В статье проведен анализ современного состояния проблематики моделей социального государства, сформулированы причины кризиса современных моделей социального государства, которые обусловливают потребность их модернизации. Основное внимание уделено выявлению тенденции развития современных моделей социального государства. В заключении предложены новые требования к современной модели социального государства.
Ключевые слова: социальное государство, модель социального государства, социальное обеспечение, социальная защита, социальные приоритеты, сервисное государство.
Актуальность исследования социального государства для отечественной науки следует как из конституционного закрепления за Россией обозначенного статуса, так и из следующих обстоятельств. Во-первых, в отличие от «правового» понятие «социального государства» не рассматривалось советской юридической наукой даже с позиции его критики. Это обусловливает его новизну, проблематичность и неразработанность. Во-вторых, очевидным является то, что западноевропейская модель государственности не может автоматически воплощаться в России, не потерпев критического анализа.
Концепция социального государства имеет и важное методологическое значение для всех отраслей гуманитарного знания, в той или иной степени затрагивающих проблемы государства и права [1]. Изучение сущности, целей, приоритетов и функций социального государства и соответствующего законодательства необходимо для формирования знаний и профессиональных навыков в сфере юриспруденции, менеджмента, государственного и муниципального управления, социологии и социальной работы.
Актуальность исследования моделей социального государства для отечественной науки вытекает из конституционной нормы о России как социальном государстве. Требует осмысления и проверки возможности использования нашим государством моделей, которые были обоснованы теоретически и проверены практикой функционирования социального государства в зарубежных странах, для определения как целесообразности их заимствования, так и конструирования национальной модели социального государства [3].
В мировой науке и практике, с одной стороны, заметен кризис концепта социального государства, а с другой — нежелание отказываться от его введения, но модернизировав, адаптировав к условиям глобализации и социально-экономическим, демографическим, политическим вызовам. Из этого следует важность исследования зарубежных моделей социального государства под углом зрения их модернизации для конструирования отечественной модели социального государства с учетом мировых тенденций, что поможет предотвратить ошибки, которые привели к современному кризисному состояния социального государства.
За последние десятилетия специалисты (А. Готье, Ж. Делор, К. Эспинг-Андерсен, А. Сапир и др.) выделили ряд моделей, которые отличаются объемом льгот и обоснованием права на их получения, финансированием и организацией; они методологически базируются на различных идеологиях и подходах к решению социальных проблем.
Современные концепции социального государства развиваются в направлениях либо его критики, либо призывов к модернизации, противопоставляются толерантные и критические к социальному государству подходы [4]. Современные модели социального государства отражают новые тенденции в развитии общества, связанные с глобализацией, новыми рыночными условиями, технологиями. Единственная целостная теория социального государства сейчас отсутствует; различия в подходах касаются, прежде всего, степени и границ государственного вмешательства, масштабов социально-обеспечительной деятельности государства.
Причинами кризиса современных моделей социального государства, которые обусловливают потребность их модернизации являются:
– социальные (ослабление влияния профсоюзов, религиозных общин, индивидуализация стилей жизни, потеря коллективной идентичности);
– ресурсные (перераспределение энергоресурсов и энергетические проблемы);
– экономические (глобализация, интернационализация, свободное движение товаров и услуг, быстрое развитие сектора услуг при сокращении традиционных сегментов индустриальной экономики);
– финансовые (свободное движение капитала, инфляция, рецессия);
– проблемы на рынке труда (мобильность рабочей силы, международная конкуренция трудовых сил, развитие новых форм труда и неформальной занятости, миграционные потоки, рост уровня образования женщин и активизация их карьерного роста);
– социокультурные (высокая ценность самоопределенности и индивидуальной свободы, изменение семейной морали);
– технические (научно-технический и медицинский прогресс);
– демографические (изменение возрастной структуры населения);
– политические (неолиберальная идеология, рекомендации влиятельных международных экспертных организаций);
– гендерные (последующая эмансипация, изменение партнерских отношений и семейных форм жизни).
