В представленной статье выполняется исследование и анализ степени европейской интеграции на страны бывшей Югославии на примере Словении. Цель статьи: оценить степень влияния и успешности европейской экономической интеграции на Словению.
Ключевые слова: интеграция, Словения, Югославия, Европа
Словения — небольшое европейское государство, площадь которого составляет около 20 тысяч квадратных километров, а население — около 2 миллионов людей [9]. История независимого государства Словения начинается с 25 июня 1991 года, когда Словения вышла из состава Югославии. С тех пор история и развитие страны тесно связаны с развитием Европейского Союза, в который Словения вступила 1 мая 2004 года.
В составе Югославии Словения была одним из самых экономически развитых регионов: на её долю приходилось более 17 % производимого в стране общественного продукта, 20 % промышленного и 7 % аграрного производства. Однако к моменту распада Югославии в следствие экономического кризиса около 800 словенских предприятий были на грани закрытия, постоянно росла безработица, наблюдалась острая нехватка валютных средств [1]. Независимая Словения не смогла бы существовать без помощи Европейского Союза, что наряду с политическими, географическими, культурными и иными факторами, и обусловило, экономическую интеграцию Словении в европейское пространство.
В целях помощи экономикам стран Центральной и Восточной Европы, Европейский Союз организовал программу экономической помощи PHARE. В рамках нее, Словении было выделено 358,4 миллиона евро для реструктуризации словенской экономики и ее перехода к модели рыночной экономики. По оценкам Европейской Комиссии наиболее эффективно данные средства были использованы в области преобразования судебной системы и внутренней политики [11].
Еще одним инструментом финансовой помощи Словении был Инструмент структурной политики в процессе подготовки к расширению (ISPA). Словенией было получено 84,5 миллиона евро, которые, в основном, были потрачены на инвестиционные проекты в области транспорта и инфраструктуры [10].
Словения участвовала в программе развития сельского хозяйства (SAPARD). Ей было выделено почти 26 миллионов евро для улучшения состояния сельскохозяйственной отрасли и для проведения программ развития сельских районов [10].
В 1992 году Словения вступила в Европейский Банк Реконструкции и Развития. На данный момент, ЕБРР проводит в Словении программы по реструктуризации корпоративного сектора, увеличения роли частного сектора и способствованию развитию эффективного корпоративного управления. Также ЕБРР содействует установлению стабильности в финансовом секторе и устойчивому развитию энергетической отрасли [2].
Стоит помнить, что в 1993 году Европейским Союзом были приняты и в 1995 году одобрены Копенгагенские критерии, которые являются критериями вступления в ЕС для желающих стран. С экономической точки зрения, данные критерии требуют, чтобы у страны, подавшей заявку на вступление в Евросоюз, была функционирующая рыночная экономика, а также чтобы в них были созданы все условия, чтобы местные производители смогли справиться с конкуренцией внутри Европейского Союза. Словении потребовалось 9 лет для выполнения данных критериев с момента их одобрения, ведь в состав Европейского Союза она вошла в 2004 году.
За 9 лет, прошедших с момента одобрения Копенгагенских критериев и вступления Словении в ЕС, Словения активно старалась выполнить требования Европейского Союза. Это привело к увеличению потока прямых иностранных инвестиций в страну, к росту доли сферы услуг в экономике, к либерализации и приватизации государственного имущества в энергетической и банковской сферах [3].
После вступления в Евросоюз Словения пережила период адаптации к новым экономическим условиям, который сложился для нее довольно успешно. В 2007 году страна перешла на евро, и вошла в Шенгенскую зону. Кроме того, Словении удалось наладить торговые отношения с такими странами-участницами Евросоюза, как Германия, Австрия, Италия и Франция. Вместе с тем, Словения также сохранила торговые связи с «партнерами» по бывшей Югославии, прежде всего, с Хорватией. Также, у Словении до сих пор неплохо развиты торговые отношения с Россией.
