Влияние европейской экономической интеграции на страны бывшей Югославии (на примере Словении) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №41 (227) октябрь 2018 г.

Дата публикации: 15.10.2018

Статья просмотрена: 486 раз

Библиографическое описание:

Щетинина, В. А. Влияние европейской экономической интеграции на страны бывшей Югославии (на примере Словении) / В. А. Щетинина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 41 (227). — С. 153-156. — URL: https://moluch.ru/archive/227/53052/ (дата обращения: 16.12.2024).



В представленной статье выполняется исследование и анализ степени европейской интеграции на страны бывшей Югославии на примере Словении. Цель статьи: оценить степень влияния и успешности европейской экономической интеграции на Словению.

Ключевые слова: интеграция, Словения, Югославия, Европа

Словения — небольшое европейское государство, площадь которого составляет около 20 тысяч квадратных километров, а население — около 2 миллионов людей [9]. История независимого государства Словения начинается с 25 июня 1991 года, когда Словения вышла из состава Югославии. С тех пор история и развитие страны тесно связаны с развитием Европейского Союза, в который Словения вступила 1 мая 2004 года.

В составе Югославии Словения была одним из самых экономически развитых регионов: на её долю приходилось более 17 % производимого в стране общественного продукта, 20 % промышленного и 7 % аграрного производства. Однако к моменту распада Югославии в следствие экономического кризиса около 800 словенских предприятий были на грани закрытия, постоянно росла безработица, наблюдалась острая нехватка валютных средств [1]. Независимая Словения не смогла бы существовать без помощи Европейского Союза, что наряду с политическими, географическими, культурными и иными факторами, и обусловило, экономическую интеграцию Словении в европейское пространство.

В целях помощи экономикам стран Центральной и Восточной Европы, Европейский Союз организовал программу экономической помощи PHARE. В рамках нее, Словении было выделено 358,4 миллиона евро для реструктуризации словенской экономики и ее перехода к модели рыночной экономики. По оценкам Европейской Комиссии наиболее эффективно данные средства были использованы в области преобразования судебной системы и внутренней политики [11].

Еще одним инструментом финансовой помощи Словении был Инструмент структурной политики в процессе подготовки к расширению (ISPA). Словенией было получено 84,5 миллиона евро, которые, в основном, были потрачены на инвестиционные проекты в области транспорта и инфраструктуры [10].

Словения участвовала в программе развития сельского хозяйства (SAPARD). Ей было выделено почти 26 миллионов евро для улучшения состояния сельскохозяйственной отрасли и для проведения программ развития сельских районов [10].

В 1992 году Словения вступила в Европейский Банк Реконструкции и Развития. На данный момент, ЕБРР проводит в Словении программы по реструктуризации корпоративного сектора, увеличения роли частного сектора и способствованию развитию эффективного корпоративного управления. Также ЕБРР содействует установлению стабильности в финансовом секторе и устойчивому развитию энергетической отрасли [2].

Стоит помнить, что в 1993 году Европейским Союзом были приняты и в 1995 году одобрены Копенгагенские критерии, которые являются критериями вступления в ЕС для желающих стран. С экономической точки зрения, данные критерии требуют, чтобы у страны, подавшей заявку на вступление в Евросоюз, была функционирующая рыночная экономика, а также чтобы в них были созданы все условия, чтобы местные производители смогли справиться с конкуренцией внутри Европейского Союза. Словении потребовалось 9 лет для выполнения данных критериев с момента их одобрения, ведь в состав Европейского Союза она вошла в 2004 году.

За 9 лет, прошедших с момента одобрения Копенгагенских критериев и вступления Словении в ЕС, Словения активно старалась выполнить требования Европейского Союза. Это привело к увеличению потока прямых иностранных инвестиций в страну, к росту доли сферы услуг в экономике, к либерализации и приватизации государственного имущества в энергетической и банковской сферах [3].

После вступления в Евросоюз Словения пережила период адаптации к новым экономическим условиям, который сложился для нее довольно успешно. В 2007 году страна перешла на евро, и вошла в Шенгенскую зону. Кроме того, Словении удалось наладить торговые отношения с такими странами-участницами Евросоюза, как Германия, Австрия, Италия и Франция. Вместе с тем, Словения также сохранила торговые связи с «партнерами» по бывшей Югославии, прежде всего, с Хорватией. Также, у Словении до сих пор неплохо развиты торговые отношения с Россией.

Однако вскоре налаженная система дала некоторый сбой. С наступлением мирового финансового кризиса 2008 года экономика Словении, как и другие экономики Евросоюза, переживала не лучшие времена, что отражено на ниже представленных графиках динамики основных макроэкономических показателей Словении.