Конституционно закрепляются новые подходы, в соответствии с которыми социальное государство обеспечивает лишь основные потребности человека (инфраструктура, прожиточный минимум, образование, здравоохранение), а человек сам должен заботиться о себе и своей семье, что воплощается в концепции — трудового государства, государства, которое способствует труду, государства социальных инвестиций, модели предохранительного государства и др. [6]
В условиях экономического кризиса, глобальных вызовов XXI в. государство не в состоянии брать на себя полную ответственность за благосостояние лица, а в пределах принципа субсидиарности перекладывает часть функций на бизнес, институты гражданского общества. Поскольку мировой тенденцией является отказ от идеи государства всеобщего благосостояния, когда утверждается европейская тенденция к формированию сервисного государства, гарантирующего самые необходимые социальные права, то назрела необходимость наполнить современное понимание и определение социального государства новыми конструктами (обеспечение экологической безопасности, поощрение конкуренции и развития личной инициативности граждан по обеспечению собственного благосостояния, развитие социального партнерства, активное взаимодействие с институтами гражданского общества и др.), а главнейшей задачей современного социального государства становится обеспечение максимально благоприятных условий для самореализации личности. Таков подход стал результатом переосмысления роли государства в социальной защите, усиления глобализационных тенденций, которые обусловили перспективность новой модели социального государства, которая приходит на смену классическим моделям.
Тенденцией XXI в. является, с одной стороны, расширение каталога социальных прав человека и гражданина, а с другой — переформатирование функций государства по их обеспечению. Ведь государства все больше ориентируются на социальную поддержку нуждающихся, на стимулирование инициативы человека в обеспечении своего благосостояния, развитие социального и человеческого капитала. Так, конституционное закрепление может получить, например, обязанность трудоспособных лиц трудиться в обмен на социальную помощь.
Реформы социальной сферы во многих социальных государствах свидетельствуют о четкой направленности на сужение спектра действия социального государства, стимулирование активности и ответственности граждан на обеспечение благосостояния, приостановление расширения социальных функций (с учетом государственных расходов), поскольку они становятся непосильными для государственных бюджетов и неэффективными, с точки зрения потребностей общества. Главным содержанием социального государства постепенно становится создание условий для саморазвития трудоспособного лица, прежде всего, через трудовую активность [5]. Центр тяжести социального государства переносится на содействие возникновению как можно большего количества эффективных рабочих мест, содействие самостоятельному предпринимательству и другим формам трудовой активности граждан.
Например, традиционные черты скандинавской модели меняются под влиянием факторов внутригосударственного и международного развития, конвергенции идеологий. Анализ социальных реформ шведского правительства Ф. Райнфельда, доказывает, что трансформация классической социал-демократической модели социального государства происходит по направлению к либеральной модели, которая активизирует трудоспособное лицо.
В основе реформирования А. Меркель модели социального государства ФРГ (корпоративистская) — снижение подоходных налогов, создание условий для самореализации лицом своих способностей, стимулирования собственной инициативы граждан по подъему благосостояния, а на государство же возлагается обязанность корректировать сбои в рыночном механизме.
Законодательное закрепление ориентации на личную ответственность за самообеспечение, повышение конкурентоспособности трудоспособного населения, перенос центра тяжести с оказания социальной помощи на создание условий для максимально полного использования потенциала трудоспособных граждан является стратегической линией реформирование американской модели социального государства.
Итак, сейчас наметился общий тренд в развитии моделей социального государства: с одной стороны, сокращение социальных программ, стремление к повышению их экономической эффективности и отдачи, а с другой — расширение социального партнерства, децентрализация власти, усиление региональных (внутри страны) и местных органов. При этом происходит изменение роли как государства, так гражданина: последний предстает не только как объект социальной политики государства, но и как активный ее субъект, пользователь и производитель социальных услуг [6].
По нашему мнению, при типологизации моделей социального государства необходимо учитывать сближение идеологий под влиянием глобализации и индивидуализации. Классические политические парадигмы либерализма, консерватизма и социализма видоизменяются, современный политический процесс фиксирует их сближение, что видоизменяет классические модели социального государства.
Наметилась тенденция к взаимовлиянию либеральной, социалистической и консервативной идеологий, в результате классические модели социального государства (либеральная, корпоративная, социал-демократическая) трансформируются в неолиберальную, корпоративно-либеральную (консервативно-либеральную), социал-демократически-либеральную; активизация либеральной составляющей объясняется влиянием глобализации.
По времени появления выделяются: классические, стандартные, традиционные модели, которые видоизменяются, взаимопереплетаются; неомодели социального государства, в частности, те, которые формируются в посттоталитарных государствах Центральной и Восточной Европы. Они еще не подтвердили готовность к эффективному внедрению в условиях глобализационных вызовов, находящихся на организационной стадии, демонстрируют противоречивые, непоследовательные шаги.