Однако вскоре налаженная система дала некоторый сбой. С наступлением мирового финансового кризиса 2008 года экономика Словении, как и другие экономики Евросоюза, переживала не лучшие времена, что отражено на ниже представленных графиках динамики основных макроэкономических показателей Словении.
Рис. 1. Динамика изменения ВВП на душу населения в Словении с момента вступления в Европейский Союз, в $ США
Рис. 2. Динамика изменения уровня безработицы в Словении с момента вступления в Европейский Союз, в %
Рис. 3. Динамика изменения инфляции на основе индекса потребительских цен в Словении с момента вступления в Европейский Союз, в %
Источник: составлено автором на основе статистики Всемирного Банка
Согласно графикам, по данным Всемирного Банка, в 2008 году ВВП на душу населения составлял 27,5 тысяч долларов США, а в 2009 году — 24,6 тысяч долларов США, в 2010–23,4 тысячи долларов. Рост ВВП на душу населения начал наблюдаться в 2011 году, однако и по сей день не достиг докризисного уровня. Наряду с этим, в 2008 году уровень безработицы в Словении составлял 4,4 %, в 2009–5,9 %, в 2010–7,2 %. Рост безработицы продолжался до 2013 года, после чего началось его постепенное снижение, однако уровень безработицы, как и уровень ВВП на душу населения, все еще не вернулся на докризисный уровень. Также стоит обратить внимание, что в 2009 году наблюдалось резкое падение уровня инфляции: с 5,6 % в 2008 году до 0,9 % в 2009. Однако уже в 2010 году уровень инфляции вырос в два раза, однако после 2012 года еще раз наблюдался спад: в 2012 году инфляция составляла 2,6 %, в 2013–1,8 %, в 2014–0,2 %, а в 2015–2016 гг. в стране наблюдалась дефляция [8]. Это можно объяснить тем, что с конца 2014 года во многих странах еврозоны наблюдался спад в ценах по ряду экономических и политических причин [5].
Тем не менее, на данный момент, подводя определенный итог экономической интеграции Словении в Европейский Союз, можно отметить, что прошедшие интеграционные процессы привели к положительному результату: на 2017 год Словения занимала 6 место по статусному индексу, который для нее равен 9,18 пунктам, и 10 место по индексу управления, который равен для Словении 6,78 пунктам. Данные индексы составляют индекс трансформации Фонда Бертерсманна — индекс, целью которого является сравнительный анализ уровня развития демократии, качества политического управления и рыночной экономики в 119 странах мира [12].
Статусный индекс оценивает общее политическое и экономическое состояние страны. Экономическая ситуация оценивается через 7 критериев: стабильность цен и валюты, уровень социально-экономического развития, структура рынка и конкуренции, условия частной собственности, оценка режима благосостояния экономики, основные экономические показатели и степень устойчивости экономики. Согласно данному индексу, Словения обладает развитой рыночной экономикой, имея высокие показатели по каждому из критериев, (средний показатель за 7 критериев равен 9,1 из 10) [7].
Индекс управления отражает качество государственного политического управления через 5 критериев: уровень сложности, уровень управляемости, степень эффективности использования ресурсов, степень достижения согласия и степень международного сотрудничества. Согласно данному индексу, в Словении уровень государственного управления оценивается как «хороший» [4]. Это свидетельствует о том, что Словения, в целом, смогла успешно экономически интегрироваться в Евросоюз.