Рис. 1. Динамика изменения ВВП на душу населения в Словении с момента вступления в Европейский Союз, в $ США

Рис. 2. Динамика изменения уровня безработицы в Словении с момента вступления в Европейский Союз, в %

Рис. 3. Динамика изменения инфляции на основе индекса потребительских цен в Словении с момента вступления в Европейский Союз, в %

Источник: составлено автором на основе статистики Всемирного Банка

Согласно графикам, по данным Всемирного Банка, в 2008 году ВВП на душу населения составлял 27,5 тысяч долларов США, а в 2009 году — 24,6 тысяч долларов США, в 2010–23,4 тысячи долларов. Рост ВВП на душу населения начал наблюдаться в 2011 году, однако и по сей день не достиг докризисного уровня. Наряду с этим, в 2008 году уровень безработицы в Словении составлял 4,4 %, в 2009–5,9 %, в 2010–7,2 %. Рост безработицы продолжался до 2013 года, после чего началось его постепенное снижение, однако уровень безработицы, как и уровень ВВП на душу населения, все еще не вернулся на докризисный уровень. Также стоит обратить внимание, что в 2009 году наблюдалось резкое падение уровня инфляции: с 5,6 % в 2008 году до 0,9 % в 2009. Однако уже в 2010 году уровень инфляции вырос в два раза, однако после 2012 года еще раз наблюдался спад: в 2012 году инфляция составляла 2,6 %, в 2013–1,8 %, в 2014–0,2 %, а в 2015–2016 гг. в стране наблюдалась дефляция [8]. Это можно объяснить тем, что с конца 2014 года во многих странах еврозоны наблюдался спад в ценах по ряду экономических и политических причин [5].

Тем не менее, на данный момент, подводя определенный итог экономической интеграции Словении в Европейский Союз, можно отметить, что прошедшие интеграционные процессы привели к положительному результату: на 2017 год Словения занимала 6 место по статусному индексу, который для нее равен 9,18 пунктам, и 10 место по индексу управления, который равен для Словении 6,78 пунктам. Данные индексы составляют индекс трансформации Фонда Бертерсманна — индекс, целью которого является сравнительный анализ уровня развития демократии, качества политического управления и рыночной экономики в 119 странах мира [12].

Статусный индекс оценивает общее политическое и экономическое состояние страны. Экономическая ситуация оценивается через 7 критериев: стабильность цен и валюты, уровень социально-экономического развития, структура рынка и конкуренции, условия частной собственности, оценка режима благосостояния экономики, основные экономические показатели и степень устойчивости экономики. Согласно данному индексу, Словения обладает развитой рыночной экономикой, имея высокие показатели по каждому из критериев, (средний показатель за 7 критериев равен 9,1 из 10) [7].

Индекс управления отражает качество государственного политического управления через 5 критериев: уровень сложности, уровень управляемости, степень эффективности использования ресурсов, степень достижения согласия и степень международного сотрудничества. Согласно данному индексу, в Словении уровень государственного управления оценивается как «хороший» [4]. Это свидетельствует о том, что Словения, в целом, смогла успешно экономически интегрироваться в Евросоюз.

В свою очередь, не стоит воспринимать этот факт, как некоторое завершение, конечный этап работы. Словенская экономика до сих пор испытывает некоторые трудности: к примеру, в сельскохозяйственной отрасли конкуренция в рамках Европейского Союза оказалась слишком высокой для словенских производителей. Согласно прогнозу ОЭСР, в 2018 и в 2019 гг. рост словенской экономики замедлится, несмотря на то, что будет превышать потенциальный уровень. Предвидится снижение уровня безработицы и ускорение роста заработных плат в реальном выражении, что простимулирует рост потребления домохозяйств и инвестирования в недвижимость. Также, по мнению экспертов ОЭСР, в следующие два года можно будет наблюдать сокращение дефицита госбюджета «по циклическим причинам». Тем не менее, в докладе ОЭСР подчеркивается уязвимость банковского сектора страны, поскольку на данный момент Центральный Банк страны удерживает процентную ставку на низком уровне, что создает условия для возникновения рисков в силу сужения диапазона установления ставок коммерческими банками. Большая зависимость банков от краткосрочных заимствований для финансирования долгосрочных займов по фиксированной ставке создает риски для прибыльности банков в случае повышения ставки Центральным Банком [6]

В заключение необходимо сказать, что в начале XXI века, несмотря на свой небольшой размер, Словения, как независимая страна, представляла для Европейского Союза большой экономический и политический интерес. Это послужило причиной для начала интеграции Словении в Европейский Союз. Из анализа всех экономических механизмов, которые способствовали данному процессу, (программ помощи, вступления страны в ЕБРР и т. д.), можно сделать вывод, что Евросоюз достаточно сильно поддерживал Словению в ее интеграции, способствуя созданию и развитию в ней устойчивой рыночной экономики. Таким образом, автор оценивает степень влияния европейской экономической интеграции на Словению как высокую.

На данный момент, экономика Словении растет и успешно развивает новые отрасли, преодолев трудности, возникшие после мирового финансового кризиса 2008 года. Таким образом, автор считает нужным отметить успешность экономической интеграции Словении в Европейский Союз.

