости как метод оценки совр...

Возможность применения в России скандинавской модели контроля справедливости договорных условий

В данной статье рассматриваются вопросы, касающиеся феномена усиления судебного контроля справедливости договоров в странах Северной Европы, а также анализируется проблема заимствования элементов данной модели в современное законодательство Российско...

Задать вопрос