В свою очередь, не стоит воспринимать этот факт, как некоторое завершение, конечный этап работы. Словенская экономика до сих пор испытывает некоторые трудности: к примеру, в сельскохозяйственной отрасли конкуренция в рамках Европейского Союза оказалась слишком высокой для словенских производителей. Согласно прогнозу ОЭСР, в 2018 и в 2019 гг. рост словенской экономики замедлится, несмотря на то, что будет превышать потенциальный уровень. Предвидится снижение уровня безработицы и ускорение роста заработных плат в реальном выражении, что простимулирует рост потребления домохозяйств и инвестирования в недвижимость. Также, по мнению экспертов ОЭСР, в следующие два года можно будет наблюдать сокращение дефицита госбюджета «по циклическим причинам». Тем не менее, в докладе ОЭСР подчеркивается уязвимость банковского сектора страны, поскольку на данный момент Центральный Банк страны удерживает процентную ставку на низком уровне, что создает условия для возникновения рисков в силу сужения диапазона установления ставок коммерческими банками. Большая зависимость банков от краткосрочных заимствований для финансирования долгосрочных займов по фиксированной ставке создает риски для прибыльности банков в случае повышения ставки Центральным Банком [6]
В заключение необходимо сказать, что в начале XXI века, несмотря на свой небольшой размер, Словения, как независимая страна, представляла для Европейского Союза большой экономический и политический интерес. Это послужило причиной для начала интеграции Словении в Европейский Союз. Из анализа всех экономических механизмов, которые способствовали данному процессу, (программ помощи, вступления страны в ЕБРР и т. д.), можно сделать вывод, что Евросоюз достаточно сильно поддерживал Словению в ее интеграции, способствуя созданию и развитию в ней устойчивой рыночной экономики. Таким образом, автор оценивает степень влияния европейской экономической интеграции на Словению как высокую.
На данный момент, экономика Словении растет и успешно развивает новые отрасли, преодолев трудности, возникшие после мирового финансового кризиса 2008 года. Таким образом, автор считает нужным отметить успешность экономической интеграции Словении в Европейский Союз.
Литература:
- Economic issues of Slovenia's accession to the EU/Vladimir Lavrač and Boris Majcen. — Ljubljana: Institute for EconomicResearch, — 2006, — 29 p
- European Bank of Reconstruction and Development.
- [Электронный источник]. URL: http://www.ebrd.com/where-we-are/slovenia/overview.html (дата обращения: 11.10.2018)
- Fink-Hafner D., Lajh D. Managing Europe from Home: The Europeanisation of the Slovenian Core Executive// OUEU PHASE I, Occasional Paper 6.1–09.03, Ljubljana. — 2003
- Governance index. BTI 2017. Bertelsmann Stiftung.
- [Электронный источник]. URL: https://www.bti-project.org/en/data/rankings/status-index/ (дата обращения: 11.10.2018)
- Katie Allen, Rupert Neate. Eurozone deflation deepens in January,
- The Guardian, 2015. [Электронный источник].
- URL: https://www.theguardian.com/business/2015/jan/30/eurozone-deflation-deepens-january (дата обращения: 11.10.2018)
- OECD. Economic Forecast Summary for Slovenia, 2017. [Электронный источник]. URL: https://www.oecd.org/eco/outlook/economic-forecast-summary-slovenia-oecd-economic-outlook.pdf (дата обращения: 11.10.2018)
- Status index. BTI 2017. Bertelsmann Stiftung. [Электронный источник]. URL: https://www.bti-project.org/en/data/rankings/status-index/
- (дата обращения: 11.10.2018)
- The World Bank / World Development Indicators (WDI). [Электронный ресурс]. — URL: http://data.worldbank.org (дата обращения: 11.10.2018)
- Всемирная книга фактов ЦРУ. [Электронный источник].
- URL: https://www.cia.gov/Library/publications/the-world-factbook/geos/si.html (дата обращения: 11.10.2018)
- Европейская Комиссия. Доклад «Передовой опыт в реализации ЕС региональной политики сплоченности: уроки, извлеченные в Словении», 2012. — 35 с.
- Европейская Комиссия. Итоговый отчет по оценке итогов программы помощи PHARE Болгарии, Кипру, Чехии, Эстонии, Венгрии, Латвии, Литве, Мальте, Польше, Румынии, Словакии и Словении — 2015–349 с.
- Мельвиль А. Ю. Как измерять и сравнивать уровни демократического развития в разных странах? (По материалам исследовательского проекта «Политический атлас современности»)/ А. Ю. Мельвиль, М. В. Ильин, Е. Ю. Мелешкина и др.; Научно-координационный совет по международным исследованиям МГИМО (У) МИД России. — М.: МГИМО-Университет, 2008–135 с. (Книги и брошюры НКСМИ).