По соотношению активности государства и инициативности граждан в решении социальных проблем, выделяется патерналистский, классический и тип социального государства.
Усиление индивидуализма, экономической конкуренции, уход от социальной солидарности, социального единства актуализирует вопрос о влиянии глобализации на стабильность социальных государств. Поскольку процесс глобализации связан с размыванием экономических границ, свободным перемещением капиталов, товаров, рабочей силы, то возникают проблемы в реализации трудовых и социальных прав, усложняется деятельность представительных органов власти.
Необходимы гарантии того, что человеческие и социальные ценности определяют характер и темпы экономической глобализации, но пока отсутствует четкая концепция социального государства в условиях глобализации. Пришло время создания новой архитектуры благосостояния, в которой особое внимание уделялось бы решению социальных проблем не столько за счет социальных выплат определенного типа, сколько их профилактики.
Один из активно обсуждаемых в настоящее время проектов валяется реформирование социального государства в государство солидарности, где был бы баланс между правами и обязанностями граждан, их свободой и ответственностью; помощь государства предоставляется только тем, кто сам оказывает социальную помощь (например, активизация безработных на общественных работах) [2].
Все современные модели социального государства предусматривают отказ от политики социального обеспечение в пользу активизации занятости, удовлетворения жизненных потребностей, стимулирования социального капитала через инвестирование науки и образования, генерирования социального капитала, повышения квалификации трудоспособного населения как фактора уменьшение социального неравенства. Мировой тенденцией является отказ от идеи всеобщего благосостояния, утверждения сервисного государства и гарантирования самых необходимых социальных прав. В условиях экономического кризиса, глобальных вызовов XXI в. государство не в состоянии брать на себя полную ответственность за благосостояние лица, а в пределах принципа субсидиарности перекладывает часть функций на бизнес, институты гражданского общества.
В эпоху глобализации возрастает роль государства внутри страны как гаранта социальной, политической и макроэкономической стабильности, помощи наиболее пострадавшим группам населения, защиты от насилия, преступности, приобретающих глобальный характер, защиты окружающей среды, законности. Поэтому отказываться от внедрения модели социального государства недопустимо. Эта модель должна соответствовать следующим требованиям:
– поддержка, стимулирование собственной инициативы, предприимчивости, производительного труда человека;
– повышение трудовой мотивации;
– усиление социальной ответственности людей за собственное социальное обеспечения и социальной ответственности предприятий;
– экономическая эффективность не должна быть самоцелью, а должна очеловечиваться социальной справедливостью и экологической сбалансированностью;
– инвестирование в материнство, детство и знания;
– реформирование пенсионного обеспечения, стимулирование занятости лиц пенсионного возраста, инвалидов (льготы работодателям);
– активное привлечение государством к выполнению социальных функций институтов гражданского общества и бизнеса;
– защита нерыночных социальных сфер (экология, образование, духовная жизнь). Повышение качества жизни, устранение социальной дифференциации невозможно достичь исключительно экономическими средствами, поскольку они содержат существенную социокультурную составляющую.
Человеческие ресурсы в модели социального государства должны рассматриваться как базовые ресурсы, а ответственность за эффективность современной модели социального государства полагается в равных долях на государство, бизнес, неправительственные организации, гражданское общество в целом и отдельных граждан
Литература:
- Ананичева С. Р. Формирование социального развития России: история и современность. 2017. № 1. С. 98–105.
- Антропов В. В. Социальное государство: от теории к практике // Экономика. Налоги. Право. 2021. № 2. С. 6 -10.
- Родионова О. В. Проблемы развития теории и практики современного социального государства // Lex Russica. 2015. № 1. С. 28–40. государства в Российской Федерации // Основные тенденции государственного и общественного
- Современная юриспруденция: актуальные вопросы / Сабанина Н. О., Попов С. А., Ермаков Д. С., Сплавская Н. В., Ветрила Е. В., Эмирова И. Е., Курбатова С. М., Колмаков В. Ю., Баринов С. В., Щукин В. В. М., 2020. 214 с.
- Современные правовые исследования: коллективная монография / Аванесова А. А., Бабенкова Э. В., Ветрила Е. В., Дружинина А. В., Кашлакова А. С., Сплавская Н. В., Уваров А. А., Щукин В. В. Сочи, 2020. 108 с.
- Хома Н. М. Модели социального государства: новые подходы к типологизации // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. 2013. № 1. С. 144–148.