Литература:

  1. Economic issues of Slovenia's accession to the EU/Vladimir Lavrač and Boris Majcen. — Ljubljana: Institute for EconomicResearch, — 2006, — 29 p
  2. European Bank of Reconstruction and Development.
  3. [Электронный источник]. URL: http://www.ebrd.com/where-we-are/slovenia/overview.html (дата обращения: 11.10.2018)
  4. Fink-Hafner D., Lajh D. Managing Europe from Home: The Europeanisation of the Slovenian Core Executive// OUEU PHASE I, Occasional Paper 6.1–09.03, Ljubljana. — 2003
  5. Governance index. BTI 2017. Bertelsmann Stiftung.
  6. [Электронный источник]. URL: https://www.bti-project.org/en/data/rankings/status-index/ (дата обращения: 11.10.2018)
  7. Katie Allen, Rupert Neate. Eurozone deflation deepens in January,
  8. The Guardian, 2015. [Электронный источник].
  9. URL: https://www.theguardian.com/business/2015/jan/30/eurozone-deflation-deepens-january (дата обращения: 11.10.2018)
  10. OECD. Economic Forecast Summary for Slovenia, 2017. [Электронный источник]. URL: https://www.oecd.org/eco/outlook/economic-forecast-summary-slovenia-oecd-economic-outlook.pdf (дата обращения: 11.10.2018)
  11. Status index. BTI 2017. Bertelsmann Stiftung. [Электронный источник]. URL: https://www.bti-project.org/en/data/rankings/status-index/
  12. (дата обращения: 11.10.2018)
  13. The World Bank / World Development Indicators (WDI). [Электронный ресурс]. — URL: http://data.worldbank.org (дата обращения: 11.10.2018)
  14. Всемирная книга фактов ЦРУ. [Электронный источник].
  15. URL: https://www.cia.gov/Library/publications/the-world-factbook/geos/si.html (дата обращения: 11.10.2018)
  16. Европейская Комиссия. Доклад «Передовой опыт в реализации ЕС региональной политики сплоченности: уроки, извлеченные в Словении», 2012. — 35 с.
  17. Европейская Комиссия. Итоговый отчет по оценке итогов программы помощи PHARE Болгарии, Кипру, Чехии, Эстонии, Венгрии, Латвии, Литве, Мальте, Польше, Румынии, Словакии и Словении — 2015–349 с.
  18. Мельвиль А. Ю. Как измерять и сравнивать уровни демократического развития в разных странах? (По материалам исследовательского проекта «Политический атлас современности»)/ А. Ю. Мельвиль, М. В. Ильин, Е. Ю. Мелешкина и др.; Научно-координационный совет по международным исследованиям МГИМО (У) МИД России. — М.: МГИМО-Университет, 2008–135 с. (Книги и брошюры НКСМИ).
Основные термины (генерируются автоматически): Словения, Европейский Союз, момент вступления, словенская экономика, экономическая интеграция Словении, Всемирный Банк, докризисный уровень, европейская экономическая интеграция, мировой финансовый кризис, рыночная экономика.


Похожие статьи

Подоходное налогообложение как отражение налоговой культуры общества (на примере Франции и России)

Религиозные организации как факторы обеспечения национальной безопасности (на примере Украины)

Роль государственной финансовой поддержки семей с детьми в стимулировании рождаемости (на примере Беларуси, России и Украины)

Правовое регулирование параллельного импорта в Европе на примере Европейского Союза и Швейцарии

Финансовая самостоятельность региональных и местных бюджетов (на примере Брянской области)

Конституционно-правовые основы местного самоуправления в странах Центральной и Юго-Восточной Европы (на примере Республики Польша и Румынии)

Эксклавность региона как важнейший фактор развития и поддержки предпринимательства (на примере Калининградской области)

Факторы межличностного доверия в современной России (на примере Тюменской области)

Внешняя торговля регионов и пути ее совершенствования (на примере Белгородской и Курской областей)

Стратегическое планирование развития трансграничной инновационной системы (на примере Черноморского региона)

Похожие статьи

Подоходное налогообложение как отражение налоговой культуры общества (на примере Франции и России)

Религиозные организации как факторы обеспечения национальной безопасности (на примере Украины)

Роль государственной финансовой поддержки семей с детьми в стимулировании рождаемости (на примере Беларуси, России и Украины)

Правовое регулирование параллельного импорта в Европе на примере Европейского Союза и Швейцарии

Финансовая самостоятельность региональных и местных бюджетов (на примере Брянской области)

Конституционно-правовые основы местного самоуправления в странах Центральной и Юго-Восточной Европы (на примере Республики Польша и Румынии)

Эксклавность региона как важнейший фактор развития и поддержки предпринимательства (на примере Калининградской области)

Факторы межличностного доверия в современной России (на примере Тюменской области)

Внешняя торговля регионов и пути ее совершенствования (на примере Белгородской и Курской областей)

Стратегическое планирование развития трансграничной инновационной системы (на примере Черноморского региона)

Задать вопрос